СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Лексические средства выразительности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учащимся усвоить понятие "тропы", запомнить названия и особенности каждого из них.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Лексические средства выразительности"»

Лексические средства выразительности. 7 класс

Лексические средства выразительности.

7 класс

Знать: лексические изобразительные средства языка, их виды. Уметь:  находить изобразительные средства языка в предложениях и тексте;  решать тестовые задания по теме с наименьшей затратой времени;  свободно употреблять выразительные средства языка в речи.

Знать: лексические изобразительные средства языка, их виды.

Уметь:

  • находить изобразительные средства языка в предложениях и тексте;
  • решать тестовые задания по теме с наименьшей затратой времени;
  • свободно употреблять выразительные средства языка в речи.
Повторим тропы Что вы знаете о тропах? Что такое эпитет? Приведите примеры. Какая это часть речи? Что такое метафора? Приведите примеры. Какая это часть речи? Что такое олицетворение? Приведите примеры. Какая это часть речи? Чем может быть выражено сравнение? эпитет метафора олицетворение сравнение Работа с упр. 318

Повторим тропы

Что вы знаете о тропах?

Что такое эпитет? Приведите примеры.

Какая это часть речи?

Что такое метафора?

Приведите примеры.

Какая это часть речи?

Что такое олицетворение?

Приведите примеры.

Какая это часть речи?

Чем может быть выражено сравнение?

эпитет

метафора

олицетворение

сравнение

Работа с упр. 318

«Зелёный шум». Рылов А.А.

«Зелёный шум». Рылов А.А.

Задание: Укажите соответствие между теоретическими понятиями и их определениями. 1.МетАфора А. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет. 2.ЭпИтет   Б. Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. 3.СравнЕние  В. Слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве 4.ОлицетворЕние  Г. Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

Задание: Укажите соответствие между теоретическими понятиями и их определениями.

1.МетАфора

А. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет.

2.ЭпИтет

Б. Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

3.СравнЕние

В. Слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве

4.ОлицетворЕние

Г. Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

Ключ к тесту: Оцени  свои знания: Количество правильных ответов Оценка 4 «5» 3 2 «4» «3» 1 «2» 1 2 В А 3 4 Г Б

Ключ к тесту:

Оцени свои знания:

Количество правильных ответов

Оценка

4

«5»

3

2

«4»

«3»

1

«2»

1

2

В

А

3

4

Г

Б

Прочитайте тексты. Сравните.  Одуванчик лекарствен- ный – это многолетнее травянистое растение высотой до 30 см. Млечный сок растения содержит 2-3 % каучу-ковых веществ. Одуванчик пр…дорожный Был, как солнце, з…лотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым…   Ты неси на крыльях ветра З…лотые семена, Чтобы солнечным ра(с,сс)ветом Возвратилась к нам весна.  (В. Степанов)

Прочитайте тексты. Сравните.

Одуванчик лекарствен- ный – это многолетнее травянистое растение высотой до 30 см. Млечный сок растения содержит 2-3 % каучу-ковых веществ.

Одуванчик пр…дорожный

Был, как солнце, з…лотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым…

 

Ты неси на крыльях ветра

З…лотые семена,

Чтобы солнечным ра(с,сс)ветом

Возвратилась к нам весна.

(В. Степанов)

ТРОПЫ.  Лексические средства художественной выразительности:  эпитет,  метафора,  сравнение,  олицетворение.

ТРОПЫ.

Лексические средства художественной выразительности:

  • эпитет,
  • метафора,
  • сравнение,
  • олицетворение.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание. и (близость) Одуванчик пр…дорожный Был, как солнце, з…лотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым…   Ты неси на крыльях ветра З…лотые семена, Чтобы солнечным ра(с,сс)ветом Возвратилась к нам весна.  (В. Степанов) о (золото) о сс

Вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание.

и

(близость)

Одуванчик пр…дорожный

Был, как солнце, з…лотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым…

 

Ты неси на крыльях ветра

З…лотые семена,

Чтобы солнечным ра(с,сс)ветом

Возвратилась к нам весна.

(В. Степанов)

о

(золото)

о

сс

Одуванчик придорожный Был, как солнце, золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым…   Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна.  (В. Степанов) сравнения

Одуванчик придорожный

Был, как солнце, золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым…

 

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

(В. Степанов)

сравнения

Одуванчик придорожный Был, как солнце , золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым …   Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна.  (В. Степанов) сравнения

Одуванчик придорожный

Был, как солнце , золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым

 

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

(В. Степанов)

сравнения

Одуванчик придорожный Был, как солнце, золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым…   Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна.  (В. Степанов) эпитеты

Одуванчик придорожный

Был, как солнце, золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым…

 

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

(В. Степанов)

эпитеты

Одуванчик придорожный Был, как солнце, золотым , Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым… ЭПИТЕТЫ    Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна.  (В. Степанов)

Одуванчик придорожный

Был, как солнце, золотым ,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым… ЭПИТЕТЫ

 

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

(В. Степанов)

Одуванчик придорожный Был, как солнце, золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым…   Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна.  (В. Степанов) метафоры

Одуванчик придорожный

Был, как солнце, золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым…

 

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

(В. Степанов)

метафоры

Одуванчик придорожный Был, как солнце, золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым…   Ты неси на крыльях ветра МЕТАФОРЫ Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна.  (В. Степанов)

Одуванчик придорожный

Был, как солнце, золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым…

 

Ты неси на крыльях ветра МЕТАФОРЫ

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

(В. Степанов)

ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Тема текста – Основная мысль – Тип речи – Для создания художественного образа автор использует тропы: эпитеты - …..; метафоры - …..; олицетворения - ….; сравнения - ….

ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  • Тема текста –
  • Основная мысль –
  • Тип речи –
  • Для создания художественного образа автор использует тропы: эпитеты - …..; метафоры - …..; олицетворения - ….; сравнения - ….
Укажите, какое средство художественной выразительности используется в предложениях? 1. Анчар, как грозный часовой ,//Стоит – один во всей вселенной.( А. Пушкин) 2. “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)  3. Улыбнулись сонные березки. (С.Есенин) 4. Среди белеющих прудов // Кусты в пушистых полушубках… (С.Маршак) 5. Театр уж полон // ложи блещут //партер и кресла – всё кипит… (А.Пушкин) 6. Лес, точно терем расписной… (И.Бунин) 7. Простые краски северных широт: // Румяный клевер, лен голубоватый, // И солнца блеск, немного виноватый, // И облака, плывущие вразброд. (О.Фокина)

Укажите, какое средство художественной выразительности используется в предложениях?

1. Анчар, как грозный часовой ,//Стоит – один во всей вселенной.( А. Пушкин)

2. “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)

3. Улыбнулись сонные березки. (С.Есенин)

4. Среди белеющих прудов // Кусты в пушистых полушубках… (С.Маршак)

5. Театр уж полон // ложи блещут //партер и кресла – всё кипит… (А.Пушкин)

6. Лес, точно терем расписной… (И.Бунин)

7. Простые краски северных широт: // Румяный клевер, лен голубоватый, // И солнца блеск, немного виноватый, // И облака, плывущие вразброд. (О.Фокина)

Ключ к тесту Оцени свои знания 1 Кол-во неверных ответов:  1 – 2 сравнение 2 олицетворение Оценка: 5 3 3 – 4 4 5 – 6 4 олицетворение 3 метафора 7 5 2 метафора 6 сравнение 7 эпитет

Ключ к тесту

Оцени свои знания

1

Кол-во неверных ответов:

1 – 2

сравнение

2

олицетворение

Оценка:

5

3

3 – 4

4

5 – 6

4

олицетворение

3

метафора

7

5

2

метафора

6

сравнение

7

эпитет

Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Только в спальне горели свечи равнодушно-желтым огнем. Побледневшие звезды дрожали, трепетала листва тополей. Горит восток, пылает алым пламенем.

Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях:

  • Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
  • Только в спальне горели свечи равнодушно-желтым огнем.
  • Побледневшие звезды дрожали, трепетала листва тополей.
  • Горит восток, пылает алым пламенем.

Ключ к тесту: Оцени свои знания: Количество правильных ответов 1 4 2 СРАВНЕНИЕ Оценка ЭПИТЕТ «5» 3 3 4 ОЛИЦЕТВО-РЕНИЕ «4» 2 МЕТАФОРА «3» 1 «2»

Ключ к тесту:

Оцени свои знания:

Количество правильных ответов

1

4

2

СРАВНЕНИЕ

Оценка

ЭПИТЕТ

«5»

3

3

4

ОЛИЦЕТВО-РЕНИЕ

«4»

2

МЕТАФОРА

«3»

1

«2»

Домашнее задание Упр.

Домашнее задание

Упр.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!