Историческая разминка.
1) Кому из мореплавателей удалось открыть морской путь в Индию?
А) Христофору Колумбу.
Б) Бартоломеу Диашу.
В) Америго Веспуччи.
Г) Васко да Гама.
Д) Фернандо Магеллану.
2) Кто из путешественников ввёл термин «Новый свет»?
А ) Христофору Колумб.
Б) Бартоломеу Диаш.
В) Америго Веспуччи.
Г) Васко да Гама.
Д) Фернандо Магеллан.
Соотнесите названия коренных жителей с континентом или страной .
- индейцы;
- индийцы;
- негры ;
- А) Америка;
- Б) Африка;
- В) Индия.
Тема урока «Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе»
Цели:
Развивающие:
- умение работать с информацией: извлекать информацию из разнообразных источников, анализировать, сравнивать. преобразовывать и представлять ее.
- умение объяснять понятия «абсолютизм», «меркантилизм»; умение составлять схему (основные черты абсолютизма)
Образовательные: исследование особенностей абсолютизма
Методы обучения: проблемный, частично поисковый, репродуктивный
Форма урока : комбинированный с элементами лабораторной работы (с текстом учебника)
Подготовила учитель истории и обществознания : Пухова М.С.
Проблема:
- Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны “всех против всех”. Но в то же время в XVI–XVII вв. в Европе происходят революции, одна из задач которых – уничтожение системы абсолютизма.
- Почему же в обществе велась борьба против абсолютизма?
- Может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения?
Цели урока :
1. Узнать, что такое «абсолютизм»? 2. Выяснить, каковы характерные черты абсолютизма. 3. Каковы его проявления в европейских странах?
Выполните задание:
Прочитайте определение и характеристику абсолютизма.
Рассмотрите матрицу схемы “Абсолютизм” и заполните её краткими пояснениями:
Абсолютизм:
1.Складывается в конце XV-XVI вв.
2.Достигает своего расцвета в XVII веке
Цель: усвоить черты абсолютизма и время его формирования
текст учебника стр. 27 «Рожденный подданным должен повиноваться»
(Новая история ч. 1, .Я.Юдовская)
работа индивидуальная в тетрадях
правильный ответ 5 баллов
работа индивидуальная в тетрадях
правильный ответ 5 баллов
6
Яков I Стюарт
1.Что такое абсолютизм?
с.27 учебника
Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.
Проверка задания
Французский король Людовик XV
2. Характерные черты абсолютизма
- Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников;
- Формирование постоянной профессиональной армии.
- Создание государственной налоговой системы;
- Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов;
- Образование государственной церкви;
- Проведение единой государственной экономической политики.
Проверка задания
Проверь свою схему
Рассмотрите карту “Западная Европа в 1648 г.” и найдите территории, которые потеряли свою независимость, подчинившись королевской власти в период абсолютизма?
Цель: развитие картографических умений Стр. 28 «Один король – одна страна», работа с картой “Западная Европа в1648 г.” Правильный ответ -5 баллов
правильный ответ 5 баллов
Стр. 28 «Один король – одна страна»
Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Монарх – «помазанник божий»
- Составить устный рассказ “ Из чего складывался культ монарха – помазанника Божьего?”
Выберите источник самостоятельно
Цель: составление устного рассказа
Стр.32-33 «Монарх – помазанник божий»,
Стр.35-36 «Этикет при дворе Людовика XIV »
работа индивидуальная с учебником
правильный ответ 5 баллов
- Доп. материал «Этикет при дворе Людовика XIV » на с. 35-36)
Выясните, какое место в системе государственного управления…
Отводили Генеральным штатам французские монархи
Отводили парламенту английские монархи
Генрих VIII Тюдор. Король Англии
Елизавета I
Тюдор.
Королева
Англии
Стр. 28-29, работа в группах, сформулировать ответ 2 словами, записать на доске.
Обсудить. Правильный ответ 5 баллов
Франциск I Валуа.
Король Франции
Яков I Стюарт. Король Англии и Шотландии.
Стр, 28-29
Единая система управления (с.29-30)
Англия
Франция
Тайный совет:
- Внешняя политика
- Внутренняя политика
- Финансы
- Оборона страны .
Правительство
- Внешняя политика
- Внутренняя политика
- Финансы
- Оборона страны.
король
король
Цель: уметь анализировать
- единая система управления С. 29-30. Правильный ответ 5 баллов
Сравните деятельность государственного аппарата
Англии и Франции
Единая судебная власть (с. 30-31)
Франция
Англия
Звездная палата
Парламенты
- Право обжаловать судебные и правительственные решения;
- Назначение регента;
- Рассмотрение договоров, указов.
судьи мировые
судьи
- Вести судебные процессы;
- Разоблачать заговоры;
- Подавлять мятежи;
- Преследовать бродяг;
- Собирать налоги;
- Сбор денег бедным.
Цель: уметь анализировать
Объясните схему, используя текст на с. 30-31
Местная власть (с.31)
Англия Франция
Чиновники
1000-1500 8000
Жалованье + плата населения за услуги
Цель: извлекать информацию из источника и преобразовывать ее.
Составление опорного конспекта, с.31, Задание: заполнить пропуски в схеме. Правильный ответ 5 баллов
Средства к существованию?
Создание профессиональной армии
Франция
Англия
( отсутствие регулярной армии)
- Народное ополчение.
- Отряды дворян-добровольцев.
(постоянная наёмная армия)
налоги
прямые косвенные
налог на налог на
землю и соль
имущество
Цель: уметь анализировать.
Единая экономическая политика
Вспомните, что обозначают данные термины?
С. 34
Закончите предложения и запишите их:
1.У населения таких европейских стран, как _____________________________________
в эпоху абсолютизма складывается национальное самосознание и образуются централизованные государства.
2. В Германии и Италии в XVI – XVII веках не сложились централизованные государства, т.к. здесь существовали _____________________________
Цель: умение извлекать информацию из текстового источника. (с.34)
работа индивидуальная в тетрадях
С. 34
Итог урока:
Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.
Черты:
- Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников;
- Формирование постоянной профессиональной армии.
- Создание государственной налоговой системы;
- Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов;
- Образование государственной церкви;
- Проведение единой государственной экономической политики.
Домашнее задание
- Прочитать параграф 3 с.27-35;
- Вспомнить определение «мануфактура»;
- Приготовить рассказ об этикете при дворе короля Людовика с.35-36;
- Приготовиться к опросу по записям в тетради.
Кому принадлежат слова?
«Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться».
«В моем лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь остров – моя законная жена. Я глава, а остров – моё тело. Я пастырь, а остров – моё стадо». (из речи на первом парламенте).
«Такова моя добрая воля, ибо так мы желаем»
«Вы думали господа, что государство – это Вы?
Ошибаетесь. Государство – это Я!».
Источники
- http://festival.1september.ru/articles/532938/
- http://www.proshkolu.ru/club/historians/file2/181296
- http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-14873
- http://director.edu54.ru/node/73607
- А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.Всеобщая история. История нового времени. 1500-1800. М., Просвещение. 2009