СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Творчество Ф. М. Достоевского, или Великое пятикнижие"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация подготовлена в качестве дополнительного занятия / материала по учебной дисциплине "Русская литература" для 10 класса средней общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Творчество Ф. М. Достоевского, или Великое пятикнижие"»

Творчество Ф. М. Достоевского,  или  Великое пятикнижие   Подготовил: Любимов Олег Иванович, учитель русского языка и литературы КОУ ВО «ЦЛПДО Г. Воронеж, сентябрь 2021

Творчество Ф. М. Достоевского, или Великое пятикнижие

Подготовил:

Любимов Олег Иванович,

учитель русского языка и литературы

КОУ ВО «ЦЛПДО

Г. Воронеж, сентябрь 2021

Ф. М. Достоевский (1821-1881) Русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Классик мировой литературы, по данным ЮНЕСКО, один из самых читаемых писателей в мире. Творчество Ф.М.Достоевского, ставшее эпохальным событием, переворотом в развитии мировой литературы, сравнивали с открытиями в науке Альберта Эйнштейна. В «Братьях Карамазовых» он высказал мысль о том, что постижение тайны всеобщей гармонии возможно только чувством и верой, но не разумом. А знаменитый физик-теоретик утверждал, что интуиция сильнее знания.

Ф. М. Достоевский (1821-1881)

Русский писатель, мыслитель, философ и публицист.

Классик мировой литературы, по данным ЮНЕСКО, один из самых читаемых писателей в мире.

Творчество Ф.М.Достоевского, ставшее эпохальным событием, переворотом в развитии мировой литературы, сравнивали с открытиями в науке Альберта Эйнштейна. В «Братьях Карамазовых» он высказал мысль о том, что постижение тайны всеобщей гармонии возможно только чувством и верой, но не разумом. А знаменитый физик-теоретик утверждал, что интуиция сильнее знания.

Первой литературной работой начинающего литератора, страстного поклонника Оноре де Бальзака, был перевод его романа «Евгения Гранде», опубликованный в журнале «Репертуар и пантеон».  А спустя год, в 1845, он представил на суд публики свой дебютный труд «Бедные люди». Он был напечатан в альманахе «Петербургский сборник» Николая Некрасова, назвавшего автора «новым Гоголем», и высоко оценен законодателями литературной моды тех лет, включая Виссариона Белинского, провозгласившего его «талантом самобытным и громадным».

Первой литературной работой начинающего литератора, страстного поклонника Оноре де Бальзака, был перевод его романа «Евгения Гранде», опубликованный в журнале «Репертуар и пантеон».

А спустя год, в 1845, он представил на суд публики свой дебютный труд «Бедные люди». Он был напечатан в альманахе «Петербургский сборник» Николая Некрасова, назвавшего автора «новым Гоголем», и высоко оценен законодателями литературной моды тех лет, включая Виссариона Белинского, провозгласившего его «талантом самобытным и громадным».

Однако вторую его работу «Двойник» критик и члены его кружка сочли неоправданно растянутой. Автор был вынужден сократить некоторые длинные диалоги, описания и размышления героев своей повести. Но позже новаторство, исключительность и углубленный психологизм данного и последующих его произведений («Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и пр.) были поняты почитателями его таланта и оценены по достоинству.      Все заговорили о «новом Гоголе».

Однако вторую его работу «Двойник» критик и члены его кружка сочли неоправданно растянутой. Автор был вынужден сократить некоторые длинные диалоги, описания и размышления героев своей повести. Но позже новаторство, исключительность и углубленный психологизм данного и последующих его произведений («Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и пр.) были поняты почитателями его таланта и оценены по достоинству.

  Все заговорили о «новом Гоголе».

Действительно, Ф.М. Достоевский в своих произведениях развивает образ «маленького человека», который появился в произведениях А.С. Пушкина («Повести Белкина», 1830; «Медный всадник», 1833), Н.В. Гоголя («Шинель», 1842). Но… Например, С. Аскольдов писал: «Достоевский всеми своими художественными симпатиями и оценками провозглашает одно весьма важное положение: злодей, святой, обыкновенный грешник, доведшие до последней черты свое личное начало, имеют все же некоторую равную ценность именно в качестве личности, противостоящей мутным течениям все нивелирующей среды».

Действительно, Ф.М. Достоевский в своих произведениях развивает образ «маленького человека», который появился в произведениях А.С. Пушкина («Повести Белкина», 1830; «Медный всадник», 1833), Н.В. Гоголя («Шинель», 1842).

Но…

Например, С. Аскольдов писал: «Достоевский всеми своими художественными симпатиями и оценками провозглашает одно весьма важное положение: злодей, святой, обыкновенный грешник, доведшие до последней черты свое личное начало, имеют все же некоторую равную ценность именно в качестве личности, противостоящей мутным течениям все нивелирующей среды».

Итак, авторитетные литераторы называли Достоевского «новым Гоголем». Фёдора Михайловича даже приняли в кружок Белинского. Но «маленький человек» Достоевского не осознает себя униженным и оскорбленным, как у Гоголя, по крайней мере не смиряется с этим в глубинах своей души… И критика «неистового Виссариона» в адрес повести «Двойник», написанной после «Бедных людей», что автор отступает от традиций Гоголя, оттолкнула молодого писателя от Белинского. В жизнь Достоевского пришли новые знакомства, навсегда изменившие его судьбу.

Итак, авторитетные литераторы называли Достоевского «новым Гоголем». Фёдора Михайловича даже приняли в кружок Белинского.

Но «маленький человек» Достоевского не осознает себя униженным и оскорбленным, как у Гоголя, по крайней мере не смиряется с этим в глубинах своей души… И критика «неистового Виссариона» в адрес повести «Двойник», написанной после «Бедных людей», что автор отступает от традиций Гоголя, оттолкнула молодого писателя от Белинского.

В жизнь Достоевского пришли новые знакомства, навсегда изменившие его судьбу.

С 1847 года писатель начал посещать пятницы социалиста Петрашевского. На этих собраниях молодые люди обсуждали устранение цензуры, отмену крепостного права. Тогда Достоевский увлёкся идеями революционера Спешнева, вместе с которым писатель решил создать нелегальную типографию в России. Фёдор Михайлович был радикально настроен против самодержавия и, как многие люди из окружения Спешнева, готовился к борьбе с властью Николая I (1825-1855). Однако весной 1849 года петрашевцев арестовали. Достоевский был в числе людей, которым пришлось более полугода пробыть в Петропавловской крепости до окончательного решения суда. Во время отбывания наказания в омском остроге Достоевский стал крайне религиозным человеком. Объяснить это можно тем, что единственной книгой, которую разрешали читать каторжным, была Библия. Достоевский проникся гуманистическими идеями, которые проповедовал Иисус Христос в Новом Завете. Писатель начал с уважением относиться к самым последним ворам и убийцам, отбывающим срок вместе с ним.

С 1847 года писатель начал посещать пятницы социалиста Петрашевского. На этих собраниях молодые люди обсуждали устранение цензуры, отмену крепостного права.

Тогда Достоевский увлёкся идеями революционера Спешнева, вместе с которым писатель решил создать нелегальную типографию в России. Фёдор Михайлович был радикально настроен против самодержавия и, как многие люди из окружения Спешнева, готовился к борьбе с властью Николая I (1825-1855).

Однако весной 1849 года петрашевцев арестовали. Достоевский был в числе людей, которым пришлось более полугода пробыть в Петропавловской крепости до окончательного решения суда.

Во время отбывания наказания в омском остроге Достоевский стал крайне религиозным человеком. Объяснить это можно тем, что единственной книгой, которую разрешали читать каторжным, была Библия.

Достоевский проникся гуманистическими идеями, которые проповедовал Иисус Христос в Новом Завете. Писатель начал с уважением относиться к самым последним ворам и убийцам, отбывающим срок вместе с ним.

После возвращения с каторги Достоевский написал Великое пятикнижие.  В пяти романах Фёдор Михайлович выразил своё сформировавшееся мировоззрение, философские мысли о жизни: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1869), «Бесы» (1872) «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880).

После возвращения с каторги Достоевский написал Великое пятикнижие.

В пяти романах Фёдор Михайлович выразил своё сформировавшееся мировоззрение, философские мысли о жизни:

«Преступление и наказание» (1866),

«Идиот» (1869),

«Бесы» (1872)

«Подросток» (1875),

«Братья Карамазовы» (1880).

В каждом произведении писатель задавался вопросами о Боге, гуманизме, смысле человеческой жизни. Идеи Достоевского оказали огромное влияние на философию Фридриха Ницше, мировоззрение поэтов Серебряного века и развитие литературы по всему миру. Многие литературоведы отмечают колоссальный рост Достоевского как писателя во время создания Великого пятикнижия.

В каждом произведении писатель задавался вопросами о Боге, гуманизме, смысле человеческой жизни. Идеи Достоевского оказали огромное влияние на философию Фридриха Ницше, мировоззрение поэтов Серебряного века и развитие литературы по всему миру.

Многие литературоведы отмечают колоссальный рост Достоевского как писателя во время создания Великого пятикнижия.

— первый из «великих»  романов Достоевского, в которых воплотилась его художественно-философская система.  В центре этого романа находится идея  индивидуализма, которой противопоставлена идея христианского смирения и искупительного страдания.

первый из «великих»  романов Достоевского, в которых воплотилась его художественно-философская система.

В центре этого романа находится идея 

индивидуализма, которой противопоставлена идея христианского смирения и искупительного страдания.

У главного героя романа Раскольникова было много «родственников» не только в русской, но и в зарубежной литературе: это поклонник Наполеона Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и черное», Эжен де Растиньяк из бальзаковского «Отца Горио» и шекспировский Гамлет. В число литературных предшественников Раскольникова входят и мятежные герои-романтики, среди которых выделяются байроновские гордые индивидуалисты Корсар, Лара, Манфред. В черновых материалах Достоевского сохранились записи, свидетельствующие о том, что автор видел определённое сходство между Родионом Романовичем и юным аристократом с «опустошённой душой» Жаном Сбогаром — персонажем одноимённого произведения Шарля Нодье…

У главного героя романа Раскольникова было много «родственников» не только в русской, но и в зарубежной литературе: это поклонник Наполеона Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и черное», Эжен де Растиньяк из бальзаковского «Отца Горио» и шекспировский Гамлет.

В число литературных предшественников Раскольникова входят и мятежные герои-романтики, среди которых выделяются байроновские гордые индивидуалисты Корсар, Лара, Манфред. В черновых материалах Достоевского сохранились записи, свидетельствующие о том, что автор видел определённое сходство между Родионом Романовичем и юным аристократом с «опустошённой душой» Жаном Сбогаром — персонажем одноимённого произведения Шарля Нодье…

«Кто покусится на свободу и на жизнь человека, тот сам погибнет. В этом тайна Раскольникова, в этом тайна

«Кто покусится на свободу и на жизнь человека, тот сам погибнет.

В этом тайна Раскольникова, в этом тайна "Наполеона".

Оказывается безвыходное противоречие. Свобода должна быть внутренне ограничена. Иначе она обращается в свое отрицание. Достоевский видит и изображает этот мистический распад самодовлеющего дерзновения, вырождающегося в дерзость и даже в мистическое озорство. И показывает, как пустая свобода делает личность рабом страсти или идеи.

Антиномия человеческой свободы разрешается только в любви. Но ведь любовь может быть только свободной. Несвободная любовь вырождается в страсть, становится началом порабощения и насилия, - и для любимого, и для влюбленного».

Г. В. Флоровский. РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕМЫ ДОСТОЕВСКОГО.

- являлся одним из самых любимых произведений писателя, наиболее полно выразившим и нравственно-философскую позицию Достоевского, и его художественные принципы в 1860-х годах. Основная   идея  – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма. Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь.

- являлся одним из самых любимых произведений писателя, наиболее полно выразившим и нравственно-философскую позицию Достоевского, и его художественные принципы в 1860-х годах.

Основная   идея  – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма. Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь.

Такой миссией наделён главный герой романа князь Мышкин. Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни. Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим. В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна. Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.

Такой миссией наделён главный герой романа князь Мышкин.

Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни.

Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим. В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна. Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.

- в названии и состоит  основная   идея   романа  « Бесы » Служение человечеству в теории, которым заняты в романе

- в названии и состоит  основная   идея   романа  « Бесы »

Служение человечеству в теории, которым заняты в романе "бесенята", на деле оборачивается духовным и физическим уничтожением их самих.

В основе такого служения – презрительное разделение людей на имеющих право "гениев" и бесправную "толпу".

Самое страшное то, что этими идеями одержимы не только теоретики, так называемые идеологи "ученой" и "прогрессивной" жизни…

В представлении писателя беснующийся нигилист, его

В представлении писателя беснующийся нигилист, его "команда" и "болельщики" не только обретают питательную среду в недодуманных идеях и незаконченных теориях, но и находят себе поддержку и оправдание в глубинах сознания так называемых "лишних", праздных, страдающих от отсутствия подлинного дела людей.

- в романе писатель затрагивает проблему «отцов и детей», рассматривая её через взаимоотношения главного героя, подростка Аркадия Макаровича Долгорукого, со своим отцом.   Через формирование личности молодого человека автор показывает, как сквозь алчность, жажду наживы и разврат формируется мировоззрение главного героя.

- в романе писатель затрагивает проблему «отцов и детей», рассматривая её через взаимоотношения главного героя, подростка Аркадия Макаровича Долгорукого, со своим отцом.

  Через формирование личности молодого человека автор показывает, как сквозь алчность, жажду наживы и разврат формируется мировоззрение главного героя.

Основной причиной всех бед Достоевский видит человеческую гордость, названную «высочайшей, дьявольской», которая впоследствии облекается в слова подростка Аркадия Долгорукова: «Нет мне судьи». Другая черта, прописанная автором ещё в набросках романа, – высокие требования, которые герои «хищного типа» предъявляют к себе самим, никому не давая отчёта.

В основе общественных проблем лежат нравственные. Хаос в сознании главного героя, подростка, связан с его нравственным несовершенством, которое приводит к тому, что этот великий грешник пускается во все тяжкие, чтобы затем преобразиться через исповедь.

Важнейшая проблема в эстетике Достоевского – идея спасающей красоты, которая очищает безгрешную душу, уже прикоснувшуюся к пороку.

Ещё одна проблема романа, проходящая через творчество Достоевского, - двойственность красоты, которая может быть нравственной, подлинной, Христовой и безнравственной, ложной, антихристовой. Безнравственность приводит к тому, что помутневшее сердце не способно различать добро и зло, этически оценивать эстетическое – красоту, которая становится страшной силой.

- Главная и глобальная тема романа— прошлое, настоящее и будущее России. Судьбы уходящего поколения (отец Карамазов, штабс-капитан Снегирев Миусов, госпожа Хохлакова, Поленов, старец Зосима...) как бы сопоставлены и чем-то противопоставлены судьбам представителей из «настоящего» России (братья Карамазовы, Смердяков, Ракитин, Грушенька, Варвара Снегирева...), а на авансцену уже выходят представители совсем юного поколения, «будущее» страны, которым вероятно, суждено было стать основными героями второго романа (Лиза Хохлакова Коля Красоткин, Карташов, Смуров...)

- Главная и глобальная тема романа— прошлое, настоящее и будущее России.

Судьбы уходящего поколения (отец Карамазов, штабс-капитан Снегирев Миусов, госпожа Хохлакова, Поленов, старец Зосима...) как бы сопоставлены и чем-то противопоставлены судьбам представителей из «настоящего» России (братья Карамазовы, Смердяков, Ракитин, Грушенька, Варвара Снегирева...), а на авансцену уже выходят представители совсем юного поколения, «будущее» страны, которым вероятно, суждено было стать основными героями второго романа (Лиза Хохлакова Коля Красоткин, Карташов, Смуров...)

За литературными приемами, за психологическими гротесками «Карамазовых» стоят подлинные факты эпохи, отмеченной вырождением дворянства, моральной деградацией личности, эпидемией уголовных преступлений и самоубийств, небывалым идейным разбродом. Но чтобы возможность лучшего осуществилась, наличная действительность должна исчерпаться до конца, отдать всю себя новой стадии развития. Эту диалектику в романе формулирует и подчеркивает эпиграф — одна из глубочайших евангельских метафор, связывающая в бытийное целое разложение, смерть с зачатием новой жизни и будущими плодами ее. Без разложения и умирания «карамазовщины» не высвободятся ее собственные могучие силы, не пойдут в рост, не принесут плодов добра и истины. Слова эпиграфа к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «…Если зерно пав в землю не умрёт, то останется одно…» имеют ключевое значение для понимания замысла писателя и повторяются в романе несколько раз. 

За литературными приемами, за психологическими гротесками «Карамазовых» стоят подлинные факты эпохи, отмеченной вырождением дворянства, моральной деградацией личности, эпидемией уголовных преступлений и самоубийств, небывалым идейным разбродом.

Но чтобы возможность лучшего осуществилась, наличная действительность должна исчерпаться до конца, отдать всю себя новой стадии развития. Эту диалектику в романе формулирует и подчеркивает эпиграф — одна из глубочайших евангельских метафор, связывающая в бытийное целое разложение, смерть с зачатием новой жизни и будущими плодами ее. Без разложения и умирания «карамазовщины» не высвободятся ее собственные могучие силы, не пойдут в рост, не принесут плодов добра и истины.

Слова эпиграфа к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «…Если зерно пав в землю не умрёт, то останется одно…» имеют ключевое значение для понимания замысла писателя и повторяются в романе несколько раз. 

В определении  «великое пятикнижие Достоевского»  просматривается связь с  «Пятикнижием Моисея» , то есть с пятью первыми книгами Библии евреев и христиан, лежащими в основе Ветхого Завета (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие). Согласно традиционному взгляду,  «Пятикнижие»  представляет собой единый документ Божественного Откровения, от начала и до конца записанный самим пророком Моисеем в странствиях еврейского народа по пустыне. Исключением являются последние восемь стихов Второзакония (где рассказывается о смерти Моисея), относительно которых существует два мнения: первое — и эти стихи также в положенное время были продиктованы Богом и записаны Моисеем; второе — они были записаны преемником Моисея, Иисусом Навином.

В гениальном русском прозаике Фёдоре Михайловиче Достоевском искра божья вспыхнула таким ярким пламенем, что почти невозможно поверить в написание упомянутых пяти романов рукой человека. Кажется, они также были продиктованы некоей Высшей Сущностью.

Мировое учёное сообщество сходится во мнении, объявляя русского классика Достоевского литературным пророком, несущим человечеству Вышнюю Весть.

М. Серебрянская. Мысли вслух.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!