Тема урока «Реальность и фантазия в творчестве художника».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: беседа + графическая работа.
Цели урока: 1. Дать представление об условности и правдоподобии в изобразительном искусстве.
2. Способствовать развитию образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
3. Сформировать первичные навыки анализа художественных
произведений.
Методы обучения: диалогический, репродуктивный, сравнения.
Приёмы преподавания: беседа, постановка вопросов, демонстрация.
Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы.
Зрительный ряд: презентация к уроку.
Творческое задание:
ответить на вопросы: Как вы понимаете роль фантазии в жизни человека? Может ли фантазия жить рядом с реальностью?
Изобрази свою фантастическую картину.
Форма работы учащихся: коллективно-игровая и индивидуальная.
Материалы и принадлежности: масляная пастель, три ватмана.
План урока.
- Организационная часть.
- Актуализация мотивации опорных знаний.
- Введение нового материала.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Подведение итогов урока.
Содержание урока.
- Организационная часть.
Подготовка учащихся к работе на уроке. Приветствие учащихся.
- Актуализация мотивации опорных знаний. Объявление темы и целей урока. (Слайд № 1 и 2).
- Введение нового материала.
Учитель: «Внимание! Главные вопросы урока, на которые вам предстоит дать ответ. Как вы понимаете роль фантазии в жизни человека? Может ли фантазия жить рядом с реальностью? (вопросы вывешиваются в отпечатанном виде на классную доску). Прежде, чем вы попытаетесь дать ответ на данные вопросы, давайте разберёмся, что такое реальность, а что такое фантазия». (Слайд №3 один клик)
Учащиеся: «Реальность – это то, что существует на самом деле, а фантазия – это выдумка, это то, чего не может быть».
Учитель: (Слайд №3 два клика) « И так, весь мир в котором мы живём – реальностью зовём! А как вы думаете, зачем человеку нужно творческое воображение? (Слайд №4 один клик).
Учащиеся: «Чтобы уметь мечтать. Чтобы строить будущее, сочинять новое, делать открытия» - возможные ответы детей.
Учитель: «Совершенно верно. Творческое воображение необходимо для того, чтобы сочинять, но не менее — для того, чтобы видеть и понимать окружающий мир и самого себя. (Слайд №4, два клика) А может ли художник обойтись без фантазии? (Слайд №5 один клик)
Учащиеся: Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фантазировать. Он может сочинять, изображать то, чего нет, — небывалые страны, иные миры, неведомое прошлое и далекое будущее. (возможные ответы детей).
Учитель: (Слайд №5 два клика) «Художник может рассказать нам о таинственных мирах, о жизни людей в далёком будущем, может изображать небывалых чудовищ. А мы, понимая это, и не считаем его обманщиком — мы радуемся и огорчаемся вместе с ним. Мы получаем истинное удовольствие от этих художественных произведений.
Такое право на вымысел решительно отличает искусство, например, от науки, даже от обыденного общения. Там всякое несовпадение с реальностью есть обман, ложь или ошибка, заблуждение.
(Слайд №6) Фантазии заставляют жизнь трепетать подобно крыльям бабочки над цветком. Без них жизнь пресна, как пирожное без крема. (Слайд № 7) Все мы фантазеры, и в своих грезах мы легко создаем новые миры, возводим потрясающе красивые города, взводим себя на трон и становимся самыми мудрыми правителями, которых когда-либо видела Земля. Нам дает согласие стать нашей женой прекрасная принцесса или предлагает выйти замуж мужественный принц. (Слайд №8) Мечтатель превращал комнату в королевские покои, а сам становился королем или принцессой. А простая сучковатая палка могла стать волшебной палочкой, которая превращала цветы в людей, а вечер делала утром.
Фантазии - плод нашего творчества, иногда неосознаваемого, но всегда существующего. Все мы люди творческие, только одни позволяют своим фантазиям вырываться на волю новыми книгами, фильмами, картинами и музыкой, а другие отвергают их и говорят, что фантазировать бессмысленно. (Слайд № 9) Да, смысла в фантазиях немного, но творчество вообще штука бессмысленная. Творчество доставляет удовольствие без всякого смысла, просто самим процессом творчества. Если вы спросите творческого человека, для чего ты это делаешь, он ответит - просто мне это нравится. (Слайд № 10)Творчество привносит удовольствие в жизнь и делает ее Живой.
(Слайд № 11) Фантазии - это сказка. Она уводят нас в мир нереальный, мир сказочный. Мир, где нет физических законов, где мы можем летать, ходить сквозь стены и разговаривать с цветами.
Мечтайте пока вы живёте в замечательной стране детства. Став взрослыми, вы станете реалистами, которые знают, что они могут, а что нет. Без фантазии жизнь станет серой и скучной. Жизнь станет просто жизнью. (Слайд № 12) Она перестанет быть волшебным приключением.
(Слайд № 13 один клик) А как же реальность? Может от неё следует отказаться - особенно в искусстве?».
Учащиеся: «Человек не может жить одними мечтами и фантазиями. В мире много проблем – наркомания, воины, болезни. Искусство помогает бороться с этими проблемами. Правда жизни делает нас человечней. Если отказаться от реальности, то как мы узнаем от событий прошлого». (возможные ответы детей).
Учитель: (Слайд № 13 второй клик) «Правда искусства — это реальность, пережитая человеком. И художнику требуется мастерство владения художественным языком, средствами выразительности, чтобы передать свои переживания зрителю. Чувства и мысли, которые выражены в произведении искусства, должны быть подлинными. Цель искусства не в том, чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за саму реальность. Все подлинные художественные образы создаются именно как воплощение правды. Зрительские же умения состоят в том, чтобы понимать образ реальности, созданный художником».
(Слайд № 14) Все, о чем мы здесь говорили, относится не только к картинам со сложным сюжетом, но и к портрету, пейзажу, натюрморту.
4.Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: (Слайд № 15) «А теперь, давайте поиграем в игру «Сюрреалистическая картина» (рисунок в несколько рук). На классной доске крепятся три ватмана. Класс разделим на три группы.
Первые участники игры от каждой команды делают первый набросок, изображают какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка. При выполнении задания учащиеся используют масляную пастель (один набор для каждой команды). По окончании работы желательно спросить о первоначальном замысле картины первого участника игры каждой команды и сравнить задуманное с итогом.
- Подведение итогов урока.
Вопросы:
- Как вы понимаете роль фантазии в жизни человека?
- Может ли фантазия жить рядом с реальностью?
Далее анализируем и оцениваем работы учащихся.