СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории России к теме: "Религиозная политика в России в XIX в." (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит основной материал по теме и задания на закрепление в конце

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории России к теме: "Религиозная политика в России в XIX в." (9 класс)»

§ 23. Религиозная политика в России в XIX в.

§ 23. Религиозная политика в России в XIX в.

1. Многообразие религий в России По сведениям переписи населения 1897 г. , в империи проживало 69,35% православных; 9,13 — католиков; 11,70 — мусульман; 2,84 — протестантов; 4,15 — иудеев; 1,75% раскольников. Остальное население исповедовало буддизм, шаманизм, конфуцианство и т. п. Власть сильно беспокоило «отпадение от православия». По официальным данным, начиная с 1840-х гг. членами различных сект, включая раскольников, стало до 10 млн человек.

1. Многообразие религий в России

По сведениям переписи населения 1897 г. , в империи проживало 69,35% православных; 9,13 — католиков; 11,70 — мусульман; 2,84 — протестантов; 4,15 — иудеев; 1,75% раскольников. Остальное население исповедовало буддизм, шаманизм, конфуцианство и т. п.

Власть сильно беспокоило «отпадение от православия». По официальным данным, начиная с 1840-х гг. членами различных сект, включая раскольников, стало до 10 млн человек.

Ряд сект — молокане, духоборы, хлысты, иконоборцы — не признавали не только официальную церковь, но и светскую власть. В итоге за годы борьбы с «расколом» в лоно православной церкви было возвращено около 2,3 млн человек, но это возвращение большей частью являлось формальным: люди исповедовали прежнюю веру. В 1839 г. был принят указ «О слиянии греко-униатской церкви с православием». В Литве, Белоруссии, Правобережной Украине наблюдалось массовое неповиновение: уклонение от крещения детей по новому обряду, от обрядов бракосочетания и похорон. Последовали штрафы, аресты, высылки в Сибирь и Приуралье.

Ряд сект — молокане, духоборы, хлысты, иконоборцы — не признавали не только официальную церковь, но и светскую власть. В итоге за годы борьбы с «расколом» в лоно православной церкви было возвращено около 2,3 млн человек, но это возвращение большей частью являлось формальным: люди исповедовали прежнюю веру.

В 1839 г. был принят указ «О слиянии греко-униатской церкви с православием». В Литве, Белоруссии, Правобережной Украине наблюдалось массовое неповиновение: уклонение от крещения детей по новому обряду, от обрядов бракосочетания и похорон. Последовали штрафы, аресты, высылки в Сибирь и Приуралье.

Лютеране компактно проживали в империи в Прибалтике и Петербургской губернии. В 1840-е гг. около 100 тыс. латышских и эстонских крестьян перешли в православие, соблазнённые обещанными правительством льготами. Когда выяснилось, что никаких льгот и помощи не предвидится, начался массовый возврат в лютеранство. В ответ последовали притеснения пасторов лютеранских церквей. Если, несмотря на запрет, пастор причащал, исповедовал или крестил детей православных родителей, то он мог лишиться духовного сана и попасть под надзор полиции. Если же он «совращал» людей в свою веру, то дело для него заканчивалось ссылкой в Сибирь.

Лютеране компактно проживали в империи в Прибалтике и Петербургской губернии. В 1840-е гг. около 100 тыс. латышских и эстонских крестьян перешли в православие, соблазнённые обещанными правительством льготами. Когда выяснилось, что никаких льгот и помощи не предвидится, начался массовый возврат в лютеранство. В ответ последовали притеснения пасторов лютеранских церквей. Если, несмотря на запрет, пастор причащал, исповедовал или крестил детей православных родителей, то он мог лишиться духовного сана и попасть под надзор полиции. Если же он «совращал» людей в свою веру, то дело для него заканчивалось ссылкой в Сибирь.

Больше всего ограничений существовало для иудеев, которых власть считала большими врагами христиан, чем даже мусульмане. По указу Екатерины II 1791 г. об установлении черты оседлости евреям запрещалось жить за пределами 15 губерний. Да и в самой черте оседлости хватало ограничений, даже желающим креститься иудеям нельзя было сделать это за её границами. Евреям не разрешалось селиться в деревне, приобретать или арендовать там недвижимость, жить в полосе шириной 50 вёрст вдоль западной границы страны (власти опасались, что иноверцы будут заниматься контрабандой и шпионажем).

Больше всего ограничений существовало для иудеев, которых власть считала большими врагами христиан, чем даже мусульмане. По указу Екатерины II 1791 г. об установлении черты оседлости евреям запрещалось жить за пределами 15 губерний. Да и в самой черте оседлости хватало ограничений, даже желающим креститься иудеям нельзя было сделать это за её границами. Евреям не разрешалось селиться в деревне, приобретать или арендовать там недвижимость, жить в полосе шириной 50 вёрст вдоль западной границы страны (власти опасались, что иноверцы будут заниматься контрабандой и шпионажем).

Государственная служба для иудеев была закрыта вплоть до 1862 г., власти приветствовали их эмиграцию. Во второй половине века некоторые ограничения для евреев были сняты: они смогли поступать в университеты, художники, архитекторы, учёные из числа евреев получили право жить в столичных городах и т. п. Миллионы российских мусульман особого беспокойства правительства не вызывали. Они проживали компактно, не преследовали цели обращения «неверных» в ислам. Православное население мало интересовалось мусульманством, негативно оценивая его на бытовом уровне.

Государственная служба для иудеев была закрыта вплоть до 1862 г., власти приветствовали их эмиграцию. Во второй половине века некоторые ограничения для евреев были сняты: они смогли поступать в университеты, художники, архитекторы, учёные из числа евреев получили право жить в столичных городах и т. п.

Миллионы российских мусульман особого беспокойства правительства не вызывали. Они проживали компактно, не преследовали цели обращения «неверных» в ислам. Православное население мало интересовалось мусульманством, негативно оценивая его на бытовом уровне.

В Поволжье и на Северном Кавказе правительство пыталось утвердить первенствующее положение православия, прибегая даже к насильственному крещению местного населения. Однако такая политика не носила системного характера.

В Поволжье и на Северном Кавказе правительство пыталось утвердить первенствующее положение православия, прибегая даже к насильственному крещению местного населения. Однако такая политика не носила системного характера.

2. Церковь в системе государственного управления Вставьте пропущенные слова в предложения Духовенство делилось на … — монашествующее — и …, жившее и выполнявшее свою миссию в миру Система церковного управления окончательно сложилась при …. В первой половине XIX в. вмешательство светской власти в дела церкви …

2. Церковь в системе государственного управления

Вставьте пропущенные слова в предложения

Духовенство делилось на … — монашествующее — и …, жившее и выполнявшее свою миссию в миру

Система церковного управления окончательно сложилась при ….

В первой половине XIX в. вмешательство светской власти в дела церкви …

Государь не только назначал … и архиереев по епархиям, но и награждал их наравне со светскими служащими орденами, памятными подарками. В царствование Николая I дело дошло до вмешательства государства в …. Царь лично определял архитектурный облик возводимых православных храмов. Монарх, являвшийся главой Русской православной церкви, внимательно следил за исполнением подданными религиозных обязанностей. Отказ от … был запрещён законом, а несоблюдение в церквах … каралось штрафом или арестом на срок от трёх до семи дней.

Государь не только назначал … и архиереев по епархиям, но и награждал их наравне со светскими служащими орденами, памятными подарками. В царствование Николая I дело дошло до вмешательства государства в …. Царь лично определял архитектурный облик возводимых православных храмов.

Монарх, являвшийся главой Русской православной церкви, внимательно следил за исполнением подданными религиозных обязанностей. Отказ от … был запрещён законом, а несоблюдение в церквах … каралось штрафом или арестом на срок от трёх до семи дней.

3. Политика по укреплению положения церкви в государстве Ответить на вопросы по пункту:  Какую политику по укреплению церкви проводил Александр I? 2. Почему он отказался от своих идей и что сделал? 3. Чья деятельность к середине столетия получила всенародное признание?

3. Политика по укреплению положения церкви в государстве

Ответить на вопросы по пункту:

  • Какую политику по укреплению церкви проводил

Александр I?

2. Почему он отказался от своих идей и что сделал?

3. Чья деятельность к середине столетия получила всенародное признание?

4. В чем заключались идеи представителей старчества? 5. Кто стали сторонниками старцев? Почему священникам жилось непросто? 7. Какой закон был принят в 1867 году?

4. В чем заключались идеи представителей старчества?

5. Кто стали сторонниками старцев?

  • Почему священникам жилось непросто?

7. Какой закон был принят в 1867 году?

4. Церковь во второй половине XIX в. Тяжёлые времена для Русской православной церкви начались, когда обер-прокурором Синода стал Д. А. Толстой, который не прощал служителям культа независимых суждений. Толстой считал, что церковь является одной из частей государственного механизма, и не более того. Монахов же он совершенно не переносил. Понятно, что иерархи церкви, выходцы из чёрного духовенства, боролись за его отставку. В 1880-е гг. Толстого на посту обер-прокурора сменил К. П. Победоносцев. Он требовал, чтобы всё оставалось по-прежнему, дабы не сделать ещё хуже.

4. Церковь во второй половине XIX в.

Тяжёлые времена для Русской православной церкви начались, когда обер-прокурором Синода стал Д. А. Толстой, который не прощал служителям культа независимых суждений. Толстой считал, что церковь является одной из частей государственного механизма, и не более того. Монахов же он совершенно не переносил. Понятно, что иерархи церкви, выходцы из чёрного духовенства, боролись за его отставку.

В 1880-е гг. Толстого на посту обер-прокурора сменил К. П. Победоносцев. Он требовал, чтобы всё оставалось по-прежнему, дабы не сделать ещё хуже.

Конец XIX в. был временем внешнего благополучия Православной церкви, получавшей значительные субсидии от государства. Однако именно на церковь делалась главная ставка в обосновании законности и незаменимости самодержавия. Ссылки на Божий промысел и волю Провидения постоянно встречаются на страницах царских манифестов. Политические проблемы активно обсуждались на страницах церковных газет и журналов. Истинно же религиозные мыслители — Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьёв — всё чаще говорили об опасности превращения церкви в политическое оружие, о казённости проповедей священнослужителей, о катастрофической зависимости церкви от светской власти, об отсутствии у народных масс истинных духовных пастырей.

Конец XIX в. был временем внешнего благополучия Православной церкви, получавшей значительные субсидии от государства. Однако именно на церковь делалась главная ставка в обосновании законности и незаменимости самодержавия. Ссылки на Божий промысел и волю Провидения постоянно встречаются на страницах царских манифестов. Политические проблемы активно обсуждались на страницах церковных газет и журналов. Истинно же религиозные мыслители — Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьёв — всё чаще говорили об опасности превращения церкви в политическое оружие, о казённости проповедей священнослужителей, о катастрофической зависимости церкви от светской власти, об отсутствии у народных масс истинных духовных пастырей.

1. В XIX веке власть сильно беспокоило «отпадение от православия» 2. Указ «О слиянии греко-униатской церкви с православием» был принят в 1849 г. 3. Лютеране проживали в Российской империи на территории Сибири и Дальнего Востока

1. В XIX веке власть сильно беспокоило «отпадение от православия»

2. Указ «О слиянии греко-униатской церкви с православием» был принят в 1849 г.

3. Лютеране проживали в Российской империи на территории Сибири и Дальнего Востока

4. Больше всего ограничений в Российской империи существовало для католиков 5. Государственная служба для иудеев была закрыта до 1862 г. 6. С первой половины XIX в. вмешательство светской власти в дела церкви уменьшается

4. Больше всего ограничений в Российской империи существовало для католиков

5. Государственная служба для иудеев была закрыта до 1862 г.

6. С первой половины XIX в. вмешательство светской власти в дела церкви уменьшается

7. Монарх являлся главой Русской православной церкви 8. Старчество отстаивало авторитет того или иного политического режима 9. Д.А. Толстой считал, что церковь является одной из частей государственного механизма, и не более того

7. Монарх являлся главой Русской

православной церкви

8. Старчество отстаивало авторитет

того или иного политического режима

9. Д.А. Толстой считал, что церковь является одной из частей государственного механизма, и не более того

1 – да 2 – нет 3 – нет 4 – нет 5 – да 6 – нет 7 – да 8 – нет 9 - да

1 – да

2 – нет

3 – нет

4 – нет

5 – да

6 – нет

7 – да

8 – нет

9 - да


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!