СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории России "Культура СССР в 60-80-е гг." для 11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учащимся 11 класса освоить тему "Культура СССР в эпоху "застоя"". Составлена в соответствии с учкбником "История России" 2 часть под ред. Торкунова

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории России "Культура СССР в 60-80-е гг." для 11 класса»

План урока. 1.Кризис официальной идеологии. 2.Движение диссидентов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». 4.Развитие художественной культуры. 5.Система образования.

План урока.

1.Кризис официальной идеологии.

2.Движение диссидентов.

3.Борьба с «Буржуазной культурой».

4.Развитие художественной культуры.

5.Система образования.

Задание на урок. Докажите двойственный характер советской культуры в период «Застоя»?

Задание на урок.

Докажите двойственный характер советской культуры в период «Застоя»?

1.Кризис официальной идеологии. Л.И.Брежнев и М.А.Суслов. Разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало до верять властям. Люди стали терять веру не только в конечную веру, но и стимулы к труду. В 80 г. ком- ммунизм так и не был построен и власти выдвину-ли новую концепцию- «дальнейшего совершенст-вования развитого социализма». Это означало на-чало серьезного кризиса официальной идеологии.

1.Кризис официальной идеологии.

Л.И.Брежнев

и М.А.Суслов.

Разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало до верять властям. Люди стали терять веру не только в конечную веру, но и стимулы к труду. В 80 г. ком- ммунизм так и не был построен и власти выдвину-ли новую концепцию- «дальнейшего совершенст-вования развитого социализма». Это означало на-чало серьезного кризиса официальной идеологии.

 «» Концепция «развитого социализма» Положения Концепции 1967 г.: 1.полная и относительная однородность советского общества 2. окончательное решение национального вопроса 3. отсутствие противоречий внутри общества. Построении индустриального общества в СССР Перспектива построения коммунизма переведена в теоретическую плоскость, отодвигая на долгие времена.

«»

Концепция «развитого социализма»

Положения Концепции 1967 г.:

1.полная и относительная однородность советского общества

2. окончательное решение национального вопроса

3. отсутствие противоречий внутри общества.

Построении индустриального общества в СССР

Перспектива построения коммунизма переведена в теоретическую плоскость, отодвигая на долгие времена.

Литература: застой Со второй половины 60-х гг. были приглушены, а затем приостановлены критика Сталина и разоблачения государственного террора в сталинский период. Руководители партийных организаций выступали с требованиями «не печатать тех произведений, которые искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм и упадничество». В литературе стали утверждаться «производственная», историко-революционная и военно-патриотическая темы.

Литература: застой

Со второй половины 60-х гг. были приглушены, а затем приостановлены критика Сталина и разоблачения государственного террора в сталинский период. Руководители партийных организаций выступали с требованиями «не печатать тех произведений, которые искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм и упадничество».

В литературе стали утверждаться «производственная», историко-революционная и военно-патриотическая темы.

Признаки застоя в художественной культуре. «Производственная тематика» Государственные заказы на постановки Цензурный пресс (фильмы «на полку», книги «в стол») Контроль за СМИ и учреждениями культуры Борьба с формализмом и влиянием с Запада (восстановление «железного занавеса»)

Признаки застоя в художественной культуре.

  • «Производственная тематика»
  • Государственные заказы на постановки
  • Цензурный пресс (фильмы «на полку», книги «в стол»)
  • Контроль за СМИ и учреждениями культуры
  • Борьба с формализмом и влиянием с Запада (восстановление «железного занавеса»)

2.Движение диссидентов. А.Д.Сахаров А.Солженицын В н.60-х гг. часть интеллигенции, осознав идейный кризис коммунистической идеологии, начала говорить об обновлении марксизма-ленинизма. Вскоре в стране возникло диссидентское движение. Оно включало 3 направления: правозащитное, национальное и религиозное. Диссидентство было представлено либерализмом (А.Сахаров выдвинул идею конвергенции - объединения социализма и капитализма) и национализмом (А.Солженицын выступал за возрождение национального государства.

2.Движение диссидентов.

А.Д.Сахаров

А.Солженицын

В н.60-х гг. часть интеллигенции, осознав идейный кризис коммунистической идеологии, начала говорить об обновлении марксизма-ленинизма. Вскоре в стране возникло диссидентское движение. Оно включало 3 направления: правозащитное, национальное и религиозное. Диссидентство было представлено либерализмом (А.Сахаров выдвинул идею конвергенции - объединения социализма и капитализма) и национализмом (А.Солженицын выступал за возрождение национального государства.

2.Движение диссидентов. советский диссидент. Основательница советской и российской оппозиционной праволиберальной партии «Демократический союз». Автор книг «Над пропастью во лжи», «Мой Карфаген обязан быть разрушен», «По ту сторону отчаяния», «Прощание славянки». 5 декабря 1969 года на праздничном вечере, посвящённом Дню Конституции СССР в Кремлёвском дворце съездов, перед премьерой оперы Вано Мурадели «Октябрь» (1961) Новодворская разбросала рукописные листовки с антисоветским стихотворением собственного сочинения.

2.Движение диссидентов.

советский диссидент. Основательница советской и российской оппозиционной праволиберальной партии «Демократический союз».

Автор книг «Над пропастью во лжи», «Мой Карфаген обязан быть разрушен», «По ту сторону отчаяния», «Прощание славянки». 5 декабря 1969 года на праздничном вечере, посвящённом Дню Конституции СССР в Кремлёвском дворце съездов, перед премьерой оперы Вано Мурадели «Октябрь» (1961) Новодворская разбросала рукописные листовки с антисоветским стихотворением собственного сочинения.

Культура: диссиденты, правозащитники 1965-1966 гг. – процесс «Синявского и Даниэля» За публикацию произведений за границей были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А.Синявский и Ю.Даниэль. Реакция общественности не была однозначной. Многие писатели считали процесс Даниэля и Синявского противозаконным и протестовали против их осуждения (Б. Окуджава, В. Войнович, И. Эренбург и др.). Другие выступили с обличением литераторов (М.Шолохов, К. Симонов). На Пушкинской площади прошел Митинг гласности в поддержку авторов. «Мне кажется, это – преддекабристское движение, начало жертвенных подвигов русской интеллигенции» (К.И. Чуковский).

Культура: диссиденты, правозащитники

1965-1966 гг. – процесс «Синявского и Даниэля»

За публикацию произведений за границей были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А.Синявский и Ю.Даниэль. Реакция общественности не была однозначной.

Многие писатели считали процесс Даниэля и Синявского противозаконным и протестовали против их осуждения (Б. Окуджава, В. Войнович, И. Эренбург и др.). Другие выступили с обличением литераторов (М.Шолохов, К. Симонов).

На Пушкинской площади прошел Митинг гласности в поддержку авторов.

«Мне кажется, это – преддекабристское движение, начало жертвенных подвигов русской интеллигенции» (К.И. Чуковский).

Это был первый политический процесс в послесталинский период. Он был задуман как пример и предупреждение; его главный смысл заключался, прежде всего в том, что обвиняемые были писателями, осужденными по статье 70 принятого при Хрущеве Уголовного кодекса, которая определяла состав преступления как

Это был первый политический процесс в послесталинский период. Он был задуман как пример и предупреждение; его главный смысл заключался, прежде всего в том, что обвиняемые были писателями, осужденными по статье 70 принятого при Хрущеве Уголовного кодекса, которая определяла состав преступления как "агитацию или пропаганду, проводимую с целью подрыва или ослабления Советской власти… распространения в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй". Впоследствии эта статья широко применялась для преследования различных форм диссидентства.

Реакция в кругах интеллигенции на процесс Синявского и Даниэля свидетельствовала о большом пути, пройденном ею после «дела» Пастернака: 63 члена Союза писателей, к которым присоединились 200 других представителей интеллигенции, обратились с письмом к XXIII съезду КПСС и в Президиум Верховного Совета СССР, требуя освободить писателей и отдать их на поруки.

Тем не менее за процессом Синявского и Даниэля последовали другие процессы и осуждения. В частности, были арестованы А. Гинзбург, который составил «Белую книгу» из протестов против февральского процесса 1966 года, П. Литвинов и Ю. Галансков , основатель "самиздатовского" журнала "Феникс", А. Марченко , автор первой книги о лагерях хрущевского периода ("Моё свидетельство"), широко распространявшейся в самиздате.

С апреля 1968 года диссидентскому движению удалось начать издание "Хроники текущих событий", которая подпольно выходила каждые два - три месяца, сообщая о посягательствах властей на свободу. Обезглавленная волной арестов в октябре 1972 года, редакция журнала с трудом восстановилась, и журнал стал выходить эпизодически.

Символом диссидентства стало выступление 25 августа 1968 года против советской интервенции в Чехословакию, состоявшееся на Красной площади. В нем участвовало восемь человек: студентка Т. Баева, лингвист К. Бабицкий, филолог Л. Богораз, поэт В. Делонэ, рабочий В. Дремлюга, физик П. Литвинов, искусствовед В. Файенберг и поэтесса Н. Горбаневская.

Символом диссидентства стало выступление 25 августа 1968 года против советской интервенции в Чехословакию, состоявшееся на Красной площади. В нем участвовало восемь человек: студентка Т. Баева, лингвист К. Бабицкий, филолог Л. Богораз, поэт В. Делонэ, рабочий В. Дремлюга, физик П. Литвинов, искусствовед В. Файенберг и поэтесса Н. Горбаневская.

Направления диссидентского движения

В диссидентском движении можно выделить три основных направления:

первое - гражданские движения ("политики"). Самым масштабным среди них было правозащитное движение . Его сторонники заявляли: "Защита прав человека, его основных гражданских и политических свобод, защита открытая, легальными средствами, в рамках действующих законов - составляла главный пафос правозащитного движения… Отталкивание от политической деятельности, подозрительное отношение к идеологически окрашенным проектам социального переустройства 28 мая 1969 года в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Инициаторами были физики В. Чалидзе, А. Твердохлебов и академик А.Д. Сахаров. Комитет стал первой независимой общественной организацией по правам человека, получившей официальное признание: в июле 1971 г. он стал филиалом Международной лиги прав человека - неправительственного объединения, имеющего статус консультативного органа при ООН, ЮНЕСКО и МОТ. Ко второй половине 60-х гг. относится формирование и такой формы протеста, как создание фондов материальной помощи политзаключённым и их семьям.

второе - религиозные течения (верные и свободные адвентисты седьмого дня, евангельские христиане - баптисты, православные, пятидесятники и другие);

третье - национальные движения (украинцев, литовцев, латышей, эстонцев, армян, грузин, крымских татар, евреев, немцев и других).

Этапы диссидентского движения

Сами участники движения были первыми, кто предложил периодизацию движения, в котором они видели четыре основных этапа.

Первый этап (1965 - 1972 г.г.) можно назвать периодом становления. Эти годы ознаменовались:

1) «кампанией писем» в защиту прав человека в СССР; созданием первых кружков и групп правозащитной направленности;

2) организацией первых фондов материальной помощи политзаключенным;

3) активизацией позиций советской интеллигенции не только в отношении событий в нашей стране, но и в других государствах (например, в Чехословакии в 1968 году, Польше в 1971 году и т.д.);

4) общественным протестом против ресталинизации общества; апеллированием не только к властям СССР, но и к мировой общественности (включая и международное коммунистическое движение);

5) созданием первых программных документов либерально-западнического (работа А.Д. Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе") и почвеннического ("Нобелевская лекция" А.И. Солженицына) направления;

6) массовым размахом движения (по данным КГБ за 1967 - 1971 годы было выявлено 3096 "группировок политически вредного характера"; профилактировано 13602 человека, входящих в их состав; география движения в эти годы впервые обозначила всю страну);

Усилия властей в борьбе с инакомыслием в этот период были в основном сосредоточены: - на организации в КГБ специальной структуры (Пятого управления), ориентированной на обеспечение контроля за умонастроениями и

Усилия властей в борьбе с инакомыслием в этот период были в основном сосредоточены:

- на организации в КГБ специальной структуры (Пятого управления), ориентированной на обеспечение контроля за умонастроениями и "профилактику" диссидентов;

- широком использовании для борьбы с инакомыслящими возможностей психиатрических лечебниц;

- изменении советского законодательства в интересах борьбы с диссидентами;

- пресечении связей диссидентов с заграницей.

Второй этап (1973 - 1974 годы) обычно считается периодом кризиса движения . Это состояние связывают с арестом, следствием и судом над П. Якиром и В. Красиным, в ходе которых они согласились сотрудничать с КГБ. Результатом этого стали новые аресты участников и некоторое затухание правозащитного движения. Было проведено наступление властей на самиздат. Многочисленные обыски, аресты и суды прошли в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Новосибирске, Киеве и других городах.

Третий этап (1974 - 1975 годы) принято считать периодом широкого международного признания диссидентского движения. На этот период приходятся создание советского отделения международной организации «Amnisty International»; депортации из страны А. Солженицына; присуждении Нобелевской премии А. Сахарову; возобновление выпуска «Хроники текущих событий».

Четвертый этап (1976 - 1981 годы) называют Хельсинским. В этот период создается группа содействия выполнению хельсинских соглашений в СССР во главе с Ю. Орловым . Главное содержание своей деятельности группа видела в сборе и анализе доступных ей материалов о нарушении гуманитарных статей Хельсинских соглашений и информировании о них правительств стран - участниц. Ее работа болезненно воспринималась властями не только потому, что способствовала росту правозащитного движения, но и из-за того, что после Хельсинского совещания расправиться прежними методами с диссидентами становилось намного сложнее. Важным было и то, что группа установила связи с религиозными и национальными движениями, прежде не связанными друг с другом, и стала выполнять некоторые координирующие функции. В 1977 году при МХГ была создана рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях.

1975 г. – восстание на «Сторожевом» (Балтфлот) Руководство партии и советского правительства изменило принципам революции. Нет свободы и справедливости. Единственный выход — новая коммунистическая революция…  Из заявления капитана 3-го ранга Валерия Саблина В. Саблин признан виновным по пункту «а» статьи 64 УК (измена Родине) и приговорён к смертной казни. Расстрелян в 1976 г. Москве.

1975 г. – восстание на «Сторожевом» (Балтфлот)

Руководство партии и советского правительства изменило принципам революции. Нет свободы и справедливости. Единственный выход — новая коммунистическая революция…

Из заявления капитана 3-го ранга Валерия Саблина

В. Саблин признан виновным по пункту «а» статьи 64 УК (измена Родине) и приговорён к смертной казни. Расстрелян в 1976 г. Москве.

3.Борьба с «Буржуазной культурой». В диссидентском движении власти видели влияние Запада и выдвинули те-зис об обострении клас-совой борьбы. Диссиден-тов стали представлять как «агентов влияния» Запада или как шпионов В 70-е гг. усилилась борьба с буржуазной культурой. Из репертуаров театров изымались пьесы зару-бежных авторов, отменя-лись концерты извест-ных исполнителей, запре щался прокат западных кинофильмов. Идеологическая диверсия. Плакат 70-х годов.

3.Борьба с «Буржуазной культурой».

В диссидентском движении власти видели влияние Запада и выдвинули те-зис об обострении клас-совой борьбы. Диссиден-тов стали представлять как «агентов влияния» Запада или как шпионов

В 70-е гг. усилилась борьба с буржуазной культурой. Из репертуаров театров изымались пьесы зару-бежных авторов, отменя-лись концерты извест-ных исполнителей, запре щался прокат западных кинофильмов.

Идеологическая

диверсия.

Плакат 70-х годов.

3.Борьба с «Буржуазной культурой». 1974г – выслан А. Солженицын Определенное влияние на духовную жизнь страны оказывало творчество писателей, покинувших СССР. Это, в частности, относится к документальному произведению А.И. Солженицына «Архипилаг ГУЛАГ», а также к серии его работ «Красное колесо», где автор передает свое видение истории установления советской власти.

3.Борьба с «Буржуазной культурой».

1974г – выслан А. Солженицын

Определенное влияние на духовную жизнь страны оказывало творчество писателей, покинувших СССР. Это, в частности, относится к документальному произведению А.И. Солженицына «Архипилаг ГУЛАГ», а также к серии его работ «Красное колесо», где автор передает свое видение истории установления советской власти.

Покинули страну в 70-80-е гг. АКСЕНОВ Василий Павлович.  Один из лидеров т. н. исповедальной прозы, принадлежит к поколению шестидесятников. МАКСИМОВ Владимир Емельянович Главный редактор журнала «Континент» (1974-92). НЕКРАСОВ Всеволод Николаевич Был близок к Лианозовской группе В 1980-92 в эмиграции в ФРГ. В романе «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1969-75) и его продолжении «Претендент на престол» (1979) — сатирическое осмеяние тоталитаризма ВОЙНОВИЧ Владимир Николаевич ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич, российский кинорежиссер. Фильмы: «Иваново детство», («Золотой лев» Международного кинофестиваля в Венеции), «Андрей Рублев», «Солярис» (1972, специальный приз Международного кинофестиваля в Канне), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1979), «Ностальгия» .

Покинули страну в 70-80-е гг.

АКСЕНОВ Василий Павлович.

Один из лидеров т. н. исповедальной прозы, принадлежит к поколению шестидесятников.

МАКСИМОВ Владимир Емельянович

Главный редактор журнала «Континент» (1974-92).

НЕКРАСОВ Всеволод Николаевич

Был близок к Лианозовской группе

В 1980-92 в эмиграции в ФРГ. В романе «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1969-75) и его продолжении «Претендент на престол» (1979) — сатирическое осмеяние тоталитаризма

ВОЙНОВИЧ Владимир Николаевич

ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич, российский кинорежиссер. Фильмы: «Иваново детство», («Золотой лев» Международного кинофестиваля в Венеции), «Андрей Рублев», «Солярис» (1972, специальный приз Международного кинофестиваля в Канне), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1979), «Ностальгия» .

Покинули страну в 70-80-е гг. ЛЮБИМОВ Юрий Петрович, российский театральный режиссер и актер, народный артист России РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович, русский виолончелист, дирижер ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна, российская певица (сопрано), народная артистка СССР. ГАЛИЧ (наст. фам. Гинзбург) Александр Аркадьевич. получил неофициальное признание как автор и исполнитель песен-новелл, в основном трагикомического содержания

Покинули страну в 70-80-е гг.

ЛЮБИМОВ Юрий Петрович, российский театральный режиссер и актер, народный артист России

РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович, русский виолончелист, дирижер

ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна, российская певица (сопрано), народная артистка СССР.

ГАЛИЧ (наст. фам. Гинзбург) Александр Аркадьевич.

получил неофициальное признание как автор и исполнитель песен-новелл, в основном трагикомического содержания

   «Самиздат»  способы неофициального производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР Роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова

«Самиздат»

способы неофициального производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР

Роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова

Однако существовали и другие, менее откровенные формы несогласия, которые позволяли избежать административного и даже уголовного преследования: участие в обществе защиты природы или религиозного наследия, создание разного рода обращений к

Однако существовали и другие, менее откровенные формы несогласия, которые позволяли избежать административного и даже уголовного преследования: участие в обществе защиты природы или религиозного наследия, создание разного рода обращений к "будущим поколениям" , без шансов на публикацию тогда и обнаруженных сегодня, наконец, отказ от карьеры - сколько молодых интеллигентов 70-х годов предпочли работать дворниками или истопниками.

Поэт и бард Ю. Ким писал о связи со своим последним, прошедшим с большим успехом спектаклем "Московские кухни", что брежневское время остается в памяти московских интеллигентов как годы, проведенные на кухне, за беседами "в своем кругу" на тему о том, как переделать мир. Разве не были своего рода "кухнями", пусть другого уровня, университет в Тарту, кафедра профессора В. Ядова в Ленинградском университете, Институт экономики Сибирского отделения Академии наук и другие места, официальные и неофициальные, где анекдоты об убожестве жизни и о заикании генсека перемежали споры, в которых предвосхищалось будущее?

Литература «деревенщики» Театральное искусство Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – н.1980-х гг. Музыкальное искусство Авторская песня, рок-группы Изобразительное искусство Неформалы, соц-арт, концептуалисты Литература «деревенщики» Киноискусство Интеллектуальное (авторское) кино Смеховая культура Диссидентское, правозащитное движение

Литература

«деревенщики»

Театральное искусство

Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – н.1980-х гг.

Музыкальное искусство

Авторская песня, рок-группы

Изобразительное искусство

Неформалы, соц-арт, концептуалисты

Литература

«деревенщики»

Киноискусство

Интеллектуальное (авторское) кино

Смеховая культура

Диссидентское, правозащитное движение

Противостояли официальной идеологии представители деревенской прозы РАСПУТИН Валентин Григорьевич ШУКШИН Василий Макарович АБРАМОВ Федор Александрович АСТАФЬЕВ Виктор Петрович МОЖАЕВ Борис Андреевич БЕЛОВ Василий Иванович

Противостояли официальной идеологии представители деревенской прозы

РАСПУТИН Валентин Григорьевич

ШУКШИН Василий Макарович

АБРАМОВ Федор Александрович

АСТАФЬЕВ Виктор Петрович

МОЖАЕВ Борис Андреевич

БЕЛОВ Василий Иванович

Литература: деревенская проза  Деревенская проза — направление в русской литературе 1950—1980-х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни. Эти произведения имеют огромное значение для сохранения национально русской культуры и исторической памяти. Именно писатели-деревенщики отобразили трагедию коллективизации.

Литература: деревенская проза

Деревенская проза — направление в русской литературе 1950—1980-х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни. Эти произведения имеют огромное значение для сохранения национально русской культуры и исторической памяти. Именно писатели-деревенщики отобразили трагедию коллективизации.

В произведениях В.Овечкина, Ф.Абрамова, Б.Можаева, В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева содержался протест против отчуждения человека от земли, раскрестьянивания деревни и разрушения крестьянского быта.

В произведениях В.Овечкина, Ф.Абрамова, Б.Можаева, В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева содержался протест против отчуждения человека от земли, раскрестьянивания деревни и разрушения крестьянского быта.

Писатели «деревенщики» (В. Астафьев «Последний поклон», В. Распутин «Живи и помни», В. Белов «Привычное дело», М. Потанин «На чужой стороне», произведения В. Шукшина) с ужасом увидели исчезновение русской деревни, обесценивание народной культуры, «религии труда» на земле, т.е. то, во что превратилась наша деревня в эпоху «развитого застоя». Люди изверились в жизни. Они не могут обустроиться в самой деревне, не могут найти себя в городе. Самое страшное, что нет надежды. Романы, повести и рассказы проникнуты пессимизмом, как правило, с трагическим концом (пожар, гибель героя и т.п.). Васи́лий Мака́рович Шукши́н — советский кинорежиссёр, актёр, писатель, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Лауреат Ленинской премии (1976, посмертно), Государственной премии СССР (1971) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1967).

Писатели «деревенщики» (В. Астафьев «Последний поклон», В. Распутин «Живи и помни», В. Белов «Привычное дело», М. Потанин «На чужой стороне», произведения В. Шукшина) с ужасом увидели исчезновение русской деревни, обесценивание народной культуры, «религии труда» на земле, т.е. то, во что превратилась наша деревня в эпоху «развитого застоя». Люди изверились в жизни. Они не могут обустроиться в самой деревне, не могут найти себя в городе. Самое страшное, что нет надежды. Романы, повести и рассказы проникнуты пессимизмом, как правило, с трагическим концом (пожар, гибель героя и т.п.).

Васи́лий Мака́рович Шукши́н — советский кинорежиссёр, актёр, писатель, сценарист.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Лауреат Ленинской премии (1976, посмертно), Государственной премии СССР (1971) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1967).

Многие социальные и психологические проблемы (экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах) поднимались в 70-е гг. в городской прозе . Ее связывают в первую очередь с именем писателя Ю.Трифонова. В традициях городской прозы работали также А.Битов, В.Конецкий, А.Ким, В.Токарева, Н.Садур, Ю.Поляков и др. писатели.

Многие социальные и психологические проблемы (экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах) поднимались в 70-е гг. в городской прозе . Ее связывают в первую очередь с именем писателя Ю.Трифонова. В традициях городской прозы работали также А.Битов, В.Конецкий, А.Ким, В.Токарева, Н.Садур, Ю.Поляков и др. писатели.

О проблемах нравственности писали: Ю. Бондарев Б.Васильев Ю.Трифонов

О проблемах нравственности писали:

Ю. Бондарев

Б.Васильев

Ю.Трифонов

Наибольшим читательским спросом в 70-е годы пользовались произведения А. Иванова («Вечный зов», «Повитель», «Тени исчезают в полдень», «Жизнь на грешной земле»), П. Проскурина («Имя твое», «Судьба», «Черные птицы»), А. Черкасова («Хмель», «Конь рыжий», «Черный тополь») и ряда других авторов. Массовая литература, покоящаяся на основах социалистического реализма и социалистического же гуманизма, усиленно пропагандировалась. Потеря веры в будущее, в возможность социальных преобразований, драматизм внутреннего мира – характерные черты литературы 70-х. Трагический финал становится почти нормой. Тревожно звучат произведения о молодежи, утратившей социальные и моральные ориентиры.

Наибольшим читательским спросом в 70-е годы пользовались произведения А. Иванова («Вечный зов», «Повитель», «Тени исчезают в полдень», «Жизнь на грешной земле»), П. Проскурина («Имя твое», «Судьба», «Черные птицы»), А. Черкасова («Хмель», «Конь рыжий», «Черный тополь») и ряда других авторов. Массовая литература, покоящаяся на основах социалистического реализма и социалистического же гуманизма, усиленно пропагандировалась.

Потеря веры в будущее, в возможность социальных преобразований, драматизм внутреннего мира – характерные черты литературы 70-х. Трагический финал становится почти нормой. Тревожно звучат произведения о молодежи, утратившей социальные и моральные ориентиры.

В.Быков А.Ананьев

В.Быков

А.Ананьев

Б.Васильев Ю.Бондарев

Б.Васильев

Ю.Бондарев

Авторы больше пишут о неудачах, нежели о победах, размышляют об их причинах, вспоминая и коллективизацию, и 37-й, и 39-й годы. Ставят проблемы нравственных истоков подвига, долга, чести, совести, выбора между жизнью и смертью, исследуют поведение человека в экстремальной ситуации. Вывод один – никто у человека не имеет права отнимать жизнь, ни «чужие», ни, тем более «свои» и, если перед воином стала дилемма – плен или смерть, каждый вправе выбрать первое, как меньшее из зол (вспомните два сталинских приказа военного времени). И уж тем более эти люди не могут быть ни порицаемы, ни судимы. Не удивительно, что многие произведения оказались под строжайшим запретом и стали «возвращенной» литературой лишь во второй половине 80-х.  В. Пикуль В. Гроссман

Авторы больше пишут о неудачах, нежели о победах, размышляют об их причинах, вспоминая и коллективизацию, и 37-й, и 39-й годы. Ставят проблемы нравственных истоков подвига, долга, чести, совести, выбора между жизнью и смертью, исследуют поведение человека в экстремальной ситуации.

Вывод один – никто у человека не имеет права отнимать жизнь, ни «чужие», ни, тем более «свои» и, если перед воином стала дилемма – плен или смерть, каждый вправе выбрать первое, как меньшее из зол (вспомните два сталинских приказа военного времени). И уж тем более эти люди не могут быть ни порицаемы, ни судимы. Не удивительно, что многие произведения оказались под строжайшим запретом и стали «возвращенной» литературой лишь во второй половине 80-х.

В. Пикуль

В. Гроссман

4.Развитие художественной культуры. С.Бондарчук в роли П.Безухова. Власти требовали от деятелей культуры «золотой се-редины»-отказа от «очернительства» и от «лакиро-вания действительности». Предписывалось созда-вать произведения на производственную тематику с положительным героем-партийным руководите-лем. В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С. Бондарчука, Ю. Озерова,Т. Лиозновой, А. Тарковского, Э. Рязанова, Л. Гайдая и др.

4.Развитие художественной культуры.

С.Бондарчук

в роли П.Безухова.

Власти требовали от деятелей культуры «золотой се-редины»-отказа от «очернительства» и от «лакиро-вания действительности». Предписывалось созда-вать произведения на производственную тематику с положительным героем-партийным руководите-лем.

В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С. Бондарчука, Ю. Озерова,Т. Лиозновой, А. Тарковского, Э. Рязанова, Л. Гайдая и др.

Развитие художественной культуры «Война и мир», реж. Н.Бондарчук «Освобождение», реж Ю.Озеров Кинематограф: киноэпопеи

Развитие художественной культуры

«Война и мир», реж. Н.Бондарчук

«Освобождение», реж Ю.Озеров

Кинематограф: киноэпопеи

1970-1980-е гг. – период подъёма отечественного киноискусство. Именно тогда появились советские киношедевры. Событием культурной жизни страны стала экранизация романа Л.Н. Толстого «Война и мир» режиссером С.Ф. Бондарчуком. Фильм отмечен блестящими актёрскими работами А.П. Кторова, В.В. Тихонова, Л.М. Савельевой.  С.Ф. Бондарчук А.П. Кторов В.В. Тихонов Л.М. Савельева

1970-1980-е гг. – период подъёма отечественного киноискусство. Именно тогда появились советские киношедевры. Событием культурной жизни страны стала экранизация романа Л.Н. Толстого «Война и мир» режиссером С.Ф. Бондарчуком. Фильм отмечен блестящими актёрскими работами А.П. Кторова, В.В. Тихонова, Л.М. Савельевой.

С.Ф. Бондарчук

А.П. Кторов

В.В. Тихонов

Л.М. Савельева

Развитие художественной культуры «Преступление и наказание», реж. Л.Кулиджанов «Анна Каренина», реж. А.Зархи «Гамлет», реж. Г.Козинцев Кинематограф: экранизации

Развитие художественной культуры

«Преступление и наказание», реж. Л.Кулиджанов

«Анна Каренина», реж. А.Зархи

«Гамлет», реж. Г.Козинцев

Кинематограф: экранизации

Всенародное признание получили фильмы о советских разведчиках «Мертвый сезон» (реж. С.Я. Кулиш), «Щит и меч» (реж. В.П. Басов) и «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т.М. Лиознова) С.Я. Кулиш Т.М. Лиознова В.П. Басов

Всенародное признание получили фильмы о советских разведчиках «Мертвый сезон» (реж. С.Я. Кулиш), «Щит и меч» (реж. В.П. Басов) и «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т.М. Лиознова)

С.Я. Кулиш

Т.М. Лиознова

В.П. Басов

Также были отмечены кинокартины «Начало» (реж. Г.А. Панфилов), «У озера» (реж. С.А. Герасимов), «Калина красная»(реж. В.М. Шукшин),Фильмы А.А. Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев» открыли новую страницу психологического кино. В.М. Шукшин А.А. Тарковский Г.А. Панфилов С.А. Герасимов

Также были отмечены кинокартины «Начало» (реж. Г.А. Панфилов), «У озера» (реж. С.А. Герасимов), «Калина красная»(реж. В.М. Шукшин),Фильмы А.А. Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев» открыли новую страницу психологического кино.

В.М. Шукшин

А.А. Тарковский

Г.А. Панфилов

С.А. Герасимов

Особой любовью зрителей пользовались комедии. Замечательные фильмы Л.И. Гайдая («Операция «Ы»», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука») и в наши дни пользуются у зрителя неизменным успехом. Режиссеры Г.Н. Данелия («Мимино») и Э.А. Рязанов ( «Гараж»)использовали в своих кинолентах богатую палитру комедийных средств- от тонкого, лирического юмора до открытого сарказма. Л.И. Гайдай Э.А. Рязанов Г.Н. Данелия

Особой любовью зрителей пользовались комедии. Замечательные фильмы Л.И. Гайдая («Операция «Ы»», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука») и в наши дни пользуются у зрителя неизменным успехом. Режиссеры Г.Н. Данелия («Мимино») и Э.А. Рязанов ( «Гараж»)использовали в своих кинолентах богатую палитру комедийных средств- от тонкого, лирического юмора до открытого сарказма.

Л.И. Гайдай

Э.А. Рязанов

Г.Н. Данелия

Развитие художественной культуры «Ирония судьбы…», реж. Э.Рязанов «Кавказская пленница», реж. Л.Гайдай «Мимино», реж. Г.Данелия Кинематограф: комедии

Развитие художественной культуры

«Ирония судьбы…», реж. Э.Рязанов

«Кавказская пленница», реж. Л.Гайдай

«Мимино», реж. Г.Данелия

Кинематограф: комедии

Одновременно в кино работали режиссеры, многие выдающиеся работы которых не имели в годы застоя широкой зрительской аудитории, хотя в условиях 70-х гг. все же стали известны зрителю. В их числе были А. Тарковский (Иваново детство, Зеркало, Андрей Рублев, Солярис), К. Муратова (Короткие встречи), А. Герман (Двадцать дней без войны).

Одновременно в кино работали режиссеры, многие выдающиеся работы которых не имели в годы застоя широкой зрительской аудитории, хотя в условиях 70-х гг. все же стали известны зрителю. В их числе были А. Тарковский (Иваново детство, Зеркало, Андрей Рублев, Солярис), К. Муратова (Короткие встречи), А. Герман (Двадцать дней без войны).

В 1972 г. пришла пора кинематографу указать надлежащее место за отход от социалистического реализма в годы «оттепели». Нельзя было показывать духовно, морально и физически искалеченных людей («Андрей Рублев» Тарковского ), это – очернительство русской истории; нельзя показывать заколоченные дома, заброшенные кладбища, грязные улицы, неопрятно одетых людей – это очернительство современности («Егор Иванович» сценарий Б. Можаева ), нельзя чтобы в фильмах преобладали трагические, пессимистические и просто грустные ноты, равно как и эгоизм и жестокость некоторых несознательных представителей общества, это несовместимо с настроением народа развитого социалистического общества («Зеркало» А. Тарковского , «Чучело» Р. Быков ).

В 1972 г. пришла пора кинематографу указать надлежащее место за отход от социалистического реализма в годы «оттепели». Нельзя было показывать духовно, морально и физически искалеченных людей («Андрей Рублев» Тарковского ), это – очернительство русской истории; нельзя показывать заколоченные дома, заброшенные кладбища, грязные улицы, неопрятно одетых людей – это очернительство современности («Егор Иванович» сценарий Б. Можаева ), нельзя чтобы в фильмах преобладали трагические, пессимистические и просто грустные ноты, равно как и эгоизм и жестокость некоторых несознательных представителей общества, это несовместимо с настроением народа развитого социалистического общества («Зеркало» А. Тарковского , «Чучело» Р. Быков ).

Киноцензура всегда была самой жесткой. Только, если в 60-е цензоры «рекомендовали», говорили «следует подумать», «вероятно», «просим», то в 70-е годы тон радикально изменился: «требуем», «изъять», «ослабить», «сократить». Дело доходило до абсурда. Криминал находили там, где его и близко не было. В 1968 г. (события в Чехословакии) на обсуждении детской ленты «Внимание черепаха!» было сказано буквально следующее: «…все понятно,… маленькая, древняя, на «ч» начинается, а ее под танк, под танк…». Количество запрещенных сценариев и «полочных» фильмов катастрофически росло.

Киноцензура всегда была самой жесткой. Только, если в 60-е цензоры «рекомендовали», говорили «следует подумать», «вероятно», «просим», то в 70-е годы тон радикально изменился: «требуем», «изъять», «ослабить», «сократить». Дело доходило до абсурда. Криминал находили там, где его и близко не было. В 1968 г. (события в Чехословакии) на обсуждении детской ленты «Внимание черепаха!» было сказано буквально следующее: «…все понятно,… маленькая, древняя, на «ч» начинается, а ее под танк, под танк…». Количество запрещенных сценариев и «полочных» фильмов катастрофически росло.

В кинематографе окончательно утверждается «интеллектуальное» кино. В сокровищницу мирового и отечественного киноискусства вошли картины «Зеркало», А. Тарковского, «Печки-лавочки», «Калина красная», «Позови меня в даль светлую» В. Шукшина, «Жил певчий дрозд» и «Пастораль» О. Иоселиани, «Белый Бим, черное ухо» С. Ростоцкого, «Долгие проводы» К. Муратовой, «Цвет граната» С. Параджанова, «Агония» Э. Климова, комедии Э. Рязанова. В это время в кино работают совершенно удивительные актеры Е. Евфстигнеев, А. Миронов, В. Тихонов, Е. Леонов, Л. Гурченко, Н. Мордюкова, Л. Куравлев. Все эти и многие другие фильмы 70-х, ставшие широко популярными, фактически объединяет одна тема – человек, личность, ее нравственные и психологические проблемы, ее не желание быть «винтиком», всего лишь частью коллектива, теперь и коллектив не сумма безликих характеров, а личности .  Е. Леонов Е. Евстигнеев А. Миронов Л. Куравлев Л. Гурченко

В кинематографе окончательно утверждается «интеллектуальное» кино. В сокровищницу мирового и отечественного киноискусства вошли картины «Зеркало», А. Тарковского, «Печки-лавочки», «Калина красная», «Позови меня в даль светлую» В. Шукшина, «Жил певчий дрозд» и «Пастораль» О. Иоселиани, «Белый Бим, черное ухо» С. Ростоцкого, «Долгие проводы» К. Муратовой, «Цвет граната» С. Параджанова, «Агония» Э. Климова, комедии Э. Рязанова. В это время в кино работают совершенно удивительные актеры Е. Евфстигнеев, А. Миронов, В. Тихонов, Е. Леонов, Л. Гурченко, Н. Мордюкова, Л. Куравлев.

Все эти и многие другие фильмы 70-х, ставшие широко популярными, фактически объединяет одна тема – человек, личность, ее нравственные и психологические проблемы, ее не желание быть «винтиком», всего лишь частью коллектива, теперь и коллектив не сумма безликих характеров, а личности .

Е. Леонов

Е. Евстигнеев

А. Миронов

Л. Куравлев

Л. Гурченко

Кинорежиссёры о смысле жизни и роли интеллигенции А.В.Эфрос А.Ю.Герман Г.А.Товстоногов Г.Б.Волчек М.Захаров О.Ефремов Т.Абуладзе

Кинорежиссёры о смысле жизни и роли интеллигенции

А.В.Эфрос

А.Ю.Герман

Г.А.Товстоногов

Г.Б.Волчек

М.Захаров

О.Ефремов

Т.Абуладзе

Театр Театр становился более публичным и открытым к восприятию различных проблем современности («Иркутская история» и «Город на заре» А. Арбузова; «Материнское поле» Ч. Айтматова и др.). Чрезвычайно популярными в те годы были герои производственных пьес (спектакли «Человек со стороны Н.М.Дворецкого; «Сталевары» (пьеса инженера и журналиста Г.Бочкарева), «Премия» А.И.Гельмана и др.). В драматургии А.Вампилова, В. Розова, А. Володина поднимались нравственные проблемы (вопросы морали, гуманизма, цены человеческой жизни и др.).

Театр

Театр становился более публичным и открытым к восприятию различных проблем современности («Иркутская история» и «Город на заре» А. Арбузова; «Материнское поле» Ч. Айтматова и др.). Чрезвычайно популярными в те годы были герои производственных пьес (спектакли «Человек со стороны Н.М.Дворецкого; «Сталевары» (пьеса инженера и журналиста Г.Бочкарева), «Премия» А.И.Гельмана и др.).

В драматургии А.Вампилова, В. Розова, А. Володина поднимались нравственные проблемы (вопросы морали, гуманизма, цены человеческой жизни и др.).

4.Развитие художественной культуры. А.Калягин в роли В.И.Ленина. «Так победим!» МХАТ. В театре свой взгляд на жизнь предлагали Г. Товсто-ногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремоф, Г. Волчек и др. Огромной популярности достигли актеры, Е. Ле-бедев, К. Лавров, С. Юрский, О. Басилашвили, В. Тихонов, Р. Плятт, Т. Доронина и др.

4.Развитие художественной культуры.

А.Калягин

в роли В.И.Ленина.

«Так победим!»

МХАТ.

В театре свой взгляд на жизнь предлагали Г. Товсто-ногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремоф, Г. Волчек и др. Огромной популярности достигли актеры, Е. Ле-бедев, К. Лавров, С. Юрский, О. Басилашвили, В. Тихонов, Р. Плятт, Т. Доронина и др.

В эти же годы действовал театр, драматургия которого не вписывалась в традиционную драматургию советского театра. Речь идет о Театре им. А.С.Пушкина (постановки А.Эфроса), Театре на Таганке (гл.реж. Ю.Любимов), Современник (гл.реж. О.Ефремов, затем Г.Волчек), ленинградском Большом драматическом театре под руководством Г.Товстоногова, Малый драматический театр под руководством Льва Додина.  Целое поколение выдающихся актеров (в т.ч. народных артистов СССР), чья судьба была тесно связана с отечественным кинематографом, играло на сценах этих и других (МХАТ, им. Е.Вахтангова, Малый театр) театров Н.О.Гриценко, Ю.К.Борисова, М.А.Ульянов, Ю.В.Яковлев, И.М.Смоктуновский и др.

В эти же годы действовал театр, драматургия которого не вписывалась в традиционную драматургию советского театра. Речь идет о Театре им. А.С.Пушкина (постановки А.Эфроса), Театре на Таганке (гл.реж. Ю.Любимов), Современник (гл.реж. О.Ефремов, затем Г.Волчек), ленинградском Большом драматическом театре под руководством Г.Товстоногова, Малый драматический театр под руководством Льва Додина.

Целое поколение выдающихся актеров (в т.ч. народных артистов СССР), чья судьба была тесно связана с отечественным кинематографом, играло на сценах этих и других (МХАТ, им. Е.Вахтангова, Малый театр) театров Н.О.Гриценко, Ю.К.Борисова, М.А.Ульянов, Ю.В.Яковлев, И.М.Смоктуновский и др.

Расцвет отечественного театрального искусства совпал с приходом на сцену драматургов нового поколения. Пьеса Л.Г.Зорина «Варшавская мелодия», А.И. Гельмана «Заседание парткома», М.М. Рощина «Старый Новый год», А.Н. Арбузова «Мой бедный Марат», М.Ф. Шатрова «Так победим!» шли в театрах по всей стране. Л.Г.Зорин А.И. Гельман М.М. Рощин А.Н. Арбузов М.Ф. Шатров

Расцвет отечественного театрального искусства совпал с приходом на сцену драматургов нового поколения. Пьеса Л.Г.Зорина «Варшавская мелодия», А.И. Гельмана «Заседание парткома», М.М. Рощина «Старый Новый год», А.Н. Арбузова «Мой бедный Марат», М.Ф. Шатрова «Так победим!» шли в театрах по всей стране.

Л.Г.Зорин

А.И. Гельман

М.М. Рощин

А.Н. Арбузов

М.Ф. Шатров

Удивительное сочетание глубокого психологизма и элегической атмосферы действия отмечает драматургию А.В. Вампилова («Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске») .

Удивительное сочетание глубокого психологизма и элегической атмосферы действия отмечает драматургию А.В. Вампилова («Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске») .

М.А.Ульянов Н.О.Гриценко Ю.К.Борисова И.М.Смоктуновский Ю.В.Яковлев

М.А.Ульянов

Н.О.Гриценко

Ю.К.Борисова

И.М.Смоктуновский

Ю.В.Яковлев

М.Плисецкая Г.Уланова Балетное искусство, известное во всем мире, отражало темы современности и сюжеты классической литературы: Сотворение мира, Мастер и Маргарита А.П.Петрова, Икар С.М.Слонимского, Анна Каренина, Чайка Р.Щедрина, Любовью за любовь Т.Н.Хренникова и др. Балет

М.Плисецкая

Г.Уланова

Балетное искусство, известное во всем мире, отражало темы современности и сюжеты классической литературы: Сотворение мира, Мастер и Маргарита А.П.Петрова, Икар С.М.Слонимского, Анна Каренина, Чайка Р.Щедрина, Любовью за любовь Т.Н.Хренникова и др.

Балет

Мировую славу советскому балеты принесли Г.С. Уланова, М.М. Плисецкая, М.Э. Лиепа, Е.С. Максимова и В.В. Васильев . М.М. Плисецкая Г.С. Уланова М.Э. Лиепа Е.С. Максимова В.В. Васильев

Мировую славу советскому балеты принесли Г.С. Уланова, М.М. Плисецкая, М.Э. Лиепа, Е.С. Максимова и В.В. Васильев .

М.М. Плисецкая

Г.С. Уланова

М.Э. Лиепа

Е.С. Максимова

В.В. Васильев

Последние десятилетия советской эпохи отмечены достижениями в области классического музыкального театра. Выдающиеся оперные солисты – И.К. Архипова, Г.П. Вишневская, Е.В. Образцова, В.А. Атлантов, Е.А. Нестеренко -получили всемирную известность. И.К. Архипова Г.П. Вишневская Е.В. Образцова В.А. Атлантов Е.А. Нестеренко

Последние десятилетия советской эпохи отмечены достижениями в области классического музыкального театра. Выдающиеся оперные солисты – И.К. Архипова, Г.П. Вишневская, Е.В. Образцова, В.А. Атлантов, Е.А. Нестеренко -получили всемирную известность.

И.К. Архипова

Г.П. Вишневская

Е.В. Образцова

В.А. Атлантов

Е.А. Нестеренко

Заметно расширились зарубежные связи мастеров искусств. Мировая общественность познакомилась с творчеством известных коллективов, таких как ансамбль народного танца под руководством И.Моисеева танцевальный ансамбль «Березка» ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова хор им. Пятницкого.

Заметно расширились зарубежные связи мастеров искусств. Мировая общественность познакомилась с творчеством известных коллективов, таких как

ансамбль народного танца

под руководством И.Моисеева

танцевальный ансамбль «Березка»

ансамбль песни и пляски

Советской Армии им. А.В.Александрова

хор им. Пятницкого.

В молодежной музыке джаз сменил рок. Одним из известных рок ансамблей того времени был «Арсенал» . Играли Баха, «Картинки с выставки» Мусорского, сложнейшие композиции с симфоническим оркестром, популярнейшую во всем мире оперу «Super star». Против самой этой высокодуховной музыки никто ничего сказать не мог. Тогда ее связали с хиппи, наркоманией, алкоголизмом, ругали за громкость, кричали о том, что «рок развращает молодежь», похоже только потому, что все это не поддавалось никакому контролю.

В молодежной музыке джаз сменил рок. Одним из известных рок ансамблей того времени был «Арсенал» . Играли Баха, «Картинки с выставки» Мусорского, сложнейшие композиции с симфоническим оркестром, популярнейшую во всем мире оперу «Super star». Против самой этой высокодуховной музыки никто ничего сказать не мог. Тогда ее связали с хиппи, наркоманией, алкоголизмом, ругали за громкость, кричали о том, что «рок развращает молодежь», похоже только потому, что все это не поддавалось никакому контролю.

Развитие художественной культуры «Машина времени» «Аквариум» Советский рок

Развитие художественной культуры

«Машина времени»

«Аквариум»

Советский рок

4.Развитие художественной культуры. Характерной чертой куль туры 60-70-х гг. стал ра сцвет авторской песни. Он был связан с твор-чеством мэтров жанра-Б. Окуджавы, Ю.Визбора, А. Городницкого, Ю. Кима, А. Галича и более молодых авторов-В. Вы соцкого, В. Егорова, А. Суханова. Огромной популярности на советской эстраде получили А. Пугачева, И. Кобзон, Э. Пьеха, Л. Лещенко, М. Криста-линская, М. Магомаев, В. Леонтьев, С. Ротару, Э. Хиль. В.Высоцкий. Б.Окуджава. Ю.Ким.

4.Развитие художественной культуры.

Характерной чертой куль туры 60-70-х гг. стал ра сцвет авторской песни. Он был связан с твор-чеством мэтров жанра-Б. Окуджавы, Ю.Визбора, А. Городницкого, Ю. Кима, А. Галича и более молодых авторов-В. Вы соцкого, В. Егорова, А. Суханова.

Огромной популярности на советской эстраде получили А. Пугачева, И. Кобзон, Э. Пьеха, Л. Лещенко, М. Криста-линская, М. Магомаев, В. Леонтьев, С. Ротару, Э. Хиль.

В.Высоцкий.

Б.Окуджава.

Ю.Ким.

Огромную популярность на советской эстраде получили А.Пугачева, И.Кобзон, Э.Пьеха, Л. Лещенко, М.Кристалинская, М.Магомаев, В.Леонтьев, С.Ротару, Э. Хиль.  Л. Лещенко Э.Пьеха А.Пугачева И.Кобзон  М.Магомаев С.Ротару М.Кристалинская Э. Хиль

Огромную популярность на советской эстраде получили А.Пугачева, И.Кобзон, Э.Пьеха, Л. Лещенко, М.Кристалинская, М.Магомаев, В.Леонтьев, С.Ротару, Э. Хиль.

Л. Лещенко

Э.Пьеха

А.Пугачева

И.Кобзон

М.Магомаев

С.Ротару

М.Кристалинская

Э. Хиль

Развитие художественной культуры Л.Зыкина И.Кобзон В.Толкунова С.Ротару ВИА «Самоцветы» А.Пугачева Эстрада

Развитие художественной культуры

Л.Зыкина

И.Кобзон

В.Толкунова

С.Ротару

ВИА «Самоцветы»

А.Пугачева

Эстрада

 Магнитофонная революция - это не только последствие научно-технического прогресса. Изначально, это бунт, протест против официальной политики, идеологии, культуры.

Магнитофонная революция - это не только последствие научно-технического прогресса. Изначально, это бунт, протест против официальной политики, идеологии, культуры.

БУЛАТ ОКУДЖАВА

БУЛАТ ОКУДЖАВА

АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ

АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ

ЮРИЙ ВИЗБОР и ЮЛИЙ КИМ Юлий Ким Юрий Визбор БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ

ЮРИЙ ВИЗБОР и ЮЛИЙ КИМ

Юлий Ким

Юрий Визбор

БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ

Владимир Семёнович Высоцкий

Владимир Семёнович Высоцкий

Поэт в России — больше чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет.   Поэт в ней — образ века своего и будущего призрачный прообраз. Поэт подводит, не впадая в робость, итог всему, что было до него.  Евгений Евтушенко

Поэт в России — больше чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

кому уюта нет, покоя нет.

 

Поэт в ней — образ века своего

и будущего призрачный прообраз.

Поэт подводит, не впадая в робость,

итог всему, что было до него.

Евгений Евтушенко

Развитие художественной культуры А.Райкин М.Жванецкий Сатира

Развитие художественной культуры

А.Райкин

М.Жванецкий

Сатира

4.Развитие художественной культуры. Советский балет ставший лучшим в мире гордил-ся М. Плиссецкой, М. Лиепой, В. Васильевым, Н. Павловой, в то же вре-мя остались за грани-цей и получили там признание Р. Нуриев, М. Барышников, А. Годунов. Оперное искусство было представлено И. Архиповой, В. Атланото вым, З. Соткилавой, Е. Образцовой, Т. Синявской, Б. Штоколовым. Архитектурные достиже- ния были связаны с именами В. Вучетича, Л. Кребель Н. Томской и др. В.Вучетич. Комплекс на Мамаевом кургане.

4.Развитие художественной культуры.

Советский балет ставший лучшим в мире гордил-ся М. Плиссецкой, М. Лиепой, В. Васильевым, Н. Павловой, в то же вре-мя остались за грани-цей и получили там признание Р. Нуриев, М. Барышников, А. Годунов. Оперное искусство было представлено И. Архиповой, В. Атланото вым, З. Соткилавой, Е. Образцовой, Т. Синявской, Б. Штоколовым.

Архитектурные достиже- ния были связаны с именами В. Вучетича, Л. Кребель Н. Томской и др.

В.Вучетич.

Комплекс на

Мамаевом кургане.

Скульптура Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Скульптор – Вучетич Е.В. (1959-1967 гг )

Скульптура

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Скульптор – Вучетич Е.В. (1959-1967 гг )

Останкинская телебашня — телевизионная и радиовещательная башня, расположенная в Останкинском районе Москвы. Высота — 540,1 м, 8-е в мире по высоте свободно стоящее сооружение. Строительство: 1960—1967 архитекторы Л. И. Баталов; Д. И. Бурдин; М. А. Шкуд; инженеры Н. В. Никитин; Б. А. Злобин; Л. Н. Щипакин Сравнение башни с 22 этажным домом

Останкинская телебашня — телевизионная и радиовещательная башня, расположенная в Останкинском районе Москвы. Высота — 540,1 м, 8-е в мире по высоте свободно стоящее сооружение.

Строительство: 1960—1967

архитекторы Л. И. Баталов; Д. И. Бурдин; М. А. Шкуд;

инженеры Н. В. Никитин; Б. А. Злобин; Л. Н. Щипакин

Сравнение башни с 22 этажным домом

Неофициальное искусство находилось на полулегальном положении. В скульптуре неформального направления выделились В.А. Сидур и Э.И. Неизвестный. А.А. Мыльников В.А. Сидур В.Е. Попков Д.Д. Жилинский Э.И. Неизвестный

Неофициальное искусство находилось на полулегальном положении. В скульптуре неформального направления выделились В.А. Сидур и Э.И. Неизвестный.

А.А. Мыльников

В.А. Сидур

В.Е. Попков

Д.Д. Жилинский

Э.И. Неизвестный

Советский спорт 1972 год – Мюнхенская олимпиада. Победа сборной по баскетболу. Победа сборной в первой хоккейной суперсерии ТАРАСОВ Анатолий Владимирович Валерий Харламов БОБРОВ Всеволод Михайлович, тренер, заслуженный мастер спорта Владислав Третьяк, вратарь сборной Александр Мальцев – один из лучших хоккеистов в мировом хоккее. Б.Михайлов, Петров и Харламов

Советский спорт

1972 год – Мюнхенская олимпиада.

Победа сборной по баскетболу.

Победа сборной в первой хоккейной суперсерии

ТАРАСОВ Анатолий

Владимирович

Валерий Харламов

БОБРОВ Всеволод Михайлович,

тренер, заслуженный мастер спорта

Владислав Третьяк,

вратарь сборной

Александр Мальцев – один из лучших

хоккеистов в мировом хоккее.

Б.Михайлов, Петров и Харламов

 Для развития спорта была создана мощная материальная база. К середине 1970-х гг. в СССР насчитывалось свыше 3 тыс. стадионов, 60 тыс. спортзалов,1,2 тыс. плавательных бассейнов. В 1072 г. Советская команда успешно выступила на зимней Олимпиаде в Саппоро (Япония). Выдающиеся результаты показали лыжники Г.А. Кулакова и В.П. Веденин, а также наши фигуристы. Г.А. Кулакова В.П. Веденин

Для развития спорта была создана мощная материальная база. К середине 1970-х гг. в СССР насчитывалось свыше 3 тыс. стадионов, 60 тыс. спортзалов,1,2 тыс. плавательных бассейнов. В 1072 г. Советская команда успешно выступила на зимней Олимпиаде в Саппоро (Япония). Выдающиеся результаты показали лыжники Г.А. Кулакова и В.П. Веденин, а также наши фигуристы.

Г.А. Кулакова

В.П. Веденин

На летних играх в Мюнхене героем стал спринтер В.Ф. Борзов, впервые в истории советского спорта ставший олимпийским чемпионом в беге на двух спринтерских дистанциях- на 100 и 200 метров. В третий раз высшую Олимпийскую награду завоевал А.В. Медведь (вольная борьба). В.Ф. Борзов А.В. Медведь

На летних играх в Мюнхене героем стал спринтер В.Ф. Борзов, впервые в истории советского спорта ставший олимпийским чемпионом в беге на двух спринтерских дистанциях- на 100 и 200 метров. В третий раз высшую Олимпийскую награду завоевал А.В. Медведь (вольная борьба).

В.Ф. Борзов

А.В. Медведь

Олимпийские игры 1976 года в Инсбруке отмечены, кроме выдающихся результатов в фигурном катании и других зимних видах спорта, успехом хоккейной «команды звёзд». В составе сборной СССр играли В.П. Харламов, А.Н. Мальцев, В.П. Михайлов, В.А. Третьяк. В.П. Харламов А.Н. Мальцев В.А. Третьяк В.П. Михайлов

Олимпийские игры 1976 года в Инсбруке отмечены, кроме выдающихся результатов в фигурном катании и других зимних видах спорта, успехом хоккейной «команды звёзд». В составе сборной СССр играли В.П. Харламов, А.Н. Мальцев, В.П. Михайлов, В.А. Третьяк.

В.П. Харламов

А.Н. Мальцев

В.А. Третьяк

В.П. Михайлов

На Олимпиаде в Сеуле (1988) команда СССР завоевала 55 золотых медалей, 220 советских спортсменов стали призерами. Советские гимнасты выиграли в 11 из 14 видов программы. С.Н. Бубка победил в прыжках с шестом, показав выдающийся результат, футболисты стали олимпийскими чемпионами после 32-летнего перерыва, баскетболисты повторили свой успех в 1972 году С.Н. Бубка

На Олимпиаде в Сеуле (1988) команда СССР завоевала 55 золотых медалей, 220 советских спортсменов стали призерами. Советские гимнасты выиграли в 11 из 14 видов программы. С.Н. Бубка победил в прыжках с шестом, показав выдающийся результат, футболисты стали олимпийскими чемпионами после 32-летнего перерыва, баскетболисты повторили свой успех в 1972 году

С.Н. Бубка

Замечательный пловец В.В. Сальников, герой московских игр, вновь выиграл заплыв на 1500 м вольным стилем. Он назван в числе 3х самых выдающихся пловцов 20-го века. В.В. Сальников

Замечательный пловец В.В. Сальников, герой московских игр, вновь выиграл заплыв на 1500 м вольным стилем. Он назван в числе 3х самых выдающихся пловцов 20-го века.

В.В. Сальников

Выдающихся успехов достигли многократные чемпионы мира и Олимпийских игр И.К. Роднина и А.Г. Зайцев (парное катание), Л.А. Пахомова и А.Г. Горшков (танцы на льду) И.К. Роднина и А.Г. Зайцев Л.А. Пахомова и А.Г. Горшков

Выдающихся успехов достигли многократные чемпионы мира и Олимпийских игр И.К. Роднина и А.Г. Зайцев (парное катание), Л.А. Пахомова и А.Г. Горшков (танцы на льду)

И.К. Роднина и А.Г. Зайцев

Л.А. Пахомова и А.Г. Горшков

Советский спорт А.Медведь – 3-кр. ОЧ. Борьба вольного стиля Парное катание : Л.Белоусова и О.Протопопов   И.Роднина и А.Зайцев   Л.Пахомова и А.Горшков

Советский спорт

А.Медведь – 3-кр. ОЧ. Борьба вольного стиля

Парное катание : Л.Белоусова и О.Протопопов

И.Роднина и А.Зайцев

Л.Пахомова и А.Горшков

Шахматная школа Гарри Каспаров Анатолий Карпов Тигран Петросян Борис Спасский

Шахматная школа

Гарри Каспаров

Анатолий Карпов

Тигран Петросян

Борис Спасский

В 1948 году шахматную корону завоевал М.М. Ботвинник. В последующие годы чемпионами мира становились В.В.Смыслов, М.Н. Таль, Б.В. Спасский, А.Е. Карпов, Г.К. Каспаров, В.Б Крамник стали молодыми в истории шахмат чемпионами мира. В.В.Смыслов М.Н. Таль Б.В. Спасский А.Е. Карпов Г.К. Каспаров В.Б Крамник

В 1948 году шахматную корону завоевал М.М. Ботвинник. В последующие годы чемпионами мира становились В.В.Смыслов, М.Н. Таль, Б.В. Спасский, А.Е. Карпов, Г.К. Каспаров, В.Б Крамник стали молодыми в истории шахмат чемпионами мира.

В.В.Смыслов

М.Н. Таль

Б.В. Спасский

А.Е. Карпов

Г.К. Каспаров

В.Б Крамник

Олимпиада -80 Владимир Сальников, один из лучших пловцов 20 века.

Олимпиада -80

  • Владимир Сальников, один из лучших пловцов 20 века.
Советский спорт Признание вклада советских спортсменов в мировой спорт стало решение МОК о проведении Олимпиады 1980 г. в Москве. Несмотря на решение США и ряда других стран бойкотировать олимпиаду из-за ввода войск в Афганистан, она прошла на самом высоком уровне.

Советский спорт

Признание вклада советских спортсменов в мировой спорт стало решение МОК о проведении Олимпиады 1980 г. в Москве. Несмотря на решение США и ряда других стран бойкотировать олимпиаду из-за ввода войск в Афганистан, она прошла на самом высоком уровне.

5.Система образования. Лекция в МИЭТ. Дальнейшее развитие получила система образования. В 1974 г.был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, но при этом качество обра-зования снизилось, т.к. не было отбора в старшие классы школы. За 20 лет число ВУЗов выросло в 1,8 раза. Ежегодно они выпускали 1 млн. специалистов. В то же время многие задачи реформы 1974 г. не были достигнуты из-за катастрофической нехватки ре-сурсов.

5.Система образования.

Лекция

в МИЭТ.

Дальнейшее развитие получила система образования. В 1974 г.был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, но при этом качество обра-зования снизилось, т.к. не было отбора в старшие классы школы. За 20 лет число ВУЗов выросло в 1,8 раза. Ежегодно они выпускали 1 млн. специалистов.

В то же время многие задачи реформы 1974 г. не были достигнуты из-за катастрофической нехватки ре-сурсов.

Наука Наука и научно-технический прогресс (НТП) в СССР были государственным делом, требовавшим бюджетного финансирования (свыше 95%) и руководства со стороны государственных органов. Наука и вся инфраструктура НТП были одним из выдающихся достижений советской тоталитарной системы. В период застоя отечественная наука сохраняла жизнестойкость и эффективность. В конце 80-х гг. в сфере науки работало 4,4 млн. человек (в том числе 1,52 млн. научных и преподавательских кадров). Ежегодно регистрировалось 85 тыс. изобретений, которые явились важным источником многих перспективных направлений развития производства во многих отраслях (микроструктура материи, физика элементарных частиц, использование энергии атомного ядра, аэрокосмическая и радиоэлектронная промышленность и т.д.).

Наука

Наука и научно-технический прогресс (НТП) в СССР были государственным делом, требовавшим бюджетного финансирования (свыше 95%) и руководства со стороны государственных органов. Наука и вся инфраструктура НТП были одним из выдающихся достижений советской тоталитарной системы. В период застоя отечественная наука сохраняла жизнестойкость и эффективность. В конце 80-х гг. в сфере науки работало 4,4 млн. человек (в том числе 1,52 млн. научных и преподавательских кадров). Ежегодно регистрировалось 85 тыс. изобретений, которые явились важным источником многих перспективных направлений развития производства во многих отраслях (микроструктура материи, физика элементарных частиц, использование энергии атомного ядра, аэрокосмическая и радиоэлектронная промышленность и т.д.).

Важнейшей из научно-технических задач в этот период являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики.  Так, были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, пущен в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол

Важнейшей из научно-технических задач в этот период являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики.

Так, были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, пущен в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол "Арктика". Эти работы осуществлялись под руководством президента Академии наук СССР А. П. Александрова. Другим направлением в развитии энергетики явилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, потребовавшее новых, оригинальных технологических разработок по добыче и транспортировке полезных ископаемых.

Широкий размах получили исследования в различных областях химии и  биологии. Успехом советских ученых стали работы по расшифровке структуры  белка, получению искусственных  генов (генная инженерия), лазерная медицина. Результаты большинства научных разработок были тесно связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий , которые в 70-е гг. являлись главным направлением государственной политики в области науки.

Широкий размах получили исследования в различных областях химии и  биологии.

Успехом советских ученых стали работы по расшифровке структуры  белка, получению искусственных  генов (генная инженерия), лазерная медицина.

Результаты большинства научных разработок были тесно связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий , которые в 70-е гг. являлись главным направлением государственной политики в области науки.

В начале 1980-х гг. советская наука в силу структурного кризиса социально-экономической системы

В начале 1980-х гг. советская наука в силу структурного кризиса социально-экономической системы "государственного социализма" стала неуклонно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, где ее приоритет ранее был неоспорим.

Проявлением этого явилась регулярная корректировка сроков реализации научных программ, торможение выполнения даже наиболее важных для государства космических исследований, как это произошло с запуском космического "челнока" "Буран" - советского аналога американского "Шаттла".

Летом 1975 г. был осуществлен совместный полет советского корабля Союз-19 и американского - Аполлон . Развивалась программа « Интеркосмос» по подготовке и осуществлению полетов международных экипажей.

Летом 1975 г. был осуществлен совместный полет советского корабля Союз-19 и американского - Аполлон . Развивалась программа « Интеркосмос» по подготовке и осуществлению полетов международных экипажей.

Значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики ( квантовая электроника и лазерная техника ). Важные открытия в этих областях принадлежали А. М. Прохорову, Н. Г. Басову, Л. А. Арцимовичу, И. М. Лившицу, А. Ф. Андрееву и др.

Значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики ( квантовая электроника и лазерная техника ). Важные открытия в этих областях принадлежали А. М. Прохорову, Н. Г. Басову, Л. А. Арцимовичу, И. М. Лившицу, А. Ф. Андрееву и др.

Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии. Советские ученые добились успехов в расшифровке структуры белка, получении искусственных генов ( генной инженерии ), лазерной медицине (например, методы офтальмолога С. Н. Федорова).

Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии. Советские ученые добились успехов в расшифровке структуры белка, получении искусственных генов ( генной инженерии ), лазерной медицине (например, методы офтальмолога С. Н. Федорова).

Под руководством московского офтальмолога С.Н. Фёдорова бы введен новый метод операций на сетчатке глаза. Офтальмолог С.Н. Фёдоров

Под руководством московского офтальмолога С.Н. Фёдорова бы введен новый метод операций на сетчатке глаза.

Офтальмолог С.Н. Фёдоров

Хирург Г.А. Илизаров разработал аппарат особой конструкции для исправления множественных переломов конечностей. Гавриил Абрамович Илизаров

Хирург Г.А. Илизаров разработал аппарат особой конструкции для исправления множественных переломов конечностей.

Гавриил Абрамович Илизаров

Результаты большинства научных разработок были связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий , которые в 1970-е гг. стали главным направлением государственной политики в области науки.  Однако из-за применения жестких административных мер наблюдались значительные перекосы в планировании исследовательских программ. Например, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной техники , принятая за основу в начале 1970-х гг., привела к отставанию СССР в этой наиболее динамично развивающейся отрасли от большинства развитых индустриальных держав мира.

Результаты большинства научных разработок были связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий , которые в 1970-е гг. стали главным направлением государственной политики в области науки.

Однако из-за применения жестких административных мер наблюдались значительные перекосы в планировании исследовательских программ. Например, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной техники , принятая за основу в начале 1970-х гг., привела к отставанию СССР в этой наиболее динамично развивающейся отрасли от большинства развитых индустриальных держав мира.

Широкое признание в стране получили труды академика М.В. Келдыша по аэрогидродинамике, авиации и космонавтике . Келдыш Мстислав Всеволодович

Широкое признание в стране получили труды академика М.В. Келдыша по аэрогидродинамике, авиации и космонавтике .

Келдыш Мстислав Всеволодович

В 1975 году работы математика Л.В. Канторовича по разработке основ линейного программирования были отмечены Нобелевской премией . Леонид Витальевич Канторович

В 1975 году работы математика Л.В. Канторовича по разработке основ линейного программирования были отмечены Нобелевской премией .

Леонид Витальевич Канторович

В 1978 году звание лауреата Нобелевской премии было присвоено физику П.Л. Капице Капица Петр Леонидович

В 1978 году звание лауреата Нобелевской премии было присвоено физику П.Л. Капице

Капица Петр Леонидович

Под руководством В.М. Челомея были созданы ракетоносители «Протон» и орбитальная станция «Салют». 19 апреля 1971 года она была запущена в космос. В феврале была выведена станция нового поколения «Мир» Станция «Салют» Станция «Мир» Владимир Челомей - конкурент Королева, не менее Гениален, чем Королев

Под руководством В.М. Челомея были созданы ракетоносители «Протон» и орбитальная станция «Салют». 19 апреля 1971 года она была запущена в космос. В феврале была выведена станция нового поколения «Мир»

Станция «Салют»

Станция «Мир»

Владимир Челомей - конкурент Королева, не менее Гениален, чем Королев

В 1977 году в Московском институте инженеров сельскохозяйственного производства имени В.П. Горячкина был создан первый в мире агроробот – MAP-1 (у него – две руки грузоподъемностью 75 килограммов, есть «глаза», «уши», органы «осязания»). Руководитель этого проекта В.И. Васянин опубликовал уникальную книгу «Сельскохозяйственные роботы». В ней шла речь о механических работниках для теплиц, животноводческих ферм. Однако сельскохозяйственное роботостроение осталось лишь в планах. В тоже время, совершенно очевидно, что в 70-е годы советская наука теряет свои приоритеты. Виднейшие ученые П.Л. Капица, А.Д. Сахаров с тревогой обращаются в правительство, говоря о неэффективной системе образования, некомпетентности руководящих органов. Послушные ученые стали нужнее, чем талантливые. В упадок приходят такие известные во всем мире центры как Обнинск, Новосибирский Академгородок, где прежде научные открытия следовали одно за другим.

В 1977 году в Московском институте инженеров сельскохозяйственного производства имени В.П. Горячкина был создан первый в мире агроробот – MAP-1 (у него – две руки грузоподъемностью 75 килограммов, есть «глаза», «уши», органы «осязания»). Руководитель этого проекта В.И. Васянин опубликовал уникальную книгу «Сельскохозяйственные роботы». В ней шла речь о механических работниках для теплиц, животноводческих ферм. Однако сельскохозяйственное роботостроение осталось лишь в планах.

В тоже время, совершенно очевидно, что в 70-е годы советская наука теряет свои приоритеты. Виднейшие ученые П.Л. Капица, А.Д. Сахаров с тревогой обращаются в правительство, говоря о неэффективной системе образования, некомпетентности руководящих органов. Послушные ученые стали нужнее, чем талантливые.

В упадок приходят такие известные во всем мире центры как Обнинск, Новосибирский Академгородок, где прежде научные открытия следовали одно за другим.

А экологически опасная программа переброски северных рек в Среднюю Азию привела к бессмысленной трате огромных материальных и финансовых ресурсов. В случае же ее реализации последствия могли быть катастрофическими для всей планеты.

А экологически опасная программа переброски северных рек в Среднюю Азию привела к бессмысленной трате огромных материальных и финансовых ресурсов. В случае же ее реализации последствия могли быть катастрофическими для всей планеты.

Социальная политика также строилась на непримиримых противоречиях. Партийное руководство провозглашает проблему повышения жизненного уровня населения своей стратегической целью.  В 60-е годы государство переходит к индустриальному строительству благоустроенного жилья с водопроводом, канализацией, ванной, газом. Планируется широкое развитие социальной инфраструктуры (строительство больниц, школ, дошкольных учреждений). Рабочую неделю сократили до 42 часов. Был принят новый лучший в мире закон о пенсиях, предусматривавший самый низкий пенсионный возраст, наблюдался постоянный рост номинальной заработной платы (1956 – 75 руб., 1985 – 210).

Социальная политика также строилась на непримиримых противоречиях. Партийное руководство провозглашает проблему повышения жизненного уровня населения своей стратегической целью.

В 60-е годы государство переходит к индустриальному строительству благоустроенного жилья с водопроводом, канализацией, ванной, газом. Планируется широкое развитие социальной инфраструктуры (строительство больниц, школ, дошкольных учреждений). Рабочую неделю сократили до 42 часов. Был принят новый лучший в мире закон о пенсиях, предусматривавший самый низкий пенсионный возраст, наблюдался постоянный рост номинальной заработной платы (1956 – 75 руб., 1985 – 210).

Однако уже в 70-е годы социальная сфера финансируется по остаточному принципу (капиталовложения в первую очередь идут в тяжелую промышленность и оборону). На жилье возникают огромные очереди. Сокращается число больниц, по уровню детской смертности Россия оказалась на 56 месте в мире. Рост пенсий и заработной платы не обеспечивался соответствующим производством средств потребления и продуктов питания. Начались инфляционные процессы. Снижается реальный жизненный уровень населения. По оценкам экономистов, в 70-80-х гг. отставание СССР от Запада в области нововведений составило 15-25 лет, увеличившись по сравнению с серединой 60-х гг. почти вдвое.  На отставании отечественной науки сказался планово-распределительный характер экономики, слабость ее материально-технической базы и остаточный принцип финансирования, неразвитость научного приборостроения.

Однако уже в 70-е годы социальная сфера финансируется по остаточному принципу (капиталовложения в первую очередь идут в тяжелую промышленность и оборону). На жилье возникают огромные очереди. Сокращается число больниц, по уровню детской смертности Россия оказалась на 56 месте в мире.

Рост пенсий и заработной платы не обеспечивался соответствующим производством средств потребления и продуктов питания. Начались инфляционные процессы. Снижается реальный жизненный уровень населения.

По оценкам экономистов, в 70-80-х гг. отставание СССР от Запада в области нововведений составило 15-25 лет, увеличившись по сравнению с серединой 60-х гг. почти вдвое.

На отставании отечественной науки сказался планово-распределительный характер экономики, слабость ее материально-технической базы и остаточный принцип финансирования, неразвитость научного приборостроения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!