СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Собор Святой Софии в Киеве"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРезентация на тему "Собор Святой Софии в Киеве" может быть использованпа на уроках МХК. 

А также на занятиях внеурочной деятельностью (духовно-нравственное направление).

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Собор Святой Софии в Киеве"»

Собор Святой Софии  в Киеве

Собор Святой Софии в Киеве

      Предисловие   Софийский собор – главный храм Киевской Руси.

Предисловие

Софийский собор – главный храм Киевской Руси.

   Предисловие    В истории известны три знаменитых Собора с именем «СОФИЯ».  Самая древняя София - Константинопольская в столице Византии, а сейчас в Стамбуле в Турции.  А также Софийский Собор в Древнем Новгороде и София Киевская.

Предисловие

В истории известны три знаменитых Собора с именем «СОФИЯ».

Самая древняя София - Константинопольская в столице Византии, а сейчас в Стамбуле в Турции.

А также Софийский Собор в Древнем Новгороде и София Киевская.

   Предисловие   Софийский Собор в Древнем Новгороде и София Киевская.

Предисловие

Софийский Собор в Древнем Новгороде и София Киевская.

   Предисловие    Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. В ряду всемирно известных храмов он занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам.  Путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII век – в не самые лучшие для нее времена, – сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять».

Предисловие

Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. В ряду всемирно известных храмов он занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам.

Путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII век – в не самые лучшие для нее времена, – сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять».

   История    Нет общепринятой датировки строительства церкви.  Согласно летописям, в 1036 году Ярослав Мудрый находился в Новгороде Великом, когда к нему дошла весть о том, что печенеги «без числа» подступают к Киеву.

История

Нет общепринятой датировки строительства церкви.

Согласно летописям, в 1036 году Ярослав Мудрый находился в Новгороде Великом, когда к нему дошла весть о том, что печенеги «без числа» подступают к Киеву.

   История    Ярослав собрал дружину из варяг и новгородцев и выступил к Киеву. «На поле вне граде» сошлись печенеги и киевские дружины.  Целый день бились противники, и только к вечеру одолел Ярослав печенегов.

История

Ярослав собрал дружину из варяг и новгородцев и выступил к Киеву. «На поле вне граде» сошлись печенеги и киевские дружины.

Целый день бились противники, и только к вечеру одолел Ярослав печенегов.

   История    На месте своей победы над печенегами он заложил храм.  Место под строительство было выбрано там, где сходились все четыре дороги ведущие в Киев.  В строительстве участвовали и византийские, и русские мастера.

История

На месте своей победы над печенегами он заложил храм.

Место под строительство было выбрано там, где сходились все четыре дороги ведущие в Киев.

В строительстве участвовали и византийские, и русские мастера.

   История    Русское православие пришло из Византии, поэтому новая церковь была названа в честь святой Софии, как и главный православный храм Константинополя.  В переводе с греческого имя София означает «мудрая», отчего посвящение храма Святой Софии воспринималось как символ христианской мудрости.

История

Русское православие пришло из Византии, поэтому новая церковь была названа в честь святой Софии, как и главный православный храм Константинополя.

В переводе с греческого имя София означает «мудрая», отчего посвящение храма Святой Софии воспринималось как символ христианской мудрости.

   История    В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена.  Разрушения, причиненные собору в течение XVI в., были столь велики, что некогда величавый собор стоял в это время уже без кровли.

История

В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена.

Разрушения, причиненные собору в течение XVI в., были столь велики, что некогда величавый собор стоял в это время уже без кровли.

   История    Храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам.  Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства.

История

Храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам.

Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства.

   Архитектура    В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная композиция в строительстве каменных храмов.  Прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма .

Архитектура

В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная композиция в строительстве каменных храмов.

Прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма .

   Архитектура    Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от четырёх до двенадцати меньших куполов. Эту центральную «главу» поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре главных столба, находящихся внутри храма.

Архитектура

Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от четырёх до двенадцати меньших куполов. Эту центральную «главу» поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре главных столба, находящихся внутри храма.

   Архитектура   В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным. Число глав (куполов) было глубоко символично. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Архитектура

В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным.

Число глав (куполов) было глубоко символично. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

   Архитектура    Главные и прочие столбы делили храм на нефы. НЕФ (франц. nef от лат. navis —

Архитектура

Главные и прочие столбы делили храм на нефы.

НЕФ (франц. nef от лат. navis — "корабль") — главное помещение христианского храма крестово-купольного или базиликального типа.

В более узком значении — продольное, вытянутое в плане помещение.

В восточной части заканчивается алтарным выступом — апсидой.

Боковой

неф

апсида

Ц е нтральный

неф

Боковой

неф

   Архитектура    Нефов, как правило, было три или пять.  Вход в церковь был в западной части храма.  Над ним древнерусские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые люди: князь, его семья и приближённые. Боковой  неф  апсида Це нтральный  неф Боковой  неф

Архитектура

Нефов, как правило, было три или пять.

Вход в церковь был в западной части храма.

Над ним древнерусские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые люди: князь, его семья и приближённые.

Боковой

неф

апсида

Це нтральный

неф

Боковой

неф

   Архитектура    1 2 3 4 5  Киевская София - огромный пятинефный собор с пятью апсидами с большими хорами-«палатами», светлыми и широкими, имел купол с необычным взлётом в самом центре.

Архитектура

1 2 3 4 5

Киевская София - огромный пятинефный собор с пятью апсидами с большими хорами-«палатами», светлыми и широкими, имел купол с необычным взлётом в самом центре.

   Интерьер    Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство – высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.

Интерьер

Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство – высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.

   Интерьер    Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест.  В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя (Пантократор)  Христос - Вседержитель расположен в куполе горнего Неба, словно в необъятной дали .

Интерьер

Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест.

В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя (Пантократор)

Христос - Вседержитель расположен в куполе горнего Неба, словно в необъятной дали .

   Интерьер    Прямо навстречу входящему в храм (на стене центральной апсиды), из полумрака выходит Богоматерь в ярко-голубых одеждах, в мягком золотом мерцании, с воздетыми руками – «Богоматерь Нерушимая Стена».  Её руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении.

Интерьер

Прямо навстречу входящему в храм (на стене центральной апсиды), из полумрака выходит Богоматерь в ярко-голубых одеждах, в мягком золотом мерцании, с воздетыми руками – «Богоматерь Нерушимая Стена».

Её руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении.

   Мозаика    «Богоматерь Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место.  Возвышающаяся над главным алтарем Софийского собора «Оранта» на протяжении почти десяти веков оставалась неповрежденной, хотя и город, и сам собор неоднократно подвергались разрушениям. По преданию, Отечество не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь Оранта «Нерушимая Стена».

Мозаика

«Богоматерь Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место.

Возвышающаяся над главным алтарем Софийского собора «Оранта» на протяжении почти десяти веков оставалась неповрежденной, хотя и город, и сам собор неоднократно подвергались разрушениям. По преданию, Отечество не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь Оранта «Нерушимая Стена».

   Мозаика    Голова Милостивой Матери покрыта платом (омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее этот плат получит на Руси оригинальное осмысление как «Покров Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русскую Землю от злых напастей, бед и неприятелей.  Оттенки Ее синего одеяния с темными складками отчетливо выделяются на общем золотом фоне смальты.

Мозаика

Голова Милостивой Матери покрыта платом (омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее этот плат получит на Руси оригинальное осмысление как «Покров Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русскую Землю от злых напастей, бед и неприятелей.

Оттенки Ее синего одеяния с темными складками отчетливо выделяются на общем золотом фоне смальты.

 Отдельные кусочки мозаики положены под разными углами таким образом, что вокруг фигуры Богородицы всегда видно неяркое сияние. Цветовая палитра мозаики весьма богата: синяя смальта насчитывает двадцать один оттенок, а зеленая — тридцать пять.  «Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место.

Отдельные кусочки мозаики положены под разными углами таким образом, что вокруг фигуры Богородицы всегда видно неяркое сияние. Цветовая палитра мозаики весьма богата: синяя смальта насчитывает двадцать один оттенок, а зеленая — тридцать пять.

«Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место.

 Главный алтарь Софии Киевской

Главный алтарь Софии Киевской

   Мозаика    Евхаристия (причащение)- таинство, при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в православной церкви и миряне, и духовенство причащаются хлебом и вином).

Мозаика

Евхаристия (причащение)- таинство, при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в православной церкви и миряне, и духовенство причащаются хлебом и вином).

   Мозаика    Композиция «Евхаристии» включает фигуры Иисуса Христа (часто он пишется дважды в центре)и к нему подходящих для причастия апостолов. Их возглавляют Петр и Павел. Господь стоит у престола и подает своим ученикам хлеб и вино. Ангелы прислуживают ему. В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде.

Мозаика

Композиция «Евхаристии» включает фигуры Иисуса Христа (часто он пишется дважды в центре)и к нему подходящих для причастия апостолов. Их возглавляют Петр и Павел. Господь стоит у престола и подает своим ученикам хлеб и вино. Ангелы прислуживают ему. В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде.

 Фрески писались заезжими византийскими мастерами разных артелей на протяжении нескольких лет. В итоге стены Софийского собора были сплошь покрыты фресками. Древние росписи были обнаружены случайно: в 1843 году в одном из южных приделов отвалился кусок штукатурки с масляной живописью и открылась фреска XI века

Фрески писались заезжими византийскими мастерами разных артелей на протяжении нескольких лет. В итоге стены Софийского собора были сплошь покрыты фресками. Древние росписи были обнаружены случайно: в 1843 году в одном из южных приделов отвалился кусок штукатурки с масляной живописью и открылась фреска XI века

   Фреска    Расположение фресок в Софии Киевской рассчитано на круговой осмотр по часовой стрелке, как и в любом другом византийском крестово-купольном храме.  В центральном кресте помещено шестнадцать евангельских сюжетов, из которых не все сохранились до сегодняшнего дня. Апостол Павел

Фреска

Расположение фресок в Софии Киевской рассчитано на круговой осмотр по часовой стрелке, как и в любом другом византийском крестово-купольном храме.

В центральном кресте помещено шестнадцать евангельских сюжетов, из которых не все сохранились до сегодняшнего дня.

Апостол Павел

   Фреска    Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого.  Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. Фреска сохранилась, к сожалению, лишь частично.

Фреска

Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого.

Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. Фреска сохранилась, к сожалению, лишь частично.

   Фреска    Портрет представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями

Фреска

Портрет представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями

   Фреска    Д очь Ярослава Анна была замужем за французским королем Генрихом I.  Елизавета Ярославна вышла замуж за норвежского короля Геральда Смелого. Елизавета Ярославна

Фреска

Д очь Ярослава Анна была замужем за французским королем Генрихом I.

Елизавета Ярославна вышла замуж за норвежского короля Геральда Смелого.

Елизавета Ярославна

   Фреска    Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской.

Фреска

Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской.

      Софийский собор    Здесь находилась  одно из самых больших и древних книгохранилищ в мире – библиотека Ярослава Мудрого, аналогов которой в Западной Европе не было.

Софийский собор

Здесь находилась

одно из самых больших и древних книгохранилищ в мире – библиотека Ярослава Мудрого, аналогов которой в Западной Европе не было.

   Софийский собор    Софийский собор художественным совершенством, красотой, величием и масштабами затмил все, что было тогда создано в Киевской Руси и Европе.  И сейчас среди зелени деревьев, поблескивают золотом купола Софийского собора.

Софийский собор

Софийский собор художественным совершенством, красотой, величием и масштабами затмил все, что было тогда создано в Киевской Руси и Европе.

И сейчас среди зелени деревьев, поблескивают золотом купола Софийского собора.

СОФИЙСКИЙ СОБОР

СОФИЙСКИЙ СОБОР

Софийский собор был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Разные летописи называют датой закладки собора 1017 или 1037 год.

Софийский собор был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Разные летописи называют датой закладки собора 1017 или 1037 год.

  В последнее время широко распространена версия о закладке собора Владимиром Святославовичем в 1011 году.

В последнее время широко распространена версия о закладке собора Владимиром Святославовичем в 1011 году.

В начале XIII в. на территорию Восточной Европы нахлынула мощная волна кочевников, несметные полчища монголо-татар. Первую победу над русско-половецкими дружинами они одержали на реке Калке в 1223 г., а в 1237—1242 гг. Батый завоевал сначала Северо-Восточную, а потом и Юго-Западную Русь

В начале XIII в. на территорию Восточной Европы нахлынула мощная волна кочевников, несметные полчища монголо-татар. Первую победу над русско-половецкими дружинами они одержали на реке Калке в 1223 г., а в 1237—1242 гг. Батый завоевал сначала Северо-Восточную, а потом и Юго-Западную Русь

В декабре 1240 г. под ударами монгол пал Киев.

В декабре 1240 г. под ударами монгол пал Киев.

     В том же 1240 г. воинами хана Батыя был разрушен Софийский собор.

В том же 1240 г. воинами хана Батыя был разрушен Софийский собор.

Несколько веков собор находился в запустении, хотя и продолжал действовать. Лишь в 1740 году он окончательно приобрёл нынешний облик.

Несколько веков собор находился в запустении, хотя и продолжал действовать. Лишь в 1740 году он окончательно приобрёл нынешний облик.

Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

Реконструкция Софийского собора

Реконструкция Софийского собора

Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы . Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены участки раскрытой древней кладки .

Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы . Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены участки раскрытой древней кладки .

Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века.

Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века.

По центру купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками .

По центру купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками .

Самая известная мозаика Богоматери Оранты - богоматери, которая молится, находится в своде главного алтаря. Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее - около 6 метров.

Самая известная мозаика Богоматери Оранты - богоматери, которая молится, находится в своде главного алтаря. Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее - около 6 метров.

Фрески Софийского собора

Фрески Софийского собора

. . .  В соборе, а также на его территории было расположено около 100 захоронений. Могилы Ярослава Мудрого и его жены Ирины сохранились. Остальные захоронения, в том числе и Владимира Мономаха были утрачены
  • .
  • .
  • .

В соборе, а также на его территории было расположено около 100 захоронений. Могилы Ярослава Мудрого и его жены Ирины сохранились. Остальные захоронения, в том числе и Владимира Мономаха были утрачены

В 1935 г. древний храм был превращен в музей-заповедник. Этот статус он сохраняет и поныне.

В 1935 г. древний храм был превращен в музей-заповедник. Этот статус он сохраняет и поныне.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!