СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Особенности развития речи у детей с ЗПР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Особенности развития речи у детей с ЗПР"»

Особенности развития речи у детей с ЗПР

Особенности развития речи у детей с ЗПР

Что такое ЗПР?  У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушения речи. нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.  У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.  Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями детей с задержкой психического развития. Экспрессивная речь - высказывания с помощью языка, а импрессивная речь - процесс понимания речь окружающих

Что такое ЗПР?

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушения речи.

нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями детей с задержкой психического развития.

Экспрессивная речь - высказывания с помощью языка, а импрессивная речь - процесс понимания речь окружающих

Импрессивная речь -недостаточная дифференциация речевого восприятия, речевых звуков; -не умение различать смысл отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивная речь -нарушение звукопроизношения; -бедность словарного запаса; -недостаточная сформированность грамматического строя речи; -наличие стереотипов, аграмматизмов; -речевая инактивность. Аграмматизм - расстройство речи, для которого характерно нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи.

Импрессивная речь

-недостаточная дифференциация речевого восприятия, речевых звуков;

-не умение различать смысл отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивная речь

-нарушение звукопроизношения;

-бедность словарного запаса;

-недостаточная сформированность грамматического строя речи;

-наличие стереотипов, аграмматизмов;

-речевая инактивность.

Аграмматизм - расстройство речи, для которого характерно нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи.

В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений. Так Е.В. Мальцева (учитель-дефектолог) выделяет три группы. Первая группа Вторая группа Третья группа дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения у этих детей связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики. дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения у данной группы охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. дети с системным недоразвитием всех сторон речи. Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи. Постановка звуков у детей группы риска не вызывает особых трудностей, в то время как автоматизация и дифференциация требуют длительной и систематической работы.

В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений. Так Е.В. Мальцева (учитель-дефектолог) выделяет три группы.

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения у этих детей связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения у данной группы охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков.

дети с системным недоразвитием всех сторон речи. Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи.

Постановка звуков у детей группы риска не вызывает особых трудностей, в то время как автоматизация и дифференциация требуют длительной и систематической работы.

Недоразвитие фонематической стороны речи у детей проявляется в недостаточно четком различении акустически сходных звуков, в значительных сложностях при определении количества и последовательности звуков в слове, в нарушении различения понятий

Недоразвитие фонематической стороны речи у детей проявляется в недостаточно четком различении акустически сходных звуков, в значительных сложностях при определении количества и последовательности звуков в слове, в нарушении различения понятий "звук", "буква", "слог". Школьники допускают ошибки при делении слов на слоги.

В связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей запаздывает становление навыков звукового анализа. Им доступен, как правило, лишь самый лёгкий вид звукового анализа: выделение звука из слова в том случае, если звук стоит под ударением.

У детей отмечается бедность словарного запаса , преобладание пассивного словаря над активным, неточность в употреблении слов, несформированность значения слова, недостаточная сформированность словаря антонимов и синонимов. Школьники владеют недостаточным количеством обобщающих слов. При обобщении дети сбиваются на группировку по ситуации, внешнему сходству, несуществующим признакам. Пользуются не общепринятыми словами, а собственными неточными или неверными обобщениями. Это объясняется особенностями их мышления (оно конкретно).

У детей отмечается бедность словарного запаса , преобладание пассивного словаря над активным, неточность в употреблении слов, несформированность значения слова, недостаточная сформированность словаря антонимов и синонимов.

Школьники владеют недостаточным количеством обобщающих слов. При обобщении дети сбиваются на группировку по ситуации, внешнему сходству, несуществующим признакам. Пользуются не общепринятыми словами, а собственными неточными или неверными обобщениями. Это объясняется особенностями их мышления (оно конкретно).

У большого количества младших школьников с ЗПР преобладает значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения. У детей наблюдается неправильное употребление падежных окончаний имен существительных в косвенных падежах единственного и множественного числа; нарушение согласования существительных с прилагательными, числительными, местоимениями в роде и падеже. Особенно большое количество ошибок отмечается в употреблении предлогов, как простых, так и сложных.

У большого количества младших школьников с ЗПР преобладает значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

У детей наблюдается неправильное употребление падежных окончаний имен существительных в косвенных падежах единственного и множественного числа; нарушение согласования существительных с прилагательными, числительными, местоимениями в роде и падеже.

Особенно большое количество ошибок отмечается в употреблении предлогов, как простых, так и сложных.

Содержание логопедической работы тесно связано с программой обучения грамоте детей с ЗПР. В процессе логопедической работы: - осуществляется коррекция нарушений устной и письменной речи, - закрепляются правильные речевые навыки, - формируется практический уровень усвоения языка.

Содержание логопедической работы тесно связано с программой обучения грамоте детей с ЗПР.

В процессе логопедической работы:

- осуществляется коррекция нарушений устной и письменной речи,

- закрепляются правильные речевые навыки,

- формируется практический уровень усвоения языка.

Весь процесс логопедической работы направлен на развитие и формирование познавательных процессов у детей. В работе используются игры, игровые упражнения, которые позволяют игровую мотивацию постепенно перевести в учебную. В процессе работы применяется достаточно большое количество наглядного материала, с максимальным подключением всех сохранных анализаторов. Работа по выработке правильного произношения звуков и по развитию фонематического восприятия ведётся параллельно.

Весь процесс логопедической работы направлен на развитие и формирование познавательных процессов у детей.

В работе используются игры, игровые упражнения, которые позволяют игровую мотивацию постепенно перевести в учебную.

В процессе работы применяется достаточно большое количество наглядного материала, с максимальным подключением всех сохранных анализаторов.

Работа по выработке правильного произношения звуков и по развитию фонематического восприятия ведётся параллельно.

В связи с быстрой утомляемостью детей, в занятия внедряются элементы здоровьесберегающих технологий. Работа по коррекции речи у детей с ЗПР ведется с учётом нарушения всех компонентов речи неразрывно связана с развитием психических процессов.

В связи с быстрой утомляемостью детей, в занятия внедряются элементы здоровьесберегающих технологий.

Работа по коррекции речи у детей с ЗПР ведется с учётом нарушения всех компонентов речи неразрывно связана с развитием психических процессов.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!