СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Методы формирования контроля и самоконтроля на логопедических занятиях"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для логопедов, которая учит формированию методов контроля и самоконтроля  за своей речью у детей логопедических групп

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Методы формирования контроля и самоконтроля на логопедических занятиях"»

 Методы формирования контроля и  самоконтроля  на логопедическом занятии. Учитель – логопед  Сухорукова Елена Анатольевна

Методы формирования контроля и самоконтроля на логопедическом занятии.

Учитель – логопед

Сухорукова Елена Анатольевна

Контроль (самоконтроль) - это свернутое,автоматизированное действие, направленное на управление психическими процессами и связанное с выполнением определенных задач.   (П.Я. Гальперин).

Контроль (самоконтроль) - это свернутое,автоматизированное действие, направленное на управление психическими процессами и связанное с выполнением определенных задач.

(П.Я. Гальперин).

 Классификация самоконтроля.    По входящим в него элементам констатирующий и корректирующий; по способам получения информации о протекании выполняемой операции непосредственный и опосредованный контроль;  по типу, какие органы чувств участвуют в оценке выполняемой операции мышечно- двигательный, зрительный, слуховой, комбинированный. по формам организации работы  фронтальная, индивидуальная и взаимная проверка

Классификация самоконтроля.

  • По входящим в него элементам

констатирующий и корректирующий;

  • по способам получения информации о протекании выполняемой операции

непосредственный и опосредованный контроль;

  • по типу, какие органы чувств участвуют в оценке выполняемой операции

мышечно- двигательный, зрительный, слуховой, комбинированный.

  • по формам организации работы

фронтальная, индивидуальная и взаимная проверка

Педагогические условия применение дидактических принципов общей и специальной педагогики: доступности, планомерности, систематичности, последовательности усложнения учебного материала; последовательность операций, входящих в алгоритм формирования контроля; привлечение максимального количества анализаторов в начале обучения действию контроля с опорой на реальные предметы или изображения; постепенное усложнение действия контроля по мере овладения данным умением; использование разнообразного дидактического материала, содержащего интересные задания; постепенный переход к свернутому, автоматизированному действию перерастающему в умение, а затем в навык;  изменение применяемого наглядного дидактического материала в следующей последовательности: предмет, рисунок, схема, вербальный символ.

Педагогические условия

  • применение дидактических принципов общей и специальной педагогики:
  • доступности,
  • планомерности,
  • систематичности,
  • последовательности усложнения учебного материала;
  • последовательность операций, входящих в алгоритм формирования контроля;
  • привлечение максимального количества анализаторов в начале обучения действию контроля с опорой на реальные предметы или изображения;
  • постепенное усложнение действия контроля по мере овладения данным умением;
  • использование разнообразного дидактического материала, содержащего интересные задания;
  • постепенный переход к свернутому, автоматизированному действию перерастающему в умение, а затем в навык;
  • изменение применяемого наглядного дидактического материала в следующей последовательности: предмет, рисунок, схема, вербальный символ.
В основе воспитания контроля (самоконтроля) у детей дошкольного возраста, используется метод поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

В основе воспитания контроля (самоконтроля) у детей дошкольного возраста, используется метод поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

Поэтапное формирование самоконтроля:  I - этап - ориентировка в задании;  II – этап - выполнение задания;  III – этап - оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания.

Поэтапное формирование самоконтроля:

I - этап - ориентировка в задании;

II – этап - выполнение задания;

III – этап - оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания.

На этапе ориентировки в задании решаются следующие задачи: - активизация слухового внимания оптимальными средствами; - выбор алгоритма действий, позволяющего ребенку вдуматься в задание; - активизация действия ребенка с помощью методов поощрения и контроля.  Основная цель - научить ребенка выделять эти задания  вниманием и запоминать их.

На этапе ориентировки в задании решаются следующие задачи:

- активизация слухового внимания оптимальными средствами;

- выбор алгоритма действий, позволяющего ребенку вдуматься в задание;

- активизация действия ребенка с помощью методов поощрения и контроля.

Основная цель - научить ребенка выделять эти задания

вниманием и запоминать их.

Знакомство с артикуляционным аппаратом Сказка веселого язычка Знакомство с символами гласных звуков  А У О И Э

Знакомство с артикуляционным аппаратом

Сказка веселого язычка

Знакомство с символами гласных звуков

А У О И Э

Постановка звука   Порядок, единицы контроля при формировании артикуляционно-акустического образа звука

Постановка звука Порядок, единицы контроля при формировании артикуляционно-акустического образа звука

На этапе выполнения задания педагог учит ребенка:    сверять свои действия с правилами выполнения задания или образцом;  оценивать правильность своих действий; - исправлять допущенные ошибки в ходе выполнения задания.

На этапе выполнения задания педагог учит ребенка:

  • сверять свои действия с правилами выполнения задания или образцом;
  • оценивать правильность своих действий;

- исправлять допущенные ошибки в ходе выполнения задания.

 место звука в слове  (начало, середина, конец) мягкость и твердость согласного Где спрятался звук?

место звука в слове (начало, середина, конец)

мягкость и твердость согласного

Где спрятался звук?

Выделение количества звуков (слогов) в слове  (размещение предметов в нужные вагончики)

Выделение количества звуков (слогов) в слове (размещение предметов в нужные вагончики)

Схема цепного текста Автоматизация звука Ч Послушай рассказ . Перескажи текст, опираясь на картинки. Однажды Ч поехала к чукчам. Чукчи живут в чуме. В чуме горит очаг. На очаге подогрели чай. Чаем напоили Ч

Схема цепного текста

Автоматизация звука Ч

Послушай рассказ . Перескажи текст,

опираясь на картинки.

Однажды Ч поехала к чукчам.

Чукчи живут в чуме.

В чуме горит очаг.

На очаге подогрели чай.

Чаем напоили Ч

Составление предложений по схеме   Тема: Дикие животные. Предлоги «К», «ОКОЛО», «ЗА »  ()

Составление предложений по схеме Тема: Дикие животные. Предлоги «К», «ОКОЛО», «ЗА » ()

Использование мнемотаблиц в связной речи

Использование мнемотаблиц в связной речи

 Загадки запоминалки: Отгадай, какие строчки зашифрованы в рисунках. Взрослый читает стихотворение и останавливается на любом слове. Ты должен вспомнить и закончить.

Загадки запоминалки:

  • Отгадай, какие строчки зашифрованы в рисунках.
  • Взрослый читает стихотворение и останавливается на любом слове. Ты должен вспомнить и закончить.
Цель работы на этом этапе состоит в том, чтобы научить в любой момент и на любом этапе выполнения задания, самостоятельно, молча проверить качество выполнения, исправить допущенные ошибки.

Цель работы на этом этапе состоит в том, чтобы научить в любой момент и на любом этапе выполнения задания, самостоятельно, молча проверить качество выполнения, исправить допущенные ошибки.

На этапе оценки полученного результата  с точки зрения предъявленного задания используется следующая последовательность действий:       1. Вспомни задание - что нужно было сделать. 2. По каким правилам - какие правила ты выполнил. 3. Какие правила не выполнил - какие выполнил неточно.

На этапе оценки полученного результата с точки зрения предъявленного задания используется следующая последовательность действий:

1. Вспомни задание - что нужно было сделать.

2. По каким правилам - какие правила ты выполнил.

3. Какие правила не выполнил - какие выполнил неточно.

Этап полученного результата Вспомни задание  Какие правила ты выполнил?

Этап полученного результата

Вспомни задание

Какие правила ты выполнил?

Лото «Говорим правильно» Лото «Четвертый лишний» Лото по лексическим темам

Лото «Говорим правильно»

Лото «Четвертый лишний»

Лото по лексическим темам

Цель: правильное выполнение задания и его адекватная оценка ребенком.

Цель:

правильное выполнение задания и его адекватная оценка ребенком.

На всех этапах работы необходимым условием является активное участие родителей в обучающем процессе. Высокую эффективность показали:  система поощрений ребенка со стороны родителей на этапе самоконтроля и выработки чистого звукопроизношения; контроль за спонтанной разговорной речью ребенка во время личностного общения с родителем; использование различных дидактических речевых игр и заданий во время прогулок, игровой деятельности ребенка. консультативная помощь логопеда на открытых родительских собраниях, а также во время индивидуальных встреч с родителями.

На всех этапах работы необходимым условием является активное участие родителей в обучающем процессе.

Высокую эффективность показали:

  • система поощрений ребенка со стороны родителей на этапе самоконтроля и выработки чистого звукопроизношения;
  • контроль за спонтанной разговорной речью ребенка во время личностного общения с родителем;
  • использование различных дидактических речевых игр и заданий во время прогулок, игровой деятельности ребенка.
  • консультативная помощь логопеда на открытых родительских собраниях, а также во время индивидуальных встреч с родителями.
Спасибо за внимание  Желаем успехов!

Спасибо за внимание Желаем успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!