Обновление содержания образования по предмету "Литературное чтение" в соответствии с обновленными ФГОС НОО
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать». Дени Дидро
Мыслящий читатель
- Читательская самостоятельность как основа функциональной грамотности
- фундамент обучения в основном звене школы и востребованность в дальнейшей жизни.
Примерная рабочая программа начального общего образования «Литературное чтение»
- Приоритетная цель обучения литературному чтению
- Становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение .
- Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол №3/21 от 27.09.2021 г.
Особенности примерной рабочей программы
- СОДЕРЖАНИЕ обучения раскрыто для каждого года обучения. В каждом классе содержание завершается перечнем УУД, связанных именно с чтением.
Содержание обучения Соответствие содержания учебников УМК «Школа России» разделам программы
Раздел программы 1 класс
Раздел учебника 1 класс
Сказка фольклорная и литературная
Жили-были буквы
Сказки, загадки, небылицы
Произведения о детях и для детей.
+
Я и мои друзья
Произведения о родной природе
+
Апрель, апрель. Звенит капель!
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры
Произведения о братьях наших меньших
Сказки, загадки, небылицы
+
+
О братьях наших меньших
Произведения о маме
+
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии
-
И в шутку и всерьёз
Жили-были буквы
Библиографическая культура (работа с детской книгой).
+
Рубрика «Твоя библиотека»
+
Раздел программы 2 класс
Раздел учебника 2 класс
О нашей Родине.
Фольклор (устное народное творчество)
-
Устное народное творчество
Звуки и краски родной природы в разные времена года
+
Люблю природу русскую.
О детях и дружбе
+
Я и мои друзья
Мир сказок.
О братьях наших меньших
Русские писатели .
Устное народное творчество
+
+
О братьях наших меньших
О наших близких, о семье
+
Русские писатели
Люблю природу русскую. Весна
Зарубежная литература.
+
Литература зарубежных стран
Библиографическая культура (работа с детской книгой).
+
Самое великое чудо на свете,
Рубрика «Советуем прочитать»
+
Раздел программы 3 класс
О Родине и её истории.
Раздел учебника 3 класс
Фольклор
Устное народное творчество
Творчество А. С. Пушкина.
-
Великие русские писатели
Творчество И. А. Крылова.
+
+
Великие русские писатели
Картины природы в произведениях поэтов и писателей Х I Х—ХХ веков
Поэтическая тетрадь
Творчество Л. Н. Толстого.
+
Великие русские писатели
Литературная сказка.
+
Произведения о взаимоотношениях человека и животных.
Литературные сказки
+
Люби живое
+
Произведения о детях.
+
Собирай по ягодке – наберешь кузовок
Были-небылицы
Юмористические произведения.
По страницам детских журналов
Зарубежная литература.
+
Зарубежная литература
Библиографическая культура (работа с детской книгой).
+
Самое великое чудо на свете,
Рубрика «Советуем прочитать»
+
+
Раздел программы 4 класс
О Родине, героические страницы истории
Раздел учебника 4 класс
Летописи. Былины. Жития
Родина
Фольклор
Устное народное творчество
Творчество А. С. Пушкина.
+
Чудесный мир классики
+
Творчество И. А. Крылова.
Творчество М. Ю. Лермонтова
+
Великие русские писатели
Чудесный мир классики
Литературная сказка.
+
Литературные сказки
Картины природы в произведениях поэтов и писателей Х I Х—ХХ веков
+
Творчество Л. Н. Толстого.
Поэтическая тетрадь
+
Чудесный мир классики
+
Произведения о животных и родной природе
Произведения о детях.
+
Природа и мы
Пьеса
Страна Фантазия. Страна детства
+
Юмористические произведения.
+
Делу –время, потехе-час
Зарубежная литература.
Зарубежная литература
+
Библиографическая культура (работа с детской книгой).
+
Самое великое чудо на свете,
Рубрика «Советуем прочитать»
+
Вывод
В целом, содержание учебников примерно соответствует программе.
Особенности примерной рабочей программы
- В обновленных ФГОС появилась новая установка на совместную деятельность как отдельный планируемый метапредметный результат.
- В программу каждого класса включен специальный РАЗДЕЛ «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1 класс . Совместная деятельность:
— проявлять желание работать в парах, небольших группах;
— проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы.
2 класс Совместная деятельность:
— выбирать себе партнёров по совместной деятельности;
— распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы.
3 класс . Совместная деятельность :
— участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
— в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать /драматизировать несложные произведения фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим замыслом;
— осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.
4 класс. Совместная деятельность:
— участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки); соблюдать правила взаимодействия;
— ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.
Особенности примерной рабочей программы
В программе определены четкие требования к ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ на каждый год обучения
- 1 КЛАСС К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
- — понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития
- — владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
- — читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
- — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения ), подтверждать свой ответ примерами из текста;
- /ВСЕГО 15 ПУНКТОВ/
Предметные результаты
2 КЛАСС К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
- — читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
- — читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
- — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
- — осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
- /ВСЕГО 17 ПУНКТОВ/
Предметные результаты
3 КЛАСС К концу обучения во третьем классе обучающийся научится:
- — читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
- — читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
- — читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
- — различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа ), отличать лирическое произведение от эпического;
- — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный );
- — осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, за головок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение )
- /ВСЕГО23 ПУНКТА/
Предметные результаты
4 КЛАСС К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
- — читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
- — читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; — соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
- — осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ) ;
- — составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений ), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
- — составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
- /ВСЕГО 23 ПУНКТА/
Особенности примерной рабочей программы
Для каждого года обучения разработано подробное тематическое планирование, которое содержит:
- количество часов;
- предметное содержание;
- методы и формы организации обучения;
- характеристику деятельности;
- способы организации дифференцированного обучения.
Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме.
Раздел: русский язык
читательская грамотность
Раздел: функциональная грамотность
https://uchitel.club/#web
https://media.prosv.ru/stihi/teacher /
Текстовая деятельность учащихся 4 класса
Начальное общее образование
Используемые источники:
- ФГОС НОО 2021 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
- Примерная рабочая программа начального общего образования « Литературное чтение» https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
- Сравнительный анализ (включая методические рекомендации) ФГОС НОО и ООО второго и третьего поколения
https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Informats-metod.-spravka-FGOS-2022.pdf