« Система работы педагогического коллектива с обучающимися и воспитанниками с особыми образовательными потребностями»
Педагогический совет – 08.01.2021 г.
1. Лукьянчук М.А . – «Инклюзивное образование в РК: проблемы и перспективы».
- Фрайс Е.Ю. - «Система работы педагогического коллектива с обучающимися и воспитанниками с особыми образовательными потребностями»
3. Костюкевич В.В. « - Система работы учителя иностранного языка с обучающимися с особыми образовательными потребностями: из опыта работы».
4. Уразбаева Г.Ж. - «Система работы учителя казахского языка с обучающимися и воспитанниками с особыми образовательными потребностями: из опыта работы»
5. Брызгалова Л.В. - «Система работы учителя начальных классов с обучающимися с особыми образовательными потребностями: из опыта работы»
6. Шабайлова Н.А. - «Система работы учителя с обучающимися старших классов с особыми образовательными потребностями: из опыта работы»
- Гаан Л.А. - «Система работы учителя с обучающимися с особыми образовательными потребностями: из опыта работы»
- Паламарчук Т.Н . - "Система работы учителя начальных классов с обучающимися с особыми образовательными потребностями: из опыта работы».
- Самоварова Е.П. - «Система работы воспитателя МЦ с воспитанниками с особыми образовательными потребностями: из опыта работы».
Инклюзивное образование в РК:
проблемы и перспективы
11/19/21 15:10
Лукьянчук М.А. – заместитель директора по НМР
Гракова Ирина Анатольевна
Учитель-логопед-дефектолог ГУ «Затобольская
средняя школа №2» отдела образования
акимата Костанайского района
© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах.
Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
- Дети с особыми образовательными потребностями (ООП) – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
- Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) _ отмечают Е.Л.Гончарова и О.И.Кукушкина – это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.
- В РК имеют статус с особыми образовательными потребностями около 150 тысяч детей.
Возникновение феномена совместного обучения
(именно так, а не «интеграция») обычных детей и детей с проблемами в развитии было подготовлено широким распространением и внедрением в европейскую образовательную практику педагогических идей
И.Г.Песталоцци
В 1994 г. под эгидой ЮНЕСКО в Саламанк e (Испания) проводится Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, которая вводит в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашает принцип инклюзивного образования.
Интегрированное обучение - совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями
Основная цель инклюзивного образования –
реализация права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка
Основные принципы инклюзивного образования
- Каждый имеет право на образование
- Образование начинается с самого рождения
- Все дети могут учиться
- Каждый нуждается в помощи в процессе обучения
- Дискриминационное отношение должно подвергаться критике. Необходимо готовить детей жить в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое принимает многообразие.
- Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке.
Нормативно-правовая база специального и инклюзивного образования
- Международные законодательства:
- 1. Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)
- 2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
- 3. Всемирная Декларация по образованию для всех (1990 г.)
- 4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)
- 5. Саламанская декларация: о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994 г.)
- 6. Дакарские рамки действий. Образование для всех: (2000 г.)
- 7. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.)
-
- Законодательная база Республики Казахстан
- Закон РК «Об образовании»
- Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан»
- 3. Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»
- 4. Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»
- 5. Закон «О специальных социальных услугах»
- 6. Государственная программа развития образования РК 2020-2025.
Проблемы инклюзивного образования
- Неготовность системы образования к приему детей с особыми образовательными потребностями (нужна модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка, необходимы специальные оборудования)
- Обучение педагогов технологиям образования детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе.
- Неготовность родителей других учащихся, работа по преодолению негативных стереотипов о детях с особыми образовательными потребностями.
- Формирование адекватного отношения к детям с особыми образовательными потребностями со стороны сверстников.
- Проблема итоговой аттестации учащихся
- Малая информативность формулировки диагноза с точки зрения патогенеза, коррекции и прогноза.
- Несовершенство нормативно-правовой базы ;
На начало 2007 года численность населения в республике в возрасте до 18 лет составила 4 922 715 детей.
В республике выявлено более 150 тыс. детей с ограниченными возможностями. Для обеспечения эффективного доступа детей данной категории к получению образования в республике действует 101 специальная коррекционная организация образования, где обучаются 17 030 детей, что составляет лишь 23,3% от общего их числа. Несмотря на то, что в республике система специального образования последовательно расширяется, еще не все нуждающиеся дети имеют доступ к нему. В настоящее время в общеобразовательных школах республики обучаются около 65 тыс. детей, которые не получают своевременную квалифицированную помощь специалистов. Только в 766 специальных классах общеобразовательных школ созданы условия для обучения 6883 детей с интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития.
Имеет место острая нехватка учебников и учебно-методических пособий, специальных технических средств обучения для детей с недостатками слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи.
Неверные представления об инклюзии:
- Представление, что присутствие в школе ребенка с ОВР само по себе достаточно.
- Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать.
- Фокусирование не на целях, а на действиях.
- Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка.
- Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию в школьном процессе.
В ГУ «Средняя школа №30 отдела образования акимата г. Костаная» обучаются 21 ребенок с особыми образовательными потребностями. Практически в каждом классе есть обучающиеся с ООП.
- Из 45 –ти членов педагогичесого коллектива имеют сертификаты о прохождении курсов инклюзивного образования только 9 педагогов.
- Еще 5 педагогов прошли курсы в конце декабря, сертификаты пока не полчуили.
- Всего из 45-ти - 14 педагогов прошли курсы.
- Потребность на 8 января составляет – 31 педагог.
Перспективы инклюзивного образования
- вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс;
- адаптация детей-инвалидов в современном обществе;
- создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
- умение превращать свои недостатки в достоинства;
- изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями.
Специальные условия, позволяющие удовлетворить особые образовательные потребности:
ИО= В+О+5К+П+Рс+Рк
- ИО- инклюзивное образование
- В – видение, готовность к видению инклюзивного образования в общеобразовательной школе, каждого принимают и считают важным членом коллектива
- О - определение в школу, включение детей в общий учебный процесс
- 5К - 5 компонентов: адаптированный учебный план, адаптированная оценка , адаптированное преподавание, адаптированная доступная среда, признание права на ИО.
- П - поддержка со стороны учителей, специалистов, детей и родителей.
- - Рс – ресуры . Все ресурсы в которых нуждается ученик с особыми образовательными потребностями.
- - Рк – руководство на всех уровнях . Необходимо для работы всех выше перечисленных компонентов.
Успешность учителя инклюзивной школы
- Он достаточно гибок
- Он готов пробовать различные подходы
- Он уважает индивидуальные различия
- Он может слушать и принимать рекомендации других членов команды
- Он согласен работать в команде с другими специалистами.
Факторы, способствующие успешному развитию инклюзивного образования
- Демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личности
- Создание адекватных специальных образовательных условий и особых условий жизнедеятельности в структуре массовой школы.
- Ненасильственный характер протекания инклюзивных процессов, возможность выбора гарантированного перечня специальных образовательных услуг в системе общего образования
- Готовность общества в целом, отдельных людей к инклюзивным процессам, к взаимодействию с людьми с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с особенными образовательными потребностями, но и всей системы образования
1. Лукьянчук М.А . – «Инклюзивное образование в РК: проблемы и перспективы».
- Фрайс Е.Ю. - «Система работы педагогического коллектива с обучающимися и воспитанниками с особыми образовательными потребностями»
3. Костюкевич В.В. « - Система работы учителя иностранного языка с обучающимися с особыми образовательными потребностями: из опыта работы».
4. Уразбаева Г.Ж. - «Система работы учителя казахского языка с обучающимися и воспитанниками с особыми образовательными потребностями: из опыта работы»
5. Брызгалова Л.В. - «Система работы учителя начальных классов с обучающимися с особыми образовательными потребностями: из опыта работы»
6. Шабайлова Н.А. - «Система работы учителя с обучающимися старших классов с особыми образовательными потребностями: из опыта работы»
- Гаан Л.А. - «Система работы учителя с обучающимися с особыми образовательными потребностями: из опыта работы»
- Паламарчук Т.Н . - "Система работы учителя начальных классов с обучающимися с особыми образовательными потребностями: из опыта работы».
- Самоварова Е.П. - «Система работы воспитателя МЦ с воспитанниками с особыми образовательными потребностями: из опыта работы».
Решение педсовета:
1.Обеспечить обучение педагогов на курсах по проблемам инклюзивного образования (не менее 50% коллектива в 2020-2021 учебном году, остальные в 2021-2022 учебном году). (Отв. Зам директора по НМР Лукьянчук М.А. – срок конец 2021-2022 учебного года);
2.При изменении инфраструктурного пространства школы учитывать условия организации инклюзивного образования (директор школы Белоусова С.Б. - в течение года.).
3.Включить в план самообразования вопрос: Обучение детей с ОПП. (Отв. Педагогический коллектив школы - в течение года).
4. Разнообразить формы, методы и виды работы педагогов с обучающимися с ООП. (Отв. Педагогический коллектив школы - в течение года).