Методы формирования контроля и самоконтроля на логопедическом занятии.
Учитель – логопед
Сухорукова Елена Анатольевна
Контроль (самоконтроль) - это свернутое,автоматизированное действие, направленное на управление психическими процессами и связанное с выполнением определенных задач.
(П.Я. Гальперин).
Классификация самоконтроля.
- По входящим в него элементам
констатирующий и корректирующий;
- по способам получения информации о протекании выполняемой операции
непосредственный и опосредованный контроль;
- по типу, какие органы чувств участвуют в оценке выполняемой операции
мышечно- двигательный, зрительный, слуховой, комбинированный.
- по формам организации работы
фронтальная, индивидуальная и взаимная проверка
Педагогические условия
- применение дидактических принципов общей и специальной педагогики:
- доступности,
- планомерности,
- систематичности,
- последовательности усложнения учебного материала;
- последовательность операций, входящих в алгоритм формирования контроля;
- привлечение максимального количества анализаторов в начале обучения действию контроля с опорой на реальные предметы или изображения;
- постепенное усложнение действия контроля по мере овладения данным умением;
- использование разнообразного дидактического материала, содержащего интересные задания;
- постепенный переход к свернутому, автоматизированному действию перерастающему в умение, а затем в навык;
- изменение применяемого наглядного дидактического материала в следующей последовательности: предмет, рисунок, схема, вербальный символ.
В основе воспитания контроля (самоконтроля) у детей дошкольного возраста, используется метод поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
Поэтапное формирование самоконтроля:
I - этап - ориентировка в задании;
II – этап - выполнение задания;
III – этап - оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания.
На этапе ориентировки в задании решаются следующие задачи:
- активизация слухового внимания оптимальными средствами;
- выбор алгоритма действий, позволяющего ребенку вдуматься в задание;
- активизация действия ребенка с помощью методов поощрения и контроля.
Основная цель - научить ребенка выделять эти задания
вниманием и запоминать их.
Знакомство с артикуляционным аппаратом
Сказка веселого язычка
Знакомство с символами гласных звуков
А У О И Э
Постановка звука Порядок, единицы контроля при формировании артикуляционно-акустического образа звука
На этапе выполнения задания педагог учит ребенка:
- сверять свои действия с правилами выполнения задания или образцом;
- оценивать правильность своих действий;
- исправлять допущенные ошибки в ходе выполнения задания.
место звука в слове (начало, середина, конец)
мягкость и твердость согласного
Где спрятался звук?
Выделение количества звуков (слогов) в слове (размещение предметов в нужные вагончики)
Схема цепного текста
Автоматизация звука Ч
Послушай рассказ . Перескажи текст,
опираясь на картинки.
Однажды Ч поехала к чукчам.
Чукчи живут в чуме.
В чуме горит очаг.
На очаге подогрели чай.
Чаем напоили Ч
Составление предложений по схеме Тема: Дикие животные. Предлоги «К», «ОКОЛО», «ЗА » ()
Использование мнемотаблиц в связной речи
Загадки запоминалки:
- Отгадай, какие строчки зашифрованы в рисунках.
- Взрослый читает стихотворение и останавливается на любом слове. Ты должен вспомнить и закончить.
Цель работы на этом этапе состоит в том, чтобы научить в любой момент и на любом этапе выполнения задания, самостоятельно, молча проверить качество выполнения, исправить допущенные ошибки.
На этапе оценки полученного результата с точки зрения предъявленного задания используется следующая последовательность действий:
1. Вспомни задание - что нужно было сделать.
2. По каким правилам - какие правила ты выполнил.
3. Какие правила не выполнил - какие выполнил неточно.
Этап полученного результата
Вспомни задание
Какие правила ты выполнил?
Лото «Говорим правильно»
Лото «Четвертый лишний»
Лото по лексическим темам
Цель:
правильное выполнение задания и его адекватная оценка ребенком.
На всех этапах работы необходимым условием является активное участие родителей в обучающем процессе.
Высокую эффективность показали:
- система поощрений ребенка со стороны родителей на этапе самоконтроля и выработки чистого звукопроизношения;
- контроль за спонтанной разговорной речью ребенка во время личностного общения с родителем;
- использование различных дидактических речевых игр и заданий во время прогулок, игровой деятельности ребенка.
- консультативная помощь логопеда на открытых родительских собраниях, а также во время индивидуальных встреч с родителями.
Спасибо за внимание Желаем успехов!