Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Подготовила:
Учитель-логопед
Дроздова Юлия Васильевна
Дата проведения мастер-класса: 27.03.2019 года
Игра - приветствие « З д р а в с т в у й т е »
Органы артикуляционного аппарата
Л.С.
Волкова
О.В. Правдина
Т.Б. Филичёва
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики; Задачи: -обучение управлению органами артикуляции; -развитие координации и движений артикуляционного аппарата; -воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.
- Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
Виды артикуляционных упражнений
Виды артикуляционных упражнений
Статические Динамические
упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию
упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
Как выполнять артикуляционную гимнастику
- 1. Выполнять артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у обучающихся навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
- 2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 секунд. Постепенно увеличивая время. Упражнения выполняются перед зеркалом.
- 3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у обучающегося прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- 4. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
«Улыбка»
Улыбнуться, с напряжением, зубы не видны.
«Заборчик»
«Хоботок»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
«Птенчик» Широко и спокойно открыть рот под счет до 10.
«Иголочка» Открыть рот и вытащить узкий язычок вперед.
«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке, резко отпустить язычок.
Упражнение для щек
ХУДЕНЬКИЙ ПЕТЯ
«Шарик лопнул». Втянуть в себя щеки.
ЖОРА-ОБЖОРА
« Надуть шарик».
Губы сомкнуты. Надуть обе щеки.
«ФУТБОЛ»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
«ЧАСИКИ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Блинчик» Открыть рот и положить спокойно широкий распластанный язык на нижнюю губу.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
«ЧАШЕЧКА»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
«МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается
Советы педагогам:
- Больше разговаривайте с обучающимися во время всех видов деятельности (урочная, игровая, д вигательная, продуктивная, трудовая и т.д.)
- Больше разговаривайте с обучающимися во время всех видов деятельности (урочная, игровая, д вигательная, продуктивная, трудовая и т.д.)
- Заставляйте обучающихся оречевлять все свои действия (на прогулке, во время игры), больше говорить.
- Заставляйте обучающихся оречевлять все свои действия (на прогулке, во время игры), больше говорить.
- Не удивляйтесь, если во время игры обучающиеся сам с собой разговаривает – это хорошо, если он молчит – плохо.
- Не удивляйтесь, если во время игры обучающиеся сам с собой разговаривает – это хорошо, если он молчит – плохо.
- Не подавляйте речевую инициативу обучающихся – если ребенок обратился к вам с вопросом или речью, обязательно надо выслушать до конца и ответить.
- Не подавляйте речевую инициативу обучающихся – если ребенок обратился к вам с вопросом или речью, обязательно надо выслушать до конца и ответить.
- Просите обучающихся пересказывать, рассказывать все, что они видят.
- Просите обучающихся пересказывать, рассказывать все, что они видят.
- В ответ на ваш вопрос просите отвечать простым предложением.
- В ответ на ваш вопрос просите отвечать простым предложением.
Задание 1
Предложенные артикуляционные
упражнения в картинках рассортируйте на статистические и динамическ ие.
Задание 2
На ваших столах лежат схемы артикуляции звуков, подберите артикуляционные упражнения, из которых они состоят, и определите какой это звук?
Спасибо за внимание!