М. Е. САЛТЫКОВ ЩЕДРИН.
«Каждую вещь надо
называть ее настоящим именем, а если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказке»
(Г.Х.Андерсен).
Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ядовитому ехидству, очаровывают своим языковым
совершенством.
А. В. Луначарский
«Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика.
Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть "пороки российской действительности" и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.
Сказочный жанр привлекал внимание
Салтыкова-Щедрина.
Еще в 1869 г. он написал три сказки
(«Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил», «Дикий помещик»,«Пропала совесть»).
В 80е годы XIX века Салтыков-Щедрин за
короткий срок создал книгу сказок
(около 30).
«Голова до сих пор полна… между
прочим, сказками. Надобно отказаться от этой книги, которая не повредила
бы мне…» – писал сатирик.
80-е годы – «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты
«Отечественные записки». У писателя, по его словам,
«отняли, скомкали и запечатали душу».
Обращение Щедрина к сказкам
нельзя объяснять только
произволом цензуры, более
важными оказались
содержательные
возможности
сказок.
М. Е. САЛТЫКОВ ЩЕДРИН.
«СКАЗКИ
(ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА)».
Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком: «Для детей изрядного
возраста». Один из цензоров сказал: «То,
что г. Салтыков называет сказками, вовсе
не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая…
направленная против общественного и
политического нашего устройства».
Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.
Сказки
Сказки русского народа
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
Салтыкова-Щедрина
Зачин
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
сказочный сюжет
сатира
фольклорные выражения
народная лексика
сарказм
сказочные персонажи
смешение категорий добра и зла
юмор
концовка
нет положительного героя
гипербола
Уподобление человека животному
победа добра над злом
положительный герой
очеловечивание животных
В жанровом отношении сказки
М. Е. Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой . Они аллегоричны , в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.
Кроме того важную роль в сказке
М. Е. Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.
СЛОВАРЬ
Аллегория – иносказание
Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…»,
«В некотором царстве, в некотором государстве…»).
Пословицы и поговорки – («бабушка надвое сказала»,
«не давши слова – крепись, а давши – держись»).
Эпитет – В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).
В сложном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить четыре основные темы:
- Тема власти, сатира на правительство («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
- Тема обличения поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
- Тема изображения народных масс («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
- Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина отражают то « особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).
Орел-
меценат
Самоотверженный
заяц
Художественные особенности
Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск . Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве
таковых заносятся на
скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы» ).
СЛОВАРЬ
Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: « какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого ?»)
Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: « Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!» )
Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить »)
Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука )
Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку . Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей.
Щедрин показал всю социальную анатомию,
коснулся всех основных классов и слоев
общества: дворянства, буржуазии, бюрократии,
интеллигенции.
Смех - это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех.
Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.
Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить...