Природное сообщество
Задачи
1. что значит «природное сообщество»;
2. из каких звеньев состоит природное сообщество;
3. почему организмы объединяются в сообщества;
4. к чему приводит совместная жизнь в природном сообществе.
СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС
Жил-был художник. Однажды решил он нарисовать лес.
«Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!»
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу картины нарисовал старичка-лесовичка.
Повесил художник картину на стену, а через некоторое время увидел на полотне вместо леса сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву, цветы. Но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых. Но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, грибы, – не унимался лесовик.
Дорисовал всё это художник, но лес все равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу!
– Нет! – сказал художник.
Долго они спорили, и художник наконец согласился и дорисовал много разных зверей. Было уже поздно и темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг услышал треск сучьев и чье-то фырканье…
– Вот теперь это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
Дайте определение понятий.
Природное сообщество – стр. 86-87.
– это совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепями.
Определите, какие из перечисленных природных сообществ относятся к естественным, а какие к искусственным?
Запишите ответ в схему.
Природные сообщества: аквариум, болото, лес, луг, огород, озеро, парк, поле, пустыня, сад, степь.
Цепь питания – стр. 85
— это ряд организмов, связанных друг с другом пищевыми отношениями. Пищевая цепь показывает последовательность переноса веществ и энергии от одного организма к другому.
- Круговорот веществ в природе –стр.86
-это движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу
б
а
Звенья природного сообщества
- Условия среды
- Производители
- Потребители
- Разрушители
Условия среды
Стр. 85-86
Стр. 85-86
Стр. 85-86
+ Рис. 72
Вывод:
В природе все организмы существуют не одиночно, наша планета – это огромный клубок взаимосвязей и взаимоотношений живых существ.
Почему организмы объединяются в сообщества?
Потому что экосистема – это, прежде всего, баланс между разными организмами. Если одинокое животное появится в той или иной местности, оно просто не выживет. Если растения останутся без выдыхаемой животными углекислоты, они тоже погибнут. Поэтому все организмы объединяются в сообщества. Одни служат пищей для других, а после гибели сами становятся пищей или удобрением.
К чему приводит совместная жизнь в природном сообществе.
- Существует главный критерий, почему те или иные живые организмы населяют именно этот участок нашей планеты. Предположите, что это за причина и постарайтесь привести примеры, используя особенности животных и растений
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вторым звеном являются взаимоотношения живых организмов между собой.
Рассмотрите картинки и соберите пары живых организмов,
способных взаимодействовать, укажите тип данного
взаимодействия.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Понаблюдайте за своими домашними животными (если таковые есть), проанализируйте их образ жизни и приведите в пример организмы, с которыми он может взаимодействовать в природном сообществе. Если домашнего животного нет, возьмите любое знакомое вам животное и проанализируйте его образ жизни.
- Прочитать дополнительный материал и выполнить задание по группам.
- Пищевые связи-работа с текстом.