Соотношение мышления и речи как центральная проблема психолингвистики
План:
- Соотношение понятий: «язык», «речь», «речевая деятельность» , «мышление»
- Подходы к изучению детской речи
- Взаимосвязь мышления и речи
- Психолингвистическая теория формирования речи и мышления
- Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления
Разделение понятий «язык» – «речь» произошло в в начале ХХ века в трудах швейцарца Фердинанда де Соссюра. После Соссюра язык стали понимать как код, систему объективно существующих, социально закреплённых знаков, соотносящих смысл и звучание, а также правила употребления этих знаков и соотношение между собой
Речь понималась как конкретное говорение, протекающее в пространстве и времени, облечённое в звуковую или письменную форму; а также его результаты – речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом (высказывания, тексты).
В 1931 г. русский учёный Л.В. Щерба ввёл термин «речевая деятельность», понимая под ним говорение, слушание, чтение, письмо и отделяя от него языковой материал – совокупность сказанного и написанного.
«Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений.
Подходы к изучению детской речи Лингвистический подход:
В лингвистике детской речи определяются предмет, задачи исследования и основные принципы. По признанию исследователей детской речи, эта наука находится в стадии становления: накапливается материал и первоначальные обобщения.
Подходы к изучению детской речи Лингвистический подход:
проблемой является разработка общетеоретических концепций, т. е. теорий, которые объясняли бы, как на самом деле формируется речь ребенка, как овладение речью выступает в качестве базы для развития у ребенка всей совокупности познавательных процессов
Подходы к изучению детской речи Психолингвистический подход:
В исследованиях детская речь рассматривается как особый этап формирования языковой способности, как относительно самостоятельная деятельность, со своеобразными целями, мотивами, со сложным иерархическим строением.
Подходы к изучению детской речи Психолингвистический подход:
Изучая детскую речь, психолингвистика отмечает, что ребёнка практически никто специально не обучает правилам использования языка, но он в состоянии освоить этот сложнейший механизм понимания действительности за достаточно короткий срок
Взаимосвязь мышления и речи
Значительный вклад в решение проблемы соотношения мышления и речи внес Л.С. Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом.
Взаимосвязь мышления и речи
«Л.С.Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, т.е. в том, который Ж.Пиаже обозначил как начало следующей за сенсомоторным интеллектом стадии дооперационного мышления, в отношениях между мышлением и речью выступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление – речевым».
Взаимосвязь мышления и речи
А.Н.Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие.
Психолингвистическая теория формирования речи и мышления
Л. С. Выготский составил схему внутренней психологической организации процесса порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности, включающей этапы:
1) мотивация, намерение;
2) мысль – речевая интенция;
3) опосредование мысли во внутреннем слове;
4) опосредование мысли в значениях внешних слов – реализация внутренней программы;
5) опосредование мысли в словах – акустико-артикуляционная реализация речи.
Психолингвистическая теория формирования речи и мышления
А. Р. Лурия считал, что в процессах порождения и восприятия речи «мысль использует коды языка», а слово представляет собой сложную систему кодирования, реализующую функции обозначения, анализа и обобщения.
Психолингвистическая теория формирования речи и мышления
Одно из важнейших положений концепции А. Р. Лурии — это различение категорий «коммуникации событий», т. е. сообщения о внешнем факте, доступном наглядно-образному представлению (например, Дом горит, Мальчик ударил собаку) и «коммуникации отношений» — сообщения о логических отношениях между предметами (Собака — животное).
Психолингвистическая теория формирования речи и мышления
Значение слова, являясь, само по себе обобщением, представляет собой не только единицу слова, но и единицу мышления, и в процессе развития высших психических функций у человека возникает качественно новое, сложное единство – речевое мышление.
Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления
На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Существуют биологические и социальные факторы, каждый из которых несёт большое значение на развитие речи и мышления.
Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления
К биологическим факторам относятся темперамент, задатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка.
Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления
К социальным факторам относится все то, что характеризует общество, в котором живет ребенок, — тип идеологии, культурные традиции,
религия, уровень развития науки и искусства, которые определяют принятую в данном обществе систему обучения и воспитания
Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления
Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития, но у этого единства есть две особенности: во-первых, оно изменяется в процессе развития; во-вторых, каждый из этих факторов имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций.
Биологические и социальные факторы в развитии речи и мышления
В развитии более простых психических функций велика роль биологических, наследственных факторов, в развитии более сложных психических функций — социокультурных.
Связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами, но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение.
Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально-логическим путем .
Литература
1. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник / В.П. Белянин. - М.: Флинта: МПСИ, 2003. - 232 с. С. 89-99. Глухов В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. Глухов, В. Ковшиков. - М.: АСТ , 2007. –с
2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. /В. П. Глухов— М.: ACT: Астрель, 2005. — 351
3. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога: учеб. пособие. / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. – 186 с.
4. Корнев А.Н Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. –СПб: Речь, 2006.
5. Леонтьев , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А. Н. Леоньтев. – М.: Просвещение, 1977. – 298 с.
6. Львов М.Р. Основы теории речи : учеб. пособие / М. Р. Львов – М. 2000. – 247 с.
7. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи / Р.И. Лалаева. –М.: Детство-Пресс, 2004.
Спасибо за вниман ие!