Самодержавною рукой, Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин Из стихотворения «Стансы» (1826) )
НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ Петра I
План урока:
1. Детские годы Петра
2. Двоецарствование. Царевна Софья
3. Начало царствования Петра
4. Азовские походы
5. «Великое посольство»
РЕФОРМАТОР
Проблема урока:
Как повлияли события начала царствования Петра I на его дальнейшую политику?
1. Детские годы Петра
Петр I родился от 2-го брака Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной
в 1672 году
После смерти отца в 1676 году царем стал Федор, но он был болезненным и в 1682 году скончался.
Боярская Дума провозгласила царем
10-летнего Петра. Но стрельцы подняли мятеж.
У маленького Петра наставником стал Никита Зотов.
Он научил мальчика читать, писать и считать и на всю жизнь привил ему интерес к учению.
Зотов, мастер на все руки, обучил царевича работе на токарном станке, и впоследствии тот любил и умел работать руками.
Миниатюра XVII в.
«Пётр и Н.Зотов»
Оглашение результатов
Алгоритм работы:
- В течении 6-7 минут индивидуальная работа с предложенным текстом, ответы на вопросы.
- Обсуждение полученных результатов в группах из 4 человек, заполнение соответствующей части рабочего листа – в течении 5 минут.
- Озвучивание результатов работы – 6 минут.
Работа с текстом
Обсуждение, заполнение рабочего листа
Работа с текстом
Работа с текстом
Работа с текстом
2. Царевна Софья
Во время восстания, стрельцы потребовали сделать царями Петра и Ивана, а Софью регентом.
Иван был слабоумным и Софья его не опасалась, а Петр с матерью был отправлен в одно из подмосковных сел.
Петр стал посещать Немецкую слободу и подружился с иностранцами, которые обучали его военному делу и техническим наукам.
Власть оказалась в руках Софьи, за которой стояли Милославские и ее фаворит В.Голицын.
Петр, находясь в Преображенском, создал из ровесников потешные полки, которые проходили военную подготовку под руководством иностранцев.
3.Начало царствования Петра I
Летом 1689 году до Петра дошли слухи, что Софья послала в Преображенcкое стрельцов арестовать его.
Петр в направился в Троице-Сергиев монастырь. Вскоре туда стали переезжать бояре и Софья поняла, что проиграла. По приказу Петра ее заточили в Новодевичий монастырь. А стрельцов казнили.
4.Азовские походы
В 1695 году Петр I, желая завоевать выход к Черному морю отправился к Азову и осадил его. Но турки подвозили все необходимое по морю.
Штурм крепости завершился неудачей и Петр отошел на реке Воронеж, где согнанные сюда крестьяне всю зиму строили корабли.
Весной 1696 года русская армия в сопровождении флотилии спустилась по Дону и вновь осадила Азов. На этот раз город был блокирован и с суши и с моря. Вскоре начался штурм и Азов пал. Но, не владея проливами, торговать с
Европой было
по -прежнему
было нельзя.
«Взятие Азова»
гравюра к. XVII века
6.Великое посольство
В 1697 году в Европу с целью поиска союзников против Турции отправилось «Великое посольство».
Вместе с ним поехали 35 молодых дворян для обучения различным ремеслам. Петр, прибыв в Голландию, сам инкогнито
устроился на верфь,
прошёл обучение
и вскоре получил
диплом плотника .
«Домик Петра I на верфи»
Миниатюра к.17 в.
По приглашению В.Оранского Петр посетил Англию, где научился проектировать корабли. «Великое посольство»,находясь в Австрии, выяснило, что союзников для борьбы с турками найти не удастся и Петр поспешил приехать в Вену. Но там он получил известие о бунте стрельцов.
Приехав в Москву, Петр не смотря на казнь 58 человек, провел новое расследование и казнил еще более 700 стрельцов.
Возвратившись в Европу, Петр смог создать Северный Союз для борьбы со Швецией.
В. Суриков «Утро стрелецкой казни»
Значение великого посольства
- Несмотря на провал дипломатической миссии Великого посольства, оно принесло большую пользу Петру.
- Петр имел возможность сравнить свою родину с западными странами.
- Царь познакомился с европейской жизнью
- Для русской армии в Европе закупили 10 тыс. ружей, 5 тыс. мушкетов, 3,2 тыс. штыков, корабельные принадлежности и прочее. На российскую службу наняли множество офицеров, инженеров, около 350 матросов и боцманов, специалистов иных профессий.
- Внешнеполитический курс России резко изменился. Вместо борьбы с Турцией за южные моря, она начинала борьбу со Швецией
Петр родился в 1670 году. Петр был сыном царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. С 1682 году в России – двоецарствие, царями были провозглашены Федор и Петр. Ввиду малолетства братьев регентшей стала их старшая сестра Софья. Петр и его мать уехали в Немецкую слободу. Он создал два потешных полка - Семеновский и Измайловский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1797-1698 годах состоялись Азовские походы, целью которых было завоевание выхода в Балтийское море. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена.
1672
Натальи Нарышкиной
Иван
Село Преображенское
Заточения в монастырь
Преображенский
1695-1696
Черное
1697
Ф. Лефорт, Ф.А. Головин и П.Б. Возницын
Назревал
стрелецкий бунт
не была выполнена
Как повлияли события начала царствования Петра I на его дальнейшую политику?
События начала правления Петра I оказали важное влияние на дальнейшую политику: ►Петр I осознал необходимость изменений внутри страны; ►важность доступа к морю; ►произошла переориентация направления внешней политики.
Домашнее задание
- Обязательно: § 3, вопросы с. 24 устно.
- По желанию: § 3, с. 24. Работа с картой
- На доп. оценку: § 3, С. 25. № 3.