СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Бежин луг"И.С.Тургенев

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Бежин луг"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Бежин луг"И.С.Тургенев»

22 ноября  Классная работа  Повесть И.С. Тургенева «Бежин луг»

22 ноября Классная работа Повесть И.С. Тургенева «Бежин луг»

 И.С. Тургенев «Бежин луг».  Рассказ о мальчиках  и рассказы мальчиков

И.С. Тургенев «Бежин луг». Рассказ о мальчиках и рассказы мальчиков

А чему посвящен рассказ «Бежин луг»?   Это произведение о жизни крестьянских мальчиков  Этот рассказ был написан во времена крепостного права. Писатель включил его в сборник под названием «Записки охотника», вышедший из печати в 1852 г. В рассказе раскрывается внутренний мир героев в оценке рассказчика-героя.

А чему посвящен рассказ «Бежин луг»?

Это произведение о жизни крестьянских мальчиков

Этот рассказ был написан во времена крепостного права. Писатель включил его в сборник под названием «Записки охотника», вышедший из печати в 1852 г. В рассказе раскрывается внутренний мир героев в оценке рассказчика-героя.

 * Главными героями рассказа являются мальчики, но сразу ли с ними встречается герой-рассказчик?  * Почему же так надолго откладывает писатель встречу со своими героями?  * С чего начинается рассказ?

* Главными героями рассказа являются мальчики, но сразу ли с ними встречается герой-рассказчик?

* Почему же так надолго откладывает писатель встречу со своими героями?

* С чего начинается рассказ?

 Рассказчик описывает «прекрасный июльский день». Какие чувства вызывает у него июльский день? «Прекрасный июльский день» Он им любуется: заря «разливается   кротким    румянцем», солнце «светлое, приветное,   лучезарное — мирно всплывает», « весело » и « величаво ».

Рассказчик описывает «прекрасный июльский день». Какие чувства вызывает у него июльский день?

«Прекрасный июльский день»

Он им любуется: заря «разливается   кротким  

румянцем», солнце «светлое, приветное,   лучезарное — мирно всплывает», « весело » и « величаво ».

«Что за притча ?»  И вот он заблудился. Какие чувства он испытывает?  Ему не по себе: его «охватила  неприятная , неподвижная сырость», ему было как-то « жутко », мыши носились « таинственно ».  

«Что за притча ?»

И вот он заблудился. Какие чувства он испытывает?

Ему не по себе: его «охватила  неприятная , неподвижная сырость», ему было как-то « жутко », мыши носились « таинственно ».  

 И.С. Тургенев использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился … и неожиданно для себя открыл  особый мир природы, детский мир , мир, полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

И.С. Тургенев использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудилсяи неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир , мир, полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

 И вот он увидел два огонька. Настроение изменилось: он обрадовался. Появились наконец люди — «маленькая кудрявая голова».  Он наконец узнал, что зашел на Бежин  луг , увидел людей и «решился» подойти к крестьянским мальчикам, которые и становятся героями рассказа

И вот он увидел два огонька. Настроение изменилось: он обрадовался. Появились наконец люди — «маленькая кудрявая голова».

Он наконец узнал, что зашел на Бежин  луг , увидел людей и «решился» подойти к крестьянским мальчикам, которые и становятся героями рассказа

 Зачем Тургенев разворачивает долгую картину блужданий рассказчика, подробно описывает смену его настроений? Только ли «для фона»?    Природа у него тоже самостоятельный герой, и рассказчик — не просто рассказчик. Автору интересно развернуть все внутренние переживания своего рассказчика-охотника.  И далее он не сразу переходит к описанию мальчиков

Зачем Тургенев разворачивает долгую картину блужданий рассказчика, подробно описывает смену его настроений? Только ли «для фона»?

Природа у него тоже самостоятельный герой, и рассказчик — не просто рассказчик. Автору интересно развернуть все внутренние переживания своего рассказчика-охотника. И далее он не сразу переходит к описанию мальчиков

 Прежде чем рассказать о мальчиках, охотник сначала рассказывает, для чего выгоняют в деревне лошадей в ночное, как к этому относятся мальчики. Зачем?  Может быть, надо было с этим познакомить читателей, которые не знали, как живут крестьянские дети, что для них это — «большой праздник».  Выгонять перед вечером и пригонять на утренней зари табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. 

Прежде чем рассказать о мальчиках, охотник сначала рассказывает, для чего выгоняют в деревне лошадей в ночное, как к этому относятся мальчики. Зачем?

Может быть, надо было с этим познакомить читателей, которые не знали, как живут крестьянские дети, что для них это — «большой праздник».

Выгонять перед вечером и пригонять на утренней зари табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. 

 Обратите внимание на экран, здесь изображены  портреты мальчиков, сопоставьте эти   портреты и описание внешности, которые даны автором в рассказе и назовите кому  из мальчиков они принадлежат.

Обратите внимание на экран, здесь изображены  портреты мальчиков, сопоставьте эти   портреты и описание внешности, которые даны автором в рассказе и назовите кому  из мальчиков они принадлежат.

Узнай героя  Федя

Узнай героя

Федя

Павлуша

Павлуша

Илюша

Илюша

Костя

Костя

Ваня

Ваня

«Мальчики и их истории»  Безусловно , характеристики детей были бы неполными, если бы мы не услышали ,о чем они говорили у костра.    Свет костра крестьянских ребятишек – их коллективного опыта и разума осветил кусочек необъятной тьмы вокруг и дал возможность их случайному гостю заглянуть в тот таинственный мир, которого он коснулся. Что же выхватил свет костра народных примет и наблюдений?

«Мальчики и их истории» Безусловно , характеристики детей были бы неполными, если бы мы не услышали ,о чем они говорили у костра.

Свет костра крестьянских ребятишек – их коллективного опыта и разума осветил кусочек необъятной тьмы вокруг и дал возможность их случайному гостю заглянуть в тот таинственный мир, которого он коснулся.

Что же выхватил свет костра народных примет и наблюдений?

 Кто из мальчиков больше всего историй рассказывает и про кого?     Что общего в историях Илюши?  А сам Илюша верит в то, о чем рассказывает?

Кто из мальчиков больше всего историй рассказывает и про кого?

  Что общего в историях Илюши?

А сам Илюша верит в то, о чем рассказывает?

 Илюша рассказывает про домового, про псаря Ермилу и барашка на могиле, про деда Трофимыча, про бабу Ульяну, покойного мальчика Ивашку, про Тришку-антихриста. Он и про лешего говорил, и про водяного. Все его истории про страшное. Он верит больше, чем все остальные. Если бы не верил, то не рассказывал бы с такими эмоциями. Он знал все поверья.
  • Илюша рассказывает про домового, про псаря Ермилу и барашка на могиле, про деда Трофимыча, про бабу Ульяну, покойного мальчика Ивашку, про Тришку-антихриста. Он и про лешего говорил, и про водяного.
  • Все его истории про страшное.
  • Он верит больше, чем все остальные. Если бы не верил, то не рассказывал бы с такими эмоциями. Он знал все поверья.
 А какие истории рассказывает  Костя?   Это такие же истории, какие рассказывал Илюша? Или чем-то отличаются? Как они характеризуют Костю? Сопоставьте с портретом.    Костя рассказывает про плотника Гаврилу и русалку, про Феклисту и  ее сына. Рассказчик  заметил у мальчика задумчивый и печальный взор. Он мечтательный, его истории — сказочные. У него даже слова такие — «братцы мои»... Светлые, поэтические слова. Рассказы Кости красивые, печальные. У мальчика явно поэтическая натура.

А какие истории рассказывает

Костя?

  Это такие же истории, какие

рассказывал Илюша? Или чем-то

отличаются? Как они характеризуют

Костю? Сопоставьте с портретом.

Костя рассказывает про плотника

Гаврилу и русалку, про Феклисту и

ее сына. Рассказчик  заметил у мальчика задумчивый и печальный взор.

Он мечтательный, его истории — сказочные. У него даже слова такие — «братцы мои»... Светлые, поэтические слова. Рассказы Кости красивые, печальные. У мальчика явно поэтическая натура.

А Павлуша про что рассказывает? Какие это истории?  У него смешные истории. Про жбан. Про то, как его звал водяной. Павлуша все время рассуждает, все знает: кто кричит, что это может быть на самом деле.  Помните его портрет? Глядел умно и прямо, и в голосе у него звучала сила. Он самый здравомыслящий из мальчиков, видит реальную картину жизни, знает и понимает природу. Кто кричит? Цапля, лягушки. Куда летят кулики. И хотя он и верит в водяного, в то, что может быть, «душа Акима-лесника жалобится», но рассказывает часто с юмором, умеет увидеть смешное.

А Павлуша про что рассказывает?

Какие это истории?

У него смешные истории. Про жбан. Про то, как его звал водяной. Павлуша все время рассуждает, все знает: кто кричит, что это может быть на самом деле.

Помните его портрет? Глядел умно и прямо, и в голосе у него звучала сила. Он самый здравомыслящий из мальчиков, видит реальную картину жизни, знает и понимает природу. Кто кричит? Цапля, лягушки. Куда летят кулики. И хотя он и верит в водяного, в то, что может быть, «душа Акима-лесника жалобится», но рассказывает часто с юмором, умеет увидеть смешное.

 Сравните речь Павлуши и Илюши  Илюша говорит «сиплым и слабым голосом», используя повторы, характерные для устной речи; в его историях чувствуются интонации бывалого, опытного рассказчика, который знает все деревенские предания. Речь Илюши эмоциональна, он не только повествует – он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.  Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Илюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей. Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.  Тургенев точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Сравните речь Павлуши и Илюши

Илюша говорит «сиплым и слабым голосом», используя повторы, характерные для устной речи; в его историях чувствуются интонации бывалого, опытного рассказчика, который знает все деревенские предания. Речь Илюши эмоциональна, он не только повествует – он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.

Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Илюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей. Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.

Тургенев точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

  Рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» наполнен множеством деталей, красок и мелких оттенков, которые не затемняют целое, но помогают представить мир крестьянских мальчиков во всем его многообразии, в богатстве и скудности одновременно.    Вспомните поступки героев; подумайте, как эти поступки их характеризуют, каковы оценки героя-рассказчика?

  Рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» наполнен множеством деталей, красок и мелких оттенков, которые не затемняют целое, но помогают представить мир крестьянских мальчиков во всем его многообразии, в богатстве и скудности одновременно.

Вспомните поступки героев; подумайте, как эти поступки их характеризуют, каковы оценки героя-рассказчика?

 Кто же из ребят претендует на главную роль? Почему?  А на самом деле кто лидер среди ребят? Почему? Павлуша в критических ситуациях смелее себя ведет. Когда все испугались и собаки залаяли, он один бросился посмотреть. Думал, это волк. Не испугался.  Когда Илюша всех напугал историей о Тришке, Павлуша всех успокоил, рассказав смешную историю со жбаном.  Он не побоялся после страшных историй пойти за водой.

Кто же из ребят претендует на главную роль? Почему?

А на самом деле кто лидер среди ребят? Почему?

Павлуша в критических ситуациях смелее себя ведет. Когда все испугались и собаки залаяли, он один бросился посмотреть. Думал, это волк. Не испугался.

Когда Илюша всех напугал историей о Тришке, Павлуша всех успокоил, рассказав смешную историю со жбаном.

Он не побоялся после страшных историй пойти за водой.

 «С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой».  (Н.И. Якушин)

«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой».  (Н.И. Якушин)

 Как рассказчик относится к героям? Кто ему больше нравится? Докажите примерами из текста.  Они ему  интересны, любопытны, он пытается их понять. Больше других ему приглянулся Павлуша. Он сам говорит, что Павлуша ему нравится. « Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка... «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него». Рассказчику очень жалко, что Павлуша убился, упав с лошади.

Как рассказчик относится к героям? Кто ему больше нравится? Докажите примерами из текста.

Они ему  интересны, любопытны, он пытается их понять. Больше других ему приглянулся Павлуша. Он сам говорит, что Павлуша ему нравится. « Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка... «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него». Рассказчику очень жалко, что Павлуша убился, упав с лошади.

 Как заканчивает рассказчик рассказ?     И заканчивает он опять описанием пейзажа. Сначала великолепие ночи, потом как бы грустит, что она кончается, потом утром ему весело.  Но завершает повествование все равно грустно — рассказывает о смерти Павлуши.

Как заканчивает рассказчик рассказ?

И заканчивает он опять описанием пейзажа. Сначала великолепие ночи, потом как бы грустит, что она кончается, потом утром ему весело.

Но завершает повествование все равно грустно — рассказывает о смерти Павлуши.

 Каков ведущий эмоциональный фон рассказа?   1). В описаниях природы — любование ее торжественностью, величавостью, таинственностью;  2). в описаниях мальчиков — интерес, вглядывание, любование;  3). в поверьях, рассказанных мальчиками, — таинственность (в Илюшиных — страшная, в Костиных — поэтическая). Во всем рассказе — любование и таинственность.   А мальчиков мы пытались понять по их портретам и через те истории, которые они рассказывали.

Каков ведущий эмоциональный фон рассказа?

1). В описаниях природы — любование ее торжественностью, величавостью, таинственностью;

2). в описаниях мальчиков — интерес, вглядывание, любование;

3). в поверьях, рассказанных мальчиками, — таинственность

(в Илюшиных — страшная, в Костиных — поэтическая). Во всем рассказе — любование и таинственность. А мальчиков мы пытались понять по их портретам и через те истории, которые они рассказывали.

Изображение жизни крестьянских детей в полотнах художников XIX века

Изображение жизни крестьянских детей в полотнах художников XIX века

Притча притча , притчи, жен. 1. Рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение ( книж. ). Евангельские притчи. Соломоновы притчи. «Религия - опиум, религия - враг, довольно поповских притч.»  Маяковский . | Иносказательное выражение. Говорить притчами. 2.  перен.  употр. в восклицательных и вопросительных предложениях в знач. : непонятная вещь, труднообъяснимое явление ( разг. ). «Что за притча.? Вот так притча.! кому язык отрежут, а кому и голову - такая, право, притча.»  Пушкин . «

Притча

притча , притчи, жен.

1. Рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение ( книж. ). Евангельские притчи. Соломоновы притчи. «Религия - опиум, религия - враг, довольно поповских притч.» Маяковский .

| Иносказательное выражение. Говорить притчами.

2. перен. употр. в восклицательных и вопросительных предложениях в знач. : непонятная вещь, труднообъяснимое явление ( разг. ). «Что за притча.? Вот так притча.! кому язык отрежут, а кому и голову - такая, право, притча.» Пушкин . «"Вишь, какая притча!" рассуждал мужик: "верно я не в пору развязал язык".» И.Никитин .

Притча во языцех ( церк.-слав. , разг. шутл. ) - предмет общих разговоров, то, о чем все говорят, сенсация.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!