СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по лабораторной работе "Строение корня"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по лабораторной работе "Строение корня"»

Что вы видите на картинках? Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на занятии?

Что вы видите на картинках?

Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на занятии?

Строение и функции корня. 6 класс

Строение и функции корня.

6 класс

Цель урока : формирование представления о строении корня и о том, что растительный организм является целостным организмом, где каждый орган имеет свою функцию и строение.

Цель урока : формирование представления о строении корня и о том, что растительный организм является целостным организмом, где каждый орган имеет свою функцию и строение.

Корень – осевой вегетативный орган растения. Он обладает неограниченным верхушечным ростом и радиальной симметрией, с положительным геотропизмом (растет верхушкой вниз). Рис. 1 Внутреннее строение корня

Корень – осевой вегетативный орган растения. Он обладает неограниченным верхушечным ростом и радиальной симметрией, с положительным геотропизмом (растет верхушкой вниз).

Рис. 1 Внутреннее строение корня

Корневые волоски — выросты клеток особой покровной (всасывающей) ткани корня, благодаря которым многократно увеличивается его всасывающая поверхность. Корневая система — совокупность всех корней растения. Различают стержневую и мочковатую корневые системы.

Корневые волоски — выросты клеток особой покровной (всасывающей) ткани корня, благодаря которым многократно увеличивается его всасывающая поверхность.

Корневая система — совокупность всех корней растения. Различают стержневую и мочковатую корневые системы.

Корневой чехлик — колпачок на кончике корня, защищающий образовательную ткань, находящуюся на кончике корня, от повреждения твёрдыми частицами почвы. Также корневой чехлик выделяет слизь, способствующую продвижению корня в почве. Верхушка корня всегда прикрыта корневым чехликом.  Он состоит из постоянно обновляющихся, тонкостенных живых клеток.  Надежно защищает нежные делящиеся клетки от повреждения  твердыми частицами почвы. Когда корень продвигается в почве,  старые клетки слущиваются, а новые нарастают.

Корневой чехлик — колпачок на кончике корня, защищающий образовательную ткань, находящуюся на кончике корня, от повреждения твёрдыми частицами почвы. Также корневой чехлик выделяет слизь, способствующую продвижению корня в почве.

Верхушка корня всегда прикрыта корневым чехликом. Он состоит из постоянно обновляющихся, тонкостенных живых клеток. Надежно защищает нежные делящиеся клетки от повреждения твердыми частицами почвы. Когда корень продвигается в почве, старые клетки слущиваются, а новые нарастают.

Наружные клетки корневого чехлика выделяют слизь, облегчающую продвижение корня в почве. У водных растений корневого чехлика нет, вместо него имеется другое образование – водяной кармашек. В клетках находятся кристаллы, с помощью их корень чувствует центр Земли – положительный геотропизм. Рис. 2 Положительный геотропизм корня

Наружные клетки корневого чехлика выделяют слизь, облегчающую продвижение корня в почве. У водных растений корневого чехлика нет, вместо него имеется другое образование – водяной кармашек. В клетках находятся кристаллы, с помощью их корень чувствует центр Земли – положительный геотропизм.

Рис. 2 Положительный геотропизм корня

Зона деления – это клетки, постоянно делящиеся, т.е. образовательная ткань. Эта зона очень маленькая, и составляет около 1 мм. За счет нее корень растет в длину. Зона растяжения (роста) – гладкий участок корня протяженностью 6-9 мм – располагается выше зоны деления. Клетки в этой зоне интенсивно растут, вытягиваются по длине корня и начинают дифференцироваться. Деление почти отсутствует.

Зона деления – это клетки, постоянно делящиеся, т.е. образовательная ткань. Эта зона очень маленькая, и составляет около 1 мм. За счет нее корень растет в длину.

Зона растяжения (роста) – гладкий участок корня протяженностью 6-9 мм – располагается выше зоны деления. Клетки в этой зоне интенсивно растут, вытягиваются по длине корня и начинают дифференцироваться. Деление почти отсутствует.

Зона всасывания , называемая также зоной корневых волосков – следующая зона корня. Рис. 3 Строение корневого волоска

Зона всасывания , называемая также зоной корневых волосков – следующая зона корня.

Рис. 3 Строение корневого волоска

Продолжительность – до нескольких сантиметров. Отличительное свойство этой зоны – наличие корневых волосков – выростов клеток кожицы корня размером от 1-2 мм до 20 мм. Эти волоски в десятки раз увеличивают площадь всасывающей зоны корней. Внешне корневые волоски выглядят как нежный белый пушок. Продолжительность жизни корневых волосков – 10-20 дней.

Продолжительность – до нескольких сантиметров. Отличительное свойство этой зоны – наличие корневых волосков – выростов клеток кожицы корня размером от 1-2 мм до 20 мм. Эти волоски в десятки раз увеличивают площадь всасывающей зоны корней. Внешне корневые волоски выглядят как нежный белый пушок. Продолжительность жизни корневых волосков – 10-20 дней.

В зоне корневых волосков происходит активное всасывание воды с растворенными минеральными веществами. Клетки корневых волосков при этом работают как маленькие насосы. Рис. 4 Поперечный срез корня в зоне всасывания

В зоне корневых волосков происходит активное всасывание воды с растворенными минеральными веществами. Клетки корневых волосков при этом работают как маленькие насосы.

Рис. 4 Поперечный срез корня в зоне всасывания

Зона проведения (боковых корней ) – находится выше зоны корневых волосков. Это самая длинная и прочная часть корня с хорошо развитыми проводящими тканями. Здесь осуществляется транспорт веществ. Вверх поднимается вода с растворенными минеральными веществами, а вниз передвигаются органические вещества из листьев, необходимые для жизнедеятельности клеток корня. В зоне проведения образуются боковые корни. Вверх поднимается вода с растворенными минеральными веществами, а вниз передвигаются органические вещества из листьев, необходимые для жизнедеятельности клеток корня. В зоне проведения образуются боковые корни.

Зона проведения (боковых корней ) – находится выше зоны корневых волосков. Это самая длинная и прочная часть корня с хорошо развитыми проводящими тканями. Здесь осуществляется транспорт веществ. Вверх поднимается вода с растворенными минеральными веществами, а вниз передвигаются органические вещества из листьев, необходимые для жизнедеятельности клеток корня. В зоне проведения образуются боковые корни.

Вверх поднимается вода с растворенными минеральными веществами, а вниз передвигаются органические вещества из листьев,

необходимые для жизнедеятельности клеток корня.

В зоне проведения образуются боковые корни.

Зона корня Ткань Корневой чехлик Покровная Зона деления Образовательная (меристема) Зона роста Образовательная (меристема) Зона всасывания Покровная Зона проведения Проведения

Зона корня

Ткань

Корневой чехлик

Покровная

Зона деления

Образовательная (меристема)

Зона роста

Образовательная (меристема)

Зона всасывания

Покровная

Зона проведения

Проведения

Лабораторная работа № 1  Внутреннее строение корня в связи с его функциями   Цель: рассмотреть внутреннее строение корня и показать его взаимосвязь с выполняемыми функциями. Оборудование: проросшие семена; микропрепараты «Строение корня»; препаровальные наборы; лупы; микроскопы; рисунки «Клеточное строение корня», «Корень и его зоны». Техника безопасности: быть осторожным при работе с лупой, микроскопом и препаровальной иглой. Ход работы 1.Рассмотрите с помощью лупы корешок на проросшем семени. Каково строение и цвет кончика корня? 2.Как можно определить зону всасывания?

Лабораторная работа № 1 Внутреннее строение корня в связи с его функциями

Цель: рассмотреть внутреннее строение корня и показать его взаимосвязь с выполняемыми функциями.

Оборудование: проросшие семена; микропрепараты «Строение корня»; препаровальные наборы; лупы; микроскопы; рисунки «Клеточное строение корня», «Корень и его зоны».

Техника безопасности: быть осторожным при работе с лупой, микроскопом и препаровальной иглой.

Ход работы

1.Рассмотрите с помощью лупы корешок на проросшем семени. Каково строение и цвет кончика корня?

2.Как можно определить зону всасывания?

3.Рассмотрите микропрепарат «Строение корня». Найдите корневой чехлик, зону деления, корневые волоски. 4.Укажите, что изображено на рисунке. Сделайте обозначения и зарисуйте рисунок в тетрадь.

3.Рассмотрите микропрепарат «Строение корня». Найдите корневой чехлик, зону деления, корневые волоски.

4.Укажите, что изображено на рисунке. Сделайте обозначения и зарисуйте рисунок в тетрадь.

5.Прочитайте в методических рекомендациях об особенностях внутреннего строения корня в связи с его функциями. 6.Зарисуйте в тетради внутреннее строение корня. Обозначьте на рисунке его составные части.

5.Прочитайте в методических рекомендациях об особенностях внутреннего строения корня в связи с его функциями.

6.Зарисуйте в тетради внутреннее строение корня. Обозначьте на рисунке его составные части.

7.Результаты исследований оформите в виде таблицы. Сформулируйте и запишите вывод по работе. Зоны корня Ткани 1. Корневой чехлик Особенности строения клеток 2. Зона деления Функции 3. Зона растяжения 4. Зона всасывания 5. Зона проведения

7.Результаты исследований оформите в виде таблицы. Сформулируйте и запишите вывод по работе.

Зоны корня

Ткани

1. Корневой чехлик

Особенности строения клеток

2. Зона деления

Функции

3. Зона растяжения

4. Зона всасывания

5. Зона проведения

Проблемные вопросы Шестиклассник, рассмотрев кончик корешка под микроскопом сказал: «У корешка какой-то неряшливый, неопрятный вид, особенно верхушка на которой одета «шапочка», клетки наружного слоя неплотно прилегают друг к другу, а отдельные совсем оторваны».  Какую «шапочку» увидел ученик?  Почему «шапочка» была действительно неряшливой, а клетки ее отставали друг от друга? Что вы можете сказать о клетках наружного слоя? Сможет ли расти корешок в почве, если снять чехлик? Почему?

Проблемные вопросы

Шестиклассник, рассмотрев кончик корешка под микроскопом сказал: «У корешка какой-то неряшливый, неопрятный вид, особенно верхушка на которой одета «шапочка», клетки наружного слоя неплотно прилегают друг к другу, а отдельные совсем оторваны».

Какую «шапочку» увидел ученик? Почему «шапочка» была действительно неряшливой, а клетки ее отставали друг от друга? Что вы можете сказать о клетках наружного слоя? Сможет ли расти корешок в почве, если снять чехлик? Почему?

Рефлексия - Познание начинается с удивления (Аристотель) - Как приятно знать, что я что-то узнал (Мольер) - Скажи мне - и я забуду, покажи мне - я запомню, вовлеки меня- и я научусь (Конфуций) С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность на уроке? Расскажите, кто вам больше подходит и поясните, почему?

Рефлексия

- Познание начинается с удивления (Аристотель)

- Как приятно знать, что я что-то узнал (Мольер)

- Скажи мне - и я забуду, покажи мне - я запомню, вовлеки меня- и я научусь (Конфуций)

С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность на уроке? Расскажите, кто вам больше подходит и поясните, почему?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!