СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по биологии: "Методы исследования генетики человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по биологии: "Методы исследования генетики человека"»

Методы исследования генетики человека

Методы исследования генетики человека

Методы исследования  генетики человека Для генетических исследований человек является неудобным объектом, так как у человека невозможно экспериментальное скрещивание; большое количество хромосом; поздно наступает половая зрелость; малое число потомков в каждой семье; невозможно уравнивание условий жизни для потомства. В генетике человека используется ряд методов исследования, которые чаще используются для диагностики генетических заболеваний, но вместе с этим они дают ответы на многие академические вопросы.

Методы исследования генетики человека

  • Для генетических исследований человек является неудобным объектом, так как у человека невозможно экспериментальное скрещивание; большое количество хромосом; поздно наступает половая зрелость; малое число потомков в каждой семье; невозможно уравнивание условий жизни для потомства. В генетике человека используется ряд методов исследования, которые чаще используются для диагностики генетических заболеваний, но вместе с этим они дают ответы на многие академические вопросы.
Задачами генетики человека являются : определение полной нуклеотидной последовательности ДНК генома человека, локализации генов и создании их банка; ранняя диагностика наследственной патологии путем совершенствования методов пренатальной и экспресс - диагностики; широкое внедрение медико-генетического консультирования; разработка методов генной терапии наследственных заболеваний на основе генной инженерии; выявление генетически опасных факторов внешней среды и разработка методов их нейтрализации.

Задачами генетики человека являются :

  • определение полной нуклеотидной последовательности ДНК генома человека, локализации генов и создании их банка;
  • ранняя диагностика наследственной патологии путем совершенствования методов пренатальной и экспресс - диагностики;
  • широкое внедрение медико-генетического консультирования;
  • разработка методов генной терапии наследственных заболеваний на основе генной инженерии;
  • выявление генетически опасных факторов внешней среды и разработка методов их нейтрализации.
ЧЕЛОВЕК КАК ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ   Сложный кариотип - много хромосом и групп сцепления Невозможно экспериментальное получение потомства Поздно наступает половая зрелость и редкая смена поколений Малое число потомков в каждой семье Невозможность создания одинаковых условий жизни.

ЧЕЛОВЕК КАК ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

  • Сложный кариотип - много хромосом и групп сцепления
  • Невозможно экспериментальное получение потомства
  • Поздно наступает половая зрелость и редкая смена поколений
  • Малое число потомков в каждой семье
  • Невозможность создания одинаковых условий жизни.
Ф. Гальтон- автор многих методов исследования генетики челокека Сэр Фрэнсис Гальтон  (англ. Francis Galton; 16 февраля 1822 — 17 января 1911) — английский исследователь, географ, антрополог и психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики. Родился в Бирмингеме, в Англии. Гальтон был двоюродным братом Чарльза Дарвина по их деду — Эразмусу (Эразму) Дарвину. Его отцом был Самюэль Тертиус Гальтон , сын Самюэля «Джона» Гальтона . Семья Гальтон была известной и весьма успешной в сфере изготовления оружия и банкирском деле, в то время как Дарвины отличались в медицине и науке.

Ф. Гальтон- автор многих методов исследования генетики челокека

  • Сэр Фрэнсис Гальтон (англ. Francis Galton; 16 февраля 1822 — 17 января 1911) — английский исследователь, географ, антрополог и психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики. Родился в Бирмингеме, в Англии.
  • Гальтон был двоюродным братом Чарльза Дарвина по их деду — Эразмусу (Эразму) Дарвину. Его отцом был Самюэль Тертиус Гальтон , сын Самюэля «Джона» Гальтона . Семья Гальтон была известной и весьма успешной в сфере изготовления оружия и банкирском деле, в то время как Дарвины отличались в медицине и науке.
Генеалогический метод Вывод Генеалогический метод  исследования основан на составлении родословной человека и изучении характера наследования признака. Суть его состоит в установлении родословных связей и определении доминантных и рецессивных признаков и характера их наследования. Особенно эффективен этот метод при исследовании генных мутаций. Этот метод используется для диагностики наследственных заболеваний и медико-генетического консультирования. По характеру наследования определяется вероятность рождения ребенка с генетическими аномалиями. Генетический метод чаще всего использовался для мониторинга таких генетических заболеваний, как гемофилия или эпилепсия. Он был наиболее актуален вплоть до молекулярно-биологических открытий ХХ века.

Генеалогический метод

Вывод

  • Генеалогический метод  исследования основан на составлении родословной человека и изучении характера наследования признака.
  • Суть его состоит в установлении родословных связей и определении доминантных и рецессивных признаков и характера их наследования.
  • Особенно эффективен этот метод при исследовании генных мутаций. Этот метод используется для диагностики наследственных заболеваний и медико-генетического консультирования. По характеру наследования определяется вероятность рождения ребенка с генетическими аномалиями.
  • Генетический метод чаще всего использовался для мониторинга таких генетических заболеваний, как гемофилия или эпилепсия. Он был наиболее актуален вплоть до молекулярно-биологических открытий ХХ века.
Пример генетического метода

Пример генетического метода

Популяционный метод Популяционный метод основан на сборе и анализе статистических данных о частотах того или иного признака. На основании обработанных данных появляется информация о распространенности в популяции изменчивых признаков, их норме реакции, об особых группах риска генетических заболеваний или о летальности этих признаков. С помощью популяционного метода возможно прогнозировать количество средств, необходимых для лечения генетических больных.

Популяционный метод

  • Популяционный метод основан на сборе и анализе статистических данных о частотах того или иного признака. На основании обработанных данных появляется информация о распространенности в популяции изменчивых признаков, их норме реакции, об особых группах риска генетических заболеваний или о летальности этих признаков.
  • С помощью популяционного метода возможно прогнозировать количество средств, необходимых для лечения генетических больных.
Процент (частота аллелей) групп крови

Процент (частота аллелей) групп крови

Цитогенетический метод Цитогенетический метод – основан на анализе кариотипа клеток, то есть на изучении хромосом человека в норме и при патологии. В норме кариотип человека включает 46 хромосом – 22 пары аутосом и две половые хромосомы. Использование данного метода позволило выявить группу болезней, связанных либо с изменением числа хромосом, либо с изменениями их структуры, примером может служить диагностирование на эмбриональном этапе синдрома Дауна или синдрома кошачьего крика. Кариотип человека с синдромом Дауна

Цитогенетический метод

  • Цитогенетический метод – основан на анализе кариотипа клеток, то есть на изучении хромосом человека в норме и при патологии. В норме кариотип человека включает 46 хромосом – 22 пары аутосом и две половые хромосомы. Использование данного метода позволило выявить группу болезней, связанных либо с изменением числа хромосом, либо с изменениями их структуры, примером может служить диагностирование на эмбриональном этапе синдрома Дауна или синдрома кошачьего крика.

Кариотип человека с синдромом Дауна

Молекулярно-биологический  метод Этот метод позволяет установить риск развития и негенетических заболеваний, таких как сахарный диабет, артериальная гипертензия, и заранее начать их профилактику. Молекулярно-биологический метод позволяет установить предрасположенность человека, его таланты, его родство и происхождение. Молекулярно-биологический метод позволяет изучать нуклеотидную последовательность ДНК и непосредственно исследовать генотип. Этот метод дает исчерпывающую информацию о генотипе человека и позволяет делать выводы о его признаках и возможных признаках его потомков. Это самый эффективный и быстроразвивающийся метод. Любой человек может произвести молекулярно-биологический анализ и узнать риск развития большинства генетических заболеваний.

Молекулярно-биологический метод

  • Этот метод позволяет установить риск развития и негенетических заболеваний, таких как сахарный диабет, артериальная гипертензия, и заранее начать их профилактику.
  • Молекулярно-биологический метод позволяет установить предрасположенность человека, его таланты, его родство и происхождение.
  • Молекулярно-биологический метод позволяет изучать нуклеотидную последовательность ДНК и непосредственно исследовать генотип. Этот метод дает исчерпывающую информацию о генотипе человека и позволяет делать выводы о его признаках и возможных признаках его потомков.
  • Это самый эффективный и быстроразвивающийся метод. Любой человек может произвести молекулярно-биологический анализ и узнать риск развития большинства генетических заболеваний.
Близнецовый метод Близнецовый метод заключается в изучении фенотипов однояйцевых близнецов, которые обладают одинаковым генотипом. Близнецовый метод позволяет определить степень проявления признака у пары, влияние наследственности и среды на развитие признаков. Все различия, которые проявляются у однояйцевых близнецов, имеющих одинаковый генотип, связаны с влиянием внешних условий. Таким образом, близнецовый метод позволяет выявить роль генотипа и факторов среды в формировании признака, для чего изучаются и сравниваются степени сходства (конкордантность) и различий (дискордантность) монозиготных и дизиготных близнецов

Близнецовый метод

  • Близнецовый метод заключается в изучении фенотипов однояйцевых близнецов, которые обладают одинаковым генотипом. Близнецовый метод позволяет определить степень проявления признака у пары, влияние наследственности и среды на развитие признаков. Все различия, которые проявляются у однояйцевых близнецов, имеющих одинаковый генотип, связаны с влиянием внешних условий. Таким образом, близнецовый метод позволяет выявить роль генотипа и факторов среды в формировании признака, для чего изучаются и сравниваются степени сходства (конкордантность) и различий (дискордантность) монозиготных и дизиготных близнецов
Некоторые темины Аллельные гены - гены расположенные в одних и тех же метах (лопусах) гомологичных хромосом. Альтернативные признаки - противоположные качества одного признака (карие или голубые глаза, светлые или тёмные волосы и т.д.) Ген - участок молекулы ДНК ответственный за проявление одного признака и синтез определенной молекулы белка. Генотип - совокупность наследственных признаков полученные от родителей. Гомологичные хромосомы - парные хромосомы одинаковые по формы, величине и характеру наследственной информации. Доминантный признак - преобладающий признак проявляющийся в потомстве в любом состоянии. Рецессивный признак - подавляемый признак проявляющийся только в гомозиготном состоянии. Фенотип - совокупность признаков и свойств организмов проявляющаяся при взаимодействия генотипа со средой и меняющаяся в процессе жизни в зависимости от среды обитания.

Некоторые темины

Аллельные гены - гены расположенные в одних и тех же метах (лопусах) гомологичных хромосом.

Альтернативные признаки - противоположные качества одного признака (карие или голубые глаза, светлые или тёмные волосы и т.д.)

Ген - участок молекулы ДНК ответственный за проявление одного признака и синтез определенной молекулы белка.

Генотип - совокупность наследственных признаков полученные от родителей.

Гомологичные хромосомы - парные хромосомы одинаковые по формы, величине и характеру наследственной информации.

Доминантный признак - преобладающий признак проявляющийся в потомстве в любом состоянии.

Рецессивный признак - подавляемый признак проявляющийся только в гомозиготном состоянии.

Фенотип - совокупность признаков и свойств организмов проявляющаяся при взаимодействия генотипа со средой и меняющаяся в процессе жизни в зависимости от среды обитания.

Примет из ЕГЭ  Тестовая часть 1) Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?  А) гибридологическим  Б) цитогенетическим  В) близнецовым  Г) биохимическим 2) С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка?   А) генеалогического  Б) близнецового  В) цитогенетического  Г) гибридологического

Примет из ЕГЭ Тестовая часть

1) Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?

А) гибридологическим Б) цитогенетическим В) близнецовым Г) биохимическим

2) С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка?

А) генеалогического Б) близнецового В) цитогенетического Г) гибридологического

3) Хромосомные наборы здоровых и больных людей изучают, используя метод  А) генеалогический  Б) цитогенетический  В) близнецовый  Г) гибридологический 4) Хромосомные наборы здоровых и больных людей изучают, используя метод  А) генеалогический  Б) цитогенетический  В) близнецовый  Г) гибридологический

3) Хромосомные наборы здоровых и больных людей изучают, используя метод

А) генеалогический Б) цитогенетический В) близнецовый Г) гибридологический

4) Хромосомные наборы здоровых и больных людей изучают, используя метод

А) генеалогический Б) цитогенетический В) близнецовый Г) гибридологический

Пример из ЕГЭ  Часть с развернутым ответом Задача 28.1   По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

Пример из ЕГЭ Часть с развернутым ответом

Задача 28.1

По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

Задача 28.2   Группа крови и резус-фактор — аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i 0 , 1 А , 1 В . Аллели I А и I В доминантны по отношению к аллелю i 0 . Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i 0 , вторую группу (А) определяет доминантный аллель I А , третью группу (В) определяет доминантный аллель I В , а четвёртую (АВ) — два доминантных аллеля — I А I В . Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).    У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Задача 28.2

Группа крови и резус-фактор — аутосомные несцепленные признаки. Группа крови

контролируется тремя аллелями одного гена: i 0 , 1 А , 1 В . Аллели I А и I В доминантны по

отношению к аллелю i 0 . Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i 0 , вторую группу

(А) определяет доминантный аллель I А , третью группу (В) определяет доминантный аллель

I В , а четвёртую (АВ) — два доминантных аллеля — I А I В . Положительный резус-фактор (R)

доминирует над отрицательным (r).

 

У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая

группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую

группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и

соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности

проявляется в данном случае?

Задача 28.3    У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов.     При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% - с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

Задача 28.3

У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов.

 

При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% - с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

Задача 28.4   У человека близорукость – доминантный признак, а нормальное зрение – рецессивный. Нормальный уровень глюкозы в крови – доминантный признак, а предрасположенность к сахарному диабету – рецессивный. Близорукий мужчина, не страдающий сахарным диабетом, женился на предрасположенной к сахарному диабету девушке с нормальным зрением. Определите генотипы родителей и вероятность рождения детей с нормальным зрением и предрасположенных к заболеванию сахарным диабетом, если известно, что отец гетерозиготен по обоим признакам. Какой закон наследования проявляется в данном случае?

Задача 28.4

У человека близорукость – доминантный признак, а нормальное зрение – рецессивный. Нормальный уровень глюкозы в крови – доминантный признак, а предрасположенность к сахарному диабету – рецессивный. Близорукий мужчина, не страдающий сахарным диабетом, женился на предрасположенной к сахарному диабету девушке с нормальным зрением. Определите генотипы родителей и вероятность рождения детей с нормальным зрением и предрасположенных к заболеванию сахарным диабетом, если известно, что отец гетерозиготен по обоим признакам. Какой закон наследования проявляется в данном случае?

Задача 28.1 Ключи Признак, выделенный чёрным цветом является рецессивным, сцепленным с Х хромосомой: Х а , т. к. наблюдается «проскок» через поколение. Мужчина с признаком (8) у него дочь без признака (11), а внуки — один с признаком (12), второй без (13), то есть от отца (10) они получают Y — хромосому, а от матери (11) один Х а , другой Х А . Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11: 3 — женщина-носитель — Х А Х а 4 — мужчина без признака — Х А Y 8 — мужчина с признаком — Х а Y 11 — женщина-носитель — Х А Х а

Задача 28.1 Ключи

Признак, выделенный чёрным цветом является рецессивным, сцепленным с Х

хромосомой: Х а , т. к. наблюдается «проскок» через поколение. Мужчина с признаком (8)

у него дочь без признака (11), а внуки — один с признаком (12), второй без (13), то есть

от отца (10) они получают Y — хромосому, а от матери (11) один Х а , другой Х А .

Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11:

3 — женщина-носитель — Х А Х а

4 — мужчина без признака — Х А Y

8 — мужчина с признаком — Х а Y

11 — женщина-носитель — Х А Х а

Задача 28.2 Ключи 1) Генотипы родителей матери (по условию дигомозигота) RR I А I А ; отца (по условию дигетерозигота) Rr I В i 0 2) т. к. у матери образуется один тип гамет, а у отца четыре, то при скрещивании получаем расщепление по генотипу 1:1:1:1 RRI А I В ; RRI А i 0 ; RrI А I В ; RrI А i 0  Фенотипы детей: 50% резус-положительные IV группа крови : 50% резус-положительные II группа крови 3) Закономерности: кодоминирование по признаку группы крови; независимое наследование признаков по (между)первому и второму признаку.

Задача 28.2 Ключи

1) Генотипы родителей матери (по условию дигомозигота) RR I А I А ; отца (по условию дигетерозигота) Rr I В i 0

2) т. к. у матери образуется один тип гамет, а у отца четыре, то при скрещивании получаем расщепление по генотипу 1:1:1:1 RRI А I В ; RRI А i 0 ; RrI А I В ; RrI А i 0

Фенотипы детей: 50% резус-положительные IV группа крови : 50% резус-положительные II группа крови

3) Закономерности: кодоминирование по признаку группы крови; независимое наследование признаков по (между)первому и второму признаку.

Задача 28.3 Ключи Схема решения задачи включает:  первое скрещивание: Р ♀ ААВb — с чёрной шерстью, коротким хвостом; ♂ ааВВ — с белой шерстью, длинным хвостом  второе скрещивание: Р ♀ А?Вb — с чёрной шерстью, коротким хвостом; ♂ ааВb — с белой шерстью, коротким хвостом  1) первое скрещивание:  P: ♀ ААВb х ♂ ааВВ  G: ♀АВ, ♀Аb ♂аВ   F 1 : АаВВ – чёрная шерсть, длинный хвост;   АаВb – чёрная шерсть, короткий хвост;  2) второе скрещивание:  P: ♀ АаВb х ♂ ааВb  G: ♀АВ, ♀Аb, ♀аВ, ♀аb ♂аВ, ♂аb   F 2 : 1АаВВ – чёрная шерсть, длинный хвост;   2АаВb – чёрная шерсть, короткий хвост;   1ааВВ – белая шерсть, длинный хвост;   2ааВb – белая шерсть, короткий хвост;   Ааbb и ааbb погибают на эмбриональной стадии 3) во втором скрещивании фенотипическое расщепление особей:  1: 2 : 1 : 2, так как особи с генотипом Ааbb и ааbb погибают на эмбриональной стадии.

Задача 28.3 Ключи

Схема решения задачи включает:

первое скрещивание: Р ♀ ААВb — с чёрной шерстью, коротким хвостом; ♂ ааВВ — с белой шерстью, длинным хвостом

второе скрещивание: Р ♀ А?Вb — с чёрной шерстью, коротким хвостом; ♂ ааВb — с белой шерстью, коротким хвостом 

1) первое скрещивание:

P: ♀ ААВb х ♂ ааВВ

G: ♀АВ, ♀Аb ♂аВ 

F 1 : АаВВ – чёрная шерсть, длинный хвост; 

АаВb – чёрная шерсть, короткий хвост; 

2) второе скрещивание:

P: ♀ АаВb х ♂ ааВb

G: ♀АВ, ♀Аb, ♀аВ, ♀аb ♂аВ, ♂аb 

F 2 : 1АаВВ – чёрная шерсть, длинный хвост; 

2АаВb – чёрная шерсть, короткий хвост; 

1ааВВ – белая шерсть, длинный хвост; 

2ааВb – белая шерсть, короткий хвост; 

Ааbb и ааbb погибают на эмбриональной стадии

3) во втором скрещивании фенотипическое расщепление особей:

1: 2 : 1 : 2, так как особи с генотипом Ааbb и ааbb погибают на эмбриональной стадии.

Задача 28.4 Ключи Схема решения задачи включает:  Отец близорукий не страдающий диабетом (гетерозиготен по обоим признакам) — АаВв  мать с нормальным зрением и предрасположена к диабету — аавв 1)  Р ♀ аавв → ♂ АаВв  G ♀: ав  G ♂: АВ, Ав, аВ, ав 2) Вероятность рождения детей с ука­занными признаками 25 %. 3) Проявляется закон независимого наследования признаков

Задача 28.4 Ключи

Схема решения задачи включает:

Отец близорукий не страдающий диабетом (гетерозиготен по обоим признакам) — АаВв

мать с нормальным зрением и предрасположена к диабету — аавв

1)

Р ♀ аавв → ♂ АаВв

G ♀: ав

G ♂: АВ, Ав, аВ, ав

2) Вероятность рождения детей с ука­занными признаками 25 %.

3) Проявляется закон независимого наследования признаков

 Проверка части с развернутым ответом   Критерии оценивания выполнения задания Баллы Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3 Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, 2 ИЛИ ИЛИ 1 ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки Ответ неправильный ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 0 Максимальный балл 3

Проверка части с развернутым ответом

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,

2

ИЛИ

ИЛИ

1

ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

0

Максимальный балл

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!