Доклад на тему:
«Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным городом».
«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - писал К. Д. Ушинский.
Актуальность.
Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех остается той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Одно из таких усл овий — ознакомление дошкольников с культурным наследием русского народа через изучение достопримечательностей родного города.
Как не велика наша стра на, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Задача патриотического воспитания – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.
Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своём городе.
Необходимо:
1 .создать благоприятные материально-технические и социальные условия,
2 .отобрать наиболее интересные и доступные материалы с опорой на опыт и чувства детей;
3. тесный контакт с семьей, опора на ее опыт и традиции.
В основе этого сложного педагогического процесса лежит формирование и развитие нравственных чувств.
Проблема:
Дети не знают достопримечательностей нашего города, чем он знаменит, не знают названия улиц, на которых живут.
Цель моей работы: совершенствовать педагогический процесс по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.
1.Изучать научно – методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
3. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду
2.Систематизировать методический и дидактический материал по ознакомлению с родным городом.
4.Повысить уровень компетентности родителей по данной проблеме через организацию взаимодействия ДОУ и семьи
5.Разработать перспективные планы по знакомству с родным городом.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека:
1.Закладываются нравственные основы гражданских качеств.
2.Формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
3.Дети постепенно знакомятся с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
В основу систематизации знаний детей о родном городе положена взаимосвязь между тремя этими блоками , осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы и культуры.
1.- Мир природы- это практическая ценность природы.
2.- Деятельность человека – это труд, быт, праздники –преобразующая роль деятельности человека.
3.- Культурный облик родного края (города) – архитектура, памятники – результат деятельности человека.
Принципы по ознакомлению детей с родным городом:
Принцип историзма. Сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра.
Принцип дифференциации . Создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип позитивного патриотизма. Отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Цель моего опыта:
Расширение и закрепление знаний о родном городе.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к изучению истории родного города;
- пополнять активный словарь детей;
- знакомить детей с символами города Дзержинск;
- расширять и закреплять знания детей о родном городе;
- воспитывать у ребёнка привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитывать уважение к труду, людей, живущих в городе;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения города;
- воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым
Вывод:
Формирование представлений о своей малой родине необходимо осуществлять такими методами, которые позволят детям лучше усвоить знания.
Большое значение для усвоения знаний имеет совместная деятельность воспитателя и детей:
- Посещение краеведческого музея.
- Просмотр репродукций.
- Экскурсии к Мемориалам Славы.
- Фотовыставка «Моя малая Родина».
- Создание альбомов «Мой город», «Города России».
- Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад».
- Сюжетно-ролевые игры.
- Целевые прогулки по городу.
- Беседы: «Визитная карточка города – герб», «Мой родной город», «Улицы нашего города».
- Составление рассказов «Из окна наша улица видна».
Были разработаны презентации и конспекты по ознакомлению с родным городом. Также был создан лэпбук «Мой город Дзержинск».
Дидактический материал
Дидактическая игра «Путешествие по городу».
Дидактическая игра "Вчера и сегодня".
Настольная игра «Мой город»
Дидактическая игра «Найди герб и флаг
городов Нижегородской области».
Знакомство с городом начинается с улицы, по которой идёшь в детский сад.
Выставка рисунков «Город, в котором я живу». «Осень в моём городе».
Был создан патриотический уголок совместно с родителями. В котором есть мини музей «Русская изба», мини музей «Русская тряпичная кукла».
Также был создан календарь народной куклы.
Совместно с родителями изготовили дидактические игры, лэпбуки по данной тематике.
Поделка куклы берегини
Герб семьи
Макеты достопримечательности города
Беседы с детьми на темы: «Кто прославил наш город», «Красавица –Ока», «Исторические памятники», «Наше наследие».
Были разработаны презентации «Достопримечательности Дзержинска», «Памятники в городе Дзержинске», «Архитектура Дзержинска», «Храмы Дзержинска» и т.д.
Заключение
В результате комплексного подхода в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста я пришла к выводу, что работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств через формирование у старших дошкольников знаний о родном городе дает положительные результаты.