Исследовательский проект «Эволюция звезд»
Захарова Юлия Викторовна,
учитель физики
Фролово, 2021
Актуальность: данный проект удовлетворит потребностям учеников 10-11 класса в изучении астрономии и физики, а для учителя может использоваться как наглядное пособие.
Цель: подготовить наглядное пособие.
Задачи:
1.Установить взаимосвязи между физическими характеристиками звезд;
2. Убедиться в наличии разных групп звезд, принадлежность к которым обусловлена их физическими характеристиками;
3. Развивать умение использовать теоретический материал, в том числе законы физики, для объяснения выявленных закономерностей;
4. Научиться применять полученные знания при решении КИМ ЕГЭ по физике.
Гипотеза: если активно изучать диаграмму Герцшрунга – Рассела, то мы сможем лучше ориентироваться и классифицировать звезды по различным группам и устанавливать связь между физическими xхарактеристиками звезд.
Методы:
- изучение литературы, источников информации сети «Интернет»;
- беседа с учителем физики и астрономии;
- обобщение полученных данныx;
- изготовление наглядного пособия.
Генри Норрис Рассел (1877-1957)
Долгое время Рассел занимался исследованием связи между спектрами звезд и иx светимостью с целью разобраться в том, как эволюционируют светила.
В 1913 году – независимо от Герцшпруга – построил диаграмму, связывающую спектральные характеристики и светимость звезд по результатам изучения снимков, полученных им на фотопластинка в обсерватории Принстонского университета.
Эйнар Герцшпрунг (1873- 1967)
Разработал уникальную технологию расчета светимости звезд по иx фотоизображениям. Сопоставив полученные результаты с данными о спектра исследуемы звезд, Герцшпрунг пришел к своей классификации звезд, согласно которой они подразделяются на гигантов, карликов и основной ряд.
Диаграмма Герцшпрунга-Рассела
Применение диаграммы Герцшпрунга - Рассела
Используя диаграмму, на уроках астрономии мы выполняли задания как обязательного содержания, так и творческие.
Упражнений из сборника задач и упражнений А.М.Татарникова, О.С.Угольникова, Е.Н.Фадеева «Астрономия 10-11»:
№ 6.20. Какая звезда больше и во сколько раз: звезда А (светимость 10 светимостей Солнца. Температура поверхности 8000 К) или звезда Б (светимость 100 светимостей Солнца, температура поверхности 3000 К)?
№ 6.23. Одна звезда имеет спектральный класс А, другая – G, а их светимости одинаковы. У какой звезды больше радиус?
Анкетирование среди учащихся нашей школы
- Планеты Солнечной системы. – 87% опрошенных назвали 8 планет Солнечной системы.
- Какие вы знаете малые тела Солнечной системы? – 23% опрошенных назвали 3-4 различны тела, 68% - 1-2 тела, остальные не смогли назвать ни одного малого тела Солнечной системы .
- Какие вы знаете созвездия? – Подавляющее большинство 92% называли созвездия, соответствующие зодиакальным.
- Какая температура на поверхности Солнца? – Большинство опрошенных 82% отвечали – большая, только учащиеся 11 класса смогли ответить на данный вопрос.
Результаты анкет показывают низкую осведомленность учащихся.
Выводы:
- В xоде работы изучена история создания диаграммы Герцшпрунга – Рассела.
- Изготовлено наглядное пособие для кабинета физики, которое можно использовать на уроках астрономии и внеклассных мероприятиях.
- С полученными в xоде работы над проектом знаниями необходимо ознакомить учащихся нашей школы.
Заключение
Построение диаграммы привели астрономов к мысли, что это могло бы продемонстрировать звездную эволюцию, главное предположение, будучи, что звезды разрушились от красных гигантов до карликов, а затем двигались вниз по линии главной последовательности в течение их жизни.
В результате реализации данного проекта кабинет физики нашей школы пополнился очень необходимым наглядным пособием, которое в дальнейшем поможет в проведении уроков астрономии, облегчит подготовку учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ по физике, а сами мы получили неоценимый опыт по изготовлению самодельных учебных пособий.