СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Организация как система управления" по дисциплине ОП.11 Менеджмент

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – описать понятие системы управления организацией и дать ему строгое определение. В презентации понятие  рассматривается с системной точки зрения, описываются функции и ключевые компоненты системы управления как управленческой категории, даны необходимые пояснения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Организация как система управления" по дисциплине ОП.11 Менеджмент»

ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум» ОП.11 Менеджмент Тема 1.2 Организация как система управления        Лекция № 2   Преподаватель Е.А. Малыгина

ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»

ОП.11 Менеджмент

Тема 1.2 Организация как система управления

Лекция № 2

Преподаватель Е.А. Малыгина

Проблема лекционного занятия заключается в изучении системы управления организацией, которая является одной из ключевых понятий теории организации и связанна с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей.

Проблема лекционного занятия заключается в изучении

системы управления организацией, которая является одной из ключевых понятий теории организации и связанна с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей.

Актуальность темы состоит в том, что в рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации

Актуальность темы состоит в том, что в рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации

План лекции 1 Сущность организации. Организация как объект и субъект управления. Формальные и неформальные организации. Характеристики организаций.   2 Внешняя среда организации. Компоненты внешней среды: среда прямого и косвенного воздействия.   3 Внутренняя среда организации. Компоненты внутренней среды: цели, задачи, люди, технологии, структура управления.   4 Социальная ответственность организации.

План лекции

1 Сущность организации. Организация как объект и субъект управления. Формальные и неформальные организации. Характеристики организаций. 2 Внешняя среда организации. Компоненты внешней среды: среда прямого и косвенного воздействия. 3 Внутренняя среда организации. Компоненты внутренней среды: цели, задачи, люди, технологии, структура управления. 4 Социальная ответственность организации.

МЕНЕДЖМЕНТ   Повторение пройденного материала (Лекция № 1)

МЕНЕДЖМЕНТ Повторение пройденного материала (Лекция № 1)

Цели менеджмента: получение прибыли; повышение эффективности хозяйствования; удовлетворение потребностей рынка; решение социальных вопросов.

Цели менеджмента:

  • получение прибыли;
  • повышение эффективности хозяйствования;
  • удовлетворение потребностей рынка;
  • решение социальных вопросов.
Что такое менеджмент ?  Менеджмент - это система управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции.

Что такое менеджмент ?

Менеджмент - это система управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции.

Функции менеджмента планирование организация мотивация контроль это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели   это создание оптимальной структуры управления, направлен-ное на достижение цели организации это совокупность методов, стимули-рующих работников к наиболее эффективной работе это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенно-го количества и качества

Функции менеджмента

планирование

организация

мотивация

контроль

это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели

это создание оптимальной структуры управления, направлен-ное на достижение цели организации

это совокупность методов, стимули-рующих работников к наиболее эффективной работе

это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенно-го количества и качества

 Кто такой менеджер?   Менеджер – это наемный специалист, который занимается профессионально управленческой деятельностью обладает специальными компетенциями и наделенными властными полномочиями .

Кто такой менеджер?

Менеджер – это наемный специалист, который занимается профессионально управленческой деятельностью обладает специальными компетенциями и наделенными властными полномочиями .

МЕНЕДЖЕР  - это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом

МЕНЕДЖЕР - это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом

Актуализация опорных знаний 1. Что включает в себя понятие «менеджмент» и почему необходимо управление?  2. В чем отличие управленческого труда от других его видов? 3. Какие требования к профессиональной компетенции менеджера вы считаете наиболее важными и почему? 4. Почему наряду с высокой квалификацией менеджер должен обладать особыми личными качествами? 5. Что такое принципы управления?

Актуализация опорных знаний

1. Что включает в себя понятие «менеджмент» и почему необходимо управление?

2. В чем отличие управленческого труда от других его видов?

3. Какие требования к профессиональной компетенции менеджера вы считаете наиболее важными и почему?

4. Почему наряду с высокой квалификацией менеджер должен обладать особыми личными качествами?

5. Что такое принципы управления?

Проверим домашнее задание

Проверим домашнее задание

Актуализация опорных знаний (тестирование)  Тема 1. Сущность менеджмента, эволюция его теории и практики   1. Термин «управление» и термин «менеджмент»: а) тождественны б) управление трактуется шире, чем менеджмент в) менеджмент трактуется шире, чем управление г) не связанные между собой понятия 2. Управление – это: а) целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность б) последовательное осуществление мотивации, организации, планирования и контроля в) руководство организацией г) достижение целей организации 3. Менеджмент – это: а) управление персоналом организации б) управление производственными процессами организации в) управление социально-экономическими процессами организации г) способность влиять на поступки людей

Актуализация опорных знаний (тестирование)

Тема 1. Сущность менеджмента, эволюция его теории и практики

 

1. Термин «управление» и термин «менеджмент»:

а) тождественны

б) управление трактуется шире, чем менеджмент

в) менеджмент трактуется шире, чем управление

г) не связанные между собой понятия

2. Управление – это:

а) целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность

б) последовательное осуществление мотивации, организации, планирования и контроля

в) руководство организацией

г) достижение целей организации

3. Менеджмент – это:

а) управление персоналом организации

б) управление производственными процессами организации

в) управление социально-экономическими процессами организации

г) способность влиять на поступки людей

4. Менеджмент создает необходимые организационные условия для синтеза науки, практических навыков и знаний, позволяющих принимать оптимальные решения, исходя из этого менеджмент-это: а) вид деятельности и процесс принятия решений б) аппарат управления в) наука и искусство управления г) все перечисленное 5. Что является целью менеджмента? а) обеспечение прибыльности организации б) эффективное использование ресурсов организации в) совершенствование всех процессов организации г) все перечисленные ответы верны 6. На высшем уровне управления происходит: а) разработка сменно-суточных заданий б) организация выполнения квартальных заданий в) формирование целей организации г) контроль использования сырья и оборудования

4. Менеджмент создает необходимые организационные условия для синтеза науки, практических навыков и знаний, позволяющих принимать оптимальные решения, исходя из этого менеджмент-это:

а) вид деятельности и процесс принятия решений

б) аппарат управления

в) наука и искусство управления

г) все перечисленное

5. Что является целью менеджмента?

а) обеспечение прибыльности организации

б) эффективное использование ресурсов организации

в) совершенствование всех процессов организации

г) все перечисленные ответы верны

6. На высшем уровне управления происходит:

а) разработка сменно-суточных заданий

б) организация выполнения квартальных заданий

в) формирование целей организации

г) контроль использования сырья и оборудования

7. Информационная роль менеджера не предполагает выполнение следующей функции: а) сбор информации об организационной среде б) распространение фактов и нормативных установок в) осуществление текущих корректировок заданий подчиненных г) все предыдущие ответы верны 8. Важным принципом в менеджменте является правильное распределение задач по иерархическим уровням, в соответствии с которым: а) чем выше уровень, тем больше оперативных задач на нем решаются б) руководитель является лучшим специалистом по производству в) обеспечение ритмичности - задача низового звена г) ответственность за управление несет собственник 9. По месту в системе управления организацией менеджеры занимают три уровня. Деятельность менеджеров высшего уровня характеризуется масштабностью и сложностью и включает: а) постоянное общение с производственным персоналом б) принятие ключевых решений по стратегии в) контроль работы руководителей низового уровня г) составляют самую многочисленную категорию

7. Информационная роль менеджера не предполагает выполнение следующей функции:

а) сбор информации об организационной среде

б) распространение фактов и нормативных установок

в) осуществление текущих корректировок заданий подчиненных

г) все предыдущие ответы верны

8. Важным принципом в менеджменте является правильное распределение задач по иерархическим уровням, в соответствии с которым:

а) чем выше уровень, тем больше оперативных задач на нем решаются

б) руководитель является лучшим специалистом по производству

в) обеспечение ритмичности - задача низового звена

г) ответственность за управление несет собственник

9. По месту в системе управления организацией менеджеры занимают три уровня. Деятельность менеджеров высшего уровня характеризуется масштабностью и сложностью и включает:

а) постоянное общение с производственным персоналом

б) принятие ключевых решений по стратегии

в) контроль работы руководителей низового уровня

г) составляют самую многочисленную категорию

10. В современных условиях роль руководителей среднего уровня возрастает, их деятельность связана: а) контроль выполнения производственных заданий б) решение тактических и оперативных проблем в) самая малочисленная, но влиятельная категория г) самая многочисленная категория

10. В современных условиях роль руководителей среднего уровня возрастает, их деятельность связана:

а) контроль выполнения производственных заданий

б) решение тактических и оперативных проблем

в) самая малочисленная, но влиятельная категория

г) самая многочисленная категория

Ключ к тестам для самопроверки знаний Тема № вопроса 1 Тема 1.1 Б 2 3 А В 4 5 Г Г 6 7 В В 8 В Б 9 10 Б

Ключ к тестам для самопроверки знаний

Тема

вопроса

1

Тема 1.1

Б

2

3

А

В

4

5

Г

Г

6

7

В

В

8

В

Б

9

10

Б

1 Сущность организации. Организация как объект и субъект управления. Формальные и неформальные организации. Характеристики организаций. Система менеджмента состоит из субъекта и объекта.  Субъект – тот, кто управляет Объект – тот, кем управляют И если субъектом менеджмента является менеджер, управляющий, то объектом менеджмента является любая организация

1 Сущность организации. Организация как объект и субъект управления. Формальные и неформальные организации. Характеристики организаций.

Система менеджмента состоит из

субъекта и объекта.

Субъект – тот, кто управляет

Объект – тот, кем управляют

И если субъектом менеджмента является менеджер, управляющий, то объектом менеджмента является любая организация

1. Процесс - некоторая деятельность, связанная с «организовыванием», упорядочиванием чего-либо  2. Свойство / атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру  3. Социальный институт - искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию: предприятие, орган власти, добровольный союз

1. Процесс - некоторая деятельность, связанная с «организовыванием», упорядочиванием чего-либо 2. Свойство / атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру 3. Социальный институт - искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию: предприятие, орган власти, добровольный союз

 Определений организации множество:  Организация – это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью  Организация – это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему  Организация – это социальные объединения (или человеческие группы), сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей  Из множества определений организации обычно выделяют концепцию организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели.

Определений организации множество:

Организация – это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью

Организация – это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему

Организация – это социальные объединения (или человеческие группы), сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей

Из множества определений организации обычно выделяют концепцию организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели.

Основные черты организации: Наличие двух или более людей , считающих себя членами одной группы Наличие общей, совместной деятельности этих людей Наличие определенных механизмов или системы координации деятельности Наличие по крайней мере, одной общей цели , разделяемой и принимаемой абсолютным большинством (в группе)   Соединив эти характеристики, получим следующее определение организации: Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей с помощью материальных, правовых и иных условий  Социальная сущность организации проявляется в реализации её целей через достижение личностных целей. Без этого союза между целым и элементами существование организации как системы невозможно. Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда станут получать то, что нужно каждому из них.

Основные черты организации:

  • Наличие двух или более людей , считающих себя членами одной группы
  • Наличие общей, совместной деятельности этих людей
  • Наличие определенных механизмов или системы координации деятельности
  • Наличие по крайней мере, одной общей цели , разделяемой и принимаемой абсолютным большинством (в группе)

Соединив эти характеристики, получим следующее определение организации:

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей с помощью материальных, правовых и иных условий

Социальная сущность организации проявляется в реализации её целей через достижение личностных целей. Без этого союза между целым и элементами существование организации как системы невозможно. Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда станут получать то, что нужно каждому из них.

ОРГАНИЗАЦИЯ - это ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое. Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой . Она получает из внешней среды ресурсы в виде сырья, энергии, капитала , рабочей силы, информации и т.д., которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть полученных ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукцию и услуги, которые передаются во внешнюю среду Таким образом, в любой организации реализуются три ключевых процесса :   В процессе производства продукта образуется новая стоимость , т.е. происходит процесс добавления ценности к тому, что перерабатывается. Добавленная стоимость является источником жизнедеятельности и развития любой организации, ориентированной на прибыль. получение ресурсов из внешней среды производство продукта   передача произведенного продукта во внешнюю среду

ОРГАНИЗАЦИЯ - это ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА

  • Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое. Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой . Она получает из внешней среды ресурсы в виде сырья, энергии, капитала , рабочей силы, информации и т.д., которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть полученных ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукцию и услуги, которые передаются во внешнюю среду

Таким образом, в любой организации реализуются три ключевых процесса :

  • В процессе производства продукта образуется новая стоимость , т.е. происходит процесс добавления ценности к тому, что перерабатывается. Добавленная стоимость является источником жизнедеятельности и развития любой организации, ориентированной на прибыль.

получение ресурсов из внешней среды

производство продукта

передача произведенного продукта во внешнюю среду

 Внешняя среда организации Любая организация находится и функционирует во внешней среде, так как все организации являются открытыми системами.

Внешняя среда организации

Любая организация находится и функционирует во внешней среде, так как все организации являются открытыми системами.

Внутренняя среда организации

Внутренняя среда организации

Любая организация обладает определенной структурой, т.е. особой упорядоченностью составляющих её взаимосвязанных элементов Структура может быть:  Технической  – совокупность материальных элементов организации - на производственном предприятии во многом определяет профессионально-квалификационный состав работников, характер и содержание труда. Социальной  – совокупность участников, формальных и неформальных групп, связей между ними, норм поведения, сфер влияния и пр. Социотехнической  – представлена совокупностью рабочих мест.  Структура придаёт организации устойчивость, способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий .  Жизненный цикл любой организации  предполагает следующие этапы:  Формирование Рост Период стабилизации Спад Ликвидация или возрождение

Любая организация обладает определенной структурой, т.е. особой упорядоченностью составляющих её взаимосвязанных элементов

Структура может быть:

  • Технической – совокупность материальных элементов организации - на производственном предприятии во многом определяет профессионально-квалификационный состав работников, характер и содержание труда.
  • Социальной – совокупность участников, формальных и неформальных

групп, связей между ними, норм поведения, сфер влияния и пр.

  • Социотехнической – представлена совокупностью рабочих мест.

Структура придаёт организации устойчивость, способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий .

Жизненный цикл любой организации предполагает следующие этапы:

  • Формирование
  • Рост
  • Период стабилизации
  • Спад
  • Ликвидация или возрождение
 Особенностью современных организаций является их сложность , которая обусловлена масштабами деятельности, автономностью элементов, разнообразием их функций и свойств, связей между ними.

Особенностью современных организаций является их сложность , которая обусловлена масштабами деятельности, автономностью элементов, разнообразием их функций и свойств, связей между ними.

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ  Традиционная организация  Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие основную работу и обслуживающие функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе   директор завода планиро-вание кадры финансы снабже-ние разработка продукции сбыт продукции производ-ство продукции Схема линейно-функциональной организации

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Традиционная

организация

Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие основную работу и обслуживающие функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе

директор завода

планиро-вание

кадры

финансы

снабже-ние

разработка продукции

сбыт продукции

производ-ство продукции

Схема линейно-функциональной организации

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ Дивизиональная организация Данная схема широко используется в условиях многопродуктового производства или в многонациональных компаниях, где территориальная разобщенность вынуждает автономизировать страновые отделения Генеральный директор Финансы Кадры НИОКР План завод холодильников завод автомобилей Снаб-жение произ-водство произ-водство Снаб-жение Цех 4 Цех 1 Цех 4 Бухгал-терия Бухгал-терия Цех 1 Плани-рование Цех 2 Цех 5 Цех 2 Плани-рование Цех 5 Цех 3 Цех 6 Цех 3 Цех 6 Сбыт Сбыт

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Дивизиональная организация

Данная схема широко используется в условиях многопродуктового производства или в многонациональных компаниях, где территориальная разобщенность вынуждает автономизировать страновые отделения

Генеральный директор

Финансы

Кадры

НИОКР

План

завод холодильников

завод автомобилей

Снаб-жение

произ-водство

произ-водство

Снаб-жение

Цех 4

Цех 1

Цех 4

Бухгал-терия

Бухгал-терия

Цех 1

Плани-рование

Цех 2

Цех 5

Цех 2

Плани-рование

Цех 5

Цех 3

Цех 6

Цех 3

Цех 6

Сбыт

Сбыт

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ Руководитель организации Матричная организация  Данный тип организации характеризуется следующими элементами: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы   Функциональная часть Коорди-натор проектов Руководи-тель служб разра-ботки Руководи-тель производ-ственных служб Руководи-тель служб марке-тинга Проектная часть Руководитель проекта «А» Руководитель проекта «В» Руководитель проекта «С»

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Руководитель организации

Матричная организация

Данный тип организации характеризуется следующими элементами:

управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы

Функциональная часть

Коорди-натор проектов

Руководи-тель служб разра-ботки

Руководи-тель производ-ственных служб

Руководи-тель служб марке-тинга

Проектная

часть

Руководитель

проекта «А»

Руководитель

проекта «В»

Руководитель

проекта «С»

Классификация организаций В теории и практике менеджмента используются различные критерии, на основании которых производится классификация организаций . Организации могут быть  хозяйственными и общественными, коммерческими и некоммерческими, бюджетными и небюджетными, но чаще всего для классификации организаций используются критерии формы собственности и организационно-правовой формы.  По формам собственности организации могут быть: частными государственными муниципальными организациями со смешанной формой собственности       Каждая организация – достаточно сложная  технико-экономическая и социальная система.

Классификация организаций

  • В теории и практике менеджмента используются различные критерии, на основании которых производится классификация организаций .
  • Организации могут быть хозяйственными и общественными, коммерческими и некоммерческими, бюджетными и небюджетными, но чаще всего для классификации организаций используются критерии формы собственности и организационно-правовой формы.

По формам собственности организации могут быть:

  • частными
  • государственными
  • муниципальными
  • организациями со смешанной формой собственности

Каждая организация – достаточно сложная технико-экономическая и социальная система.

  Некоммерческие организации: потребительские кооперативы общественные и религиозные объединения фонды учреждения Коммерческие организации: хозяйственные товарищества: полное товарищество товарищество на вере хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью (ООО) общество с дополнительной ответственностью акционерное общество открытого типа (ОАО) акционерное общество закрытого типа (ЗАО) дочерние и зависимые общества производственные кооперативы государственные (муниципальные) унитарные предприятия

Некоммерческие организации:

  • потребительские кооперативы
  • общественные и религиозные объединения
  • фонды
  • учреждения

Коммерческие организации:

хозяйственные товарищества:

  • полное товарищество
  • товарищество на вере

хозяйственные общества:

  • общество с ограниченной ответственностью (ООО)
  • общество с дополнительной ответственностью
  • акционерное общество открытого типа (ОАО)
  • акционерное общество закрытого типа (ЗАО)
  • дочерние и зависимые общества

производственные кооперативы

государственные (муниципальные) унитарные предприятия

Резюмируя все выше сказанное

Резюмируя все выше сказанное

Тема завершена

Тема завершена


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!