СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему : "Научные психолого – педагогические теории и концепции обучения".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации обобщена система психолого – педагогических  взглядов на понимание сущности процесса обучения, раскрыты идеи развивающего обучения. Хорошее учение – это правильное организованное обучение, которое ведёт за собой развитие.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему : "Научные психолого – педагогические теории и концепции обучения".»

Научные психолого-педагогические теории и концепции обучения

Научные психолого-педагогические теории и концепции обучения

Теория или концепция – это совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности процесса обучения. Теория или концепция необходимы, т.к. их назначение - объяснение или предсказание того, как будет осуществляться процесс обучения

Теория или концепция – это совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности процесса обучения.

Теория или концепция необходимы, т.к. их назначение - объяснение или предсказание того, как будет осуществляться процесс обучения

1 .Теория формирования понятий 2 .Деятельностная теория учения 3 .Теория развивающего обучения 4 .Теория поэтапного формирования умственных действий 5 .Теория творческой и репродуктивной деятельности учащихся 6 .Бихевиористские теории научения 7 .Гештальттеория усвоения 8 .Суггестопедагогическая концепция обучения 9 .Личностно ориентированный подход в образовании

1 .Теория формирования понятий

2 .Деятельностная теория учения

3 .Теория развивающего обучения

4 .Теория поэтапного формирования умственных действий

5 .Теория творческой и репродуктивной деятельности учащихся

6 .Бихевиористские теории научения

7 .Гештальттеория усвоения

8 .Суггестопедагогическая концепция обучения

9 .Личностно ориентированный подход в образовании

Развивающее обучение  Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).    Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.    Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.  Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Развивающее обучение

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).  Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.  Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.

Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Развивающее обучение  Главная цель концепции развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному усвоению знаний, поиску истины.  Основой такого обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития».   Зона ближайшего развития учащихся вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения.

Развивающее обучение

Главная цель концепции развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному усвоению знаний, поиску истины.

Основой такого обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития».

Зона ближайшего развития учащихся вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения.

Развивающее обучение  Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.   Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развития обучения.   Термин

Развивающее обучение

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. 

Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развития обучения.  Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождением В.В. Давыдову

Развивающее обучение   Основу системы развивающего обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:   принцип обучения на высоком уровне трудности принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом принцип осознания учащимися процесса учения принцип ведущей роли теоретических знаний принцип работы над развитием всех учащихся

Развивающее обучение

Основу системы развивающего обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:

 

принцип обучения на высоком уровне трудности

принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом

принцип осознания учащимися процесса учения

принцип ведущей роли теоретических знаний

принцип работы над развитием всех учащихся

Развивающее обучение    Технология развивающего обучения (РО) направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств: . В современной педагогике все группы качеств личности: ЗУН - знания, умения, навыки; СУД - способы умственных действий; СУМ - самоуправляющие механизмы личности; СЭН - эмоционально-нравственная сфера; СДП - деятельностно-практическая среда. РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП

Развивающее обучение

  Технология развивающего обучения (РО) направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:

.

В современной педагогике все группы качеств личности:

  • ЗУН - знания, умения, навыки;
  • СУД - способы умственных действий;
  • СУМ - самоуправляющие механизмы личности;
  • СЭН - эмоционально-нравственная сфера;
  • СДП - деятельностно-практическая среда.

РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП

Развивающее обучение  Важное условие развивающего обучения — это организация совместной деятельности обучающего и обучаемых, потому что теоретические знания лучше усваиваются,  когда помощь преподавателя проявляется в форме его участия в коллективной дискуссии по выявлению теоретического вывода из обсуждения различных вариантов анализа жизненной ситуации, объективных фактов проявления психического.   Значит, основными для развивающего обучения являются методы интерактивного обучения, в которые могут вноситься элементы других активных методов — проблемного и программированного обучения.

Развивающее обучение

Важное условие развивающего обучения

— это организация совместной

деятельности обучающего и обучаемых,

потому что теоретические знания лучше усваиваются,

когда помощь преподавателя проявляется в форме его участия в коллективной дискуссии по выявлению теоретического вывода из обсуждения различных вариантов анализа жизненной ситуации, объективных фактов проявления психического.

Значит, основными для развивающего обучения являются методы интерактивного обучения, в которые могут вноситься элементы других активных методов — проблемного и программированного обучения.

Развивающее обучение   Одна из важнейших особенностей развивающего обучения -это ориентированность на конечный результат — на формирование главных психологических новообразований, прежде всего умственного развития обучаемых, способности творчески подходить к научным и практическим проблемам.  Обучение, ориентирующееся на конечный продукт в виде главных психологических новообразований, есть развивающее обучение, а методы его осуществления названы инновационными (инновации — это новообразования).

Развивающее обучение

Одна из важнейших особенностей развивающего обучения -это ориентированность на конечный результат — на формирование главных психологических новообразований, прежде всего умственного развития обучаемых, способности творчески подходить к научным и практическим проблемам.

Обучение, ориентирующееся на конечный продукт в виде главных психологических новообразований, есть развивающее обучение, а методы его осуществления названы инновационными (инновации — это новообразования).

Развивающее обучение   В процессе развивающего обучения наряду с развитием интеллектуальных или умственных качеств личности наблюдаются и факты развития у учащихся нравственных качеств, т. е. тех качеств, которые являются, казалось бы, «привилегией» не обучения, а воспитания. Эти факты не случайны, а закономерны и свидетельствуют о воспитывающей роли развивающего обучения

Развивающее обучение

В процессе развивающего обучения наряду с развитием интеллектуальных или умственных качеств личности наблюдаются и факты развития у учащихся нравственных качеств, т. е. тех качеств, которые являются, казалось бы, «привилегией» не обучения, а воспитания. Эти факты не случайны, а закономерны и свидетельствуют о воспитывающей роли развивающего обучения

Развивающее обучение   Знаменитая фраза древних мыслителей о том, что ребёнок не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь, становится исключительно актуальной и основополагающей в развивающем обучении.   В этом случае обучающийся выступает не как потребитель (поглотитель) новой информации, а как субъект поиска, нахождения, оперирования знанием и применения добытых знаний в новой ситуации (жизненной, профессиональной, игровой и т. д.)

Развивающее обучение

Знаменитая фраза древних мыслителей о том, что ребёнок не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь, становится исключительно актуальной и основополагающей в развивающем обучении.

В этом случае обучающийся выступает не как потребитель (поглотитель) новой информации, а как субъект поиска, нахождения, оперирования знанием и применения добытых знаний в новой ситуации (жизненной, профессиональной, игровой и т. д.)

Развивающее обучение   Итак, развитие личности происходит не спонтанно, не «естественным» путем, не зависящим от субъективной деятельности людей, а под воздействием учения — хорошего или плохого, организованного или стихийного. Но хорошее учение — это правильно организованное обучение, и оно дает больший развивающий эффект. Поэтому научная организация обучения на базе психологической теории развивающего обучения является главной задачей методики преподавания любой науки в школе.

Развивающее обучение

Итак, развитие личности происходит не спонтанно, не «естественным» путем, не зависящим от субъективной деятельности людей, а под воздействием учения — хорошего или плохого, организованного или стихийного. Но хорошее учение — это правильно организованное обучение, и оно дает больший развивающий эффект. Поэтому научная организация обучения на базе психологической теории развивающего обучения является главной задачей методики преподавания любой науки в школе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!