СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Технология развивающего обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Технология развивающего обучения"»

Технология развивающего обучения Работу выполнила: Студентка Ш-22 группы Соболева Арина

Технология развивающего обучения

Работу выполнила:

Студентка Ш-22 группы

Соболева Арина

Развивающее обучение- активный деятельностный способ обучения, учитывающий и использующий закономерности развития, приспосабливающийся к уровню и особенностям индивида. в развивающем обучении педагогические воздействия опережают, направляют и стимулируют развитие наследственных данных личности. При этом, в отличие от объяснительно-иллюстративного обучения, здесь ребенок является полноценным субъектом деятельности. До Л. С. Выготского считалось , что развитие ребенка идет вслед за обучением и воспитанием. Но ученый доказал, что решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, которое направлено на «зону ближайшего развития» личности, т.е. следует ориентироваться на завтрашний день детского развития. Только в этом случае обучение может вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в «зоне ближайшего развития» ребенка. Значение понятия «зона ближайшего развития» состоит в том, что на определенном этапе своего развития ребенок может решать сложные учебные задачи (которые пока не может решить самостоятельно) под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами. Системы развивающего обучения были разработаны Л. С. Выготским. В. В. Давыдовым, Л. В. Занковым, А. Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и др.

В основе технологии развивающего обучения лежат следующие педагогические идеи: положение о ведущей роли обучения в развитии: изменение построения содержания ведет за собой изменение психического облика школьника; обучение действует не прямолинейно, а через внутренние особенности ребенка, через его внутренний мир, в результате чего каждый ребенок, обучаясь в одной и той же форме обучения с другими детьми, достигает своей индивидуальной степени развития; ребенок рассматривается как субъект обучения; повышение теоретического уровня учебного материала стимулирует рост умственных способностей ребенка.   Для реализации идей развивающего обучения Л. В. Занковым   были предложены новые принципы обучения.

В основе технологии развивающего обучения лежат следующие педагогические идеи:

  • положение о ведущей роли обучения в развитии: изменение построения содержания ведет за собой изменение психического облика школьника;
  • обучение действует не прямолинейно, а через внутренние особенности ребенка, через его внутренний мир, в результате чего каждый ребенок, обучаясь в одной и той же форме обучения с другими детьми, достигает своей индивидуальной степени развития;
  • ребенок рассматривается как субъект обучения;
  • повышение теоретического уровня учебного материала стимулирует рост умственных способностей ребенка. Для реализации идей развивающего обучения Л. В. Занковым были предложены новые принципы обучения.
Принцип обучения на высоком уровне трудности Принцип обучения на высоком уровне трудности, согласно которому содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызвать активную познавательную деятельность в овладении учебным материалом. Трудность понимается как препятствие. Проблема заключается в познании взаимозависимости явлений, их внутренних связей, в переосмыслении сведений и создании их сложной структуры в сознании школьника. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет слабо.

Принцип обучения на высоком уровне трудности

Принцип обучения на высоком уровне трудности, согласно которому содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызвать активную познавательную деятельность в овладении учебным материалом. Трудность понимается как препятствие. Проблема заключается в познании взаимозависимости явлений, их внутренних связей, в переосмыслении сведений и создании их сложной структуры в сознании школьника. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет слабо.

принцип изучения программного материала в быстром темпе принцип изучения программного материала в быстром темпе.  Замедление темпа обучения, в связи с многократным и часто однообразным повторением пройденного, делает проблемным обучение на высоком уровне трудности.

принцип изучения программного материала в быстром темпе

принцип изучения программного материала в быстром темпе. Замедление темпа обучения, в связи с многократным и часто однообразным повторением пройденного, делает проблемным обучение на высоком уровне трудности.

Принцип ведущей роли теоретических знаний Принцип ведущей роли теоретических знаний означает, что формирование фактических, прикладных знаний и умений происходит на базе осмысления научных понятий, отношений, зависимостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего развития.

Принцип ведущей роли теоретических знаний

Принцип ведущей роли теоретических знаний означает, что формирование фактических, прикладных знаний и умений происходит на базе осмысления научных понятий, отношений, зависимостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего развития.

Принцип осознания школьниками процесса усвоения знаний   Принцип осознания школьниками процесса усвоения знаний при всей близости не совпадает с общепринятым принципом сознательности. Требуется научить школьника осознавать не только объект деятельности (сведения, знания, умения), но и сам процесс  овладения знаниями, свою деятельность, познавательные способы и операции.

Принцип осознания школьниками процесса усвоения знаний

Принцип осознания школьниками процесса усвоения знаний при всей близости не совпадает с общепринятым принципом сознательности. Требуется научить школьника осознавать не только объект деятельности (сведения, знания, умения), но и сам процесс овладения знаниями, свою деятельность, познавательные способы и операции.

Принцип целенаправленной и систематической работы по  развитию всех учащихся Принцип целенаправленной и систематической работы по  развитию всех учащихся. Для успешного овладения знаниями необходимо обеспечить всем, особенно слабым, сдвиги в общем развитии. Это требует особого внимания к формированию мотивов учения, внутренних, субъективных побудителей: познавательного интереса, интеллектуального роста .

Принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся

Принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся. Для успешного овладения знаниями необходимо обеспечить всем, особенно слабым, сдвиги в общем развитии. Это требует особого внимания к формированию мотивов учения, внутренних, субъективных побудителей: познавательного интереса, интеллектуального роста .

В системе Л. В. Занкова урок имеет гибкую структуру , на уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, создаются проблемные ситуации. Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, сравнения, группировки, классификации, самостоятельные формулировки выводов. Поощряется проявление инициативы школьниками, избирательность в способах работы, самостоятельность детей.

В 60-е гг. ХХ в. лабораторией Л. В. Занкова были разработаны программы и методика начального обучения. Экспериментальная система повлияла на обучение не только в начальной школе. Исследования по развивающему обучению имеются у других дидактов: Н.А. Менчинской, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной. Они показали возможности дидактики средней школы строить процесс обучения как развивающий, используя ряд методов и приемов в организации учебной деятельности.

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова характеризуется тем, что в ней акцент делается на формировании теоретического мышления школьников. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, явления или понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему они приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данного понятия, явления, вещи.

Функция педагога в технологии развивающего обучения заключается в организации деятельности учащихся, направленной на нахождение способа решения задач поискового характера. Начальным этапом поисковой деятельности является постановка перед учащимися учебной задачи, которая возникает из вопроса, обнаруживающего недостаточность ранее усвоенных ребенком знаний или способов деятельности. Затем педагог организует совместный поиск решения задач, направляет, поддерживает диалог (учитель-ученик, ученик-ученик). Далее происходит оценка деятельности учащихся с точки зрения его субъективных возможностей. При этом важно создавать атмосферу заинтересованности, стимулировать учащихся к высказыванию своего мнения без боязни ошибиться и получить отрицательную оценку своей работы. Учебная деятельность ученика характеризуется тем, что он является полноценным субъектом этой деятельности, осуществляющим самостоятельно целеполагание, планирование, реализацию целей и анализ результатов. Ученик-исследователь, который самоткрывает необходимые для усвоения знания. Также учебная деятельность носит рефлексивный характер. Рефлексия осознание и осмысление учащимися собственных действий, приемов, способов учебной деятельности. Рефлексия тесно связана с самоконтролем и самооценкой, поэтому в развивающем обучении им также придается большое значение.

 Результатом обучения являются:  -возникновение и развитие теоретического мышления учащихся;  -развитие восприятия, воображения, мышления, памяти и т.д.  -развитие коммуникативных навыков, а также эмоционально  -волевой сферы школьников;  -формирование способности к самоконтролю и рефлексии.    Достоинства ученик находится в режиме развития, у него формируется теоретическое мышление, ценностно смысловая сфера личности, способность к рефлексии и самоконтролю.    Недостатки не все дети могут обучаться в едином быстром темпе (особенно дети с врожденными замедленными динамическими характеристиками).

Результатом обучения являются: -возникновение и развитие теоретического мышления учащихся; -развитие восприятия, воображения, мышления, памяти и т.д. -развитие коммуникативных навыков, а также эмоционально -волевой сферы школьников; -формирование способности к самоконтролю и рефлексии.

Достоинства

ученик находится в режиме развития, у него формируется теоретическое мышление, ценностно смысловая сфера личности, способность к рефлексии и самоконтролю.

Недостатки

не все дети могут обучаться в едином быстром темпе (особенно дети с врожденными замедленными динамическими характеристиками).

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!