Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Законность и правопорядок"»
Законность и правопорядок.
Бочегова В.А., учитель истории и обществознания
МБОУ «Макушинская СОШ №1»
План
- Понятие законность.
- Основные черты законности.
- Понятие правопорядок.
- Соотношение законности и правопорядка.
- Гарантии законности и правопорядка.
- Методы и формы обеспечения законности и правопорядка.
ЗАКОННОСТЬ - это
точное и неуклонное соблюдение и исполнение правовых норм, закрепленных в законах и иных нормативных актах. Законность рассматривается как принцип деятельности всех органов государства и должностных лиц. В то же время законность — это и неотъемлемый элемент демократии .
Основные черты законности:
- верховенство закона, означающее, что закон занимает верховное положение в иерархии нормативных правовых актов, все подзаконные акты должны соответствовать закону;
- единство закона, означающее, что закон применяется одинаково, независимо от каких либо местных особенностей;
- равенство всех перед законом, т. е. одинаковое положение субъектов, независимо от расы, языка, национальности и иных особенностей;
- неотвратимость юридической ответственности за совершенные правонарушения.
ПРАВОПОРЯДОК- это
результат реализации правовых норм, т. е. система урегулированных правом общественных отношений, сложившаяся в результате реализации правовых норм. Правопорядок рассматривается как достигнутое состояние регулируемых правом общественных отношений, выражаемое уровнем соблюдения законности, соблюдения прав и свобод граждан, выполнения своих обязанностей гражданами, организациями, государственными органами, органами МСУ и их должностными лицами.
Соотношение законности и правопорядка
- Законность - есть требуемое поведение.
- Правопорядок — достигнутый результат реализации права в соответствии с принципом законности.
Гарантии законности и правопорядка
Гарантии — это условия проведения в жизнь принципа законности.
К числу гарантий относятся:
- совершенство системы права, т. е. полнота, последовательность и согласованность нормативных правовых актов, а также содержащихся в них правовых норм;
- эффективность мер государственного принуждения и качественная работа правоохранительных органов;
- высокий уровень правосознания и правовой культуры общества.
Основными методами достижения законности являются убеждение и принуждение
Убеждение включает правовую пропаганду, т. е. разъяснение положений закона, правовое воспитание, применение мер поощрения.
Принуждение выражается в применении профилактических мер, т. е. мер по предупреждению правонарушений, и в применении установленных
законом мер наказания за совершенные противоправные деяния.
Формами обеспечения законности и правопорядка являются: - контроль, - надзор, - обжалование незаконных действий органов и должностных лиц.
Контроль — это проверка деятельности подчиненных органов в целях выполнения требований законов, соблюдения дисциплины (служебной, финансовой и т. п.).
- Выделяют следующие виды контроля: государственный , осуществляемый уполномоченными на то органами государства (парламентский; межотраслевой; внутриведомственный); общественный , осуществляемый в случаях, предусмотренных законом, негосударственными органами, например, контроль профсоюзов за соблюдением социально трудовых прав работников, либо деятельность общественных наблюдательных комиссий в соответствии с Федеральным законом № 76 ФЗ 2008 г. «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
Надзор — это наблюдение за точным и неуклонным исполнением закона органами государства, местного самоуправления, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами.
В отличие от контроля — надзор осуществляется в отношении неподчиненных органов и не связан с вмешательством в оперативно
служебную деятельность поднадзорных органов. Надзор осуществляется исключительно государственными органами и делится на судебный , прокурорский и административный . Административный надзор представляет собой деятельность органов исполнительной власти по обеспечению исполнения законов в различных сферах государственного управления.
Обжалование незаконных актов и действий органов государственной власти и местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов осуществляется гражданами и объединениями граждан.
- В России такая форма предусмотрена непосредственно Конституцией РФ (ч. 2 ст. 46), а также Законом РФ № 4866 1 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Жалобы могут направляться в вышестоящий орган или суд.
- Жалоба — это просьба гражданина о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов
- Федеральный закон № 59 ФЗ 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
- Согласно этому закону граждане вправе обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам с письменными предложениями, заявлениями или жалобами, а также обращаться устно в государственные органы или органы местного самоуправления. Под предложением понимается рекомендация гражданина по совершенствованию нормативных правовых актов, деятельности органов власти, развитию общественных отношений, совершенствованию тех или иных сфер деятельности государства и общества. Заявлением считается просьба гражданина о содействии в реализации прав и свобод, сообщение о нарушении законности или недостатках в деятельности органов власти или критика деятельности органов власти и должностных лиц.