СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "М. Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал, который можно использовать приизучении произведения Лермонтова, а также проверочную работу по "Песне...".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "М. Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Михаил Юрьевич

Лермонтов

(1814-1841)

 М.Ю. Лермонтов проявлял большой интерес к русской истории, ища в ней яркие личности, каких было мало среди его современников. Тема истории отразилась , в частности, в стихотворении «Бородино» и в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837 г.).

М.Ю. Лермонтов проявлял большой интерес к русской истории, ища в ней яркие личности, каких было мало среди его современников.

Тема истории отразилась , в частности, в стихотворении «Бородино» и в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

(1837 г.).

Поэма приближена к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора приёмы.

Поэма приближена к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора приёмы.

Художник Виктор Михайлович  Васнецов «Песня…» описывает время правления (1533-1584) Ивана Грозного , опричнины – «бездну ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин)

Художник Виктор Михайлович

Васнецов

«Песня…» описывает время правления (1533-1584) Ивана Грозного , опричнины

«бездну ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин)

Опричнина  («опричь» — с др. русского «кро­ме»)   — это система чрез­вычайных мер, предпринятая царем для борьбы против тех, кого он считал изменниками, и сами военно-полицейские отряды, при­званные наводить в государстве новый порядок. Для собственной охраны Иван Грозный соз­дал корпус опричников численностью около 6 тыс. человек. К шее лошади опричника привязывалась голова собаки, а у седла — метла. Это означало, что опричники «вынюхивают и выгрызают» изменников с собачьей преданностью и метлой вымета­ют измену.

Опричнина  («опричь» — с др. русского «кро­ме»)   — это система чрез­вычайных мер, предпринятая царем для борьбы против тех, кого он считал изменниками, и сами военно-полицейские отряды, при­званные наводить в государстве новый порядок.

Для собственной охраны Иван Грозный соз­дал корпус опричников численностью около 6 тыс. человек. К шее лошади опричника привязывалась голова собаки, а у седла — метла. Это означало, что опричники «вынюхивают и выгрызают» изменников с собачьей преданностью и метлой вымета­ют измену.

Художник Аполлинарий Михайлович Васнецов. Опричники

Художник Аполлинарий Михайлович Васнецов. Опричники

Домашнее задание (на 2 урока): стр.221-226 (о поэме); Как в «Песне…» нарисованы образы Кирибеевича и Калашникова? Почему оба героя не открывают царю правды? Первый уровень – зад.3 Второй уровень – зад.1 Третий уровень – зад.2 (наизусть)

Домашнее задание (на 2 урока):

  • стр.221-226 (о поэме);
  • Как в «Песне…» нарисованы образы Кирибеевича и Калашникова? Почему оба героя не открывают царю правды?
  • Первый уровень – зад.3
  • Второй уровень – зад.1
  • Третий уровень – зад.2 (наизусть)
Художник  Виктор Васнецов

Художник

Виктор Васнецов

Художник  Иван Билибин

Художник

Иван Билибин

Художник  Борис Кустодиев

Художник

Борис Кустодиев

Проверочная работа

Проверочная работа

Вставьте пропущенное. Как называются такие слова? О чем говорит их использование в поэме? 1 . И приходит он в свой ..  дом,  И дивится ( имя) :  Не встречает его .. жена,  Не накрыт .. стол .. скатертью,  А свеча перед образом еле теплится.  И кличет он .. работницу:  «Ты скажи, скажи, Еремеевна,  А куда девалась, затаилася  В такой поздний час ( имя )?  А что детки мои .. —  Чай, забегались, заигралися,  Спозаранку спать уложилися?»

Вставьте пропущенное. Как называются такие слова? О чем говорит их использование в поэме?

1 . И приходит он в свой .. дом, И дивится ( имя) : Не встречает его .. жена, Не накрыт .. стол .. скатертью, А свеча перед образом еле теплится. И кличет он .. работницу: «Ты скажи, скажи, Еремеевна, А куда девалась, затаилася В такой поздний час ( имя )? А что детки мои .. — Чай, забегались, заигралися, Спозаранку спать уложилися?»

2 . Как из рук его я рванулася  И домой стремглав бежать бросилась;  И остались в руках у разбойника .. .. 3. И сказал ему (имя):  «А поведай мне, добрый молодец,  Ты какого роду-племени,  Каким именем прозываешься?  Чтобы знать, по ком ..  служить,  Чтобы было чем и похвастаться».

2 . Как из рук его я рванулася И домой стремглав бежать бросилась; И остались в руках у разбойника

.. ..

3. И сказал ему (имя): «А поведай мне, добрый молодец, Ты какого роду-племени, Каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком .. служить, Чтобы было чем и похвастаться».

Какие средства выразительности использованы? Их роль? Над Москвой великой, златоглавою,  Над стеной кремлевской белокаменной  Из-за дальних лесов, из-за синих гор,  По тесовым кровелькам играючи,  Тучки серые разгоняючи,  Заря алая подымается;  Разметала кудри золотистые,  Умывается снегами рассыпчатыми,  Как красавица, глядя в зеркальце,  В небо чистое смотрит, улыбается.  Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?  На какой ты радости разыгралася?

Какие средства выразительности использованы? Их роль?

Над Москвой великой, златоглавою, Над стеной кремлевской белокаменной Из-за дальних лесов, из-за синих гор, По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми, Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается. Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?

Продолжи (не обязательно проблема должна обозначаться с помощью антонимов). Проблемы, которые поднимает Лермонтов в «Песне…»: чести и бесчестия; справедливости и беззакония; … ; … ;

Продолжи (не обязательно проблема должна обозначаться с помощью антонимов).

Проблемы, которые поднимает

Лермонтов в «Песне…»:

  • чести и бесчестия;
  • справедливости и беззакония;
  • … ;
  • … ;
Какой момент изображён на обеих иллюстрациях? Что их отличает? Отдаёшь ли ты предпочтение одной? Почему?

Какой момент изображён на обеих иллюстрациях? Что их отличает? Отдаёшь ли ты предпочтение одной? Почему?

И. Билибин В. Васнецов

И. Билибин

В. Васнецов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!