СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Соотношение мышления и речи как центральная проблема психолингвистики"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Соотношение мышления и речи как центральная проблема психолингвистики"»

Соотношение мышления и речи как центральная проблема психолингвистики

Соотношение мышления и речи как центральная проблема психолингвистики

План:  Соотношение понятий: «язык», «речь», «речевая деятельность» , «мышление» Подходы к изучению детской речи Взаимосвязь мышления и речи Психолингвистическая теория формирования речи и мышления Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления

План:

  • Соотношение понятий: «язык», «речь», «речевая деятельность» , «мышление»
  • Подходы к изучению детской речи
  • Взаимосвязь мышления и речи
  • Психолингвистическая теория формирования речи и мышления
  • Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления
Разделение понятий «язык» – «речь» произошло в в начале ХХ века в трудах швейцарца Фердинанда де Соссюра. После Соссюра язык стали понимать как код, систему объективно существующих, социально закреплённых знаков, соотносящих смысл и звучание, а также правила употребления этих знаков и соотношение между собой

Разделение понятий «язык» – «речь» произошло в в начале ХХ века в трудах швейцарца Фердинанда де Соссюра. После Соссюра язык стали понимать как код, систему объективно существующих, социально закреплённых знаков, соотносящих смысл и звучание, а также правила употребления этих знаков и соотношение между собой

Речь понималась как конкретное говорение, протекающее в пространстве и времени, облечённое в звуковую или письменную форму; а также его результаты – речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом (высказывания, тексты).

Речь понималась как конкретное говорение, протекающее в пространстве и времени, облечённое в звуковую или письменную форму; а также его результаты – речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом (высказывания, тексты).

В 1931 г. русский учёный Л.В. Щерба ввёл термин «речевая деятельность», понимая под ним говорение, слушание, чтение, письмо и отделяя от него языковой материал – совокупность сказанного и написанного.

В 1931 г. русский учёный Л.В. Щерба ввёл термин «речевая деятельность», понимая под ним говорение, слушание, чтение, письмо и отделяя от него языковой материал – совокупность сказанного и написанного.

«Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений.

«Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений.

Подходы к изучению детской речи  Лингвистический подход: В лингвистике детской речи определяются предмет, задачи исследования и основные принципы. По признанию исследователей детской речи, эта наука находится в стадии становления: накапливается материал и первоначальные обобщения.

Подходы к изучению детской речи Лингвистический подход:

В лингвистике детской речи определяются предмет, задачи исследования и основные принципы. По признанию исследователей детской речи, эта наука находится в стадии становления: накапливается материал и первоначальные обобщения.

Подходы к изучению детской речи  Лингвистический подход: проблемой является разработка общетеоретических концепций, т. е. теорий, которые объясняли бы, как на самом деле формируется речь ребенка, как овладение речью выступает в качестве базы для развития у ребенка всей совокупности познавательных процессов

Подходы к изучению детской речи Лингвистический подход:

проблемой является разработка общетеоретических концепций, т. е. теорий, которые объясняли бы, как на самом деле формируется речь ребенка, как овладение речью выступает в качестве базы для развития у ребенка всей совокупности познавательных процессов

Подходы к изучению детской речи  Психолингвистический подход: В исследованиях детская речь рассматривается как особый этап формирования языковой способности, как относительно самостоятельная деятельность, со своеобразными целями, мотивами, со сложным иерархическим строением.

Подходы к изучению детской речи Психолингвистический подход:

В исследованиях детская речь рассматривается как особый этап формирования языковой способности, как относительно самостоятельная деятельность, со своеобразными целями, мотивами, со сложным иерархическим строением.

Подходы к изучению детской речи  Психолингвистический подход: Изучая детскую речь, психолингвистика отмечает, что ребёнка практически никто специально не обучает правилам использования языка, но он в состоянии освоить этот сложнейший механизм понимания действительности за достаточно короткий срок

Подходы к изучению детской речи Психолингвистический подход:

Изучая детскую речь, психолингвистика отмечает, что ребёнка практически никто специально не обучает правилам использования языка, но он в состоянии освоить этот сложнейший механизм понимания действительности за достаточно короткий срок

Взаимосвязь мышления и речи   Значительный вклад в решение проблемы соотношения мышления и речи внес Л.С. Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом.

Взаимосвязь мышления и речи

Значительный вклад в решение проблемы соотношения мышления и речи внес Л.С. Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом.

Взаимосвязь мышления и речи «Л.С.Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, т.е. в том, который Ж.Пиаже обозначил как начало следующей за сенсомоторным интеллектом стадии дооперационного мышления, в отношениях между мышлением и речью выступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление – речевым».

Взаимосвязь мышления и речи

«Л.С.Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, т.е. в том, который Ж.Пиаже обозначил как начало следующей за сенсомоторным интеллектом стадии дооперационного мышления, в отношениях между мышлением и речью выступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление – речевым».

Взаимосвязь мышления и речи А.Н.Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие.

Взаимосвязь мышления и речи

А.Н.Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие.

Психолингвистическая теория формирования речи и мышления Л. С. Выготский составил схему внутренней психологической организации процесса порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности, включающей этапы: 1) мотивация, намерение; 2) мысль – речевая интенция; 3) опосредование мысли во внутреннем слове; 4) опосредование мысли в значениях внешних слов – реализация внутренней программы; 5) опосредование мысли в словах – акустико-артикуляционная реализация речи.

Психолингвистическая теория формирования речи и мышления

Л. С. Выготский составил схему внутренней психологической организации процесса порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности, включающей этапы:

1) мотивация, намерение;

2) мысль – речевая интенция;

3) опосредование мысли во внутреннем слове;

4) опосредование мысли в значениях внешних слов – реализация внутренней программы;

5) опосредование мысли в словах – акустико-артикуляционная реализация речи.

Психолингвистическая теория формирования речи и мышления А. Р. Лурия считал, что в процессах порождения и восприятия речи «мысль использует коды языка», а слово представляет собой сложную систему кодирования, реализующую функции обозначения, анализа и обобщения.

Психолингвистическая теория формирования речи и мышления

А. Р. Лурия считал, что в процессах порождения и восприятия речи «мысль использует коды языка», а слово представляет собой сложную систему кодирования, реализующую функции обозначения, анализа и обобщения.

Психолингвистическая теория формирования речи и мышления Одно из важнейших положений концепции А. Р. Лурии — это различение категорий «коммуникации событий», т. е. сообщения о внешнем факте, доступном наглядно-образному представлению (например, Дом горит, Мальчик ударил собаку) и «коммуникации отношений» — сообщения о логических отношениях между предметами (Собака — животное).

Психолингвистическая теория формирования речи и мышления

Одно из важнейших положений концепции А. Р. Лурии — это различение категорий «коммуникации событий», т. е. сообщения о внешнем факте, доступном наглядно-образному представлению (например, Дом горит, Мальчик ударил собаку) и «коммуникации отношений» — сообщения о логических отношениях между предметами (Собака — животное).

Психолингвистическая теория формирования речи и мышления Значение слова, являясь, само по себе обобщением, представляет собой не только единицу слова, но и единицу мышления, и в процессе развития высших психических функций у человека возникает качественно новое, сложное единство – речевое мышление.

Психолингвистическая теория формирования речи и мышления

Значение слова, являясь, само по себе обобщением, представляет собой не только единицу слова, но и единицу мышления, и в процессе развития высших психических функций у человека возникает качественно новое, сложное единство – речевое мышление.

Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Существуют биологические и социальные факторы, каждый из которых несёт большое значение на развитие речи и мышления.

Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления

На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Существуют биологические и социальные факторы, каждый из которых несёт большое значение на развитие речи и мышления.

Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления К биологическим факторам относятся темперамент, задатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка.

Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления

К биологическим факторам относятся темперамент, задатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка.

Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления  К социальным факторам относится все то, что характеризует общество, в котором живет ребенок, — тип идеологии, культурные традиции, религия, уровень развития науки и искусства, которые определяют принятую в данном обществе систему обучения и воспитания

Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления

К социальным факторам относится все то, что характеризует общество, в котором живет ребенок, — тип идеологии, культурные традиции,

религия, уровень развития науки и искусства, которые определяют принятую в данном обществе систему обучения и воспитания

Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления  Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития, но у этого единства есть две особенности: во-первых, оно изменяется в процессе развития; во-вторых, каждый из этих факторов имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций.

Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления

Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития, но у этого единства есть две особенности: во-первых, оно изменяется в процессе развития; во-вторых, каждый из этих факторов имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций.

Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления В развитии более простых психических функций велика роль биологических, наследственных факторов, в развитии более сложных психических функций — социокультурных.

Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления

В развитии более простых психических функций велика роль биологических, наследственных факторов, в развитии более сложных психических функций — социокультурных.

Связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами, но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально-логическим путем .

Связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами, но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение.

Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально-логическим путем .

Литература 1.  Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник / В.П. Белянин. - М.: Флинта: МПСИ, 2003. - 232 с. С. 89-99. Глухов В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. Глухов, В. Ковшиков. - М.: АСТ , 2007. –с 2.  Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. /В. П. Глухов— М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 3.  Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога: учеб. пособие. / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. – 186 с. 4.  Корнев А.Н Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. –СПб: Речь, 2006. 5.  Леонтьев , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А. Н. Леоньтев. – М.: Просвещение, 1977. – 298 с. 6.  Львов М.Р. Основы теории речи : учеб. пособие / М. Р. Львов – М. 2000. – 247 с. 7.  Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи / Р.И. Лалаева. –М.: Детство-Пресс, 2004.

Литература

1. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник / В.П. Белянин. - М.: Флинта: МПСИ, 2003. - 232 с. С. 89-99. Глухов В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. Глухов, В. Ковшиков. - М.: АСТ , 2007. –с

2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. /В. П. Глухов— М.: ACT: Астрель, 2005. — 351

3. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога: учеб. пособие. / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. – 186 с.

4. Корнев А.Н Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. –СПб: Речь, 2006.

5. Леонтьев , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А. Н. Леоньтев. – М.: Просвещение, 1977. – 298 с.

6. Львов М.Р. Основы теории речи : учеб. пособие / М. Р. Львов – М. 2000. – 247 с.

7. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи / Р.И. Лалаева. –М.: Детство-Пресс, 2004.

Спасибо за вниман ие!

Спасибо за вниман ие!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!