Раздел 2. Микроэкономика
2.4. Конкуренция. Рыночные структуры. Рынки факторов производства
Урок 1-2
Совершенная конкуренция и монополия
Часть 1
Экономика (профиль)
10 класс
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ № 1
г.Вилючинск
План:
- Сущность экономической конкуренции
- Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции.
- Конкурентная фирма в краткосрочном периоде.
- Прибыль и поведение фирмы в долгосрочном периоде.
1. Сущность экономической конкуренции.
Конкуренция – это борьба участников рынка за наиболее благопри-ятные условия функцио-нирования.
цель
роль
Конкуренция
Получение наибольшей прибыли
Основа рыночного механизма
Возникает там, где количество благ ограничено
В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
(Закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»)
Экономические аспекты конкуренции:
- степень состязательности на рынке;
- саморегулирующий элемент рыночного механизма;
- критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Конкуренция
По состоянию рынка
По способам соперничества
Свободная (совершенная)
Ценовая
Среди монополий
(несовершенная)
Неценовая
Регулируемая
2. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция - состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.
Признаки идеального рынка (совершенная конкуренция):
- отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
- отсутствие ограничений на количество участников рынка;
- однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
- свободные цены;
- отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим
Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.
Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые полностью бы им удовлетворяли.
Тем не менее, модель совершенной конкуренции:
- позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью
- проясняет условия максимизации прибыли
- является стандартом для оценки эффективности реальной экономики.
3. Конкурентная фирма в краткосрочном периоде.
Спрос на продукцию совершенного конкурента.
- В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения для каждой отдельной фирмы.
- В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия или меньше этой цены.
- Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене,определяемой рыночным спросом и предложением.
Определение оптимального объема выпуска.
При совершенной конкуренции текущая цена устанавливается рынком, и отдельная фирма не может воздействовать на нее, поскольку является ценополучателем . В этих условиях единственный способ увеличения прибыли состоит в регулировании объема выпуска.
Оптимальный объем выпуска
Максимизация прибыли
Минимизация издержек
4. Прибыль и поведение фирмы в долгосрочном периоде.
Краткосрочный период предполагает существование неизменного числа фирм в отрасли; наличие у предприятий определенного объема постоянных ресурсов.
В долгосрочном периоде:
- все ресурсы являются переменными - возможность для действующей на рынке фирмы изменения размеров производства, внедрения новой технологии, модификации продукции
- изменение числа предприятий в отрасли (если получаемая фирмой прибыль ниже нормальной и преобладают отрицательные прогнозы на будущее, возможно закрытие предприятия и его уход с рынка, и наоборот, если прибыль в отрасли достаточно высокая, возможен приток новых компаний).
Основные условия долгосрочного равновесия
- Действующие фирмы наилучшим образом используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы - каждая фирма отрасли в краткосрочном периоде максимизирует свою прибыль, производя оптимальный объем продукции.
- Не существует побудительных мотивов вхождения в отрасль для других фирм. Рыночные силы спроса и предложения настолько сильны, что фирмы неспособны извлекать больше чем это необходимо, чтобы удержать их в отрасли.
- Фирмы отрасли не могут в долгосрочном периоде снижать совокупные средние издержки и получать прибыль за счет расширения масштабов производства - для получения нормальной прибыли типичная фирма должна производить объем продукции, соответствующий минимуму средних долгосрочных совокупных издержек.
- В условиях долгосрочного равновесия потребители платят минимально экономически возможную цену, т.е. цену, требующуюся для покрытия всех производственных издержек.
Рыночное предложение в долгосрочном периоде
В реальной экономике различают три типа отраслей
С возрастающими
С постоянными
С убывающими
издержками
издержками
издержками
- внешняя экономия отсутствует
- кривые издержек отдельных фирм не зависят от объема выпуска отрасли
- отрицательная внешняя экономия
- положительная внешняя экономия
- она перекрывает внутреннюю неэкономичность, обусловленную убывающей отдачей от масштаба
Большинство экономистов сходятся в том, что при отсутствии технического прогресса наиболее типичными являются отрасли с возрастающими издержками. Отрасли с убывающими издержками встречаются реже всего. По мере роста и созревания отрасли с убывающими и постоянными издержками скорее всего превратятся в отрасли с возрастающими издержками.
Напротив, технический прогресс может нейтрализовать рост цен на ресурсы и даже привести к их падению, следствием чего будет возникновение понижающейся кривой долгосрочного предложения. Примером отрасли, в которой в результате НТП снижаются издержки, является производство телефонных услуг.
Д\задание:
Глава 8, стр. 75-78 (Автономов)
§ 7.1, 7.2. 1 кн. (Иванов С.И.)
Составить развернутый план ответа на вопрос «Деятельность фирмы в условиях конкуренции»
«Деятельность фирмы в условиях конкуренции».
1. Понятие фирмы
2. Классификация фирм по размеру :
а ) мелкие
б)средние
в)крупные
г)крупнейшие (монополии)
3. Признаки фирмы:
а)создание и реализация продуктов и услуг
б)фирма – производственный кооператив
в) получение прибыли
4.Понятие конкуренции.
а )ценовая
б )неценовая
5.Действия фирмы в условиях конкуренции:
а) изучение потребительского спроса
б) поиск путей снижения себестоимости товара (услуги)
в) проведение акций
6.Виды монополистической структуры.
а) совершенная.
б) монополия.
в) олигархия.
г) монополистическая- чистая монополия.
7. Монопсония.
8. Конкуренция в России сегодня.