СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Совершенная конкуренция и монополия" Часть 1. Экономика 10 класс (профильный уровень)

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  к уроку экономики в 10 классе профильного уровня содержит материал 1 части темы "Совершенная конкуренция и монополия". содержит вариант выполнения задания на подготовку к ЕГЭ по общестовознанию.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Совершенная конкуренция и монополия" Часть 1. Экономика 10 класс (профильный уровень)»

Раздел 2. Микроэкономика 2.4. Конкуренция. Рыночные структуры. Рынки факторов производства Урок 1-2 Совершенная конкуренция и монополия Часть 1  Экономика (профиль) 10 класс Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1  г.Вилючинск

Раздел 2. Микроэкономика

2.4. Конкуренция. Рыночные структуры. Рынки факторов производства

Урок 1-2

Совершенная конкуренция и монополия

Часть 1

Экономика (профиль)

10 класс

Гудзишевская Н.В.

МБОУ СШ № 1

г.Вилючинск

План: Сущность экономической конкуренции Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма в краткосрочном периоде. Прибыль и поведение фирмы в долгосрочном периоде.

План:

  • Сущность экономической конкуренции
  • Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции.
  • Конкурентная фирма в краткосрочном периоде.
  • Прибыль и поведение фирмы в долгосрочном периоде.
1. Сущность экономической конкуренции.   Конкуренция  – это борьба участников рынка за наиболее благопри-ятные условия функцио-нирования.

1. Сущность экономической конкуренции.

Конкуренция – это борьба участников рынка за наиболее благопри-ятные условия функцио-нирования.

цель роль Конкуренция Получение наибольшей прибыли Основа рыночного механизма Возникает там, где количество благ ограничено

цель

роль

Конкуренция

Получение наибольшей прибыли

Основа рыночного механизма

Возникает там, где количество благ ограничено

 В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

  Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. (Закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»)

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

(Закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»)

Экономические аспекты конкуренции:   степень состязательности на рынке;  саморегулирующий элемент рыночного механизма;  критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Экономические аспекты конкуренции:

  • степень состязательности на рынке;
  • саморегулирующий элемент рыночного механизма;
  • критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Конкуренция По состоянию рынка По способам соперничества Свободная (совершенная) Ценовая Среди монополий (несовершенная) Неценовая Регулируемая

Конкуренция

По состоянию рынка

По способам соперничества

Свободная (совершенная)

Ценовая

Среди монополий

(несовершенная)

Неценовая

Регулируемая

2. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции.  Совершенная конкуренция - состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.

2. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция - состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.

Признаки идеального рынка (совершенная конкуренция):  отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;  отсутствие ограничений на количество участников рынка;  однородность одноименных представленных продуктов на рынке;  свободные цены;  отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим  Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

Признаки идеального рынка (совершенная конкуренция):

  • отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
  • отсутствие ограничений на количество участников рынка;
  • однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
  • свободные цены;
  • отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

 Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые полностью бы им удовлетворяли.  Тем не менее, модель совершенной конкуренции:  позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью  проясняет условия максимизации прибыли  является стандартом для оценки эффективности реальной экономики.

Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые полностью бы им удовлетворяли.

Тем не менее, модель совершенной конкуренции:

  • позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью
  • проясняет условия максимизации прибыли
  • является стандартом для оценки эффективности реальной экономики.
3. Конкурентная фирма в краткосрочном периоде.  Спрос на продукцию совершенного конкурента.   В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения для каждой отдельной фирмы.  В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия или меньше этой цены.  Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене,определяемой рыночным спросом и предложением.

3. Конкурентная фирма в краткосрочном периоде.

Спрос на продукцию совершенного конкурента.

  • В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения для каждой отдельной фирмы.
  • В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия или меньше этой цены.
  • Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене,определяемой рыночным спросом и предложением.
 Определение оптимального объема выпуска.  При совершенной конкуренции текущая цена устанавливается рынком, и отдельная фирма не может воздействовать на нее, поскольку является ценополучателем . В этих условиях единственный способ увеличения прибыли состоит в регулировании объема выпуска. Оптимальный объем выпуска Максимизация прибыли Минимизация издержек

Определение оптимального объема выпуска.

При совершенной конкуренции текущая цена устанавливается рынком, и отдельная фирма не может воздействовать на нее, поскольку является ценополучателем . В этих условиях единственный способ увеличения прибыли состоит в регулировании объема выпуска.

Оптимальный объем выпуска

Максимизация прибыли

Минимизация издержек

4. Прибыль и поведение фирмы в долгосрочном периоде.  Краткосрочный период предполагает существование неизменного числа фирм в отрасли; наличие  у предприятий определенного объема постоянных ресурсов.  В долгосрочном периоде:  все ресурсы являются переменными - возможность для действующей на рынке фирмы изменения размеров производства, внедрения новой технологии, модификации продукции  изменение числа предприятий в отрасли (если получаемая фирмой прибыль ниже нормальной и преобладают отрицательные прогнозы на будущее, возможно закрытие предприятия и его уход с рынка, и наоборот, если прибыль в отрасли достаточно высокая, возможен приток новых компаний).

4. Прибыль и поведение фирмы в долгосрочном периоде.

Краткосрочный период предполагает существование неизменного числа фирм в отрасли; наличие  у предприятий определенного объема постоянных ресурсов.

В долгосрочном периоде:

  • все ресурсы являются переменными - возможность для действующей на рынке фирмы изменения размеров производства, внедрения новой технологии, модификации продукции
  • изменение числа предприятий в отрасли (если получаемая фирмой прибыль ниже нормальной и преобладают отрицательные прогнозы на будущее, возможно закрытие предприятия и его уход с рынка, и наоборот, если прибыль в отрасли достаточно высокая, возможен приток новых компаний).
 Основные условия долгосрочного равновесия   Действующие фирмы наилучшим образом используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы - каждая фирма отрасли в краткосрочном периоде максимизирует свою прибыль, производя оптимальный объем продукции.  Не существует побудительных мотивов вхождения в отрасль для других фирм. Рыночные силы спроса и предложения настолько сильны, что фирмы неспособны извлекать больше чем это необходимо, чтобы удержать их в отрасли.

Основные условия долгосрочного равновесия

  • Действующие фирмы наилучшим образом используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы - каждая фирма отрасли в краткосрочном периоде максимизирует свою прибыль, производя оптимальный объем продукции.
  • Не существует побудительных мотивов вхождения в отрасль для других фирм. Рыночные силы спроса и предложения настолько сильны, что фирмы неспособны извлекать больше чем это необходимо, чтобы удержать их в отрасли.
 Фирмы отрасли не могут в долгосрочном периоде снижать совокупные средние издержки и получать прибыль за счет расширения масштабов производства - для получения нормальной прибыли типичная фирма должна производить объем продукции, соответствующий минимуму средних долгосрочных совокупных издержек.  В условиях долгосрочного равновесия потребители платят минимально экономически возможную цену, т.е. цену, требующуюся для покрытия всех производственных издержек.
  • Фирмы отрасли не могут в долгосрочном периоде снижать совокупные средние издержки и получать прибыль за счет расширения масштабов производства - для получения нормальной прибыли типичная фирма должна производить объем продукции, соответствующий минимуму средних долгосрочных совокупных издержек.
  • В условиях долгосрочного равновесия потребители платят минимально экономически возможную цену, т.е. цену, требующуюся для покрытия всех производственных издержек.
 Рыночное предложение в долгосрочном периоде В реальной экономике различают три типа отраслей      С возрастающими С постоянными С убывающими издержками издержками издержками  внешняя экономия отсутствует  кривые издержек отдельных фирм не зависят от объема выпуска отрасли  отрицательная внешняя экономия  положительная внешняя экономия она перекрывает внутреннюю неэкономичность, обусловленную убывающей отдачей от масштаба

Рыночное предложение в долгосрочном периоде

В реальной экономике различают три типа отраслей

С возрастающими

С постоянными

С убывающими

издержками

издержками

издержками

  • внешняя экономия отсутствует
  • кривые издержек отдельных фирм не зависят от объема выпуска отрасли
  • отрицательная внешняя экономия
  • положительная внешняя экономия
  • она перекрывает внутреннюю неэкономичность, обусловленную убывающей отдачей от масштаба
 Большинство экономистов сходятся в том, что при отсутствии технического прогресса наиболее типичными являются отрасли с возрастающими издержками. Отрасли с убывающими издержками встречаются реже всего. По мере роста и созревания отрасли с убывающими и постоянными издержками скорее всего превратятся в отрасли с возрастающими издержками.  Напротив, технический прогресс может нейтрализовать рост цен на ресурсы  и даже привести к их падению, следствием чего будет возникновение понижающейся кривой долгосрочного предложения. Примером отрасли, в которой в результате НТП снижаются издержки, является производство телефонных услуг.

Большинство экономистов сходятся в том, что при отсутствии технического прогресса наиболее типичными являются отрасли с возрастающими издержками. Отрасли с убывающими издержками встречаются реже всего. По мере роста и созревания отрасли с убывающими и постоянными издержками скорее всего превратятся в отрасли с возрастающими издержками.

Напротив, технический прогресс может нейтрализовать рост цен на ресурсы  и даже привести к их падению, следствием чего будет возникновение понижающейся кривой долгосрочного предложения. Примером отрасли, в которой в результате НТП снижаются издержки, является производство телефонных услуг.

Д\задание:       Глава 8, стр. 75-78 (Автономов) § 7.1, 7.2. 1 кн. (Иванов С.И.) Составить развернутый план ответа на вопрос «Деятельность фирмы в условиях конкуренции»

Д\задание:

Глава 8, стр. 75-78 (Автономов)

§ 7.1, 7.2. 1 кн. (Иванов С.И.)

Составить развернутый план ответа на вопрос «Деятельность фирмы в условиях конкуренции»

«Деятельность фирмы в условиях конкуренции». 1. Понятие фирмы 2. Классификация фирм по размеру : а ) мелкие б)средние в)крупные г)крупнейшие (монополии) 3. Признаки фирмы: а)создание и реализация продуктов и услуг б)фирма – производственный кооператив в) получение прибыли 4.Понятие конкуренции. а )ценовая б )неценовая

«Деятельность фирмы в условиях конкуренции».

1. Понятие фирмы

2. Классификация фирм по размеру :

а ) мелкие

б)средние

в)крупные

г)крупнейшие (монополии)

3. Признаки фирмы:

а)создание и реализация продуктов и услуг

б)фирма – производственный кооператив

в) получение прибыли

4.Понятие конкуренции.

а )ценовая

б )неценовая

5.Действия фирмы в условиях конкуренции: а) изучение потребительского спроса б) поиск путей снижения себестоимости товара (услуги) в) проведение акций 6.Виды монополистической структуры. а) совершенная. б) монополия. в) олигархия. г) монополистическая- чистая монополия. 7. Монопсония. 8. Конкуренция в России сегодня.

5.Действия фирмы в условиях конкуренции:

а) изучение потребительского спроса

б) поиск путей снижения себестоимости товара (услуги)

в) проведение акций

6.Виды монополистической структуры.

а) совершенная.

б) монополия.

в) олигархия.

г) монополистическая- чистая монополия.

7. Монопсония.

8. Конкуренция в России сегодня.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!