МКОУ «Барановская СОШ»
Математика и фольклор
Цель исследования:
развить интерес к математике, изучая числа, встречающиеся в русском народном творчестве.
Задачи:
- подобрать и изучить литературу по теме исследования;
- выяснить, что такое фольклор;
- найти пословицы, пестушки, поговорки, скороговорки, загадки, связанные с числами;
- выяснить, какие числа чаще встречаются в произведениях устного народного творчества, а так же в песнях, танцах и вышивках;
- составить анкету и провести анкетирование;
- проанализировать и обобщить полученные данные.
Гипотеза:
изучение чисел, встречающихся в русском народном творчестве, развивает интерес к математике.
Методы исследования:
- поисковый: подбор литературы, изучение жанров фольклора, в качестве основного метода исследования.
- исследовательский: сбор и изучение литературы по данной теме;
- практический: решение некоторых задач.
Объект работы
фольклор как средство формирования элементарных математических представлений.
Фольклор – что это?
- Фольклор (folk-lore ) – термин английского происхождения. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.
- Большими возможностями обладает фольклорный материал и для развития математических способностей. Задания, предлагаемые в фольклорных формах, часто требуют нестандартного решения. Это заставляет нас сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, развивается смекалка, воображение, творческое мышление.
Если внимательно прочитать народные сказки , то можно заметить, что практически каждая из них с помощью образного слова передаёт определённую математическую информацию.
Загадки - это произведение фольклора, в котором предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно найти отгадку.
1. Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его?
2.Ты на него, ты на меня-
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего
У нас всего по три.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
Мы все похожи как один!
Считалки – ритмично произносимый стишок, в результате которого определяются места участников в детских играх.
пять, шесть, семь,
восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт».
2. Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две моркови,
Лука полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты капуста,
От тебя в кастрюле густо.
Раз, два, три, огонь зажжён,
Кочерыжка, выйди вон!
Скороговорки - шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произношение слов.
Число «1»
В один клин, Клим, колоти.
Число «2»
Возле грядки – две лопатки,
Возле кадки – два ведра.
Число «3»
Трисороки, три трещотки,
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.
Число «4»
У четырёх черепашат по четыре черепашонка.
Число «5». Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Пословицы в графиках:
Как аукнется – так и откликнется.
Любишь с горочки кататься – люби и саночки возить.
Повторенье – мать ученья.
Хоровод - один из видов фольклорного танца, это круг, это массовый танец исполнения, который сопровождался песней.
В рисунке хоровода легко увидеть геометрические фигуры:
- окружность,
- полукруг,
- квадрат,
- ромб,
- кривая и т.д.
Орнамент – это украшение изделия различными геометрическими, растительными и животными элементами.
АНКЕТИРОВАНИЕ
АНКЕТИРОВАНИЕ
АНКЕТИРОВАНИЕ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!