СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Русская иконопись. Дионисий"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию на тему "Русская иконопись. Дионисий" можно испольховать на уроках МХК  и также на занятиях внеурочной деятельностью (духовно-нравственнон напраление).

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Русская иконопись. Дионисий"»

ДИОНИСИЙ Русский иконописец XV века

ДИОНИСИЙ

Русский иконописец XV века

«Изящный и зело хитрый в русской земли» (из летописи)    Вехи жизни  Родился около 1440 г.  Происходил из рода «боярских детей» Квашниных, предки служили Ивану Калите.  Не был монахом, имел семью: жену Марию, сыновей Владимира и Феодосия, которые также были иконописцами  и работали с ним.  Умер после 1510 г. География творчества Свято-Пафнутьев Боровский монастырь Спасо-Каменный монастырь  на Кубенском озере Московский Кремль Чигасов монастырь в Москве Иосифо-Волоколамский монастырь Павло-Обнорский монастырь Ферапонтов монастырь

«Изящный и зело хитрый в русской земли» (из летописи)

Вехи жизни

Родился около 1440 г.

Происходил из рода «боярских детей» Квашниных, предки служили Ивану Калите.

Не был монахом, имел семью: жену Марию, сыновей Владимира и Феодосия, которые также были иконописцами и работали с ним.

Умер после 1510 г.

География творчества

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере

Московский Кремль

Чигасов монастырь в Москве

Иосифо-Волоколамский монастырь

Павло-Обнорский монастырь

Ферапонтов монастырь

Две житийные иконы для Успенского собора в Москве Иконы парные, перекличка клейм подчеркивает симметричность сюжетов. Размеры икон 197 x 152 см

Две житийные иконы для Успенского собора в Москве

Иконы парные, перекличка клейм подчеркивает симметричность сюжетов.

Размеры икон 197 x 152 см

 Беседа митрополита Алексия  с Сергием Радонежским  и отказ Сергия принять митрополичий сан (клейма слева);  закладка храма Чуда Михаила Архангела в Хонех (справа) Митрополит Алексий с житием.  1480-е гг.  Успенский собор. Москва

Беседа митрополита Алексия с Сергием Радонежским и отказ Сергия принять митрополичий сан (клейма слева); закладка храма Чуда Михаила Архангела в Хонех (справа)

Митрополит Алексий с житием. 1480-е гг. Успенский собор. Москва

 Закладка первого Успенского собора (клеймо слева);  толкование митрополитом Петром сна Ивана Калиты (клеймо справа) Митрополит Петр с житием.  Начало XVI в.  Успенский собор. Москва

Закладка первого Успенского собора (клеймо слева); толкование митрополитом Петром сна Ивана Калиты (клеймо справа)

Митрополит Петр с житием. Начало XVI в. Успенский собор. Москва

 Икона византийского происхождения из Вознесенского монастыря в Московском Кремле была восстановлена Дионисием после пожара. Богоматерь Одигитрия  1482. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Икона византийского происхождения из Вознесенского монастыря в Московском Кремле была восстановлена Дионисием после пожара.

Богоматерь Одигитрия 1482. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 Эта икона создана для иконостаса собора Рождества Богородицы  в Ферапонтовом монастыре.  Жест Одигитрии не указывает по канону на Младенца, а напоминает благословение  по западному образцу. Богоматерь Одигитрия  1502–1503. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Эта икона создана для иконостаса собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Жест Одигитрии не указывает по канону на Младенца, а напоминает благословение по западному образцу.

Богоматерь Одигитрия 1502–1503. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Четыре иконы  храма Святой Троицы  Павло-Обнорского монастыря Спас в силах. 1500. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Четыре иконы храма Святой Троицы Павло-Обнорского монастыря

Спас в силах. 1500. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Уверение Фомы. Около 1500. Государственный Русский музей Успение Богоматери. 1500. Вологодский государственный музей-заповедник

Уверение Фомы. Около 1500. Государственный Русский музей

Успение Богоматери. 1500. Вологодский государственный музей-заповедник

Распятие. 1500. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Распятие. 1500. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1500-е Западный портал

Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1500-е

Западный портал

 В основу программы росписей положен акафист Пресвятой Богородицы. «Светоприимная свеща…»  Сцена из акафиста Пресвятой Богородицы.

В основу программы росписей положен акафист Пресвятой Богородицы.

«Светоприимная свеща…» Сцена из акафиста Пресвятой Богородицы.

Богоматерь с младенцем и ангелы. Фреска в конхе центральной апсиды

Богоматерь с младенцем и ангелы. Фреска в конхе центральной апсиды

Святой Николай Чудотворец. Фреска в конхе Никольского предела (реставрация)

Святой Николай Чудотворец. Фреска в конхе Никольского предела (реставрация)

Иконы деисусного чина Рождественского собора Ферапонтова монастыря Святой Георгий Архангел Гавриил Святой Иоанн Богослов

Иконы деисусного чина Рождественского собора Ферапонтова монастыря

Святой Георгий

Архангел Гавриил

Святой Иоанн Богослов

Сошествие во ад. Около 1502 ̶ 1503.  Из Рождественского собора Ферапонтова монастыря.  Государственный Русский музей,  Санкт-Петербург Из Акафиста

Сошествие во ад. Около 1502 ̶ 1503. Из Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Из Акафиста

 Преподобный Дмитрий Прилуцкий Дионисия ̶ идеальный образ монаха-исихаста.  Последняя икона мастера. Преподобный Дмитрий Прилуцкий  в житии. Начало XVI в.  Вологодский государственный музей-заповедник

Преподобный Дмитрий Прилуцкий Дионисия ̶ идеальный образ монаха-исихаста. Последняя икона мастера.

Преподобный Дмитрий Прилуцкий в житии. Начало XVI в. Вологодский государственный музей-заповедник

Дионисий и мастерская  Дионисий за долгие годы своей работы сформировал большую мастерскую, поэтому многие иконы имеют атрибуцию «Дионисий и мастерская» или «круг Дионисия». Успение святого Николая Чудотворца. Фрагмент. Рождественский собор Ферапонтова монастыря. Южная грань юго-восточного столба

Дионисий и мастерская

Дионисий за долгие годы своей работы сформировал большую мастерскую, поэтому многие иконы имеют атрибуцию «Дионисий и мастерская» или «круг Дионисия».

Успение святого Николая Чудотворца. Фрагмент. Рождественский собор Ферапонтова монастыря. Южная грань юго-восточного столба

Презентация подготовлена  на основании материалов  И. Языковой и Е. Медковой.  Газета «Искусство» № 7 / 2010

Презентация подготовлена на основании материалов И. Языковой и Е. Медковой. Газета «Искусство» № 7 / 2010


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!