СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация " Множественные аллели. Анализирующее скрещивание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

расширить и углубить знания обучающихся о закономерностях наследования признаков в случаях множественного аллелизма и создать условия для формирования знаний о сущности анализирующего скрещивания.

Задачи:

Предметные:

- повторить понятия «аллельные гены», «гомозиготы», «гетерозиготы», «доминантные и рецессивные гены».

- создать условия для развития способностей эффективного усвоения знаний о множественном аллелизме и анализирующем скрещивании, генофонде.

Развивающие:

- продолжить развивать навыки решения генетических задач, использовать генетическую символику;

- развитие умения записывать схемы скрещиваний в генном и хромосомном выражении;

- продолжить создавать условия для развития логического мышления.

Личностно-ориентированные:

- в ходе совместной работы способствовать формированию у обучающихся умения выражать свое мнение, анализировать ответы других;

- формирование бережного отношения к природе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Множественные аллели. Анализирующее скрещивание"»

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание

 Неполное доминирование Р: F 1  F 2
  • Неполное доминирование

Р:

F 1

F 2

 На одной клумбе, свободно  посещаемой насекомыми, росли  красноцветковые и белоцветковые растения львиного зева. От них собрали семена. На следующий год от этих семян выросли красноцветковые, белоцветковые и розовоцветковые растения. Чем это можно объяснить? ?

На одной клумбе, свободно посещаемой насекомыми, росли красноцветковые и белоцветковые растения львиного зева. От них собрали семена. На следующий год от этих семян выросли красноцветковые, белоцветковые и розовоцветковые растения. Чем это можно объяснить?

?

Неполное доминирование  При скрещивании особей с альтернативными признаками гибриды имеют промежуточный характер наследования, т.е. доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного гена

Неполное доминирование

  • При скрещивании особей с альтернативными признаками гибриды имеют промежуточный характер наследования, т.е. доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного гена
Р: АА Х аа А – красный цвет а – белый цвет G:  а А Р: АА  – розовые F 1 – Аа  аа Р: Аа Х  Аа F 2 - ? F 1 - ? G:  А а а А F 2 : АА : Аа : Аа : аа кр : роз : роз : бел Расщепление по фенотипу: 1 : 2 : 1   Расщепление по генотипу: АА : Аа : аа         1 : 2 : 1

Р: АА Х аа

А – красный цвет

а – белый цвет

G:

а

А

Р: АА

– розовые

F 1 – Аа

аа

Р: Аа Х Аа

F 2 - ?

F 1 - ?

G:

А

а

а

А

F 2 : АА : Аа : Аа : аа

кр : роз : роз : бел

Расщепление по фенотипу: 1 : 2 : 1

Расщепление по генотипу: АА : Аа : аа

1 : 2 : 1

 При неполном доминировании во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и составляет 1 : 2 : 1
  • При неполном доминировании во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и составляет 1 : 2 : 1
ЗАДАЧА 1. Потомство лошадей белой и гнедой мастей всегда имеет золотисто-желтую окраску. У двух золотисто-желтых лошадей появляются жеребята: белый и гнедой. Рассчитайте, какова была вероятность появления таких жеребят, если известно, что белая масть определяется доминантным геном неполного доминирования, а гнедая – рецессивным геном. Какова вероятность появления золотисто-желтых жеребят?

ЗАДАЧА

1. Потомство лошадей белой и гнедой мастей всегда имеет золотисто-желтую окраску. У двух золотисто-желтых лошадей появляются жеребята: белый и гнедой. Рассчитайте, какова была вероятность появления таких жеребят, если известно, что белая масть определяется доминантным геном неполного доминирования, а гнедая – рецессивным геном. Какова вероятность появления золотисто-желтых жеребят?

А – белая масть Р: Аа Х Аа а – гнедая масть G:  а а А А Аа – зол-жел Р: Аа  F : а А  Аа АА Аа бел з/ж А F  - ? Аа аа з/ж гн а  Вероятность появления золотисто-желтых жеребят составляет 50%

А – белая масть

Р: Аа Х Аа

а – гнедая масть

G:

а

а

А

А

Аа – зол-жел

Р: Аа

F :

а

А

Аа

АА

Аа

бел

з/ж

А

F - ?

Аа

аа

з/ж

гн

а

  • Вероятность появления золотисто-желтых жеребят составляет 50%
ЗАДАЧА 2. Ген, контролирующий хохлатость утят, является геном неполного доминирования. В гомозиготном состоянии он приводит к гибели эмбрионов. Рецессивный ген в гомозиготном состоянии дает нехохлатое потомство. Если среди вылупившихся утят насчитывается 20 хохлатых и 10 нехохлатых, сколько утят можно считать погибшими в эмбриональном состоянии?

ЗАДАЧА

2. Ген, контролирующий хохлатость утят, является геном неполного доминирования. В гомозиготном состоянии он приводит к гибели эмбрионов. Рецессивный ген в гомозиготном состоянии дает нехохлатое потомство. Если среди вылупившихся утят насчитывается 20 хохлатых и 10 нехохлатых, сколько утят можно считать погибшими в эмбриональном состоянии?

В – хохлатость Р: Вв Х Вв в – нехохл. В в G:  в В ВВ - гибнут Р: Вв  в В  Вв ВВ Вв гибн. хохл. В F  - ? Вв вв хохл. нехох. в Расщепление по фенотипу: 2 : 1  Погибшими можно считать 10 утят

В – хохлатость

Р: Вв Х Вв

в – нехохл.

В

в

G:

в

В

ВВ - гибнут

Р: Вв

в

В

Вв

ВВ

Вв

гибн.

хохл.

В

F - ?

Вв

вв

хохл.

нехох.

в

Расщепление по фенотипу: 2 : 1

  • Погибшими можно считать 10 утят
Анализирующее скрещивание

Анализирующее скрещивание

АА Аа ?  У особей с доминантным признаком установить генотип по фенотипу невозможно  С целью установления генотипа проводят анализирующее скрещивание (F а )

АА

Аа

?

  • У особей с доминантным признаком установить генотип по фенотипу невозможно
  • С целью установления генотипа проводят анализирующее скрещивание (F а )
 Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой надо определить, с особью гомозиготной по рецессивной аллели АА Аа аа аа а а а а G:
  • Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой надо определить, с особью гомозиготной по рецессивной аллели

АА

Аа

аа

аа

а

а

а

а

G:

Р: АА Х аа Х G:  а А F а – Аа F а 100% – красные Если при F а  все гибриды единообразны и расщепления не происходит, то генотип исследуемой особи гомозиготный – АА

Р: АА Х аа

Х

G:

а

А

F а – Аа

F а

100% – красные

Если при F а все гибриды единообразны и расщепления не происходит, то генотип исследуемой особи гомозиготный – АА

Р: Аа Х аа Х G:  А а а F а  F а – Аа : аа  красные : белые  50% : 50% Если при F а  у гибридов происходит расщепление ( 1:1), то исследуемый генотип гетерозиготный – Аа

Р: Аа Х аа

Х

G:

А

а

а

F а

F а – Аа : аа

красные : белые

50% : 50%

Если при F а у гибридов происходит расщепление ( 1:1), то исследуемый генотип гетерозиготный – Аа

ЗАДАНИЕ Каковы генотипы родителей и детей, если: А) У светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей и все темноволосые  аа;  АА; F – Аа Б) У голубоглазого отца и кареглазой матери 5 детей, из них два ребенка голубоглазые  Аа;  аа; F – Аа, аа

ЗАДАНИЕ

  • Каковы генотипы родителей и детей, если:

А) У светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей и все темноволосые

аа; АА; F – Аа

Б) У голубоглазого отца и кареглазой матери 5 детей, из них два ребенка голубоглазые

Аа; аа; F – Аа, аа

В) У матери, имеющей по шесть пальцев на руке(полидактилия), и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все полидактилики  АА;  аа; F – Аа Г) У родителей с нерыжими волосами 4 детей, из них два рыжеволосые  Аа;  Аа; F – аа

В) У матери, имеющей по шесть пальцев на руке(полидактилия), и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все полидактилики

АА; аа; F – Аа

Г) У родителей с нерыжими волосами

4 детей, из них два рыжеволосые

Аа; Аа; F – аа

Домашнее задание: Гл.9 § 2.1  РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:  При скрещивании чистопородных белых голубей с черными, все потомство оказывается пестрым. Какое оперение будут иметь потомки белого самца и пестрой самки?

Домашнее задание: Гл.9 § 2.1

РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:

  • При скрещивании чистопородных белых голубей с черными, все потомство оказывается пестрым. Какое оперение будут иметь потомки белого самца и пестрой самки?
Использованные ресурсы : Мультимедийное учебное пособие. Биология. Общие закономерности. Издательство «Дрофа» Биология. 10 класс: поурочные планы по учебникам В.Б.Захарова, Г.М.Мамонтова, Н.И.Сонина. Профильный уровень/ авт.-сост. О.Л.Ващенко. – Волгоград: Учитель, 2009.- 351с. ЕГЭ 2013. Биология: сборник заданий / Г.И. Лернер.- М.: Эксмо, 2012. – 304с. – (ЕГЭ. Сборник заданий) ЕГЭ 2013. Биология. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Г.С. Калинова, Г.А. Воронина. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 158 с. http://images.yandex.ru›Львиный зев ru.wikipedia.org – Википедия

Использованные ресурсы :

  • Мультимедийное учебное пособие. Биология. Общие закономерности. Издательство «Дрофа»
  • Биология. 10 класс: поурочные планы по учебникам В.Б.Захарова, Г.М.Мамонтова, Н.И.Сонина. Профильный уровень/ авт.-сост. О.Л.Ващенко. – Волгоград: Учитель, 2009.- 351с.
  • ЕГЭ 2013. Биология: сборник заданий / Г.И. Лернер.- М.: Эксмо, 2012. – 304с. – (ЕГЭ. Сборник заданий)
  • ЕГЭ 2013. Биология. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Г.С. Калинова, Г.А. Воронина. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 158 с.
  • http://images.yandex.ru›Львиный зев
  • ru.wikipedia.org – Википедия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!