СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Михаил Врубель - русский символист"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Михаил Врубель - русский символист"»

Врубель  Михаил Александрович (1856-1910)

Врубель Михаил Александрович (1856-1910)

 Родился в Омске 5 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. Семья офицера Александра Михайловича Врубеля часто переезжала из города в город. В пять-шесть лет мальчик начал рисовать, и в восемь лет, когда Врубели жили в Петербурге, отец привел его в рисовальную школу Общества поощрения художеств.

Родился в Омске 5 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. Семья офицера Александра Михайловича Врубеля часто переезжала из города в город. В пять-шесть лет мальчик начал рисовать, и в восемь лет, когда Врубели жили в Петербурге, отец привел его в рисовальную школу Общества поощрения художеств.

В 1874 году окончил Ришельевскую классическую гимназию в Одессе. Отец желал для Михаила надёжного и обеспеченного будущего, успешной карьеры, и потому после гимназии 18-летний Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он был совершенно равнодушен к юридическим наукам.  Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств .

В 1874 году окончил Ришельевскую классическую гимназию в Одессе.

Отец желал для Михаила надёжного и обеспеченного будущего, успешной карьеры, и потому после гимназии 18-летний Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он был совершенно равнодушен к юридическим наукам. Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств .

 В 1884 году профессор А. В. Прахов по рекомендации П. П. Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Для мраморного иконостаса храма Врубель написал иконы «Богоматерь c Младенцем», «Христос» «Кирилл» и «Афанасий». Кроме того он создал и настенные росписи.

В 1884 году профессор А. В. Прахов по рекомендации П. П. Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Для мраморного иконостаса храма Врубель написал иконы «Богоматерь c Младенцем», «Христос» «Кирилл» и «Афанасий». Кроме того он создал и настенные росписи.

Несколько месяцев в 1884 г. Врубель провел в Венеции, изучая живопись раннего Ренессанса. После возвращения в Россию он продолжает работы в Киеве. Там же художник пишет портрет-картину “Девочка на фоне персидского ковра” (1886), живописная материя которой проникнута духом печали.

Несколько месяцев в 1884 г. Врубель провел в Венеции, изучая живопись раннего Ренессанса. После возвращения в Россию он продолжает работы в Киеве. Там же художник пишет портрет-картину “Девочка на фоне персидского ковра” (1886), живописная материя которой проникнута духом печали.

 В 1891-м году, к юбилею со дня трагической смерти Михаила Лермонтова, было издано уникальное полное собрание сочинений поэта, к оформлению и работе над которым были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих мастеров оказался и Михаил Врубель.  Дуэль Печорина с Грушницким

В 1891-м году, к юбилею со дня трагической смерти Михаила Лермонтова, было издано уникальное полное собрание сочинений поэта, к оформлению и работе над которым были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих мастеров оказался и Михаил Врубель.

Дуэль Печорина с Грушницким

«Демон» Иллюстрации Михаила Врубеля к произведению Михаила Лермонтова

«Демон»

Иллюстрации Михаила Врубеля к произведению Михаила Лермонтова

 Демон летящий. Черная акварель. Печальный Демон, дух изгнанья,  Летал над грешною землей,  И лучших дней воспоминанья  пред ним теснилися толпой  Именно рисунки Врубеля к лермонтовской поэме

Демон летящий. Черная акварель.

Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья пред ним теснилися толпой

Именно рисунки Врубеля к лермонтовской поэме "Демон" как нельзя лучше подошли к самой сути, к самому духу поэзии Лермонтова. Без этих иллюстраций Врубеля цель издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута.

 Раненый князь

Раненый князь

"Не плачь, дитя! не плачь напрасно! Твоя слеза на труп безгласный Живой росой не упадет: Она лишь взор туманит ясный. Ланиты девственные жжет! Он далеко, он не узнает, Не оценит тоски твоей; Небесный свет теперь ласкает Бесплотный взор его очей; Он слышит райские напевы... Что жизни мелочные сны, И стон и слезы бедной девы Для гостя райской стороны? Нет, жребий смертного творенья Поверь мне, ангел мой земной, Не стоит одного мгновенья Твоей печали дорогой!

В «Пляске Тамары» Врубель мастерски передал сверкание восточного убранства и эмоциональное состояние героев одними лиши градациями светлых и темных тонов

В «Пляске Тамары» Врубель мастерски передал сверкание восточного убранства и эмоциональное состояние героев одними лиши градациями светлых и темных тонов

Как пери спящая мила,  Она в гробу своём лежала,  Белей и чище покрывала  Был томный цвет её чела.  Навек опущены ресницы..  Но, кто б, о небо ! Не сказал,  Что взор под ними лишь дремал  И, чудный только ожидал  Иль поцелуя, иль денницы?  Но бесполезно луч дневной  Скользил по ним струей златой,  Напрасно их в немой печали  Уста родные целовали..  Нет! Смерти вечную печать  Ничто не в силах уж сорвать !

Как пери спящая мила, Она в гробу своём лежала, Белей и чище покрывала Был томный цвет её чела. Навек опущены ресницы.. Но, кто б, о небо ! Не сказал, Что взор под ними лишь дремал И, чудный только ожидал Иль поцелуя, иль денницы? Но бесполезно луч дневной Скользил по ним струей златой, Напрасно их в немой печали Уста родные целовали.. Нет! Смерти вечную печать Ничто не в силах уж сорвать !

«Фауст» Декоративные панно для оформления кабинета по поэме Иоганна Гёте

«Фауст»

Декоративные панно для оформления кабинета по поэме Иоганна Гёте

Панно для оформления готического кабинета Алексея Морозова «Полёт Фауста и Мефистофеля»

Панно для оформления готического кабинета Алексея Морозова «Полёт Фауста и Мефистофеля»

Триптих для оформления кабинета Алексея Морозова «Фауст» 1896. Студенческая работа копия

Триптих для оформления кабинета Алексея Морозова «Фауст» 1896. Студенческая работа копия

1. Панно «Фауст и Маргарита в саду», не вошло в оформление кабинета (ныне утрачено). 2. акварель «Гретхен с цветами»

1. Панно «Фауст и Маргарита в саду», не вошло в оформление кабинета (ныне утрачено). 2. акварель «Гретхен с цветами»

 Картина Врубеля «Гамлет и Офелия» была написана в 1884 во время его студенчества. Сейчас полотно хранится в Русском музее. На её основе Илья Репин предложил выполнить Врубелю более серьёзную картину. В созданных фигурах отобразил два разных характера и темперамента героев трагедии Шекспира

Картина Врубеля «Гамлет и Офелия» была написана в 1884 во время его студенчества. Сейчас полотно хранится в Русском музее. На её основе Илья Репин предложил выполнить Врубелю более серьёзную картину. В созданных фигурах отобразил два разных характера и темперамента героев трагедии Шекспира

 М.А.Врубель участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы Саввы Мамонтова, а в конце декабря 1895 вместе с труппой уехал на гастроли в Санкт-Петербург. Там в Панаевском театре на Адмиралтейской набережной на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» Михаил познакомился с певицей Надеждой Забелой, своей будущей женой .  Портрет артисток Татьяны Любатович в роли Гензеля и Надежды Забелы

М.А.Врубель участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы Саввы Мамонтова, а в конце декабря 1895 вместе с труппой уехал на гастроли в Санкт-Петербург. Там в Панаевском театре на Адмиралтейской набережной на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» Михаил познакомился с певицей Надеждой Забелой, своей будущей женой .

Портрет артисток Татьяны Любатович в роли Гензеля и Надежды Забелы

28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая новобрачная писала сестре: «В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние». Супруги: Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель.

28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая новобрачная писала сестре: «В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние».

Супруги: Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель.

Забела стала поистине его музой: её портрет-фантазия, написанный в год женитьбы, так и назван — «Муза».

Забела стала поистине его музой: её портрет-фантазия, написанный в год женитьбы, так и назван — «Муза».

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. Фрагмент иллюстрации из книги Дмитриевой о художник е. Русская тема у Врубеля нашла ёмкое отображение в таких работах, как «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895—1896) и хрестоматийной «Царевна- Лебедь»

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. Фрагмент иллюстрации из книги Дмитриевой о художник е.

Русская тема у Врубеля нашла ёмкое отображение в таких работах, как «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895—1896) и хрестоматийной «Царевна- Лебедь»

 Участие Врубеля в выставочной деятельности “Мира искусства” и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров — картины “Царевна-Лебедь”, “Сирень” (обе 1900), “Демон поверженный” (1902), “Шестикрылый серафим ” (1904) и др.

Участие Врубеля в выставочной деятельности “Мира искусства” и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров — картины “Царевна-Лебедь”, “Сирень” (обе 1900), “Демон поверженный” (1902), “Шестикрылый серафим ” (1904) и др.

 В 1899 и 1900 годах Врубель заведовал Абрамцевской майоликовой мастерской и там оставил ряд интересных скульптур-майолик на сказочные темы «Лель», «Волхова». «Купава». Лель Волхова

В 1899 и 1900 годах Врубель заведовал Абрамцевской майоликовой мастерской и там оставил ряд интересных скульптур-майолик на сказочные темы «Лель», «Волхова». «Купава».

Лель

Волхова

1. Портрет Надежды Забелы - Врубель. 1898;   2. Царевна Волхова, Надежда Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко» 1898

1. Портрет Надежды Забелы - Врубель. 1898; 2. Царевна Волхова, Надежда Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко» 1898

Принцесса Греза Панно для Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки. Художественный павильон. Заказ Саввы Мамонтова. ГТГ

Принцесса Греза

Панно для Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки. Художественный павильон. Заказ Саввы Мамонтова. ГТГ

Пан. 1899  Из «Сказочного цикла» художника. Пан – в греческой мифологии – бог плодородия, покровитель пастухов и скотоводов. Пейзаж , вместо древнегреческого перенесён в среднюю полосу России, бог лесов изображен в виде лешего с флейтой в руке

Пан. 1899 Из «Сказочного цикла» художника. Пан – в греческой мифологии – бог плодородия, покровитель пастухов и скотоводов. Пейзаж , вместо древнегреческого перенесён в среднюю полосу России, бог лесов изображен в виде лешего с флейтой в руке

1. Панно «Венеция»1893;  2. Панно «Испания» 1894

1. Панно «Венеция»1893; 2. Панно «Испания» 1894

Гадалка. 1885  Врубель гениально раскрыл внутренний мир «действующего лица», подчинив разбросанные на картине детали в одно гармоничное целое. Врубель особенно выделил глаза, словно давая понять, что глаза цыганки это и его глаза, глаза художника, который видит свое неутешительное будущее

Гадалка. 1885

Врубель гениально раскрыл внутренний мир «действующего лица», подчинив разбросанные на картине детали в одно гармоничное целое. Врубель особенно выделил глаза, словно давая понять, что глаза цыганки это и его глаза, глаза художника, который видит свое неутешительное будущее

 Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец - Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни.

Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец - Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни.

Роза в стакане 1904. Акварель, графитный карандаш   Натюрморт был написан во время лечения в клинике для умалишённых, куда Михаил Врубель попал после смерти единственного сына. В частной лечебнице доктора Ф. Усольцева произошло его последнее возвращение к жизни. Врубель стал есть и спать, прояснились мысли, он стал много и с прежней увлечённостью рисовать..

Роза в стакане 1904. Акварель, графитный карандаш Натюрморт был написан во время лечения в клинике для умалишённых, куда Михаил Врубель попал после смерти единственного сына. В частной лечебнице доктора Ф. Усольцева произошло его последнее возвращение к жизни. Врубель стал есть и спать, прояснились мысли, он стал много и с прежней увлечённостью рисовать..

 Шестикрылый серафим (Азраил) 1904 Написанию этой картины предшествовали трагические события в жизни художника. В марте 1092 года художник был впервые помещён в психиатрическую клинику, ему были запрещены свидания даже с самыми близкими людьми – женой и сестрой. 18 февраля 1903 Врубель вышел из клиники, но пребывал в глубокой депрессии. 3 мая 1903 года случилось несчастье – умер Саввочка – единственный ребёнок Врубелей.

Шестикрылый серафим (Азраил) 1904

Написанию этой картины предшествовали трагические события в жизни художника. В марте 1092 года художник был впервые помещён в психиатрическую клинику, ему были запрещены свидания даже с самыми близкими людьми – женой и сестрой. 18 февраля 1903 Врубель вышел из клиники, но пребывал в глубокой депрессии. 3 мая 1903 года случилось несчастье – умер Саввочка – единственный ребёнок Врубелей.

После концерта Портрет Надежды Забелы Врубель у камина. 1905. Холст, пастель, уголь   Это был счастливый брак, он составлял для неё эскизы сценических костюмов, она всегда была рядом, не оставляя в дни тяжёлой болезни. Художник написал множество ее портретов и только этот остался незаконченным

После концерта Портрет Надежды Забелы Врубель у камина. 1905. Холст, пастель, уголь Это был счастливый брак, он составлял для неё эскизы сценических костюмов, она всегда была рядом, не оставляя в дни тяжёлой болезни. Художник написал множество ее портретов и только этот остался незаконченным

Последняя картина, которую он смог написать — Портрет поэта В. Я. Брюсова. Валерий Брюсов – поэт – один из основоположников символизма. Михаил Врубель так описывает впечатление от портретируемого: «это очень интересное и симпатичное лицо: брюнет с темно-карими глазами, с бородкой и матовым бледным лицом: он мне напоминает южного славянина». Художник стремительно терял зрение, поэтому портрет остался незавершённым

Последняя картина, которую он смог написать — Портрет поэта В. Я. Брюсова. Валерий Брюсов – поэт – один из основоположников символизма. Михаил Врубель так описывает впечатление от портретируемого: «это очень интересное и симпатичное лицо: брюнет с темно-карими глазами, с бородкой и матовым бледным лицом: он мне напоминает южного славянина». Художник стремительно терял зрение, поэтому портрет остался незавершённым

14 апреля 1910 года Михаил Врубель умирает на руках своей жены Надежды Забелы. Художника похоронили на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге .

14 апреля 1910 года Михаил Врубель умирает на руках своей жены Надежды Забелы. Художника похоронили на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге .

ИСТОЧНИКИ ВИКИПЕДИЯ. http://ru.wikipedia.org/wiki/ «Великие художники. Том 33. Михаил Александрович Врубель» (Автор текста - С. Королёва; vrubel-world.ru Презентация учителя начальных классов МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым Довбня С.В.   Выполнила: Марковская Ю. Я. Учитель ИЗО МБОУ «Гимназия № 1», преподаватель МБУ ДО «ОДШИ», г. Норильск , 2022 )

ИСТОЧНИКИ

ВИКИПЕДИЯ. http://ru.wikipedia.org/wiki/

«Великие художники. Том 33. Михаил Александрович Врубель» (Автор текста - С. Королёва;

vrubel-world.ru

Презентация учителя начальных классов МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым Довбня С.В.

Выполнила: Марковская Ю. Я. Учитель ИЗО МБОУ «Гимназия № 1», преподаватель МБУ ДО «ОДШИ», г. Норильск , 2022

)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!