)
ОБЪЕМ ЦИЛИНДРА
Геометрия 11 класс
Три пути ведут к знанию:
Путь размышления – это путь самый благородный;
Путь подражания – это путь самый легкий ;
Путь опыта – это путь самый горький.
(китайский философ и мудрец Конфуций)
Цели урока
- Образовательная: способствовать осознанию изученного материала по нахождению объема цилиндра.
- Развивающая: способствовать развитию активной познавательной деятельности обучающихся.
- Воспитательная: формирование личности обучающегося, его способности к самостоятельному принятию решения.
Задачи урока:
- формирование умения применять полученные знания об объёме цилиндра при решении прикладных задач;
- интегрирование знаний и умений учащихся по геометрии и на практике;
- развитие логического мышления, памяти, кругозора учащихся, умения анализировать;
- формирование интереса к математике;
- воспитание внимания, чувства прекрасного, чувства взаимопомощи при работе в группе.
Из истории цилиндра
В XVIII веке цилиндр стал мужским головным убором. Новый головной убор в виде «трубы» на голове шляпного торговца Джона Гетерингтона стал для чопорных англичан сенсацией. Тогдашние газеты писали: «Действие шляпы на прохожих было ужасным. Многие женщины при виде этого странного предмета лишались чувства, дети кричали...» А сам Гетерингтон был арестован и доставлен к лорду-мэру, который за нарушение общественного порядка приговорил его к штрафу в 500 фунтов стерлингов. Тем не менее эта прогулка по лондонской набережной 26 января 1797 года стала датой рождения нового направления моды. В начале XIX века цилиндр был исключительно аристократической принадлежностью .
Цилиндры в быту
Цилиндры в архитектуре Цилиндры применялись в архитектуре с древнейших времен. Например, колонны чаще всего имели цилиндрическую форму.
Вопросы для повторения :
— Что называется цилиндром, осью цилиндра, высотой цилиндра, радиусом цилиндра?
— Что является основанием цилиндра?
— Что является развёрткой боковой поверхности цилиндра?
Что называется цилиндром, осью цилиндра, высотой цилиндра, радиусом цилиндра?
Цилиндр — тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя кругами с границами O(r), O 1 (r)
Ось цилиндра — прямая OO 1
Высота цилиндра — длина образующей
Радиус цилиндра — радиус основания
r
O 1
T 1
r
O
T
Определение
Призма вписана в цилиндр, если её основания вписаны в основания цилиндра
h
r
Определение
Призма описана около цилиндра, если её основания описаны около основания цилиндра
h
r
Теорема
Объём цилиндра равен произведению площади основания
на высоту
Дано :
⇒ V n → V
n → ∞, r n → r
цилиндр P
lim n →∞ V n = V
r — радиус,
h — высота
(1) ⇒ lim n →∞ S n · h = V
Доказать: V цил. = S осн. · h
Но lim n →∞ S n = πr 2
Доказательство:
V = πr 2 h
F n — n-угольная призма, вписанная в цилиндр Р радиуса r и высотой h
Теорема доказана
h
P n — цилиндр, r n — радиус
F n — описанная призма для P n
V и V n — объёмы цилиндров P и P n
r
⇒ V n
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Задача № 1.
В цилиндрический сосуд налили 2000 см 3 воды. Уровень жидкости оказался равным 12 см. В воду полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 9 см. Чему равен объём детали. Ответ выразите в см 3 .
Решение:
Объем цилиндра равен V=πR2H=SoH.V=πR2H=SoH.
В начальном состоянии объем, занимаемый жидкостью, равен V1=2000.V1=2000.
После помещения в жидкость детали объем изменился и стал равен V2=V1+V,V2=V1+V, где VV - объем, занимаемый деталью.
V2=(H+9)So,V1=S0H=12So⇒So=200012.V2=(H+9)So,V1=S0H=12So⇒
So=2000 : 12.
Тогда V2=(12+9)200012=3500.V2=(12+9)200012=3500.см 3
Следовательно, V=V2−V1=1500.V=V2−V1=1500 см 3 .
Ответ 1500 см 3
9
12
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Задача № 2.
Дано два цилиндра. Объём первого цилиндра равен 12.
У второго цилиндра высота в 3 раза больше, а радиус основания в 2 раза меньше, чем у первого. Найдите объём второго цилиндра.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Задача № 3.
Одна цилиндрическая кружка вдвое выше второй, зато вторая в полтора раза шире. Найдите отношение объёма второй кружки к объёму первой.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Задача № 4.
Сколько тонн нефти может перевезти поезд, имеющий в своём составе 15 цистерн, если диаметр котла каждой 3м, а длина 10,8 м, а плотность нефти составляет 850 кг/м 3 ?
Решение задач
Задача № 5.
Каждый цилиндрический понтон (грузоподъемность 200 тонн) имел длину в 11 метров, а диаметр — 5,5 м. Каков объём понтона?
Поднятие «Садко»-(наибольший ледокол, затонувший в 1969 году).
« Садко» — ледокольный пароход, внесший значительный вклад в освоение Арктики и Северного морского пути. Назван в честь былинного героя Садко . 11 сентября 1941 года , на пути из Диксона на Землю Франца-Иосифа , «Садко» наскочил на ранее неизвестную подводную банку вблизи островов Известий ЦИК в Карском море и затонул. Погиб один человек, остальной экипаж спасен ледоколом « Ленин ».
Так и лежал спокойно пароход «Садко» на глубине в 21 метр с пятиметровой пробоиной по левому борту, пока северная партия ЭПРОНа не решилась поднять судно с помощью двенадцати понтонов.
Основные работы начались 15 июня 1932 года. Под «Садко» прорыли с помощью водяных струй 12 тоннелей, завели туда тросы (двойные судоподъемные полотенца).
РЕШАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО ( работа в группах) (Учащиеся решают 2 задачи на выбор )
1. Сколько тонн бензина можно хранить в цистерне цилиндрической формы, если её диаметр 5м, длина 3м? Плотность бензина 0,7г/см 3 ; m =V*ρ
2. Алюминиевый провод диаметром 4мм имеет массу 6,8 кг. Найдите длину провода
(плотность алюминия 2,6 г/см 3 ).
3. Какое количество нефти (в тоннах) вмещает цилиндрическая цистерна диаметром 18 м и высотой 7 м, если плотность нефти равна 0,85 г/см 3 ?
4. Свинцовая труба (плотность свинца 11,4 г/см 3 ) с толщиной стенок 4мм имеет внутренний диаметр 13 мм. Какова масса трубы, если ее длина равна 25м?
5.Определите массу рулона сена, если высота рулона 1.7м, диаметр основания 1.2м, плотность сена 0,03 г/куб.см
Рефлексия
Предлагает вспомнить цель урока и проанализировать ее достижение, описать свои впечатления о сегодняшнем уроке:
- Спасибо за…
- Я узнал…
- Хорошо, что…
- Мне понравилось..
- Меня удивило…
- Самым важным было…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
.
П. 77, № 666,669,671
Составьте и решите задачу по данной теме
13
Спасибо за урок!
13