СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по дисциплине "Основы философии" на тему - "Гносеология и концепции истины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по дисциплине "Основы философии" на тему - "Гносеология и концепции истины" для 4 курса СПО

Просмотр содержимого документа
«Презентация по дисциплине "Основы философии" на тему - "Гносеология и концепции истины"»

Гносеология и концепции истины. Презентация разработана преподавателем истории ТАТК ГА – филиала МГТУ ГА Зайцевым Э.М.  03.12.2019г .

Гносеология и концепции истины.

Презентация разработана преподавателем истории ТАТК ГА – филиала МГТУ ГА Зайцевым Э.М.

03.12.2019г .

«Что я могу знать?» Первый по порядку из трёх наиболее существенных философских вопросов, поставленных И.Кантом перед философией. Поисками ответов на этот вопрос занимается гносеология.

«Что я могу знать?»

Первый по порядку из трёх наиболее существенных философских вопросов, поставленных И.Кантом перед философией. Поисками ответов на этот вопрос занимается гносеология.

Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.

Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.

Философия концентрируется на более общих мировоззренческих проблемах гносеологии, которые могут быть выражены в виде следующих вопросов: - Познаваем ли мир? (Или, как говорил Иммануил Кант, «Что я могу знать?»)  - Какие у человека существуют способности познания?  - Как человек познает мир? - Что есть истина и каковы ее критерии?
  • Философия концентрируется на более общих мировоззренческих проблемах гносеологии, которые могут быть выражены в виде следующих вопросов: - Познаваем ли мир? (Или, как говорил Иммануил Кант, «Что я могу знать?»)
  • - Какие у человека существуют способности познания?
  • - Как человек познает мир?
  • - Что есть истина и каковы ее критерии?
Существуют два основных подхода к проблеме познания. Гносеологический оптимизм , сторонники которого признают, что мир познаваем независимо от того, можем ли мы на сегодняшний момент объяснить некоторые явления или нет. Гносеологический пессимизм . Его суть – сомнение в возможности познаваемости мира.

Существуют два основных подхода к проблеме познания.

  • Гносеологический оптимизм , сторонники которого признают, что мир познаваем независимо от того, можем ли мы на сегодняшний момент объяснить некоторые явления или нет.
  • Гносеологический пессимизм . Его суть – сомнение в возможности познаваемости мира.
В истории философской мысли существовали учения утверждающие и отрицающие возможность познания мира ( гностические и агностические учения). АГНОСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ( гносеологический агностицизм ): В 5 веке до н.э. Протагор полагал, что «человек есть мера всех вещей» и разным людям свойственны разное понимание и разная оценка явлений. Один и тот же предмет кажется огромным ребенку и нормальным взрослому человеку. Одна и та же пища может быть вкусна, когда ты здоров и отвратит, когда болеешь. Чувствам нельзя доверять, в них не может быть согласия.

В истории философской мысли существовали учения утверждающие и отрицающие возможность познания мира ( гностические и агностические учения).

АГНОСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ( гносеологический агностицизм ):

В 5 веке до н.э. Протагор полагал, что «человек есть мера всех вещей» и разным людям свойственны разное понимание и разная оценка явлений.

Один и тот же предмет кажется огромным ребенку и нормальным взрослому человеку. Одна и та же пища может быть вкусна, когда ты здоров и отвратит, когда болеешь. Чувствам нельзя доверять, в них не может быть согласия.

 Пиррон (4—3 век до н.э.) утверждал, что всякому суждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему суждение. Сущность вещей изменчива. Истинны лишь отдельные чувственные восприятия. Ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, т. к. в себе все одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Вещи недоступны для нашего познания. На этом основан метод воздержания от суждений. В качестве практически-нравственного идеального метода отсюда выводится «невозмутимость», «безмятежность» ( атараксия ).

Пиррон (4—3 век до н.э.) утверждал, что всякому суждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему суждение. Сущность вещей изменчива. Истинны лишь отдельные чувственные восприятия. Ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, т. к. в себе все одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Вещи недоступны для нашего познания. На этом основан метод воздержания от суждений. В качестве практически-нравственного идеального метода отсюда выводится «невозмутимость», «безмятежность» ( атараксия ).

  Дэвид Юм (18 век) рассуждал: «Все, что я имею - это чувственные восприятия, а откуда они появились я не знаю и не могу знать».  То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления.   Иммануил Кант (18 век) аналогично полагал, что мы исследуем только наши ощущения от мира, а реальный мир «вещь в себе». Вещь в себе - это то, чем предметы познания являются сами по себе, как существующие вне и независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм. 

Дэвид Юм (18 век) рассуждал: «Все, что я имею - это чувственные восприятия, а откуда они появились я не знаю и не могу знать». То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления.

Иммануил Кант (18 век) аналогично полагал, что мы исследуем только наши ощущения от мира, а реальный мир «вещь в себе».

Вещь в себе - это то, чем предметы познания являются сами по себе, как существующие вне и независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм. 

ГНОСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ  (гносеологический оптимизм):  Демокрит (5-4 в до н.э.) полагал, что из окружающих предметов постоянно истекают образы (эйдосы) и через наши органы чувств проникают в нас. Таким образом, наши знания - это наличествующие в нас материальные образцы, эйдосы, самих предметов, которые существуют вокруг нас.  Платон (5-4 в до н.э.) считал, что человек имеет врожденные идеи, он открывает для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. 

ГНОСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

(гносеологический оптимизм):

Демокрит (5-4 в до н.э.) полагал, что из окружающих предметов постоянно истекают образы (эйдосы) и через наши органы чувств проникают в нас. Таким образом, наши знания - это наличествующие в нас материальные образцы, эйдосы, самих предметов, которые существуют вокруг нас.

Платон (5-4 в до н.э.) считал, что человек имеет врожденные идеи, он открывает для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. 

  Аристотель (4 в до н.э.) полагал, что суть вещей находится в них самих (а не в идеях) и познается с помощью ощущений. В отличие от Демокрита он утверждает, что мы познаем только форму, но не материальный субстрат. И хотя ощущения дают нам знание только единичного, в нем потенциально содержится и знание общего.

Аристотель (4 в до н.э.) полагал, что суть вещей находится в них самих (а не в идеях) и познается с помощью ощущений. В отличие от Демокрита он утверждает, что мы познаем только форму, но не материальный субстрат. И хотя ощущения дают нам знание только единичного, в нем потенциально содержится и знание общего.

Разновидности гносеологического пессимизма: СКЕПТИЦИЗМ АГНОСТИЦИЗМ направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности (Диоген, Секст Эмпирик). Философский скептицизм превращает сомнения в принцип познания (Дэвид Юм); течение, отрицающее возможность достоверного познания сущности мира (И. Кант). Источником знания считается внешний мир, сущность которого непознаваема. Любой предмет – «вещь в себе». Познаем мы лишь явления с помощью врожденных априорных форм (пространства, времени, категорий рассудка), и мы организуем свой опыт ощущения.

Разновидности гносеологического пессимизма:

СКЕПТИЦИЗМ

АГНОСТИЦИЗМ

направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности (Диоген, Секст Эмпирик). Философский скептицизм превращает сомнения в принцип познания (Дэвид Юм);

течение, отрицающее возможность достоверного познания сущности мира (И. Кант). Источником знания считается внешний мир, сущность которого непознаваема. Любой предмет – «вещь в себе». Познаем мы лишь явления с помощью врожденных априорных форм (пространства, времени, категорий рассудка), и мы организуем свой опыт ощущения.

Исходный вопрос теории познания Познаваем ли мир? Философские позиции по этому вопросу Пессимистическая позиция Оптимистическая позиция

Исходный вопрос теории познания

Познаваем ли мир?

Философские позиции по этому вопросу

Пессимистическая позиция

Оптимистическая позиция

Пессимистическая позиция формируется в античной философии В законченном виде пессимистическая позиция отражается в  скептицизме  Пиррона, который не доверял ни чувствам, ни разуму. Пиррон  Около 360-270 до н.э. – древнегреческий философ

Пессимистическая позиция формируется в античной философии

В законченном виде пессимистическая позиция отражается в скептицизме Пиррона, который не доверял ни чувствам, ни разуму.

Пиррон

Около 360-270 до н.э. – древнегреческий философ

Скептицизм Сомнения по поводу познаваемости мира выражали Э. Роттердамский и М.Монтень Мишель Монтень 1533-1592 Эразм Роттердамский 1469-1536

Скептицизм

Сомнения по поводу познаваемости мира выражали

Э. Роттердамский

и М.Монтень

Мишель Монтень

1533-1592

Эразм Роттердамский

1469-1536

Скептицизм Не отрицает возможности познания мира Выражает сомнение в том, что познание мира возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем

Скептицизм

Не отрицает возможности познания мира

Выражает сомнение в том, что познание мира возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем

Чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения Чувствам нельзя доверять из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас Основные аргументы скептицизма Нельзя доверять и разуму, так как любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности. Следовательно, доказать ничего нельзя

Чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения

Чувствам нельзя доверять из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас

Основные аргументы скептицизма

Нельзя доверять и разуму, так как любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности. Следовательно, доказать ничего нельзя

Более сильный вариант пессимизма Философское течение, которое отрицает познаваемость объективного мира Агностицизм  От греч. agnostos - непознаваемый

Более сильный вариант пессимизма

Философское течение, которое отрицает познаваемость объективного мира

Агностицизм

От греч. agnostos - непознаваемый

Представитель агностицизма Дэвид Юм в середине XVIII века выступил с обоснованием агностицизма. Он полагал, что невозможно логически доказать, что или кто вызывает наши ощущения – материальные предметы, наше сознание или бог. Поэтому этот вопрос следует оставить открытым и честно признать, что мы ничего не можем знать об источнике наших знаний. Дэвид Юм 1711-1776 Английский философ

Представитель агностицизма

Дэвид Юм в середине XVIII века выступил с обоснованием агностицизма. Он полагал, что невозможно логически доказать, что или кто вызывает наши ощущения – материальные предметы, наше сознание или бог. Поэтому этот вопрос следует оставить открытым и честно признать, что мы ничего не можем знать об источнике наших знаний.

Дэвид Юм

1711-1776

Английский философ

Яркий пример агностицизма Действительный мир (мир «вещей-в-себе») принципиально непознаваем. Всё, что мы можем познать, - лишь феноменальный мир, мир видимости, до неузнаваемости искажённый нашими чувствами и опытом. Иммануил Кант 1724-1804

Яркий пример агностицизма

Действительный мир (мир «вещей-в-себе») принципиально непознаваем. Всё, что мы можем познать, - лишь феноменальный мир, мир видимости, до неузнаваемости искажённый нашими чувствами и опытом.

Иммануил Кант

1724-1804

Оптимистическая позиция Большая часть философов считает, что, хотя у человечества имеются далеко не все ответы на загадки природы, оно всё глубже и глубже проникает в её тайны Философы по-разному определяют, чему принадлежит решающая роль в познании – чувствам или разуму

Оптимистическая позиция

Большая часть философов считает, что, хотя у человечества имеются далеко не все ответы на загадки природы, оно всё глубже и глубже проникает в её тайны

Философы по-разному определяют, чему принадлежит решающая роль в познании – чувствам или разуму

Сенсуалисты (эмпирики) Рационалисты Сторонники первенства разума в познании, считают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны Новое знание можно получить только на основе чувственного опыта

Сенсуалисты (эмпирики)

Рационалисты

Сторонники первенства разума в познании, считают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны

Новое знание можно получить только на основе чувственного опыта

Сенсуализм и эмпиризм Это дополняющие друг друга философские направления Философские направления, которые противоречат друг другу Чувства и разум можно рассматривать как две стороны единого процесса познания мира

Сенсуализм и эмпиризм

Это дополняющие друг друга философские направления

Философские направления, которые противоречат друг другу

Чувства и разум можно рассматривать как две стороны единого процесса познания мира

Познание мира Потребность в знаниях Одна из неотъемлемых характеристик природы человека

Познание мира

Потребность в знаниях

Одна из неотъемлемых характеристик природы человека

Познание – это взаимодействие субъекта и объекта при активной роли самого субъекта, дающее в результате некое знание.

Познание – это взаимодействие субъекта и объекта при активной роли самого субъекта, дающее в результате некое знание.

ПОЗНАНИЕ - это процесс приобретения и развития знания , его постоянное углубление, расширение и совершенствование.   Познавательная деятельность направлена на производство знаний .  Ценность познавательной деятельности в том, что знания позволяют нам преобразовывать мир в соответствии с нашими представлениями и ценностями. Знания призваны служить на благо человечества.

ПОЗНАНИЕ - это процесс приобретения и развития знания , его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Познавательная деятельность направлена на производство знаний .

Ценность познавательной деятельности в том, что знания позволяют нам преобразовывать мир в соответствии с нашими представлениями и ценностями. Знания призваны служить на благо человечества.

Формы знаний:   Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами Донаучное – прототип, предпосылки научного знания Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Формы знаний:

Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание

Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

В познавательной деятельности центральным является понятие истины. Истина – соответствие наших мыслей объективной реальности. Ложь – несоответствие наших мыслей действительности .

В познавательной деятельности центральным является понятие истины.

  • Истина – соответствие наших мыслей объективной реальности.
  • Ложь – несоответствие наших мыслей действительности .

Структура и формы познания

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность.

Рациональное познание опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех формах: понятия, суждения, умозаключения.

Ощущение – это элементарный субъективный образ объективной реальности.

Интуитивное познание основывается на том, что внезапное решение, истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне, без предварительного логического доказательства .

Восприятие – это целостное отражение, образ предметов и событий окружающего мира.

Понятие – элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Суждения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо отрицают или утверждают.

Представление – это чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда- то на его органы чувств.

Умозаключение – процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение.

Формы чувственного познания :   Ощущение - отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ( стол - холодный) Восприятие - целостный образ предмета ( стол - холодный, гладкий, теплый) Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти ( с закрытыми глазами)

Формы чувственного познания :

  • Ощущение - отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ( стол - холодный)
  • Восприятие - целостный образ предмета ( стол - холодный, гладкий, теплый)
  • Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти ( с закрытыми глазами)
Особенности чувственного познания:    -  отражает только признаки предметов  - пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное)  - нельзя постичь сущности предметов и их свойств

Особенности чувственного познания:

- отражает только признаки предметов

- пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное)

- нельзя постичь сущности предметов и их свойств

Формы рационального познания: 1.  понятие  – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2.  суждение  – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3.  умозаключение  (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Формы рационального познания:

1.  понятие  – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

2.  суждение  – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;

3.  умозаключение  (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Виды умозаключений: 1. Дедуктивные (от общего к частному).    Все люди смертны   Иван - человек        Иван смертен

Виды умозаключений:

1. Дедуктивные (от общего к частному).

Все люди смертны

Иван - человек

Иван смертен

Виды умозаключений: 2. Индуктивные (от частного к общему).    Земля вращается вокруг Солнца   Венера вращается вокруг Солнца  Земля и Венера - планеты Солнечной системы        Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца

Виды умозаключений:

2. Индуктивные (от частного к общему).

Земля вращается вокруг Солнца

Венера вращается вокруг Солнца

Земля и Венера - планеты Солнечной системы

Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца

Виды умозаключений: 3. Традуктивные (между суждениями одинаковой степени общности).    Саша брат Игоря   Игорь брат Васи        Вася брат Саши

Виды умозаключений:

3. Традуктивные (между суждениями одинаковой степени общности).

Саша брат Игоря

Игорь брат Васи

Вася брат Саши

Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Особенности рационального познания:

  • опора на результаты чувственного познания;
  • абстрактность и обобщенность;
  • воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Субъект и объект познания Категории «субъект» и «объект» - ключевые понятия для понимания теории и истории гносеологии

Субъект и объект познания

Категории «субъект» и «объект» - ключевые понятия для понимания теории и истории гносеологии

Познание Субъект познания Объект познания

Познание

Субъект познания

Объект познания

Субъект и объект познания Субъект познания – это тот, кто его реализует, то есть творческая личность, формирующая новое знание.  Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе познавательно-преобразовательной активности субъекта.

Субъект и объект познания

  • Субъект познания – это тот, кто его реализует, то есть творческая личность, формирующая новое знание.
  • Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе познавательно-преобразовательной активности субъекта.
Для западной философской традиции характерно противопоставление объекта и субъекта познания, отсюда три варианта соотношения объекта и субъекта:  - Объект недоступен постижению субъектом (полный агностицизм). - Объект частично доступен постижению субъектом (частичный агностицизм). - Объект полностью доступен постижению субъекта (познавательный оптимизм)
  • Для западной философской традиции характерно противопоставление объекта и субъекта познания, отсюда три варианта соотношения объекта и субъекта:
  • - Объект недоступен постижению субъектом (полный агностицизм).
  • - Объект частично доступен постижению субъектом (частичный агностицизм).
  • - Объект полностью доступен постижению субъекта (познавательный оптимизм)
Для восточной философии характерно сближение объекта и субъекта познания. Например, в йоге и буддизме допускается возможность полного проникновения сознания субъекта в объект, и даже их слияние (при медитации или трансе).
  • Для восточной философии характерно сближение объекта и субъекта познания. Например, в йоге и буддизме допускается возможность полного проникновения сознания субъекта в объект, и даже их слияние (при медитации или трансе).
Способности познания человека. Гносеологические концепции Выделяют три основные способности познания человека: чувственное познание, рациональное познание иррациональное познание (интуитивное).

Способности познания человека. Гносеологические концепции

  • Выделяют три основные способности познания человека:
  • чувственное познание,
  • рациональное познание
  • иррациональное познание (интуитивное).
Мифологическое познание Религиозное познание  Формы познавательной деятельности Моральное познание Эстетическое познание

Мифологическое познание

Религиозное познание

Формы познавательной деятельности

Моральное познание

Эстетическое познание

Мифологическое познание Специфика мифологического познания Фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественная переработка природы и общества народной фантазией В рамках мифологии вырабатывались определённые знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, о формах общения и т.д.

Мифологическое познание

Специфика мифологического познания

Фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественная переработка природы и общества народной фантазией

В рамках мифологии вырабатывались определённые знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, о формах общения и т.д.

Эстетическое познание Специфика эстетического познания Оно позволяет почувствовать и чувственно выразить в литературе, музыке, живописи, скульптуре самые тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы  Основано не на научных понятиях, а на целостных художественных образах

Эстетическое познание

Специфика эстетического познания

Оно позволяет почувствовать и чувственно выразить в литературе, музыке, живописи, скульптуре самые тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы

Основано не на научных понятиях, а на целостных художественных образах

Религиозное познание Специфика религиозного познания  Мышление при помощи догматов, которые признаются неопровержимыми Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является вера в сверхъестественное .

Религиозное познание

Специфика религиозного познания

Мышление при помощи догматов, которые признаются неопровержимыми

Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является вера в сверхъестественное .

Моральное познание Специфика морального познания Наличие морали говорит о духовной развитости человека Связано с познанием человеком представлений о добре и зле, о том, что такое хорошо и плохо

Моральное познание

Специфика морального познания

Наличие морали говорит о духовной развитости человека

Связано с познанием человеком представлений о добре и зле, о том, что такое хорошо и плохо

Рациональным называется познание с помощью разума (рассудка, интеллекта, мышления, ума) Гносеологическая концепция, в которой основой человеческого познания считается разум,  называется рационализмом. Ее сторонники - Декарт, Лейбниц, Спиноза, Кант и др. Иррациональным называется познание, которое осуществляется без непосредственного чувственного восприятия и рационального размышления.
  • Рациональным называется познание с помощью разума (рассудка, интеллекта, мышления, ума)
  • Гносеологическая концепция, в которой основой человеческого познания считается разум, называется рационализмом. Ее сторонники - Декарт, Лейбниц, Спиноза, Кант и др.
  • Иррациональным называется познание, которое осуществляется без непосредственного чувственного восприятия и рационального размышления.
Гносеологическая концепция, в которой основой человеческого познания считается интуиция, называется интуитивизмом . Ее самые известные сторонники - А. Бергсон,  Н.О. Лосский. Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг, Блаватская признавали ведущую роль или большую значимость интеллектуальной и духовной интуиции.
  • Гносеологическая концепция, в которой основой человеческого познания считается интуиция, называется интуитивизмом . Ее самые известные сторонники - А. Бергсон,

Н.О. Лосский. Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг, Блаватская признавали ведущую роль или большую значимость интеллектуальной и духовной интуиции.

Истина. Виды и критерии истины Цель всякого познания - нахождение истины о предмете , явлении или процессе. Но что же такое истина? Наиболее распространенной и признанной является классическая концепция истины (Аристотель и др.). Согласно этой концепции истина есть соответствие знаний своему объекту, т. е. действительности. В таком случае заблуждение - знание, которое не соответствует действительному объекту

Истина. Виды и критерии истины

  • Цель всякого познания - нахождение истины о предмете , явлении или процессе. Но что же такое истина? Наиболее распространенной и признанной является классическая концепция истины (Аристотель и др.). Согласно этой концепции истина есть соответствие знаний своему объекту, т. е. действительности. В таком случае заблуждение - знание, которое не соответствует действительному объекту
Главная цель познания — достижение истины. ИСТИНА - адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания.

Главная цель познания — достижение истины.

  • ИСТИНА - адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания.
В науке и философии принято рассматривать несколько разновидностей истины - абсолютную, относительную, объективную и субъективную.
  • В науке и философии принято рассматривать несколько разновидностей истины - абсолютную, относительную, объективную и субъективную.
Относительная и абсолютная истины

Относительная и абсолютная истины

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.    1. соответствие законам логики;  2. соответствие ранее открытым законам науки;  3. соответствие фундаментальным законам;  4. простота, экономичность формулы;  5. парадоксальность идеи;  6. практика.

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

6. практика.

Некоторые ученые и философы убеждены, что истинное знание эстетически гармонично и красиво. Например, физики могут говорить, что соотношение физических величин в той или иной формуле выглядит красиво, т. е. математически гармонично.
  • Некоторые ученые и философы убеждены, что истинное знание эстетически гармонично и красиво. Например, физики могут говорить, что соотношение физических величин в той или иной формуле выглядит красиво, т. е. математически гармонично.
Критерии истины Критерий истины Средство проверки истинности того или иного утверждения

Критерии истины

Критерий истины

Средство проверки истинности того или иного утверждения

Различные критерии истины Практика (опыт, эксперимент, практическое осуществление) – наиболее достоверный критерий Критерии истины Психологический критерий – истинно то, что не вызывает никаких сомнений Эстетический критерий – истинное знание эстетически гармонично и красиво

Различные критерии истины

Практика (опыт, эксперимент, практическое осуществление) – наиболее достоверный критерий

Критерии истины

Психологический критерий – истинно то, что не вызывает никаких сомнений

Эстетический критерий – истинное знание эстетически гармонично и красиво

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!