Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему : использование метода кейсов на уроках для детей с ОВЗ»
использование метода кейсов на уроках для детей с ОВЗ
Выполнила:
Кузьмина Д.Н.
Актуальность проблемы
- Новый ФСО ориентирован на результат обучения
- Результатом обучения являются ключевые компетенции учащихся
- Для достижения наивысших результатов необходимы нетрадиционные технологии и интерактивные методы
- Один из таких методов-метод кейса
- Обучение на основе кейс- метода
- это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций,
- обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах
- выработке навыков принятия решений.
- Отличительная черта метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни
- Кейсы могут использоваться как в процессе обучения так и в процессе контроля знаний.
Проблема и цель проекта
- Отсутствие в рамках применения компетентностно-ориентированного подхода использования высокоэффективного метода кейсов.
- Недостаточная компетентность педагога в использовании метода кейса
Цель: Повысить профессиональную компетентность через использование кейс- технологии с учащимися с ДЦП старшего звена
Самоанализ, рефлексия педагогической деятельности
До использования метода кейса
После использования метода кейса
- Отношение учителя к традиционной структуре урока
- Изменение организации работы
- Нарушение существующего порядка
- Недостаточное использование материально-технической базы
- Слабая профессиональная и личная готовность преподавателя
- Потеря системности в обучении
- Увеличение трудозатрат
- Недоверие к учащимся (учащийся не готов к самостоятельной работе)
- Опасность снижения качества образования
- Повышение эффективности обучения
- Увеличение свободы в организации учебного процесса
- Обмен информацией на разных уровнях
- Увеличение гибкости в организации учебного процесса
Мониторинг результативности работы с детьми
«-» кейс-метода для учащегося
«+» кейс-метода для учащегося
- Психологическая неготовность учащегося
- Некачественное освоение материала
- Освоение технологий организации самостоятельной работы
- Творческое развитие учащегося
- Возможность оформления собственной позиции по отношению к разной информации (не будет навязываться чужая точка зрения)
Выявление трудностей в профессиональной деятельности
учащийся
преподаватель
- Обучить самостоятельной работе с информацией
- Обучить учащегося организации собственной деятельности
- Создать соответствующие условия для самостоятельной работы учащихся
- Создать условия для развития внешней и внутренней мотивации учащегося к увеличению самостоятельной работы
- Организовать психолого-педагогическую поддержку преподавателей на этапе внедрения метода кейса
- Создать условия для развития внешней и внутренней мотивации преподавателя к переходу к новой системе работы
- Подготовить преподавателей к «самостоятельности» учащихся
- Ввести новые требования к педагогическому составу
- Разработать механизм способствующий сохранению качества знаний в переходный период
- Создать дифференцированную систему для внедрения метода кейса
Направления саморазвития
- Диагностический этап (сентябрь-октябрь 2011)
- Изучение технологии кейса (ноябрь-май 2012)
- Этап внедрения технологии кейса (сентябрь- март 2013)
- Рефлексивный этап (апрель-май 2013)
Информационное развитие
- Буравой, М. Углубленное сasestudy: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.
- Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
- Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России / И.Козина //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.- N5-6.- С.65-90.
-
- Козина, И. Casestudy: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.
-
- Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.
- Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005.
- Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.
- Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика СaseStudy в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.
- Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода CaseStudy // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
- Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
- 11. Вылегжанина И.В. Организация и апробация дистанционного обучения и дистанционной поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении // Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» Киров, КИПК и ПРО, №4, 2007.
- 12. Пажитнева Е.В. Кейс-технологии для развития одарённости // Химия в школе. – 2008, № 4.
- 13. Паринов С.И. К теории сетевой экономики. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.
- 14. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие. – М., Ладога-100, 2001.
- 15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- 16. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1997.
-
-
- http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm
-
- http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm
-
- http://www.casemethod.ru
О КЕЙС МЕТОДЕ
- Кейс-метод начал применяться в начале XX в.
- Кейс- не просто правдивое описание событий, а информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
- Метод провоцирует дискуссию, моделирует реальную проблему.
Требования к кейс- методу:
- - соответствовать чётко поставленной цели;
- - иметь соответствующий уровень трудности;
- - иллюстрировать аспекты реальной жизни;
- - не устаревать слишком быстро;
- - иметь национальную окраску
- - иллюстрировать типичные ситуации;
- - развивать аналитическое мышление;
- - провоцировать дискуссию.
Создание нового кейса состоит из пяти этапов:
- Поиск источника кейса.
- Сбор данных для кейса.
- Макетирование содержания кейса.
- Апробация кейса в аудитории.
- Жизненный цикл кейса.
Преимущества применения кейс- метода в преподавании:
- демонстрирует академическую теорию с точки зрения реальных событий;
- мотивирует учащегося на изучение предмета;
- способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации.
- Формируется при обучении кейс- метода:
Кейс – метод как педагогическая технология
Формируется при обучении кейс- метода:
- Аналитические навыки. Умения отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их.
- Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов.
- Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс- ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём.
Кейс – метод как педагогическая технология
- Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих.Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт.
- Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т д.
- Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирование социальных навыков их решения .
Кейс – метод как педагогическая технология
К задачам формирования навыков можно отнести:
- - принятие нужного решения в кейсе.
- - способность мыслить логически, ясно и последовательно.
- - умение предоставить анализ в убедительной и обоснованной форме.
- - уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу.
Кейс – метод как педагогическая технология
- демонстрация готовности и способности применять аналитическое мышление и количественный анализ, когда необходимо. Согласованная, последовательная, в основном разумная аргументация, которая игнорирует основные инструменты количественного анализа управленческой ситуации, недостаточна.
- - умение выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая свою компетентность.
- - способность использовать имеющиеся в распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или провести тщательный анализ ситуации.
Примеры возможных образовательных целей кейсового метода:
- - приобретать знания;
- - развивать общее представления;
- - понимать мотивы;
- - приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы;
- - приобретать навыки разработки действий и их осуществления;
- - расти в умении слушать;
- - расти в умении налаживать надёжные связи;
- - развивать определённые отношения;
- - ответственность за свои решения и результаты;
- - скептицизм
Кейс – метод как педагогическая технология
Роль преподавателя при проведении занятий :
- - представление кейса ;
- - индивидуальное изучение кейса каждым членом группы
- - разработка вариантов индивидуальных решений
- -обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе ;
- -подготовка к обсуждению и дискуссия .
Роль преподавателя носит инновационный характер это роль наблюдателя , но с активной позицией , т е управлять опосредовано .
Предполагаемые результаты
У учащихся сформируются:
- - инициатива;
- - набор норм – моральных; общественных;
- - развивать суждение и здравый смысл;
- - предвидеть значение, результаты;
- - рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе;
- - обобщать – от конкретных деталей к осознанию перспектив и разработке успешных концепций;
- Ключевые компетенции: работы в команде, с информацией, коммуникативные.
Ожидаемые результаты познавательного обучения, которое имеет место в процессе кейс – метода, можно подразделить на шесть основных групп учебных целей .
- Оценка: сформировать критерии, разобраться в вопросе, обнаружить ошибки, оценить, принять решение .
- Синтез: получить неизвестные ранее сведения (требуют оригинальности и творческого подхода)
- Анализ: определить составные элементы, каким образом они расположены и связаны между собой.
- Применение: применять знания для решения ровых задач в новых ситуациях, когда не определены указания и методы решения .
- Понимание: приводить информацию в более значимую форму, пересказывать, объяснять, предполагать, делать выводы, экстраполировать, когда говорят это сделать (низший уровень понимания )
- Знания: излагать термины, определённые данные, категории, способы действий ( не требует никаких признаков понимания , учащейся репродуцирует те сведения, которые он изучал)