СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Патриотизм и героизм в повести "Тарас бульба"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Патриотизм и героизм в повести "Тарас бульба"»

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГЕРОИЗМА В ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА» Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. К. Г. Паустовский

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГЕРОИЗМА В ПОВЕСТИ

«ТАРАС БУЛЬБА»

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

К. Г. Паустовский

ПАТРИОТИЗМ   – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу ГЕРОИЗМ – 1)    мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации; 2)    способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма

ПАТРИОТИЗМ   любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу

ГЕРОИЗМ

1)    мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;

2)    способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма

КАКОВА ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?  Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа

КАКОВА ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?

Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа

КАКОВЫ ИСТОКИ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПОЛЯКАМИ И УКРАИНСКИМИ КАЗАКАМИ?  Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага.

КАКОВЫ ИСТОКИ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПОЛЯКАМИ И УКРАИНСКИМИ КАЗАКАМИ?

Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского

населения стала воспринимать польскую

католическую шляхту в качестве своего главного врага.

ЗА НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО За православную веру За свободу ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ КАЗАКИ? За свои семьи За свои обычаи За свою культуру

ЗА НАЦИОНАЛЬНОЕ

ДОСТОИНСТВО

За православную

веру

За свободу

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ

КАЗАКИ?

За свои

семьи

За свои

обычаи

За свою

культуру

 Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков – смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель – увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков – героев повести. Время, показанное в повести, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.

Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков – смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель – увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков – героев повести. Время, показанное в повести, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.

Творчество писателя было полно жаждой познания России, истоков характера русского человека. Загадку личности Гоголя может постигнуть только тот, кто, оставшись наедине с писателем не просто прочитает, а переживет его произведения. Давайте попытаемся осмыслить основную идею повести «Тарас Бульба». - Как в повести отразилась любовь Н.В. Гоголя к своей Родине? Почему Н.В. Гоголь, родившийся в Малороссии, считал своей Родиной Россия, а себя русским писателем?

Творчество писателя было полно жаждой познания России, истоков характера русского человека. Загадку личности Гоголя может постигнуть только тот, кто, оставшись наедине с писателем не просто прочитает, а переживет его произведения. Давайте попытаемся осмыслить основную идею повести «Тарас Бульба».

- Как в повести отразилась любовь Н.В. Гоголя к своей Родине? Почему Н.В. Гоголь, родившийся в Малороссии, считал своей Родиной Россия, а себя русским писателем?

Почему Белинский сказал о Гоголе: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…?» ОБРАЗ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ - Какие слова и выражения из описания степи особенно живописны? - Какие слова и выражения из описания степи особенно живописны? - Каковы обычаи и законы Сечи? - Каков характер запорожцев? - Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?

Почему Белинский сказал о Гоголе: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…?»

ОБРАЗ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ

- Какие слова и выражения из описания степи особенно живописны?

- Какие слова и выражения из описания степи особенно живописны?

- Каковы обычаи и законы Сечи?

- Каков характер запорожцев?

- Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?

 С одной стороны, это была республика, как замечает Н.В. Гоголь, странная республика согласно потребностям того века. В общественном устройстве Сечи нет сословной и зависимости людей друг от друга, нет имущественных оков. Это была военная организация вольного народа, противопоставленная миру вражды и рабства. Здесь народ избирает правителей, защищающих их интересы. Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение Отечеству.  С другой стороны, Н.В. Гоголь не идеализирует казаков. Сечь населяют самые разные люди: бывшие преступники, образованные и необразованные, богатые и бедные, желающие самоутвердиться и любящие воевать. Казацкая жизнь – принципиально бессемейная. История в гоголевской повести творится мужчинами, причем достаточно жестокими в отношении друг к другу.

С одной стороны, это была республика, как замечает Н.В. Гоголь, странная республика согласно потребностям того века. В общественном устройстве Сечи нет сословной и зависимости людей друг от друга, нет имущественных оков. Это была военная организация вольного народа, противопоставленная миру вражды

и рабства. Здесь народ избирает правителей, защищающих их интересы. Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение Отечеству.

С другой стороны, Н.В. Гоголь не идеализирует казаков. Сечь населяют самые разные люди: бывшие преступники, образованные и необразованные, богатые и бедные, желающие самоутвердиться и любящие воевать. Казацкая жизнь – принципиально бессемейная. История в гоголевской повести творится мужчинами, причем достаточно жестокими в отношении друг к другу.

Что служит объединяющим началом для казаков?

– За Сичь! – сказал Тарас и высоко поднял над головой руку. …– За Сичь! И слышало далече поле, как поминали казаки свою Сичь. – Теперь последний глоток, товарищи, за славу и всех христиан, какие живут на свете!

Всех их объединяет товарищество и православная вера.

Речь Тараса перед боем :

«Итак, выпьем товарищи, разом выпьем поперед всего за святую православную веру: чтобы пришло наконец такое время, чтобы по всему свету разошлась и везде была одна святая вера, и все, сколько ни есть бусурманов, все сделались христианами! Да за одним уже выпьем и за Сечь, чтобы долго она стояла на погибель всему бусурманству, чтобы с каждым годом выходили из нею молодцы один одного лучше, один одного краше. Да уже вместе выпьем и за нашу собственную славу, чтобы сказали внуки и сыны тех внуков, что были когда-то такие, которые не постыдили товарищества и не выдали своих. Так за веру, братья–панове, за веру! – За веру! – загомонили все, стоявшие в ближних рядах, густыми голосами. – За веру! – подхватили дальние; и всё, что ни было старое и молодое, выпило за веру.

И все козаки, до последнего в поле, выпили последний глоток в ковшах за славу и всех христиан, какие ни есть на свете. И долго ещё повторялось по всем рядам промеж всеми куренями: – За всех христиан, какие ни есть на свете».

ПРОЧИТАЙТЕ РЕЧЬ О ТОВАРИЩЕСТВЕ (ГЛАВА IX) - Что заставило героя произнести эту речь? - Какие убеждения, высказанные Тарасом можно считать высоконравственными? - Почему Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением? Он хотел избавить товарищей от уныния, хотел, чтобы они достойно встретили мученическую смерть. Недаром именно в смерти, по словам Тараса, сказывается величие русской души:  «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, -- так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

ПРОЧИТАЙТЕ РЕЧЬ О ТОВАРИЩЕСТВЕ (ГЛАВА IX)

- Что заставило героя произнести эту речь?

- Какие убеждения, высказанные Тарасом можно считать высоконравственными?

- Почему Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением?

Он хотел избавить товарищей от уныния, хотел, чтобы они достойно встретили мученическую смерть. Недаром именно в смерти, по словам Тараса, сказывается величие русской души:

«Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, -- так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ПРЕДСМЕРТНЫЕ РЕПЛИКИ КАЗАКОВ. ЧТО ОБЩЕГО В ЭТИХ РЕПЛИКАХ? Не успели оглянуться козаки, как уже увидели Степана Гуску, поднятого на четыре копья. Только и успел сказать бедняк: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» И там же испустил дух свой. А уж упал с воза Бовдюг. Прямо под самое сердце пришлась ему пуля, но собрал старый весь дух свой и сказал: «Не жаль расстаться с светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!»   Балабан, куренной атаман, скоро после него грянулся также на землю. Три смертельные раны достались ему: от копья, от пули и от тяжелого палаша… Поникнул он теперь головою, почуяв предсмертные муки, и тихо сказал: «Сдается мне, паны-браты, умираю хорошею смертью; семерых изрубил, девятерых копьем исколол. Истоптал конем вдоволь, а уж не припомню, скольких достал пулею. Пусть же цветет вечно Русская земля!..» И отлетела его душа.

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ПРЕДСМЕРТНЫЕ РЕПЛИКИ КАЗАКОВ. ЧТО ОБЩЕГО В ЭТИХ РЕПЛИКАХ?

Не успели оглянуться козаки, как уже увидели Степана Гуску, поднятого на четыре копья. Только и успел сказать бедняк: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» И там же испустил дух свой.

А уж упал с воза Бовдюг. Прямо под самое сердце пришлась ему пуля, но собрал старый весь дух свой и сказал: «Не жаль расстаться с светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!» 

Балабан, куренной атаман, скоро после него грянулся также на землю. Три смертельные раны достались ему: от копья, от пули и от тяжелого палаша… Поникнул он теперь головою, почуяв предсмертные муки, и тихо сказал: «Сдается мне, паны-браты, умираю хорошею смертью; семерых изрубил, девятерых копьем исколол. Истоптал конем вдоволь, а уж не припомню, скольких достал пулею. Пусть же цветет вечно Русская земля!..» И отлетела его душа.

- Почему Н.В. Гоголь делает высказывания похожими? Их предсмертные слова похожи потому, что запорожцы составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей. Поэтому в их предсмертных речах о себе нет ни слова. В этом казаки сходны с героями русского эпоса. - Какие вопросы Тарас троекратно задает запорожцам? А что, паны? — перекликнулся Тарас с оставшимися куренями. — Есть ли еще порох в пороховницах? Не иступились ли сабли? Не утомилась ли козацкая сила? Не погнулись ли козаки? - Какой смысл имеют эти слова?  Речь Тараса производит на запорожцев сильнейшее впечатление: в них заговорило лучшее, «что бывает в сердце у человека». Героизмом в бою с поляками, самоотверженностью, готовностью прийти на помощь товарищу запорожцы подтвердили слова Тараса.

- Почему Н.В. Гоголь делает высказывания похожими?

Их предсмертные слова похожи потому, что запорожцы составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей. Поэтому в их предсмертных речах о себе нет ни слова. В этом казаки сходны с героями русского эпоса.

- Какие вопросы Тарас троекратно задает запорожцам?

А что, паны? — перекликнулся Тарас с оставшимися куренями. — Есть ли еще порох в пороховницах? Не иступились ли сабли? Не утомилась ли козацкая сила? Не погнулись ли козаки?

- Какой смысл имеют эти слова?

Речь Тараса производит на запорожцев сильнейшее впечатление: в них заговорило лучшее, «что бывает в сердце у человека». Героизмом в бою с поляками, самоотверженностью, готовностью прийти на помощь товарищу запорожцы подтвердили слова Тараса.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО АНДРИЯ Проанализируйте монолог Андрия со слов «На что мне отец, товарищи, отчизна?»  до конца главы VI. — А что мне отец, товарищи и отчизна! — сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. — Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! — повторил он тем же голосом и сопроводив его тем движеньем руки, с каким упругий, несокрушимый козак выражает решимость на дело, неслыханное и невозможное для другого. — Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!

ПРЕДАТЕЛЬСТВО АНДРИЯ

  • Проанализируйте монолог Андрия со слов «На что мне отец, товарищи, отчизна?»

до конца главы VI.

А что мне отец, товарищи и отчизна! — сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. — Так если ж так, так вот что: нет у меня никого!

Никого, никого! — повторил он тем же голосом и сопроводив его тем движеньем руки, с каким упругий, несокрушимый козак выражает решимость на дело, неслыханное и невозможное для другого. — Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!

ПРЕДАТЕЛЬСТВО АНДРИЯ  (ГЛАВА VI, IX). Причины предательства Андрия кроются в его характере. Душа Андрия открыта всему миру: он способен видеть прекрасное, сострадает человеку, даже если он враг. Он не может жить только войною, он выбирает ценности мирской жизни красоту и любовь. Рыцарство для Тараса – воинская отвага, верность казацкому долгу и отвращение к нежбе. Рыцарство для Андрия – это преклонение перед возлюбленной, желание служить ей. Переход Андрия на сторону противника с точки зрения запорожцев – измена, предательство, потому что они ценили коллективистские ценности. Но с точки зрения вечных ценностей Андрий делает свой выбор ради любви, во имя служения женщине. Это его индивидуальный выбор. Переживания любви связано с религиозными переживаниями Андрия: Почему Андрий изменил своей отчизне? «как религия наша, так и католическая, совершенно одно и то же»

ПРЕДАТЕЛЬСТВО АНДРИЯ  (ГЛАВА VI, IX).

Причины предательства Андрия кроются в его характере. Душа Андрия открыта всему миру: он способен видеть прекрасное, сострадает человеку, даже если он враг. Он не может жить только войною, он выбирает ценности мирской жизни красоту и любовь. Рыцарство для Тараса – воинская отвага, верность казацкому долгу и отвращение к нежбе. Рыцарство для Андрия – это преклонение перед возлюбленной, желание служить ей. Переход Андрия на сторону противника с точки зрения запорожцев – измена, предательство, потому что они ценили коллективистские ценности. Но с точки зрения вечных ценностей Андрий делает свой выбор ради любви, во имя служения женщине. Это его индивидуальный выбор. Переживания любви связано с религиозными переживаниями Андрия:

Почему Андрий изменил своей отчизне?

«как религия наша, так и католическая, совершенно одно и то же»

Как Автор относится к предательству Андрия? Автор осуждает предательство Андрия: «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день и час, в который породил на позор себе такого сына». С точки зрения Тараса, Остапа, других казаков, Андрий заслуживает смерти, потому что предательство достойно самого резкого осуждения. Тарас сожалеет о сыне, но не сожалеет о его смерти.

Как Автор относится к предательству Андрия?

Автор осуждает предательство Андрия:

«И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее.

Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день и час, в который породил на позор себе такого сына».

С точки зрения Тараса, Остапа, других казаков, Андрий заслуживает смерти, потому что предательство достойно самого резкого осуждения. Тарас сожалеет о сыне, но не сожалеет о его смерти.

ПОЧЕМУ АВТОР ОПИСЫВАЕТ ПОДРОБНО ЖИЗНЬ ОСТАПА?  - ЧТО ДАЛО ОСТАПУ СИЛЫ ВЫСТОЯТЬ? В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, героическая самоотверженность, твердость духа: «Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и… Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, — ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его». 
  • ПОЧЕМУ АВТОР ОПИСЫВАЕТ ПОДРОБНО ЖИЗНЬ ОСТАПА?

- ЧТО ДАЛО ОСТАПУ СИЛЫ ВЫСТОЯТЬ?

В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, героическая самоотверженность, твердость духа:

«Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и…

Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, — ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его». 

- ПОЧЕМУ ОСТАП В СВОЙ СМЕРТНЫЙ ЧАС ОБРАЩАЕТСЯ К ОТЦУ?  «Но когда подвели его к последним смертным мукам, — казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи: — Батько! где ты! Слышишь ли ты?»  Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит, потому что он умирает смертью героя. В этом и заключается главное отличие гибели двух братьев: один гибнет как герой, а другого казнят как преступника.

- ПОЧЕМУ ОСТАП В СВОЙ СМЕРТНЫЙ ЧАС ОБРАЩАЕТСЯ К ОТЦУ?

«Но когда подвели его к последним смертным мукам, — казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным

словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

Батько! где ты! Слышишь ли ты?»

Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит, потому что он умирает смертью героя. В этом и заключается главное отличие гибели двух братьев: один гибнет как герой, а другого казнят как преступника.

- КАКИМ ХОТЕЛ ВИДЕТЬ ТАРАС СЫНА ПЕРЕД СМЕРТЬЮ? — Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова! После этого он приблизился к эшафоту. — Добре, сынку, добре! — сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову. - КАК ОТНОСИТСЯ ТАРАС К СМЕРТИ СЫНА?   Смерть Остапа для него стала сильным ударом. Он был охвачен злостью, ненавистью к полякам. Сжег 18 деревень, в течение нескольких недель уничтожал все живое вокруг.  Смерть любимого сына делает еще более жестоким Тараса Бульбу. Он идет на смерть, спасая своих товарищей.

- КАКИМ ХОТЕЛ ВИДЕТЬ ТАРАС СЫНА ПЕРЕД СМЕРТЬЮ?

Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

После этого он приблизился к эшафоту.

Добре, сынку, добре! — сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.

- КАК ОТНОСИТСЯ ТАРАС К СМЕРТИ СЫНА?

  Смерть Остапа для него стала сильным ударом. Он был охвачен злостью, ненавистью к полякам.

Сжег 18 деревень, в течение нескольких

недель уничтожал все живое вокруг. 

Смерть любимого сына делает еще

более жестоким Тараса Бульбу. Он идет

на смерть, спасая своих товарищей.

ВЗЯТИЕ В ПЛЕН И СМЕРТЬ ТАРАСА (ГЛАВА XII). Четыре дни бились и боролись козаки, отбиваясь кирпичами и каменьями. Но истощились запасы и силы, и решился Тарас пробиться сквозь ряды. И пробились было уже козаки, и, может быть, еще раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома. А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. «Эх, старость, старость!» — сказал он, и заплакал дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам. «Попалась ворона! — кричали ляхи. — Теперь нужно только придумать, какую бы ему, собаке, лучшую честь воздать». И присудили, с гетьманского разрешенья, сжечь его живого в виду всех.

ВЗЯТИЕ В ПЛЕН И СМЕРТЬ ТАРАСА (ГЛАВА XII).

Четыре дни бились и боролись козаки, отбиваясь кирпичами и каменьями. Но истощились запасы и силы, и решился Тарас пробиться сквозь ряды. И пробились было уже козаки, и, может быть, еще раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома.

А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. «Эх, старость, старость!» — сказал он, и заплакал дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам. «Попалась ворона! — кричали ляхи. — Теперь нужно только придумать, какую бы ему, собаке, лучшую честь воздать». И присудили, с гетьманского разрешенья, сжечь его живого в виду всех.

Даже перед лицом смерти Тарас проявляет истинное величие: он не думает о себе, все мысли его – о товарищах, Родине, смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе. Умирает Тарас духовно не побежденный. В образе Тараса господствует одна психологическая черта: преданность общему делу, этому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. Однако судьба Тараса не только героична, но и трагична. Он лишается сыновей и однополчан, поэтому не случаен в финальной сцене образ дерева без вершины: счастья победы Бульба так и не испытал, личного счастья тоже.

Даже перед лицом смерти

Тарас проявляет истинное величие: он не думает о себе, все мысли его – о товарищах, Родине, смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе. Умирает Тарас духовно не побежденный. В образе Тараса господствует одна психологическая черта: преданность общему делу, этому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. Однако судьба Тараса не только героична, но и трагична. Он лишается сыновей и однополчан, поэтому не случаен в финальной сцене образ дерева без вершины: счастья победы Бульба так и не испытал, личного счастья тоже.

ЧТО ПОМОГАЕТ ПЕРЕДАТЬ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА»? В повести мы видим героическое и поэтическое прошлое Украины. Основное содержание повести – борьба запорожцев за свою независимость. Образ Родины в повести связывается с героическим эпосом, а казаки предстают как свободный и гордый народ – настоящие богатыри. Отношение друг к другу основано на боевом братстве, им свойственны истинные ценности: сила, смелость, красота, любовь, патриотизм, стремление к подвигу. В этом заключается актуальность произведения в наши дни. Образ Тараса Бульбы как патриота – центральный; Кара Андрия за предательство; Яркое описание боя под Дубно; Авторская позиция; Степь как символ свободы.

ЧТО ПОМОГАЕТ ПЕРЕДАТЬ

ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА»?

В повести мы видим героическое и поэтическое прошлое Украины. Основное содержание повести – борьба запорожцев за свою независимость. Образ Родины в повести связывается с героическим эпосом, а казаки предстают как свободный и гордый народ – настоящие богатыри. Отношение друг к другу основано на боевом братстве, им свойственны истинные ценности: сила, смелость, красота, любовь, патриотизм, стремление к подвигу. В этом заключается актуальность произведения в наши дни.

  • Образ Тараса Бульбы как патриота – центральный;
  • Кара Андрия за предательство;
  • Яркое описание боя под Дубно;
  • Авторская позиция;
  • Степь как символ свободы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!