СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Параметры"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены задания для подготовки к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Параметры"»

 Графический метод в задачах с параметром Выполнила ученица 11 класса  Кузьмина Дарья Нижний Новгород  2022

Графический метод

в задачах с параметром

Выполнила ученица 11 класса Кузьмина Дарья

Нижний Новгород

2022

Математическое понятие параметра Если в уравнении (неравенстве) некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами, то они называются параметрами , а уравнение (неравенство) параметрическим. Решить уравнение (неравенство) с параметрами – значит указать, при каких значениях параметров существуют решения и каковы они .

Математическое понятие параметра

Если в уравнении (неравенстве) некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами, то они называются параметрами , а уравнение (неравенство) параметрическим.

Решить уравнение (неравенство) с параметрами – значит указать, при каких значениях параметров существуют решения и каковы они .

Основные методы решения задач  Аналитический, т. е. с помощью алгебраических выражений.  Графический, т. е. с помощью построения графиков функций.  Решение относительно параметра, т.е. в случае, когда параметр считается еще одной переменной.

Основные методы решения задач

  • Аналитический, т. е. с помощью алгебраических выражений.

  • Графический, т. е. с помощью построения графиков функций.

  • Решение относительно параметра, т.е. в случае, когда параметр считается еще одной переменной.
Задание №1   Найдите все значения параметра а, при каждом из которых система неравенств   имеет хотя бы одно решение на отрезке Решение.

Задание №1

Найдите все значения параметра а, при каждом из которых система неравенств

имеет хотя бы одно решение на отрезке

Решение.

0 1

0

1

0 1

0

1

 0 1

0

1

0 1

0

1

0 1

0

1

0 1

0

1

Хотя бы одно решение на В А

Хотя бы одно решение на

В

А

Найдите все значения а, для каждого из которых уравнение 25 х – (а + 6) · 5 х = (5 + 3 |а|) · 5 х – (а + 6) (3 |а| + 5) имеет единственное решение. Графический способ: Аналитический способ: Преобразуем  исходное уравнение: 25 х – (а + 6) · 5 х = (5 + 3 |а|) · 5 х – (а + 6) (3 |а| + 5); 25 х – (а + 6) · 5 х = (5 + 3 |а|) · 5 х – (а + 6) (3 |а| + 5) ⟹  25 х – (а + 6) · 5 х _ (5 + 3 |а|) · 5 х – (а + 6) (3 |а| + 5) = 0; 5 х (5 х – а – 6)  = (5 + 3 |а|) – (5 х –  а – 6); ⟹  25 х – (а + 6 + 5  + 3 |а|) · 5 х + (а + 6) (3 |а| + 5) = 0;  (5 х – а – 6) (5 х – 3 |а|  – 5) = 0 ⟹ 5 х – а – 6 = 0 или 5 х –  3 |а| - 5 =0.  Пусть 5 х = t ˃ 0, тогда:   t  – (а + 6 + 5  + 3 |а|) · t + (а + 6) (3 |а| + 5) = 0; (*) Исходное уравнение будет иметь единственное решение: 1 случай: если уравнение (*) имеет единственное решение (D = 0); 2 случай: если уравнение (*) имеет два корня (D ˃ 0), Один из которых меньше нуля или равен нулю. Пусть  n = a + 6, m = 5 + 3 |а|; 1 случай: D = (n + m) 2  – 4mn = 0 → n 2 + 2mn + m 2 – 4mn = 0 → n 2 - 2mn + m 2 = 0 (n – m) 2 = 0 → a + 6 = 5 + 3 |а| → a - 3 |а| = -1;         На чертеже заметим, что система имеет единственное решение при а = а 1 , а = а 2 и а ≤ - 6.   Найдем а 1 и а 2 : Если а ˃ 0, то       Если а ˂ 0, то        

Найдите все значения а, для каждого из которых уравнение 25 х – (а + 6) · 5 х = (5 + 3 |а|) · 5 х – (а + 6) (3 |а| + 5)

имеет единственное решение.

Графический способ:

Аналитический способ:

Преобразуем исходное уравнение:

25 х – (а + 6) · 5 х = (5 + 3 |а|) · 5 х – (а + 6) (3 |а| + 5);

25 х – (а + 6) · 5 х = (5 + 3 |а|) · 5 х – (а + 6) (3 |а| + 5) ⟹

25 х – (а + 6) · 5 х _ (5 + 3 |а|) · 5 х – (а + 6) (3 |а| + 5) = 0;

5 х (5 х – а – 6) = (5 + 3 |а|) – (5 х – а – 6); ⟹

25 х – (а + 6 + 5 + 3 |а|) · 5 х + (а + 6) (3 |а| + 5) = 0;

(5 х – а – 6) (5 х – 3 |а| – 5) = 0 ⟹ 5 х – а – 6 = 0 или 5 х – 3 |а| - 5 =0.

Пусть 5 х = t ˃ 0, тогда:

 

t – (а + 6 + 5 + 3 |а|) · t + (а + 6) (3 |а| + 5) = 0; (*)

Исходное уравнение будет иметь единственное решение:

1 случай: если уравнение (*) имеет единственное решение (D = 0);

2 случай: если уравнение (*) имеет два корня (D ˃ 0), Один из

которых меньше нуля или равен нулю.

Пусть n = a + 6, m = 5 + 3 |а|;

1 случай:

D = (n + m) 2 – 4mn = 0 → n 2 + 2mn + m 2 – 4mn = 0 →

n 2 - 2mn + m 2 = 0 (n – m) 2 = 0 → a + 6 = 5 + 3 |а| → a - 3 |а| = -1;

 

 

 

 

На чертеже заметим, что система имеет единственное решение при а = а 1 , а = а 2 и а ≤ - 6.

 

Найдем а 1 и а 2 :

Если а ˃ 0, то

 

 

 

Если а ˂ 0, то

 

 

 

 

Заключение Работая над этой темой, я провела большую работу: изучила литературу по выбранной теме; разобралась, что такое параметр и задачи с параметрами; познакомилась с методами решения задач с параметрами; приобрела опыт и научилась решать определённый круг задач. Выводы: Графический способ является наиболее наглядным, простым и доступным способом решения задач с параметрами. Размытость в решение уравнения, неравенства или их системы с помощью графика, можно подкрепить аналитическим выводом. Сочетание аналитического способа решения с графической интерпретацией полученных результатов позволяет сделать процесс решения уравнений с параметрами более осознанным.

Заключение

Работая над этой темой, я провела большую работу:

  • изучила литературу по выбранной теме;
  • разобралась, что такое параметр и задачи с параметрами;
  • познакомилась с методами решения задач с параметрами;
  • приобрела опыт и научилась решать определённый круг задач.

Выводы:

  • Графический способ является наиболее наглядным, простым и доступным способом решения задач с параметрами.
  • Размытость в решение уравнения, неравенства или их системы с помощью графика, можно подкрепить аналитическим выводом.
  • Сочетание аналитического способа решения с графической интерпретацией полученных результатов позволяет сделать процесс решения уравнений с параметрами более осознанным.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!