- Паспорт ФП «Молодые профессионалы» (протокол заседания проектного комитета по НП «Образование» от 07.12. 2018 г. № 3) Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих Образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися".
- Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися").
- Закон Воронежской области от 06.10.2011 N 132-ОЗ (ред. От 04.12.2019) "О первом рабочем дне выпускников и трудовом наставничестве" (принят Воронежской областной Думой 29.09.2011);
- Комплекс мер по реализации государственной (областной) политики, стимулирующей развитие наставничества на 2020-2024 годы, утвержденный Заместителем губернатора Воронежской области — первым заместителем председателя правительства Воронежской области 03.08.2020 г.
- Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Воронежской области.
- План мероприятий («дорожная карта») по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Воронежской области на 2019-2022 годы, утвержденный распоряжением правительства Воронежской области от 28 декабря 2019 г. № 1238р).
- Постановление правительства Воронежской области от 04.06.2020 № 497«О порядке организации практико-ориентированного (дуального)обучения в Воронежской области».
- Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.10.2020 г. № 993 «О реализации мероприятия «Внедрение целевой модели наставничества обучающихся» в рамках региональных проектов «Современная школа» национального проекта «Образование» в Воронежской области».
- Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных компетенций и развитие личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.
- Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
- Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
- Куратор – сотрудник образовательной организации, осуществляющий деятельность по образовательным программам, либо организации из числа
партнеров, который отвечает за реализацию программы наставничества.
Учебно-профессиональное
Социокультурное
(наставничество в профессиональной образовательной организации в период подготовки к профессиональным конкурсам, олимпиадам, чемпионатам профессий в целях развития профессиональных компетенций обучающихся)
( наставничество, осуществляемое, во внеурочной общественной деятельности, выявление и развитие талантов и способностей обучающихся к творчеству и т.д.)
Индивидуально-профилактическое (наставничество в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию (дети-сироты, лица из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, дети с ОВЗ), либо входящих в «группу риска» (состоящие на разных видах учета).
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности молодого специалиста
(наставничество, в процессе которого формируются профессиональные умения и навыки, надлежащее исполнение должностных обязанностей, ознакомление с особенностями работы ОО)
«студент – студент»
«студент – ученик»
«учитель – учитель»
«работодатель – студент»
Это взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.
наставник
уверенный в себе;
коммуникабельный;
ответственный;
лидер;
компетентный (знает нормативно-правовую базу образовательной организации, традиции и неформальные правила организации)
наставляемый
не адаптированный к социуму;
низкая успеваемость;
подавленность;
нерешительность
Разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения
Цель
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри группы и образовательной организации;
- численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
- снижение числа обучающихся, состоящих на разных видах учета;
- снижение числа жалоб, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Взаимодействие обучающегося (обучающихся) общеобразовательной организации (ученик) и обучающегося профессиональной образовательной организации (студент), помогает с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.
наставляемый
дезадаптированный;
проблемы с успеваемостью;
не мотивирован на будущие достижения;
дезориентированный;
наставник
ответственный;
социально активный студент с выраженной гражданской и ценностной позицией;
мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды и т.д.
!!! Как сформировать пару: анкетирование, психологическое тестирование на совместимость работы в паре личные встречи
Цель
Успешное формирование у ученика представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;
- увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем;
- увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой наставничества направления подготовки.
Взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
наставник
опытный;
имеет профессиональные
успехи;
лидерские и коммуникативные навыки;
участник педагогического сообщества
наставляемый
молодой специалист;
в процессе адаптации на новом месте работы;
испытывающий дефициты;
стремящийся повысить свой профессиональный уровень в определенном направлении педагогической деятельности
Успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня.
Цель
Классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
опытный педагог –
молодой специалист
лидер педагогического сообщества- педагог, испытывающий проблемы
Конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: "не могу найти общий язык с учениками", "испытываю стресс во время уроков"), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив
педагог-новатор - консервативный педагог
Более молодой педагог помогает опытному представителю "старой школы" овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями
опытный предметник - неопытный предметник
Опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).
- высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов;
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации);
- качественный рост успеваемости и улучшение поведения в наставляемым классах (группах);
- сокращение числа конфликтов;
- рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
Взаимодействие обучающегося (студента) и представителя регионального предприятия (организации) (профессионала), при котором наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации.
наставник
статусный;
компетентный;
профессионал;
опытный;
заинтересован в преемственности
наставляемый
дезориентирован или не мотивирован в выборе профессии;
не осведомлен о своей профессиональной пригодности;
дезориентирован
активный, одаренный обучающийся
Успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованных в развитии собственных талантов и навыков обучающихся.
Цель
Мотивационная, ценностная и профессиональная поддержка с системным развитием коммуникативных и профессиональных навыков, необходимых для осознанного целеполагания и выбора карьерной траектории.
Активный профессионал – равнодушный потребитель
Успешный профессионал – студент, выбирающий профессию
Краткосрочное взаимодействие, в процессе которого наставник представляет студенту или группе студентов возможности и перспективы конкретного места работы .
Совместная работа по развитию творческого,
предпринимательского, прикладного (модель, продукт) или социального проекта, в процессе которой
наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, способными оказать существенную поддержку
наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора.
Коллега – молодой коллега
Работодатель – будущий сотрудник
Профессиональная поддержка в формате стажировки,
направленная на развитие конкретных навыков и компетенций, адаптацию на рабочем месте и последующее
трудоустройство.
- улучшение образовательных результатов студента;
- численный рост количества мероприятий профориентационного, мотивационного и практического характера в образовательной организации;
- увеличение процента обучающихся, прошедших профессиональные и компетентностные тесты, успешно прошедших промежуточную аттестацию;
- численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности совместно с наставником;
- увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
- численный рост планирующих трудоустройство или уже трудоустроенных на региональных предприятиях выпускников профессиональных образовательных организаций.
Спасибо за внимание