СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему : использование метода кейсов на уроках для детей с ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

использование метода кейсов  на уроках для детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему : использование метода кейсов на уроках для детей с ОВЗ»

 использование метода кейсов на уроках для детей с ОВЗ Выполнила: Кузьмина Д.Н.

использование метода кейсов на уроках для детей с ОВЗ

Выполнила:

Кузьмина Д.Н.

Актуальность проблемы Новый ФСО ориентирован на результат обучения Результатом обучения являются ключевые компетенции учащихся Для достижения наивысших результатов необходимы нетрадиционные технологии и интерактивные методы Один из таких методов-метод кейса

Актуальность проблемы

  • Новый ФСО ориентирован на результат обучения
  • Результатом обучения являются ключевые компетенции учащихся
  • Для достижения наивысших результатов необходимы нетрадиционные технологии и интерактивные методы
  • Один из таких методов-метод кейса
  Обучение на основе кейс- метода  это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах  выработке навыков принятия решений. Отличительная черта метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни Кейсы могут использоваться как в процессе обучения так и в процессе контроля знаний.

  • Обучение на основе кейс- метода
  • это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций,
  • обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах
  • выработке навыков принятия решений.
  • Отличительная черта метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни
  • Кейсы могут использоваться как в процессе обучения так и в процессе контроля знаний.
Проблема и цель проекта Отсутствие в рамках применения компетентностно-ориентированного подхода использования высокоэффективного метода кейсов. Недостаточная компетентность педагога в использовании метода кейса Цель: Повысить профессиональную компетентность через использование кейс- технологии с учащимися с ДЦП старшего звена

Проблема и цель проекта

  • Отсутствие в рамках применения компетентностно-ориентированного подхода использования высокоэффективного метода кейсов.
  • Недостаточная компетентность педагога в использовании метода кейса

Цель: Повысить профессиональную компетентность через использование кейс- технологии с учащимися с ДЦП старшего звена

Самоанализ, рефлексия педагогической деятельности До использования метода кейса После использования метода кейса Отношение учителя к традиционной структуре урока Изменение организации работы Нарушение существующего порядка Недостаточное использование материально-технической базы Слабая профессиональная и личная готовность преподавателя Потеря системности в обучении Увеличение трудозатрат Недоверие к учащимся (учащийся не готов к самостоятельной работе) Опасность снижения качества образования Повышение эффективности обучения Увеличение свободы в организации учебного процесса Обмен информацией на разных уровнях Увеличение гибкости в организации учебного процесса

Самоанализ, рефлексия педагогической деятельности

До использования метода кейса

После использования метода кейса

  • Отношение учителя к традиционной структуре урока
  • Изменение организации работы
  • Нарушение существующего порядка
  • Недостаточное использование материально-технической базы
  • Слабая профессиональная и личная готовность преподавателя
  • Потеря системности в обучении
  • Увеличение трудозатрат
  • Недоверие к учащимся (учащийся не готов к самостоятельной работе)
  • Опасность снижения качества образования
  • Повышение эффективности обучения
  • Увеличение свободы в организации учебного процесса
  • Обмен информацией на разных уровнях
  • Увеличение гибкости в организации учебного процесса
Мониторинг результативности работы с детьми «-» кейс-метода для учащегося «+» кейс-метода для учащегося Психологическая неготовность учащегося Некачественное освоение материала Освоение технологий организации самостоятельной работы Творческое развитие учащегося Возможность оформления собственной позиции по отношению к разной информации (не будет навязываться чужая точка зрения)

Мониторинг результативности работы с детьми

«-» кейс-метода для учащегося

«+» кейс-метода для учащегося

  • Психологическая неготовность учащегося
  • Некачественное освоение материала
  • Освоение технологий организации самостоятельной работы
  • Творческое развитие учащегося
  • Возможность оформления собственной позиции по отношению к разной информации (не будет навязываться чужая точка зрения)
Выявление трудностей в профессиональной деятельности учащийся преподаватель Обучить самостоятельной работе с информацией Обучить учащегося организации собственной деятельности Создать соответствующие условия для самостоятельной работы учащихся Создать условия для развития внешней и внутренней мотивации учащегося к увеличению самостоятельной работы Организовать психолого-педагогическую поддержку преподавателей на этапе внедрения метода кейса Создать условия для развития внешней и внутренней мотивации преподавателя к переходу к новой системе работы Подготовить преподавателей к «самостоятельности» учащихся Ввести новые требования к педагогическому составу Разработать механизм способствующий сохранению качества знаний в переходный период Создать дифференцированную систему для внедрения метода кейса

Выявление трудностей в профессиональной деятельности

учащийся

преподаватель

  • Обучить самостоятельной работе с информацией
  • Обучить учащегося организации собственной деятельности
  • Создать соответствующие условия для самостоятельной работы учащихся
  • Создать условия для развития внешней и внутренней мотивации учащегося к увеличению самостоятельной работы
  • Организовать психолого-педагогическую поддержку преподавателей на этапе внедрения метода кейса
  • Создать условия для развития внешней и внутренней мотивации преподавателя к переходу к новой системе работы
  • Подготовить преподавателей к «самостоятельности» учащихся
  • Ввести новые требования к педагогическому составу
  • Разработать механизм способствующий сохранению качества знаний в переходный период
  • Создать дифференцированную систему для внедрения метода кейса
Направления саморазвития Диагностический этап (сентябрь-октябрь 2011) Изучение технологии кейса (ноябрь-май 2012) Этап внедрения технологии кейса (сентябрь- март 2013) Рефлексивный этап (апрель-май 2013)

Направления саморазвития

  • Диагностический этап (сентябрь-октябрь 2011)
  • Изучение технологии кейса (ноябрь-май 2012)
  • Этап внедрения технологии кейса (сентябрь- март 2013)
  • Рефлексивный этап (апрель-май 2013)

Информационное развитие

  • Буравой, М. Углубленное сasestudy: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11. 
  • Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
  • Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России / И.Козина //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.- N5-6.- С.65-90.
  •  
  • Козина, И. Casestudy: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.
  •  
  • Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.
  • Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005.
  • Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.
  • Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика СaseStudy в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.
  • Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода CaseStudy // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
  • Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  • 11. Вылегжанина И.В. Организация и апробация дистанционного обучения и дистанционной поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении // Научно-методический журнал «Образование в Кировской области»  Киров, КИПК и ПРО, №4, 2007.
  • 12. Пажитнева Е.В. Кейс-технологии для развития одарённости // Химия в школе. – 2008, № 4.
  • 13. Паринов С.И. К теории сетевой экономики. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.
  • 14. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие. – М., Ладога-100, 2001.
  • 15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  • 16. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1997.
  •  
  •  
  • http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm
  •  
  • http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm
  •  
  • http://www.casemethod.ru
 О КЕЙС МЕТОДЕ Кейс-метод начал применяться в начале XX в.  Кейс- не просто правдивое описание событий, а информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Метод провоцирует дискуссию, моделирует реальную проблему.

О КЕЙС МЕТОДЕ

  • Кейс-метод начал применяться в начале XX в.
  • Кейс- не просто правдивое описание событий, а информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
  • Метод провоцирует дискуссию, моделирует реальную проблему.
   Требования к кейс- методу: - соответствовать чётко поставленной цели; - иметь соответствующий уровень трудности; - иллюстрировать аспекты реальной жизни; - не устаревать слишком быстро; - иметь национальную окраску - иллюстрировать типичные ситуации; - развивать аналитическое мышление; - провоцировать дискуссию.

Требования к кейс- методу:

  • - соответствовать чётко поставленной цели;
  • - иметь соответствующий уровень трудности;
  • - иллюстрировать аспекты реальной жизни;
  • - не устаревать слишком быстро;
  • - иметь национальную окраску
  • - иллюстрировать типичные ситуации;
  • - развивать аналитическое мышление;
  • - провоцировать дискуссию.
   Создание нового кейса состоит из пяти этапов: Поиск источника кейса. Сбор данных для кейса. Макетирование содержания кейса. Апробация кейса в аудитории. Жизненный цикл кейса.

Создание нового кейса состоит из пяти этапов:

  • Поиск источника кейса.
  • Сбор данных для кейса.
  • Макетирование содержания кейса.
  • Апробация кейса в аудитории.
  • Жизненный цикл кейса.
   Преимущества применения кейс- метода в преподавании: демонстрирует академическую теорию с точки зрения реальных событий; мотивирует учащегося на изучение предмета;  способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации. Формируется при обучении кейс- метода:

Преимущества применения кейс- метода в преподавании:

  • демонстрирует академическую теорию с точки зрения реальных событий;
  • мотивирует учащегося на изучение предмета;
  • способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации.
  • Формируется при обучении кейс- метода:
Кейс – метод как педагогическая технология  Формируется при обучении кейс- метода: Аналитические навыки. Умения отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их. Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс- ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём.

Кейс – метод как педагогическая технология

Формируется при обучении кейс- метода:

  • Аналитические навыки. Умения отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их.
  • Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов.
  • Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс- ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём.
Кейс – метод как педагогическая технология  Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих.Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт. Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т д. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирование социальных навыков их решения .

Кейс – метод как педагогическая технология

  • Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих.Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт.
  • Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т д.
  • Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирование социальных навыков их решения .
Кейс – метод как педагогическая технология  К задачам формирования навыков можно отнести: - принятие нужного решения в кейсе. - способность мыслить логически, ясно и последовательно. - умение предоставить анализ в убедительной и обоснованной форме. - уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу.

Кейс – метод как педагогическая технология

К задачам формирования навыков можно отнести:

  • - принятие нужного решения в кейсе.
  • - способность мыслить логически, ясно и последовательно.
  • - умение предоставить анализ в убедительной и обоснованной форме.
  • - уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу.
Кейс – метод как педагогическая технология демонстрация готовности и способности применять аналитическое мышление и количественный анализ, когда необходимо. Согласованная, последовательная, в основном разумная аргументация, которая игнорирует основные инструменты количественного анализа управленческой ситуации, недостаточна. - умение выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая свою компетентность. - способность использовать имеющиеся в распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или провести тщательный анализ ситуации.

Кейс – метод как педагогическая технология

  • демонстрация готовности и способности применять аналитическое мышление и количественный анализ, когда необходимо. Согласованная, последовательная, в основном разумная аргументация, которая игнорирует основные инструменты количественного анализа управленческой ситуации, недостаточна.
  • - умение выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая свою компетентность.
  • - способность использовать имеющиеся в распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или провести тщательный анализ ситуации.
 Примеры возможных образовательных целей кейсового метода: - приобретать знания; - развивать общее представления; - понимать мотивы; - приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы; - приобретать навыки разработки действий и их осуществления; - расти в умении слушать; - расти в умении налаживать надёжные связи; - развивать определённые отношения; - ответственность за свои решения и результаты; - скептицизм

Примеры возможных образовательных целей кейсового метода:

  • - приобретать знания;
  • - развивать общее представления;
  • - понимать мотивы;
  • - приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы;
  • - приобретать навыки разработки действий и их осуществления;
  • - расти в умении слушать;
  • - расти в умении налаживать надёжные связи;
  • - развивать определённые отношения;
  • - ответственность за свои решения и результаты;
  • - скептицизм
Кейс – метод как педагогическая технология  Роль преподавателя при проведении занятий : - представление кейса ; - индивидуальное изучение кейса каждым членом группы - разработка вариантов индивидуальных решений -обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе ; -подготовка к обсуждению и дискуссия .  Роль преподавателя носит инновационный характер это роль наблюдателя , но с активной позицией , т е управлять опосредовано .

Кейс – метод как педагогическая технология

Роль преподавателя при проведении занятий :

  • - представление кейса ;
  • - индивидуальное изучение кейса каждым членом группы
  • - разработка вариантов индивидуальных решений
  • -обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе ;
  • -подготовка к обсуждению и дискуссия .

Роль преподавателя носит инновационный характер это роль наблюдателя , но с активной позицией , т е управлять опосредовано .

Предполагаемые результаты У учащихся сформируются: - инициатива; - набор норм – моральных; общественных; - развивать суждение и здравый смысл; - предвидеть значение, результаты; - рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе; - обобщать – от конкретных деталей к осознанию перспектив и разработке успешных концепций; Ключевые компетенции: работы в команде, с информацией, коммуникативные.

Предполагаемые результаты

У учащихся сформируются:

  • - инициатива;
  • - набор норм – моральных; общественных;
  • - развивать суждение и здравый смысл;
  • - предвидеть значение, результаты;
  • - рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе;
  • - обобщать – от конкретных деталей к осознанию перспектив и разработке успешных концепций;
  • Ключевые компетенции: работы в команде, с информацией, коммуникативные.
 Ожидаемые результаты познавательного обучения, которое имеет место в процессе кейс – метода, можно подразделить на шесть основных групп учебных целей .  Оценка: сформировать критерии, разобраться в вопросе, обнаружить ошибки, оценить, принять решение . Синтез: получить неизвестные ранее сведения (требуют оригинальности и творческого подхода) Анализ: определить составные элементы, каким образом они расположены и связаны между собой.

Ожидаемые результаты познавательного обучения, которое имеет место в процессе кейс – метода, можно подразделить на шесть основных групп учебных целей .

  • Оценка: сформировать критерии, разобраться в вопросе, обнаружить ошибки, оценить, принять решение .
  • Синтез: получить неизвестные ранее сведения (требуют оригинальности и творческого подхода)
  • Анализ: определить составные элементы, каким образом они расположены и связаны между собой.
Применение: применять знания для решения ровых задач в новых ситуациях, когда не определены указания и методы решения . Понимание: приводить информацию в более значимую форму, пересказывать, объяснять, предполагать, делать выводы, экстраполировать, когда говорят это сделать (низший уровень понимания ) Знания: излагать термины, определённые данные, категории, способы действий ( не требует никаких признаков понимания , учащейся репродуцирует те сведения, которые он изучал)
  • Применение: применять знания для решения ровых задач в новых ситуациях, когда не определены указания и методы решения .
  • Понимание: приводить информацию в более значимую форму, пересказывать, объяснять, предполагать, делать выводы, экстраполировать, когда говорят это сделать (низший уровень понимания )
  • Знания: излагать термины, определённые данные, категории, способы действий ( не требует никаких признаков понимания , учащейся репродуцирует те сведения, которые он изучал)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!