СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация педагогического опыта по теме : Развитие читательских умений при работе с текстом при подготовке к ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации работы с текстом на уроках русского языка как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ.

Развитие читательских умений на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ – это важная составляющая в работе учителя. При работе с текстом ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать.

Просмотр содержимого документа
«Презентация педагогического опыта по теме : Развитие читательских умений при работе с текстом при подготовке к ОГЭ"»

«РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В  РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» Презентация опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории Забелиной Валентины Алексеевны

«РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Презентация опыта работы учителя русского языка и литературы первой

квалификационной категории Забелиной Валентины Алексеевны

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации работы с текстом на уроках русского языка как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ.

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации работы с текстом на уроках русского языка как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ.

Развитие читательских умений на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ – это важная составляющая в работе учителя. При работе с текстом ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать.

Развитие читательских умений на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ – это важная составляющая в работе учителя. При работе с текстом ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и

перерабатывать.

Существует много различных приёмов работы с текстом, помогающих детям получать ту или иную информацию, чтобы использовать её для написания сочинений, изложений. Но мне хотелось бы сегодня поделиться небольшими наработками в плане подготовки к выполнению тестовых заданий послетекстового характера.

Существует много различных приёмов работы с текстом, помогающих детям получать ту или иную информацию, чтобы использовать её для написания

сочинений, изложений. Но мне хотелось бы сегодня поделиться небольшими наработками в плане подготовки к выполнению тестовых заданий

послетекстового характера.

Это задания 6-8 ОГЭ. Данные задания направлены на анализ текста: проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения экзаменуемыми культурно-ценностных категорий текста: понимание проблемы, позиции автора или героя; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств художественной выразительности речи.

Это задания 6-8 ОГЭ. Данные задания направлены на анализ текста: проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения экзаменуемыми культурно-ценностных категорий текста: понимание проблемы, позиции автора или героя; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств художественной выразительности речи.

Для успешного выполнения послетекстовых заданий обучающиеся должны владеть несколькими видами чтения и уметь подбирать вид в соответствии с целью.  Это:

Для успешного выполнения послетекстовых заданий обучающиеся должны владеть несколькими видами чтения и уметь подбирать вид в соответствии с

целью.

Это:

• просмотровое чтение– получение общей информации о содержании текста; • ознакомительное чтение – извлечение основной информации. Текст читается целиком, но быстро; • поисковое чтение – чтение направлено на извлечение конкретной информации; • изучающее чтение – проникновение в смысл текста при помощи его анализа. Изучающее чтение позволяет читающему более полно понять информацию в тексте.

• просмотровое чтение– получение общей информации о содержании текста;

• ознакомительное чтение – извлечение основной информации. Текст читается целиком, но быстро;

• поисковое чтение – чтение направлено на извлечение конкретной информации;

• изучающее чтение – проникновение в смысл текста при помощи его анализа. Изучающее чтение позволяет читающему более полно понять информацию в тексте.

План работы над заданиями 6-8 1. Ознакомительное прочтение текста. 2. Определение темы и основной мысли текста. 3. Ознакомление с формулировкой задания № 7 4. Второе прочтение текста, поисковое. 5. Выполнение задания №7 6. Выполнение задания № 8 7. Третье прочтение текста, изучающее (по микротемам с составлением опорного конспекта, выделением основной мысли каждой микротемы) 8. Выполнение задания № 6

План работы над заданиями 6-8

1. Ознакомительное прочтение текста.

2. Определение темы и основной мысли текста.

3. Ознакомление с формулировкой задания № 7

4. Второе прочтение текста, поисковое.

5. Выполнение задания №7

6. Выполнение задания № 8

7. Третье прочтение текста, изучающее (по микротемам с составлением

опорного конспекта, выделением основной мысли каждой микротемы)

8. Выполнение задания № 6

Данный план подходит для работы с любым текстом. В зависимости от цели, поставленной перед учащимися на каждом конкретном уроке, учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся по вариантам или коллективную – в виде общей работы над заданиями и совместного обсуждения. Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ по русскому языку, как правило, должны быть художественного стиля.

Данный план подходит для работы с любым текстом. В зависимости от цели, поставленной перед учащимися на каждом конкретном уроке, учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся по

вариантам или коллективную – в виде общей работы над заданиями и совместного обсуждения. Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ по русскому языку, как правило, должны быть художественного стиля.

Схема-кластер работы над послетекстовыми зданиями ОГЭ   1. ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА     Определение темы текста  Определение основной мысли текста   2. ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ  Работа над заданием № 8 Работа над заданием № 7   3. Изучающее чтение  Работа над заданием № 6

Схема-кластер работы над послетекстовыми зданиями ОГЭ

1. ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Определение темы текста Определение основной мысли текста

2. ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ

Работа над заданием № 8 Работа над заданием № 7

3. Изучающее чтение

Работа над заданием № 6

( 1)На уроке военного дела учитель Юрий Лелюков, старший лейтенант пограничных

войск, по собственному желанию уволенный в запас, показывал старшеклассникам, как

обращаться с гранатой. (2) Он привёл её в боевое положение и вдруг, увидев дымок

понял: в его руках не учебная, а боевая граната… (3) До взрыва – это он знал хорошо –

оставалось четыре секунды. (4) Выбросить гранату в окно, во двор – на это времени бы

хватило. (5) Но за окном, построившись в ряд, вышагивали на обед шестилетки… (6)

Выбросить гранату в коридор – но и там из-за нехватки классных помещений шли

занятия. (7) А в классе сидело 26 мальчиков и девочек.

(8) И тогда, чтобы спасти ребят, он принял, и это подтвердили позднее эксперты,

единственно правильное решение – рванулся в угол, пригнулся и крепко, намертво прижал

гранату к своему животу. (9) И в тот же миг взрыв оглушил класс.

(10) Нелепый, трагический случай, произошедший из-за преступной халатности некоторых

должностных лиц, стоил жизни молодому человеку, за короткое время работы в средней

школе ставшему любимым учителем ребят. (11) Остались без отца шестилетняя Оксана,

годовалый Юрасик, вдовой – жена Лариса.

(12) Юрий Лелюков выполнил перед людьми свой высший человеческий долг –

пожертвовал собой, чтобы спасти других! (13) Есть ли что-либо более героическое, чем акт

такого самопожертвования?

(14) Каждому из нас дана свобода выбора. (15) Выбираем мужественно и трудно, опираясь

на свой опыт, опыт других поколений, что жили до нас, думаем, спорим, отстаиваем свою

позицию. (16) Этот выбор мы делаем ежедневно, ежечасно, с самого детства и до последних

секунд своей сознательной жизни. (17) Каким он будет, зависит от многих причин: условий,

в которых прошла или проходит наша жизнь, от сложившегося характера, от общественных

идеалов и ценностей, которые мы предпочли всем другим, от родителей, от друзей, от

учителей, от книг, спектаклей, фильмов.

(18) От удач и неудач. (19) И мотивы, последствия

нашего выбора каждый раз бывают различными. (20) Решения не всегда однозначны. (21)

Да и выбирать-то чаще всего приходится не между «или» – «или». (22) Число этих самых

«или» порою бывает бесконечным. (23) И всё-таки человек выбирает. (24) Сделать

правильный выбор – это, по существу, испытание наших идейных убеждений, мудрости,

способности ориентироваться в сложной связи событий и фактов. (25) Сделать выбор,

чтобы начать действовать. (26) Мир состоит из многих людей, непохожих друг на друга:

порядочных и нечестных, добрых и злых. (27) И от выбора каждого, от его поведения

зависят судьбы народов, людей, моя и ваша, читатель, жизнь. (28) И, следовательно, такой

выбор является показателем того, как мы понимаем и выполняем свой моральный долг

перед другими, обществом, чего мы стоим как люди, граждане. (29) Выбирать правильное

решение человеку помогают интуиция и опыт прошедших поколений, советы друзей и

собственная практика, своды законов и случайные озарения.

(30) … Разобраться в калейдоскопе событий очень трудно. (31) Выбрать из многих решений

единственно правильное невероятно сложно. (32) От века, от времени нельзя отпрянуть,

нельзя отойти. (33) Они близко, они вплотную. (34) Ежедневно, ежечасно идёт проверка

человеческой выдержки, идейной убеждённости, мудрости, способности ориентироваться

в невероятной сутолоке дней… (35) А значит, каждому человеку надо ещё и ещё раз

продумать своё отношение к тому, что происходит в мире.

(36) Сделать выбор. (37) Правильный выбор. (38) И действовать.

(По Т.М. Джафарли*)

*Магеррам Аллахгулу оглы Джафарли — азербайджанский учёный, доктор

филологических наук

1. Ознакомительное чтение текста. Дети читают текст (1 человек вслух). После прочтения отвечают на ряд вопросов по тексту, определяют тему и основную мысль текста. - Ребята, вы прочли отрывок из произведения Т.М. Джафарли. Этот отрывок является текстом? Докажите свой ответ. (дети отвечают) - Как вы считаете, какова тема данного текста? (ответ) - Что хочет сказать нам автор? Какова основная мысль текста? (ответ)

1. Ознакомительное чтение текста.

Дети читают текст (1 человек вслух). После прочтения отвечают на ряд вопросов по тексту, определяют тему и основную мысль текста.

- Ребята, вы прочли отрывок из произведения Т.М. Джафарли. Этот отрывок является текстом? Докажите свой ответ. (дети отвечают)

- Как вы считаете, какова тема данного текста? (ответ)

- Что хочет сказать нам автор? Какова основная мысль текста? (ответ)

2. Поисковое чтение Ребята, приступим к работе над тестовыми заданиями. И начнём нашу работу с задания № 7. (далее открывается формулировка задания, сами варианты ответов учащиеся пока не знают)

2. Поисковое чтение

Ребята, приступим к работе над тестовыми заданиями. И начнём нашу

работу с задания № 7. (далее открывается формулировка задания, сами варианты ответов учащиеся пока не знают)

Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) Повторение теоретического материала: - что называется метафорой? - для чего метафоры используются в текстах? 2) Дети, сейчас мы возвращаемся к тексту, читаем его ещё раз, выделяя в тексте (или выписывая из текста) все встречающиеся вам метафоры. (поисковое чтение текста) 3) Итак, прочтите все выписанные (или почёркнутые в тексте) метафоры. (ответ) 4) А теперь, зная все метафоры, встретившиеся вам в данном тексте, выполните задание №7. Детям даётся полная формулировка задания.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Повторение теоретического материала:

- что называется метафорой?

- для чего метафоры используются в текстах?

2) Дети, сейчас мы возвращаемся к тексту, читаем его ещё раз, выделяя в тексте (или выписывая из текста) все встречающиеся вам метафоры. (поисковое чтение текста)

3) Итак, прочтите все выписанные (или почёркнутые в тексте) метафоры. (ответ)

4) А теперь, зная все метафоры, встретившиеся вам в данном тексте,

выполните задание №7.

Детям даётся полная формулировка задания.

7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) На уроке военного дела учитель Юрий Лелюков, старший лейтенант пограничных войск, по собственному желанию уволенный в запас, показывал старшеклассникам, как обращаться с гранатой. 2) От века, от времени нельзя отпрянуть, нельзя отойти. 3) Мир состоит из многих людей, непохожих друг на друга: порядочных и нечестных, добрых и злых. 4) Разобраться в калейдоскопе событий очень трудно. 5) Решения не всегда однозначны. Ученики очень быстро и, что главное, правильно выполняют это задание. Трудности не возникает, т.к. материал отработан.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) На уроке военного дела учитель Юрий Лелюков, старший лейтенант пограничных войск, по собственному желанию уволенный в запас,

показывал старшеклассникам, как обращаться с гранатой.

2) От века, от времени нельзя отпрянуть, нельзя отойти.

3) Мир состоит из многих людей, непохожих друг на друга: порядочных и нечестных, добрых и злых.

4) Разобраться в калейдоскопе событий очень трудно.

5) Решения не всегда однозначны.

Ученики очень быстро и, что главное, правильно выполняют это задание.

Трудности не возникает, т.к. материал отработан.

8. Лексический анализ. Найдите в тексте среди предложений 16-20 антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы (антонимическую пару) - Ребята, вам необходимо найти антонимы (антонимическую пару). Скажите, что такое антонимы? (ответ) Далее для выполнения данного задания ребятам необходимо выделить из текста нужный отрывок и, прочитав еще раз, найти ответ на вопрос.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте среди предложений 16-20 антонимы (антонимическую

пару). Выпишите эти антонимы (антонимическую пару)

- Ребята, вам необходимо найти антонимы (антонимическую пару). Скажите,

что такое антонимы? (ответ)

Далее для выполнения данного задания ребятам необходимо выделить из

текста нужный отрывок и, прочитав еще раз, найти ответ на вопрос.

Формулировка задания № 8 может быть иной. 8. Лексический анализ. Найдите в тексте антоним к слову ПОРЯДОЧНЫХ (предложение 26). Напишите этот антоним. В этом случае также необходимо повторить теоретический материал, а затем обратиться к указанному предложению текста, поскольку правильный антоним можно подобрать только при опоре на контекст.

Формулировка задания № 8 может быть иной.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте антоним к слову ПОРЯДОЧНЫХ (предложение 26). Напишите этот антоним.

В этом случае также необходимо повторить теоретический материал, а затем

обратиться к указанному предложению текста, поскольку правильный антоним можно подобрать только при опоре на контекст.

1)Девятиклассникам предлагается третье, изучающее прочтение текста. Необходимо внимательно прочитать каждую микротему текста, записать (подчеркнуть) ключевые слова, выделить в ней главное и записать основную мысль микротемы (можно это сделать в виде плана или краткого конспекта). Далее необходимо обсудить с ребятами содержание текста. Приблизительные вопросы: - после более детального прочтения что вы можете сказать о содержании текста? - какова основная мысль 1-ой микротемы текста? ( 2-ой, 3-ей и т.д.) - какой момент в тексте для вас является наиболее важным? ( варианты ответов детей.)

1)Девятиклассникам предлагается третье, изучающее прочтение текста.

Необходимо внимательно прочитать каждую микротему текста, записать

(подчеркнуть) ключевые слова, выделить в ней главное и записать основную мысль микротемы (можно это сделать в виде плана или краткого конспекта).

Далее необходимо обсудить с ребятами содержание текста.

Приблизительные вопросы:

- после более детального прочтения что вы можете сказать о содержании текста?

- какова основная мысль 1-ой микротемы текста? ( 2-ой, 3-ей и т.д.)

- какой момент в тексте для вас является наиболее важным? ( варианты ответов детей.)

2)А теперь приступим к выполнению задания № 6 6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Человек редко оказывается в ситуациях, когда ему предстоит сделать выбор. 2) Сделать правильный выбор легко, он обусловлен условиями жизни, характером человека, общественными идеалами и ценностями. 3) От выбора каждого человека, от всего его поведения зависят судьбы народов, жизни других людей. 4) Мало что зависит от отношения человека к тому, что происходит в мире. 5) От каждого из нас зависит, что происходит в мире, поэтому мы должны выбрать из многих решений единственно правильное.

2)А теперь приступим к выполнению задания № 6

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Человек редко оказывается в ситуациях, когда ему предстоит сделать выбор.

2) Сделать правильный выбор легко, он обусловлен условиями жизни, характером человека, общественными идеалами и ценностями.

3) От выбора каждого человека, от всего его поведения зависят судьбы народов, жизни других людей.

4) Мало что зависит от отношения человека к тому, что происходит в

мире.

5) От каждого из нас зависит, что происходит в мире, поэтому мы должны выбрать из многих решений единственно правильное.

Алгоритм выполнения задания 6 1. Внимательно прочитайте вопрос. Отметьте, что вы должны найти: соответствие тексту или несоответствие. 2. Вам предложено пять вариантов ответа. Каждый вариант необходимо обязательно сверить с текстом. Для этого: ➢ найдите нужный отрезок текста и сверьте информацию, которая находится в варианте ответа, с информацией в тексте; ➢ если вариант ответа не соответствует запрашиваемой в вопросе информации, исключите его из предполагаемого варианта ответа; ➢ прочитайте оставшиеся предложения, повторно сверьте с отрывком текста; ➢ если вы убеждены, что эти варианты ответа соответствуют запрашиваемой в вопросе информации, запишите номера этих  предложений.

Алгоритм выполнения задания 6

1. Внимательно прочитайте вопрос. Отметьте, что вы должны найти:

соответствие тексту или несоответствие.

2. Вам предложено пять вариантов ответа. Каждый вариант необходимо

обязательно сверить с текстом. Для этого:

➢ найдите нужный отрезок текста и сверьте информацию, которая

находится в варианте ответа, с информацией в тексте;

➢ если вариант ответа не соответствует запрашиваемой в вопросе

информации, исключите его из предполагаемого варианта ответа;

➢ прочитайте оставшиеся предложения, повторно сверьте с

отрывком текста;

➢ если вы убеждены, что эти варианты ответа соответствуют

запрашиваемой в вопросе информации, запишите номера этих

предложений.

Как показывает опыт, данная схема работы над послетекстовыми заданиями ОГЭ (6-8) даёт хорошие результаты. 90% обучающихся класса не допускает в этих заданиях ошибок.

Как показывает опыт, данная схема работы над послетекстовыми заданиями

ОГЭ (6-8) даёт хорошие результаты. 90% обучающихся класса не допускает в

этих заданиях ошибок.

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!