Педагогический совет
Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе
Организационный момент
Притча «Как научиться всему»
У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них обучался долгие годы, и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к мастеру:
— Скажите, есть ли ещё что-нибудь, чему вы меня не научили?
— Твое обучение окончено, я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приёмы борьбы, известные мне.
От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок.
После ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки.
— Странно, — сказал побеждённый, переводя дыхание, — я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приёмом...
— Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, — ответил мастер, — но этот приём родился только сейчас, в процессе борьбы. Это импровизация!
— Но этому вы меня не учили, — сказал ученик.
— Этому я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам .
Актуализация знаний
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Объяснительно-иллюстративный метод
Сообщение темы и цели урока
Актуализация знаний
Объяснение нового материала
Закрепление
Контроль
Системно-деятельностный метод
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Выявления места и причины затруднения
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)
Первичное закрепление с проговариванием
Самостоятельная работа
с самопроверкой по эталону
Эмоциональная разминка
Включение нового знания в систему знаний
Рефлексия и оценка
Выявления места и причины затруднения
Характеристика уроков с точки зрения системно-деятельностного подхода
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода
Что я ЗНАЮ
Что я ХОЧУ узнать
Характеристика компонентов уроков
Что я УЗНАЛ
Построение проекта выхода из затруднения «открытие» нового знания)
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).
5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организационный момент
Актуализация знаний
Построение проекта выхода
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Выявления места и причины затруднения
из затруднения
Первичное закрепление
Эмоциональная разминка
с проговариванием
Самостоятельная работа
(«открытие» нового знания)
Включение нового знания в систему знаний
с самопроверкой по эталону
Рефлексия и оценка
Включение нового знания в систему знаний
Методы, используемые при системно-деятельностном подходе
Методы, используемые при объяснительно-иллюстративном подходе
3
2
1
Рефлексия и оценка
Отличный, интересный, заставляющий работать
Нормальный, обычный
Скучный, работа без интереса