Автор: Калабун Алена Витальевна
В XVII в. в искусстве Западной Европе одновременно с барокко развиваются такие направления, как классицизм и реализм.
Версальский дворец ( Франция)
КЛАССИЦИЗМ
- это стиль в искусстве XVII-XIX веков. Его название в произошло от латинского «классикус», что значит «образцовый».
«Образцом» послужила эпоха античности
(Древней Греции и Древнего Рима)
.
Храм Парфенон в Афинах V век до н.э.
Церковь святой Марии Магдалины в Париже
XIX век
В Европе XVII в. классицизм стал вторым значительным стилем после барокко. Его также можно считать интернациональным (международным) стилем. Истоки классицизма можно найти в архитектуре итальянского Возрождения, идеалом этой эпохи так же служило искусство Античности.
Рассмотрите архитектурные памятники античности, ренессанса и классицизма. Какие вы видите общие элементы?
Пантеон (храм всех богов) в Древнем Риме
Часовня –ротонда ( арх Браманте
(Ренессанс)
Пантеон (храм всех богов) Париж XVIII век
классицизм.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ КЛАССИЦИЗМА
- Ориентация на каноны античного искусства;
- строгие пропорции, стройность композиции; тяга к симметрии, упорядоченности; геометрическая простота и чёткость линий, форм; Выбор высоких, вечных тем: служение долгу, главенство общественных интересов над личными. Темы произведений из античной истории и мифологии
- строгие пропорции, стройность композиции; тяга к симметрии, упорядоченности; геометрическая простота и чёткость линий, форм; Выбор высоких, вечных тем: служение долгу, главенство общественных интересов над личными. Темы произведений из античной истории и мифологии
- строгие пропорции, стройность композиции;
- тяга к симметрии, упорядоченности;
- геометрическая простота и чёткость линий, форм;
- Выбор высоких, вечных тем: служение долгу, главенство общественных интересов над личными.
- Темы произведений из античной истории и мифологии
- опора на логику, разум; следование строгим правилам и канонам.
- опора на логику, разум; следование строгим правилам и канонам.
- опора на логику, разум;
- следование строгим правилам и канонам.
- недопустимость диссонансов( несогласованности) и хаотичности (беспорядка); стремление к изображению людей гармонично развитыми, близкими к идеалу;
- недопустимость диссонансов( несогласованности) и хаотичности (беспорядка); стремление к изображению людей гармонично развитыми, близкими к идеалу;
- недопустимость диссонансов( несогласованности) и хаотичности (беспорядка);
- стремление к изображению людей гармонично развитыми, близкими к идеалу;
АРХИТЕКТУРА КЛАССИЦИЗМА
Классицизм еще называют «строгим стилем», так как произведения искусства создавались по «образцам» – строгим правилам( канонам).
Все архитектурные и художественные объекты созданные в тот период являются «правильными» или «образцовыми», как все подверженное стилю классицизм , так как повторюсь были возвращены идеи античности и каждое творение было «строгим и рациональным «( «разумным», основанным на математических расчетах).
Площадь Вогезов в Париже – самая старинная площадь Парижа представляет в плане квадрат со стороной 140 метров
Основными видами архитектурных сооружений становятся
- дворцово-парковые ансамбли,
- культовая архитектура (соборы и церкви).
Декоративная живопись и скульптура подчинены архитектуре.
Дворец Ле Виконт ( Франция )
Замок Хет Лоо (Голландия)
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ КЛАССИЦИЗМА :
• Обращение к формам античной архитектуры –
1.Греческая ордерная система
2. Строгая симметрия.
3. Чёткая соразмерность частей и их подчиненность общему замыслу.
4. Простота и ясность форм
(треугольник, круг, квадрат).
5. Спокойная гармония пропорций.
6.Предпочтение прямым линиям.
7.Ненавязчивый декор, повторяющий очертания предмета.
8.Простота и благородство отделки.
9. Практичность и целесообразность.
Вилла – ротонда
(архитектор Андреа Палладио)
В стиле классицизма строились и светские, и церковные здания. Среди светских, в свою очередь, были как общественные, так и частные сооружения.
Госпиталь в Гринвиче ( Англия)
ВСПОМНИМ, ЧТО ТАКОЕ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР
Архитектурный ордер (от лат. порядок) —это тип архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент-перекрытие) элементов.
Ордерная система сформировалась в Древней Греции, где архитекторы использовали 3 вида ордера: дорический , ионический и коринфский
В Древнем Риме эта система усложнилась. Римские архитекторы, применяли в строительстве арки, которые требовали более толстых стен, поэтому колонны применяли в основном для декорирования (украшения) они взяли уже готовые греческие стили и добавили ещё 2 : более простой – тосканский, и более сложный композитный. Таким образом, в античной архитектуре применялись уже 5 стилей.
Во Франции большой удельный вес занимало дворцовое строительство. И это не удивительно, поскольку оно было призвано утвердить престиж окрепшей королевской власти, а также высшей аристократии. Другой важной задачей было продемонстрировать мощь самого Французского государства, его богатство и процветание. Королевские резиденции всегда были, если можно так сказать, лицом государства.
Первым ансамблем, в котором воплотились новые принципы организации пространства, явился дворец Во-ле-Виконт (1657-1661), построенный Луи Лево и Андре Ленотром для министра финансов Фуке.
Дворец Ле Виконт (Франция) архитекторы Луи Лево и Андре Ленотр
ДВОРЕЦ ПАЛЕ-РОЯЛЬ
(королевский дворец)-
резиденция кардинала Ришелье построена в 1629 году. Это одновременно и величественный дворец, и открытая площадь, и красивый ухоженный парк..
Дворец Пале-Рояль архитектор Жак Лемерсье.
ВЕРСАЛЬ
При Людовике XIV начинается новая перестройка дворца в Версале.
Первоначально Версаль являлся королевской охотничьей резиденцией Людовика XIII .
В создании Версальского дворца принимали участие известные архитекторы, скульпторы того времени. Планировкой дворца занимался Луи Лево, позже Жуль-Ардуен Мансар, украшением – Шарль Лебрен, паркостроением – Андре Ленотр.
Версаль ( Франция)
СКУЛЬПТУРА
Ставить скульптуры в парках и садах придумал Андре Ленотр,
Скульптура украшает парк и развлекает гуляющего и, даже дает какие-то ориентиры для навигации. Назначить встречу у фонтана под определенным названием или свидание под статуей Венеры - это очень удобно.
Версальский парк украшен разными скульптурами разного предназначения.
В Версальском парке можно найти статуи всех олимпийских богов и греческих героев.
Скульптура бога Аполлона выполнена из свинца с позолотой скульптором Тюби, Аполлон ассоциировался с Королем-солнце. Здесь он летит на своей колеснице не по небу, а прямо по водной глади.
ЖИВОПИСЬ КЛАССИЦИЗМА
Для классицизма характерно разделение жанров на высокие и низкие. Этот принцип наблюдался и в живописи, и в литературе, и в драматургии. Считалось недопустимым смешивать жанровые элементы.
К высоким жанрам относили исторический, мифологический и религиозный. В подобных сюжетах часто звучат героические мотивы, а сопоставить их можно с одой у литераторов и трагедией у драматургов.
К низким жанрам были отнесены натюрморт, пейзаж и портрет. Такие сюжеты считались менее значимыми, бытовыми.
Основоположником классицизма в живописи считается французский художник Никола Пуссен
Никола Пуссен «Автопортрет»
Картины
Никола Пуссена на темы истории и мифологии (в основном связанные с античностью) отличаются поразительной геометрической точностью композиции и взвешенной колористической гармонией.
Никола Пуссен «Царство Флоры»( фрагмент)
Клод Лоррен
(1600 г. —1682 )
был выдающимся французским пейзажистом XVII века, ярким представителем искусства классицизма. Он тщательно изучал законы живописных пропорций природы, преклонялся перед ее величием, писал пейзажи с различными сочетаниями деревьев, воды, архитектурных построек античности.
Клод Лоррен Клод Лоррен «Пейзаж с Энеем»
Французское искусство в XVII веке находилось под большим влиянием итальянской культуры, также во Франции работали фламандские живописцы, тогда как великие французскиемастера жили и творили в Риме, поэтому в этот период во
французском искусстве не было стилевого единства.
Перемены наступили с воцарением Людовика X IV и созданием королевской художественной Академией
.В классицизме второй половины XVII в. нет искренности и глубины свойственных Лоррену, высокого нравственного идеала Пуссена. Классицизм становится официальным направлением, приспособленным к требованиям королевского двора.
Филипп Шампень Тройной портрет кардинала Ришелье 1635–1640.
С появлением Королевской художественной академии искусство расписанно по своду правил, что и как изображать.
Этому посвящен специальный трактат придворного художника Шарля Лебрена.
В этих рамках развивается и жанр парадного портрета.
Художник Гиацинт Риго (1659–1743) особенно прославился портретами короля.
Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV. 1701
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!