Спрос и предложение.
Основные понятия:
- Спрос
- Закон спроса
- Ценовые и неценовые факторы спроса
- Предложение
- Закон предложения
- Ценовые и неценовые факторы предложения
- Рыночное равновесие
Спрос закон спроса
Индивидуальный спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности.
Рыночный спрос – сложившаяся на рынке в некоторый период времени зависимость объёма товара определённого вида, который потребители готовы приобрести (величины спроса), от цен, по которым эти товары могут быть предложены производителями/продавцами.
Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определённое время и в определённом месте.
Зависимость величины спроса от цены товара.
Цена (Р) , р.
Величина спроса (Q d ), шт.
10
50
15
42
20
32
25
30
25
20
35
15
40
10
Какой вывод можно сделать из таблицы? Чем выше цена – тем ниже спрос. Чем ниже цена –тем выше спрос.
ЗАКОН СПРОСА: повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен — к его увеличению.
Кривая спроса .
Р
D
30
15
D
0 20 42 Q
Кривая спроса показывает , что повышение цены понижает величину спроса. Например, если цена повысится с 15р. за штуку до 30р. , то величина спроса уменьшится с 42 до 20 штук.
Ось цена
Кол-во товара
ЗАКОН СПРОСА: повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен — к его увеличению.
Аргументы достоверности закона спроса:
- ценовой барьер для какой-то части людей;
- эффект дохода , когда снижение цены на товар экономит часть бюджета покупателя;
- эффект замещения взаимозаменяемых товаров;
- Принцип убывания предельной полезности.
Факторы влияющие на спрос.
Ценовой фактор :
Неценовые факторы спроса
- Уровень дохода покупателей .
- Тип товара
Следует выделять низшие и нормальные товары . С ростом доходов спрос на низшие товары сокращается, а на нормальные увеличивается.
- Вкусы и предпочтения потребителя.
Факторы влияющие на спрос.
Неценовые факторы спроса
- Изменение цен на дополняющие или взаимозаменяемые товары.
Дополняющие товары — товары, обеспечивающие работу друг друга (например, автомобиль и бензин, принтер и картридж)
Закономерность: изменение цены одного дополняющего товара ведёт к изменению спроса на все товары группы (цена повышается — снижается спрос на товары группы; цена снижается — растёт спрос на товары группы)
Замещающие товары — товары-аналоги, удовлетворяющие те же потребности и конкурирующие за спрос (например, зефир, пастила, мармелад, конфеты)
Закономерность : изменение цен одних замещающих товаров ведёт к изменению спроса на другие товары-заместители (например, стал дороже зефир — повысился спрос на пастилу или мармелад)
- Ожидание изменения доходов и цен . ( Потребители могут отложить приобретение дорогостоящего товара, надеясь на снижение На него цены в будущем, или, наоборот, в условиях инфляции ажиотажно приобретать товары )
- Изменение числа покупателей .
- Мода, сезонность ( Проявляется, например, в спросе на одежду и обувь, туристические услуги)
- РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ (Например, запрет потребления отдельных продуктов, требования к конструкции одежды)
Изменение спроса
Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться .
Графически изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса (D), то есть её перемещением на плоскости (рис. 2) из позиции кривой D к D1. Если происходит движение вправо, дальше от осей координат, то речь идёт об увеличении спроса.
Это легко проверить, выбрав точку на обеих кривых с одинаковой ценой и сравнив количество товаров/услуг, на которые есть спрос по такой цене .
Изменение спроса
Если происходит движение влево, ближе к осям координат, то речь идёт об уменьшении спроса, из позиции кривой D к D2 (рис. 3).
Линии спроса могут быть представлены и в виде прямых, никаких принципиальных отличий в данном случае это не имеет. (рис. 4):
Индивидуальное предложение – количество товаров, которое производители готовы поставить на рынок в зависимости от их цены.
Рыночное предложение – Предложение — сложившаяся на рынке в некоторый период времени зависимость объёма товара определённого вида, который производители/продавцы готовы предложить (величины предложения), от цен, по которым этот товар может быть продан.
Величина предложения – количество товаров, которое продавцы способны и готовы продать по определённой цене в заданном месте и в заданное время.
Предложение, закон предложения
Закон предложения гласит :
чем выше цена, тем выше величина предложения и наоборот.
Величина предложения определяется величиной цены. Если мы проведем опрос группы продавцов однородной продукции, мы сможем составить зависимость величины предложения от уровня цены. Такую зависимость называют
графиком (кривой) предложения .
Зависимость величины предложения от цены.
Цена ( Р ), р.
Количество
10
произведённого продукта
2
15
9
20
(Q s ), шт.
18
25
25
30
31
35
37
40
40
Кривая предложения показывает, что рост цены сопровождается ростом величины предложения. Например, при повышении цены с 20р. за штуку до 40р. , то величина предложения увеличится с 18 до 40 штук.
Кривая предложения .
- Изменение предложения отражается изменением положения кривой предложения (S), то есть её перемещением на плоскости (рис. 7) из позиции кривой S к S1. Если происходит движение вправо, дальше от осей координат, то речь идёт об увеличении предложения.
Если происходит движение влево, ближе к осям координат, то речь идёт об уменьшении предложения , из позиции кривой S к S2 (рис. 8).
Факторы, влияющие на предложение .
- Цены на ресурсы (рост предложения при сокращении затрат на сырье) .
- Изменение в технологии производства (если заменить ручной труд машинами, то увеличится производительность труда, увеличится предложение).
- Налоги и дотации (если увеличить налоги, то производство сократится, а выплата дотаций вызовет рост производства) .
- Цены на другие товары (рост цен на одни товары влечет изменение предложения других товаров) .
- Ожидание изменения цен.
- Рост числа производителей (увеличение количества фирм, производимых однородный товар вызовет рост предложений) .
Рыночное равновесие
- Спрос и предложение взаимодействуют. В результате этого взаимодействия устанавливается равновесная цена.
Равновесная цена – цена, при которой количество товара, предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара, которое готовы купить покупатели.
На графике равновесная цена соответствует точке равновесия, получаемая в результате пересечения кривых спроса и предложения.
- Поскольку продавцы и покупатели хотят продать
или купить различное количество
товара (услуги) в зависимости от его цены,
для рыночного равновесия необходимо,
чтобы установилась такая цена, при которой
величины спроса и предложения совпадут.
Другими словами, цена уравнивает величины спроса и предложения .
- Если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него, то на рынке возникает избыток этого товара.
- Если величина спроса на товар больше величины его предложения, то товар будет дефицитным.
Уравновешивающая функция цены – способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при которой решения о продаже и купли синхронизируются.
Графически пересечение кривых спроса и предложения происходит в некой точке А, называемой точкой равновесия . Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя. Товар/услуга реализовывается по равновесной цене ( цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу).
Равновесие на рынке.
Р
Р 0 = 15
Q 0 = 4
избыток
20
дефицит
5
Q
2
8
5
Образование избытка и дефицита товара
P
S
Избыток
P 1
E
P E
P 2
Дефицит
D
Q
Q D1
Q S2
Q E
Q D2
Q S1
27