СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по химии на тему Неметаллы. Общая характеристика. (9 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по химии на тему Неметаллы. Общая характеристика. (9 класс)»

Неметаллы Общая характеристика Кислород и кремний составляют 76% от массы земной коры (О – 49%, Si – 27%). C, H, O, N, P, S – биогенные элементы, составляют 98,5% от массы растений и 97,6% от массы тела человека.

Неметаллы

Общая характеристика

Кислород и кремний составляют 76% от массы земной коры (О – 49%, Si – 27%).

C, H, O, N, P, S – биогенные элементы, составляют 98,5% от массы растений

и 97,6% от массы тела человека.

Строение атомов НеМ. 1. Элементы расположены в главных подгруппах III –VIII групп. 2. На последнем уровне 4 – 7 (8) электронов. 3. Радиус атома: уменьшается  растёт  4. Неметаллические свойства: в периоде – увеличиваются, в группе – уменьшаются. 5. Высокая электроотрицательность (в периоде увеличивается, в группе уменьшается). 6. Принимают электроны и отдают. 7. НеМ → кислотный оксид → кислота 8. Летучие водородные соединения  (кислоты, основания и безразличные)

Строение атомов НеМ.

1. Элементы расположены в главных подгруппах III –VIII групп.

2. На последнем уровне 4 – 7 (8) электронов.

3. Радиус атома: уменьшается

растёт

4. Неметаллические свойства: в периоде – увеличиваются, в группе – уменьшаются.

5. Высокая электроотрицательность (в периоде увеличивается, в группе уменьшается).

6. Принимают электроны и отдают.

7. НеМ → кислотный оксид → кислота

8. Летучие водородные соединения

(кислоты, основания и безразличные)

Характеристики сравнения Атомы металлов Количество электронов на внешнем уровне Радиус атома Атомы неметаллов Электроотрицательность Способность отдавать и принимать электроны с целью завершения внешнего энергетического уровня По периоду – уменьшается, по группе - возрастает По периоду – возрастает, по группе - уменьшается Способны только отдавать электроны Более склонны принимать электроны, чем отдавать их " width="640"

Атомы металлов и неметаллов.

Задание :

Сравните строение электронных оболочек и атомные характеристики (радиус, электроотрицательность, способность отдавать и принимать электроны) металлов и неметаллов.

1 – 3 4 и более

Характеристики сравнения

Атомы металлов

Количество электронов на внешнем уровне

Радиус атома

Атомы неметаллов

Электроотрицательность

Способность отдавать и принимать электроны с целью завершения внешнего энергетического уровня

По периоду – уменьшается, по группе - возрастает

По периоду – возрастает, по группе - уменьшается

Способны только отдавать электроны

Более склонны принимать электроны, чем отдавать их

Простые вещества - неметаллы.     Задание : Определите вид химической связи в молекулах N 2 , O 2 , Cl 2 , составьте схемы её образования, укажите её особенности.     Химическая связь – ковалентная неполярная: 1. Образуется при помощи общих электронных пар. 2. Обобществлённые электроны в равной степени принадлежат связываемым атомам.

Простые вещества - неметаллы.

Задание :

Определите вид химической связи в молекулах N 2 , O 2 , Cl 2 , составьте схемы её образования, укажите её особенности.

Химическая связь – ковалентная неполярная:

1. Образуется при помощи общих электронных пар.

2. Обобществлённые электроны в равной степени принадлежат связываемым атомам.

Кристаллические решетки. Натрий Na (металлическая) Йод I 2 (молекулярная)  Алмаз (углерод) С атомная

Кристаллические решетки.

Натрий Na (металлическая)

Йод I 2 (молекулярная)

Алмаз (углерод) С атомная

Металлы Тип химической связи Неметаллы Металлическая Кристаллическая решетка Ковалентная неполярная Металлическая Молекулярная или атомная

Металлы

Тип химической связи

Неметаллы

Металлическая

Кристаллическая решетка

Ковалентная неполярная

Металлическая

Молекулярная или атомная

Типы кристаллических решеток неметаллов. Частицы в узлах решетки Молекулярная Атомная Молекулы Связь между частицами Атомы Слабые межмолекулярные взаимодействия Примеры Физические свойства Прочная ковалентная связь  O 2 N 2 F 2 S 2 I 2 C Si B Малая прочность Низкие температуры кипения и плавления Высокие температуры кипения и плавления Высокая летучесть

Типы кристаллических решеток неметаллов.

Частицы в узлах решетки

Молекулярная

Атомная

Молекулы

Связь между частицами

Атомы

Слабые межмолекулярные взаимодействия

Примеры

Физические свойства

Прочная ковалентная связь

O 2 N 2 F 2 S 2 I 2

C Si B

Малая прочность

Низкие температуры кипения и плавления

Высокие температуры кипения и плавления

Высокая летучесть

Агрегатное состояние неметаллов. Газы Жидкие Твердые  I 2 , P 4 , C, Br 2 Si, B, S 8 Не, N 2 , Н 2 , Cl 2 , O 2 , O 3

Агрегатное состояние неметаллов.

Газы

Жидкие

Твердые

I 2 , P 4 , C,

Br 2

Si, B, S 8

Не, N 2 , Н 2 ,

Cl 2 , O 2 , O 3

Цвет неметаллов. ЧЕРНЫЙ  БЕЛЫЙ  ГРАФИТ  ФОСФОР ФОСФОР ЖЕЛТО-ЗЕЛЕНЫЙ ХЛОР

Цвет неметаллов.

ЧЕРНЫЙ

БЕЛЫЙ

ГРАФИТ

ФОСФОР

ФОСФОР

ЖЕЛТО-ЗЕЛЕНЫЙ

ХЛОР

Цвет неметаллов. ФИОЛЕТОВЫЙ КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ФОСФОР СЕРА ЙОД Бесцветный УГЛЕРОД

Цвет неметаллов.

ФИОЛЕТОВЫЙ

КРАСНЫЙ

ЖЕЛТЫЙ

ФОСФОР

СЕРА

ЙОД

Бесцветный

УГЛЕРОД

Температура плавления 3 800 0 С – у графита - 210 0 С - азота

Температура плавления

3 800 0 С – у графита

- 210 0 С - азота

Сравнение простых веществ. Физические свойства Металлы 1. Состояние при обычных условиях Неметаллы Твердое 2. Цвет (кроме ртути) Различное (твердые, жидкие и газы) Серый 3. Блеск 4. Пластичность или хрупкость Различный Есть Нет Пластичные, ковкие 5. Тепло- и электропроводность Хрупкие Да Нет (кроме графита)

Сравнение простых веществ.

Физические свойства

Металлы

1. Состояние при обычных условиях

Неметаллы

Твердое

2. Цвет

(кроме ртути)

Различное (твердые, жидкие и газы)

Серый

3. Блеск

4. Пластичность или хрупкость

Различный

Есть

Нет

Пластичные, ковкие

5. Тепло- и электропроводность

Хрупкие

Да

Нет (кроме графита)

Химические свойства неметаллов Преобладают окислительные свойства: В соответствии с численными значениями относительной ЭО окислительные способности неметаллов увеличиваются в следующем порядке:

Химические свойства неметаллов

Преобладают окислительные свойства:

В соответствии с численными значениями относительной ЭО окислительные способности неметаллов увеличиваются в следующем порядке:

Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства неметаллов:  1. Реагируют с металлами:  2K + S ⁰  = K₂S ⁻²   3Ca + N₂ ⁰ = Ca₃N₂ ⁻³  2Fe + 3 Cl₂ ⁰  = 2 FeCl⁻₃  2. Реагируют с водородом:  H₂ + S ⁰  = H₂S⁻²  N₂ ⁰  + 3H₂ = 2N⁻³H₃  3H₂ ⁰ + WO₃ = 3H₂O + W  3. Реагируют с некоторыми сложными веществами,  C ⁻⁴ H₄ ⁺ + 2 O₂ ⁰  = C⁺⁴O₂⁻² + 2 H₂⁺O ⁻² 2 KI⁻ + Cl₂ ⁰  = 2 K Cl ⁻ + I₂ ⁰

Химические свойства неметаллов.

Окислительные свойства неметаллов:

1. Реагируют с металлами:

2K + S = K₂S ⁻²

3Ca + N₂ = Ca₃N₂ ⁻³

2Fe + 3 Cl₂ = 2 FeCl⁻₃

2. Реагируют с водородом:

H₂ + S = H₂S⁻²

N₂ + 3H₂ = 2N⁻³H₃

3H₂ + WO₃ = 3H₂O + W

3. Реагируют с некоторыми сложными веществами,

C ⁻⁴ H₄+ 2 O₂ = C⁺⁴O₂⁻² + 2 H₂⁺O ⁻²

2 KI⁻ + Cl₂ = 2 K Cl ⁻ + I₂

Химические свойства неметаллов   Задание :  Запишите уравнения реакций взаимодействия:  1) алюминия и йода 2) фосфора и кислорода  Расставьте степени окисления элементов в веществах, покажите при помощи стрелки переход электронов, укажите окислитель и восстановитель: 2Al 0 + 3I 2 0 = 2Al +3 I 3 -1  6 ē  восстановитель окислитель 4P 0 + 5O 2 0 = 2P 2 +5 O 5 -2   20 ē  восстановитель окислитель

Химические свойства неметаллов

Задание :

Запишите уравнения реакций взаимодействия:

1) алюминия и йода 2) фосфора и кислорода

Расставьте степени окисления элементов в веществах, покажите при помощи стрелки переход электронов, укажите окислитель и восстановитель:

2Al 0 + 3I 2 0 = 2Al +3 I 3 -1

6 ē

восстановитель окислитель

4P 0 + 5O 2 0 = 2P 2 +5 O 5 -2

20 ē

восстановитель окислитель

Самостоятельная работа 1.Допишите уравнения реакций :  Na + Br₂ → ?  Mg + P → ?  Na + Si → ?  H₂ + Cl ₂ → ?  P + Cl₂ → ?  2Na + Br₂⁰ = 2 Na Br ⁻ 3Mg + 2P⁰ = Mg₃ P₂⁻³  4Na + Si⁰ = Na₄ Si⁻⁴ H₂ + Cl₂⁰ = 2H Cl ⁻ 2P + 5Cl₂⁰ = 2P Cl ₅⁻

Самостоятельная работа

1.Допишите уравнения реакций :

Na + Br₂ → ?

Mg + P → ?

Na + Si → ?

H₂ + Cl ₂ → ?

P + Cl₂ → ?

2Na + Br₂⁰ = 2 Na Br

3Mg + 2P⁰ = Mg₃ P₂⁻³

4Na + Si⁰ = Na₄ Si⁻⁴

H₂ + Cl₂⁰ = 2H Cl

2P + 5Cl₂⁰ = 2P Cl ₅⁻

Самостоятельная работа 2.Допишите уравнения реакций :  Si + F₂→   H₂ + WO₃ →   Li + N₂ →     Si + 2F₂ = SiF₄ 3H₂ + WO₃ = 3H₂O + W   6Li  + N₂ = 2Li₃N

Самостоятельная работа

2.Допишите уравнения реакций :

Si + F₂→

H₂ + WO₃ →

Li + N₂ →

Si + 2F₂ = SiF₄

3H₂ + WO₃ = 3H₂O + W

6Li + N₂ = 2Li₃N

Аллотропия Аллотропия – это способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ. Причина аллотропии: Различный состав молекул простого вещества. Разная структура и разные типы кристаллических решёток.

Аллотропия

Аллотропия – это способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ.

Причина аллотропии:

  • Различный состав молекул простого вещества.
  • Разная структура и разные типы кристаллических решёток.

Аллотропия. Разный состав молекул О - кислород Кислород Озон

Аллотропия.

Разный состав молекул

О - кислород

Кислород

Озон

Озон О 3 Светло - синий газ с сильным запахом. Имеет запах свежести. Появляется после грозы. Содержится в воздухе сосновых лесов и морского побережья

Озон О 3

Светло - синий газ с сильным запахом.

Имеет запах свежести.

Появляется после грозы.

Содержится в воздухе сосновых лесов и морского побережья

Получение озона в лаборатории. Получают в специальных приборах – озонаторах при действии на кислород электрическим разрядом без искр

Получение озона в лаборатории.

Получают в специальных приборах – озонаторах при действии на кислород электрическим разрядом без искр

Значение озона для Земли. Озоновый слой расположен на высоте 20 – 25 км. Задерживает ультрафиолетовые лучи, которые разрушительно действуют на клетки живых организмов

Значение озона для Земли.

Озоновый слой расположен на высоте 20 – 25 км.

Задерживает ультрафиолетовые лучи, которые разрушительно действуют на клетки живых организмов

Аллотропия. Разная структура кристаллических решеток С - углерод Тетраэдр Слоистая

Аллотропия.

Разная структура кристаллических решеток

С - углерод

Тетраэдр

Слоистая

Аллотропия. Разное типы кристаллических решеток. Р - фосфор Красный фосфор - атомная Белый фосфор - молекулярная

Аллотропия.

Разное типы кристаллических решеток.

Р - фосфор

Красный фосфор - атомная

Белый фосфор - молекулярная

Состав воздуха

Состав воздуха

Постоянные составные воздуха. Азот Кислород Благородные газы

Постоянные составные воздуха.

Азот

Кислород

Благородные газы

Переменные составные воздуха. Углекислый газ Водяные пары Озон

Переменные составные воздуха.

Углекислый газ

Водяные пары

Озон

Случайные составные воздуха. Пыль Микроорганизмы Пыльца растений Оксиды серы и азота

Случайные составные воздуха.

Пыль

Микроорганизмы

Пыльца растений

Оксиды серы и азота

1.Какого газа ( по объему) больше всего в атмосфере Земли ?  А З О Т А 2.Какого элемента-неметалла ( по массе) больше всего в литосфере?  К И С Л О Р О Д А 3.Атомов какого элемента-неметалла (по массе) больше всего в живых организмах ?  К И С Л О Р О Д А

1.Какого газа ( по объему) больше всего в атмосфере Земли ?

А З О Т А

2.Какого элемента-неметалла ( по массе) больше всего в литосфере?

К И С Л О Р О Д А

3.Атомов какого элемента-неметалла (по массе) больше всего в живых организмах ?

К И С Л О Р О Д А

4. В доме выше всех живем, вдвоем тепло и свет даем.  ВОДОРОД И ГЕЛИЙ 5. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается.  АЗОТ 6. Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.  ЙОД 7. Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.  ГРАФИТ (С) В КАРАНДАШЕ 8. Гордится уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным. АЛМАЗ, ГРАФИТ

4. В доме выше всех живем, вдвоем тепло и свет даем.

ВОДОРОД И ГЕЛИЙ

5. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается.

АЗОТ

6. Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.

ЙОД

7. Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.

ГРАФИТ (С) В КАРАНДАШЕ

8. Гордится уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным.

АЛМАЗ, ГРАФИТ

9. Прокаленный уголек дышать пожарнику помог.  АКТИВИРОВАННЫЙ УГОЛЬ 10. Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться.  БЕЛЫЙ И КРАСНЫЙ ФОСФОР 11. Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград.  СЕРА 12. Какой неметалл является лесом?  БОР 13. Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать?  ВОДОРОД, КИСЛОРОД, УГЛЕРОД

9. Прокаленный уголек дышать пожарнику помог.

АКТИВИРОВАННЫЙ УГОЛЬ

10. Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться.

БЕЛЫЙ И КРАСНЫЙ ФОСФОР

11. Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград.

СЕРА

12. Какой неметалл является лесом?

БОР

13. Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать?

ВОДОРОД, КИСЛОРОД, УГЛЕРОД

1. Неметаллы, расположенные в порядке усиления их неметалличности, - это азот, углерод, бор 2) сера, хлор, фтор 3) фтор, кислород, хлор 4) бор, кремний, водород 2. Неметаллические свойства элементов в ряду: углерод- азот- кислород-фтор: не изменяются усиливаются ослабевают 4) изменяются периодически Т Е С Т.

1. Неметаллы, расположенные в порядке

усиления их неметалличности, - это

  • азот, углерод, бор

2) сера, хлор, фтор

3) фтор, кислород, хлор

4) бор, кремний, водород

2. Неметаллические свойства элементов в ряду: углерод- азот- кислород-фтор:

  • не изменяются
  • усиливаются
  • ослабевают

4) изменяются периодически

Т Е С Т.

3. Ковалентная полярная связь образуется в соединении:  1) NaCl 2) 3) P₄ 4) BaCl₂  Т Е С Т. NH₃ 4. Простое вещество сера -S реагирует с каждым из веществ ряда:  1) HCl, Na, O₂ 2) Mg, O₂, H₂  3) K, Zn, Na₂SO₄  4) Al, H₂O, O₂

3. Ковалентная полярная связь образуется в соединении:

1) NaCl 2) 3) P₄ 4) BaCl₂

Т Е С Т.

NH₃

4. Простое вещество сера -S реагирует с каждым из веществ ряда:

1) HCl, Na, O₂

2) Mg, O₂, H₂

3) K, Zn, Na₂SO₄

4) Al, H₂O, O₂


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!