СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Научно - исследовательская работа по теме "Знакомый незнакомец (углекислый газ)""

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к научно - исследовательской работе "Знакомый незнакомец (углекислый газ)"

 

              

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Научно - исследовательская работа по теме "Знакомый незнакомец (углекислый газ)""»

 Районный конкурс научно-исследовательских работ школьников «Шаг в науку» Знакомый незнакомец (Углекислый газ и все о нем) Автор: Гаврилова Александра Валерьевна ученица 6-А кл. МБОУ ВУСОШ  Научный руководитель: учитель химии и географии Пляскина Т. В .

Районный конкурс научно-исследовательских работ школьников

«Шаг в науку»

Знакомый незнакомец

(Углекислый газ и все о нем)

Автор: Гаврилова Александра Валерьевна

ученица 6-А кл. МБОУ ВУСОШ

Научный руководитель: учитель химии и географии Пляскина Т. В .

Актуальность:  Углекислый газ – это знакомое всем вещество. Он не имеет цвета и запаха. Все знают, что он образуется при дыхании живых организмов и нужен растениям для фотосинтеза. Также известно, что он не поддерживает горение и используется для тушения пожаров.  Вопросы: Из чего он состоит? Какие еще свойства имеет? Как он образуется и можно ли получить его в условиях школьной лаборатории? Какие опыты с ним можно провести? Где человек его применяет? Все ли одноклассники знают о нем?

Актуальность: Углекислый газ – это знакомое всем вещество. Он не имеет цвета и запаха. Все знают, что он образуется при дыхании живых организмов и нужен растениям для фотосинтеза. Также известно, что он не поддерживает горение и используется для тушения пожаров.

Вопросы:

  • Из чего он состоит?
  • Какие еще свойства имеет?
  • Как он образуется и можно ли получить его в условиях школьной лаборатории?
  • Какие опыты с ним можно провести?
  • Где человек его применяет?
  • Все ли одноклассники знают о нем?

Цель работы: Изучение особенностей углекислого газа, его значения в природе и для человека и проведение с ним необходимых опытов.    Объект исследования: углекислый газ. Предмет исследования: свойства и биологическая роль углекислого газа, особенности его образования и применения.

Цель работы:

Изучение особенностей углекислого газа, его значения в природе и для человека и проведение с ним необходимых опытов.

Объект исследования:

углекислый газ.

Предмет исследования:

свойства и биологическая роль углекислого газа, особенности его образования и применения.

Задачи: Изучить литературные источники и источники интернет – ресурсов по теме. Изучить состав и строение молекулы углекислого газа, физические и химические свойства, биологическое значение, особенности образования в природе и антропогенные источники образования, получение и применение, способы его обнаружения. Получить углекислый газ разными способами и исследовать его свойства. Сделать выводы.

Задачи:

  • Изучить литературные источники и источники интернет – ресурсов по теме.
  • Изучить состав и строение молекулы углекислого газа, физические и химические свойства, биологическое значение, особенности образования в природе и антропогенные источники образования, получение и применение, способы его обнаружения.
  • Получить углекислый газ разными способами и исследовать его свойства.
  • Сделать выводы.
Гипотезы:  я могу получить углекислый газ дома и в школьной лаборатории я могу обнаружить присутствие углекислого газа определенными способами я могу изучить некоторые свойства углекислого газа экспериментально

Гипотезы:

  • я могу получить углекислый газ дома и в школьной лаборатории
  • я могу обнаружить присутствие углекислого газа определенными способами
  • я могу изучить некоторые свойства углекислого газа экспериментально

  Состав и строение углекислого газа Уг­ле­кис­лый газ – оксид уг­ле­ро­да (IV), ди­ок­сид уг­ле­ро­да, дву­окись уг­ле­ро­да, уголь­ный ан­гид­ри­д.

  Состав и строение углекислого газа

Уг­ле­кис­лый газ – оксид уг­ле­ро­да (IV), ди­ок­сид уг­ле­ро­да,

дву­окись уг­ле­ро­да, уголь­ный ан­гид­ри­д.

 Свойства углекислого газа Бесцветный газ Якоб Швепп  Без запаха (большие концентрации- «содовый» запах ) Кисловатый вкус В 1,5 раз тяжелее воздуха

Свойства углекислого газа

Бесцветный газ

Якоб Швепп

Без запаха (большие концентрации- «содовый» запах )

Кисловатый вкус

В 1,5 раз тяжелее воздуха

Пропускает излучение в ультрафиолетовой и видимой части спектра Поглощает испускаемое Землей инфракрасное излучение Парниковый газ В электрическом разряде светится бело-зеленым светом Растворим в воде При -78 градусах – твердый, похож на снег («сухой лед») При повышенном давлении - жидкий Нетоксичен. При повышении концентрации – удушающий газ.

Пропускает излучение в ультрафиолетовой и видимой части спектра

Поглощает испускаемое Землей инфракрасное излучение

Парниковый газ

В электрическом разряде светится бело-зеленым светом

Растворим в воде

При -78 градусах – твердый, похож на снег («сухой лед»)

При повышенном давлении - жидкий

Нетоксичен. При повышении концентрации – удушающий газ.

Биологическая роль углекислого газа Жизнь на Земле возникла 3-4 млрд. лет назад в атмосфере углекислого газа Основной источник углерода для растений. Играет большую роль в регуляции кровоснабжения и дыхания Один из конечных продуктов обмена веществ  Один из парниковых газов Играет важную роль в синтезе белка.

Биологическая роль углекислого газа

Жизнь на Земле возникла 3-4 млрд. лет назад в атмосфере углекислого газа

Основной источник углерода для растений.

Играет большую роль в регуляции кровоснабжения и дыхания

Один из конечных продуктов обмена веществ

Один из парниковых газов

Играет важную роль в синтезе белка.

 Образование углекислого газа в природе Вулканическая деятельность Дыхание животных и растений Разложение органических веществ • .

Образование углекислого газа в природе

Вулканическая деятельность

Дыхание животных и растений

Разложение органических веществ

• .

Антропогенное образование углекислого газа -. - промышленные выбросы автомобильный транспорт активное сведение лесов

Антропогенное образование углекислого газа

-.

-

промышленные выбросы

автомобильный транспорт

активное сведение лесов

 Получение в промышленности и лаборатории Спиртовое брожение Обжиг известняка Химические процессы Дымовые газы Разделение воздуха Горение углерода в кислороде Действие соляной кислоты на мрамор Пищевая сода с лимонной кислотой Готовые баллоны

Получение в промышленности и лаборатории

Спиртовое брожение

Обжиг известняка

Химические процессы

Дымовые газы

Разделение воздуха

Горение углерода в кислороде

Действие соляной кислоты на мрамор

Пищевая сода с лимонной кислотой

Готовые баллоны

8. Применение углекислого газа человеком Консервант и разрыхлитель В медицине-криохирургия Системы пожаротушения, огнетушители Газированные напитки Хладагент –лаборатории, торговля, ремонт оборудования Источник энергии для двигателей в авиамоделировании Пневматическое оружие Защитная среда при сварке проволокой

8. Применение углекислого газа человеком

Консервант и разрыхлитель

В медицине-криохирургия

Системы пожаротушения, огнетушители

Газированные напитки

Хладагент –лаборатории, торговля, ремонт оборудования

Источник энергии для двигателей в авиамоделировании

Пневматическое оружие

Защитная среда при сварке проволокой

Практическая часть Анкета Знакомый незнакомец (углекислый газ) Знаете ли вы о существовании углекислого газа? Что вы знаете об углекислом газе? Как он образуется? Где используется? Что хотели бы узнать о нем?

Практическая часть

Анкета

Знакомый незнакомец (углекислый газ)

  • Знаете ли вы о существовании углекислого газа?
  • Что вы знаете об углекислом газе?
  • Как он образуется?
  • Где используется?
  • Что хотели бы узнать о нем?
Вопрос № 1  Знаете ли вы о существовании углекислого газа

Вопрос № 1

Знаете ли вы о существовании углекислого газа

Вопрос № 2 Что вы знаете об углекислом газе?

Вопрос № 2 Что вы знаете об углекислом газе?

Вопрос № 3 Как он образуется?

Вопрос № 3 Как он образуется?

Вопрос № 4 Где используется?

Вопрос № 4 Где используется?

Вопрос № 5 Что хотели бы узнать о нем ?

Вопрос № 5 Что хотели бы узнать о нем ?

1. Гашение соды уксусной кислотой : Я насыпала в стакан 1 столовую ложку пищевой соды, прилила 50 мл яблочного уксуса. Наблюдала вспенивание массы. Это выделялся газ. Затем я аккуратно внесла в стакан горящую лучинку, и она потухла. 3 2 1 Вывод: при взаимодействии пищевой соды и яблочного уксуса образуется углекислый газ, который не поддерживает горение .

1. Гашение соды уксусной кислотой :

Я насыпала в стакан 1 столовую ложку пищевой соды, прилила 50 мл яблочного уксуса. Наблюдала вспенивание массы. Это выделялся газ. Затем я аккуратно внесла в стакан горящую лучинку, и она потухла.

3

2

1

Вывод: при взаимодействии пищевой соды и яблочного уксуса образуется углекислый газ, который не поддерживает горение .

2. Опыт с дрожжами: В стакан с теплой водой насыпала немного сахара и дрожжей, оставила на 1 час. Я внесла в стакан горящую лучинку, и она потухла. 1 . 3. 2. Вывод: в стакане присутствует углекислый газ

2. Опыт с дрожжами:

В стакан с теплой водой насыпала немного сахара и дрожжей, оставила на 1 час. Я внесла в стакан горящую лучинку, и она потухла.

1 .

3.

2.

Вывод: в стакане присутствует углекислый газ

3. Взаимодействие мела с соляной кислотой : К измельченному мелу прилила раствор уксусной кислоты. Наблюдала вспенивание. Затем я аккуратно внесла в пробирку горящую лучинку, и она потухла. Вывод: при взаимодействии мела с уксусной кислотой образовался углекислый газ.

3. Взаимодействие мела с соляной кислотой :

К измельченному мелу прилила раствор уксусной кислоты. Наблюдала вспенивание. Затем я аккуратно внесла в пробирку горящую лучинку, и она потухла.

Вывод: при взаимодействии мела с уксусной кислотой образовался углекислый газ.

4. Гниение яблока: В банку положила кусочек яблока, закрыла крышкой и поставила в теплое место. Через 4 недели, когда яблоко стало гнить, я решила проверить, образовался ли там углекислый газ. Я внесла в стакан горящую лучинку, и она потухла. 2 1 Вывод: в банке присутствует углекислый газ.

4. Гниение яблока:

В банку положила кусочек яблока, закрыла крышкой и поставила в теплое место. Через 4 недели, когда яблоко стало гнить, я решила проверить, образовался ли там углекислый газ. Я внесла в стакан горящую лучинку, и она потухла.

2

1

Вывод: в банке присутствует углекислый газ.

5. Получение углекислого газа при горении: Зажгли 2 свечи, одну накрыли стаканом. Через некоторое время свеча под стаканом потухла так как при горении образовался углекислый газ, который не поддерживает горение. 1. 3. 2. Вывод: в банке присутствует углекислый газ, то есть он действительно образуется при горении

5. Получение углекислого газа при горении:

Зажгли 2 свечи, одну накрыли стаканом. Через некоторое время свеча под стаканом потухла так как при горении образовался углекислый газ, который не поддерживает горение.

1.

3.

2.

Вывод: в банке присутствует углекислый газ, то есть он действительно образуется при горении

6. Обнаружение углекислого газа известковой водой. А) Получили в пробирке углекислый газ при взаимодействии пищевой соды и уксусной кислоты, закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Эту трубку поместили в пробирку с известковой водой. Наблюдали несколько минут, и она начала мутнеть. 3. 2. 1.

6. Обнаружение углекислого газа известковой водой.

А) Получили в пробирке углекислый газ при взаимодействии пищевой соды и уксусной кислоты, закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Эту трубку поместили в пробирку с известковой водой. Наблюдали несколько минут, и она начала мутнеть.

3.

2.

1.

Б) в пробирку с известковой водой поместили коктейльную трубочку, подышали в нее и наблюдали ее помутнение 1. 2. 3.

Б) в пробирку с известковой водой поместили коктейльную трубочку, подышали в нее и наблюдали ее помутнение

1.

2.

3.

Изучение свойств углекислого газа: определение кислой среды 2 1 3 4

Изучение свойств углекислого газа: определение кислой среды

2

1

3

4

Изучение свойств углекислого газа: тяжелее воздуха

Изучение свойств углекислого газа: тяжелее воздуха

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вывод: Проделав опыты, я убедилась: углекислый газ -образуется при гашении соды уксусом, взаимодействии мела с кислотой, при гниении, брожении и горении. -можно получить домашних условиях и в условиях школьной лаборатории и изучить его свойства -не поддерживает горение и делает мутной известковую воду -тяжелее воздуха и его можно переливать из сосуда в сосуд -при взаимодействии с водой образует кислоту. Итак,  в процессе работы я узнала: -строение углекислого газа -его свойства - биологическое значение -как образуется в природе -как получают -где применяют. Проделав опыты, я убедилась, что углекислый газ можно получить домашних условиях и в условиях школьной лаборатории разными способами и изучить его свойства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод: Проделав опыты, я убедилась: углекислый газ

-образуется при гашении соды уксусом, взаимодействии мела с кислотой, при гниении, брожении и горении.

-можно получить домашних условиях и в условиях школьной лаборатории и изучить его свойства

-не поддерживает горение и делает мутной известковую воду

-тяжелее воздуха и его можно переливать из сосуда в сосуд

-при взаимодействии с водой образует кислоту.

Итак, в процессе работы я узнала:

-строение углекислого газа

-его свойства

- биологическое значение

-как образуется в природе

-как получают

-где применяют.

Проделав опыты, я убедилась, что углекислый газ можно получить домашних условиях и в условиях школьной лаборатории разными способами и изучить его свойства.

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!