СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по главе "Тамань" Лермонтов М.Ю. " Герой нашего времени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по главе "Тамань" Лермонтов М.Ю. " Герой нашего времени"»

"И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?“ ("Тамань")

Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова

 

А. Чехов

Цель урока: открыть красоту и поэзию мира в повести

Цель урока:

  • открыть красоту и поэзию мира в повести "Тамань";
  • найти объяснение поступкам и чувствам Печорина: ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни и людям, жажда деятельности и ее бесцельность, критическое отношение к себе.
Жанровое своеобразие  Дневник   Путевые записки   Это записи, которые человек ведёт, находясь в путешествии, часто фрагментарные, отражающие внешнюю канву событий, происходящих вокруг.  Это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души  Две первые повести романа написаны в этом жанре.  Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании .  Повествователь отмечал: «Я пишу не повесть, а путевые записки».

Жанровое своеобразие

Дневник

Путевые записки

Это записи, которые человек ведёт, находясь в путешествии, часто фрагментарные, отражающие внешнюю канву событий, происходящих вокруг.

Это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души

Две первые повести романа написаны в этом жанре.

Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании .

Повествователь отмечал: «Я пишу не повесть, а путевые записки».

«Тамань» – первая повесть в дневнике Печорина Приключения Печорина в «скверном городишке». Ранний этап жизни героя. Герой говорит о себе сам. На все события и героев мы смотрим его глазами.

«Тамань» – первая повесть в дневнике Печорина

  • Приключения Печорина в «скверном городишке».
  • Ранний этап жизни героя.
  • Герой говорит о себе сам.
  • На все события и героев мы смотрим его глазами.
Какие черты характера Печорина выявляются в повести «Тамань»? Интерес к людям  (Слепой мальчик заинтересовал Печорина. Печорин хочет понять тайну мальчика, начинает за ним следить). Наблюдательность  ( Наблюдение за девушкой и первый разговор с нею заставляют сделать вывод: «Странная существо!.. Никогда подобной женщины не видывал»).

Какие черты характера Печорина выявляются в повести «Тамань»?

  • Интерес к людям

(Слепой мальчик заинтересовал Печорина. Печорин хочет понять тайну мальчика, начинает за ним следить).

  • Наблюдательность

( Наблюдение за девушкой и первый разговор с нею заставляют сделать вывод: «Странная существо!.. Никогда подобной женщины не видывал»).

Активность, смелость, решительность  (Печорин идёт на ночное свидание, назначенное «ундиной»). Умение сострадать  (Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать горю)
  • Активность, смелость, решительность

(Печорин идёт на ночное свидание, назначенное «ундиной»).

  • Умение сострадать

(Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать горю)

Почему печорин желает приблизиться к обитателям «нечистого места» и почему это невозможно? Печорин – деятельная натура. Он стремится приблизиться к миру, полному опасностей, миру контрабандистов. Но Печорин со своим глубоким умом понимает невозможность обретения в среде контрабандистов полноты жизни, красоты и счастья, которых жаждет его мечущаяся душа. Мир контрабандистов сохраняет прообраз вольной, исполненной тревог человеческой жизни.

Почему печорин желает приблизиться к обитателям «нечистого места» и почему это невозможно?

Печорин – деятельная натура. Он стремится приблизиться к миру, полному опасностей, миру контрабандистов.

Но Печорин со своим глубоким умом понимает невозможность обретения в среде контрабандистов полноты жизни, красоты и счастья, которых жаждет его мечущаяся душа.

Мир контрабандистов сохраняет прообраз вольной, исполненной тревог человеческой жизни.

Какова роль пейзажа в повести «Тамань»? Романтический пейзаж усиливает ощущение тайны. Печорин любит природу, умеет видеть её краски, любоваться ею. Печорин не только видит природу, но и говорит о ней языком художника. Его слово точно и выразительно:  «тяжёлые волны мерно и ровно катились одна за другой»…

Какова роль пейзажа в повести «Тамань»?

  • Романтический пейзаж усиливает ощущение тайны.
  • Печорин любит природу, умеет видеть её краски, любоваться ею.
  • Печорин не только видит природу, но и говорит о ней языком художника. Его слово точно и выразительно:

«тяжёлые волны мерно и ровно катились одна за другой»…

Почему активность героя приносит людям несчастье? Активность Печорина направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.

Почему активность героя приносит людям несчастье?

  • Активность Печорина направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно.
  • Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру
  • Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.
Подведем итоги: В столкновении с контрабандистами Печорин показывает себя как человек действия. Он решителен и смел, но активность его беспредметна. У него нет возможности совершать поступки, о которых вспоминал бы будущий историк и для которых Печорин чувствует в себе силы. Поэтому он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье.

Подведем итоги:

  • В столкновении с контрабандистами Печорин показывает себя как человек действия. Он решителен и смел, но активность его беспредметна.
  • У него нет возможности совершать поступки, о которых вспоминал бы будущий историк и для которых Печорин чувствует в себе силы. Поэтому он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье.
Домашнее задание Чтение повести «Княжна Мери» По группам ответы на вопросы. Письменно 5 вопросов по содержанию этой повести.

Домашнее задание

  • Чтение повести «Княжна Мери»
  • По группам ответы на вопросы.
  • Письменно 5 вопросов по содержанию этой повести.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!