СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Культура Российской империи. 18 век"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура Российской империи второй половины XVIII века имела свои особенности

  1. Формировались новые виды искусства – живопись, литература, архитектура;
  2. Создавались и развивались основ ы отечественной науки.

За короткие сроки Россия становится не только великой военной державой, но и одним из крупнейших культурных государств Европы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Культура Российской империи. 18 век"»

Тема урока: «Культура России во второй половине XVIII века» (художественная культура)

Тема урока:

«Культура России во второй

половине XVIII века»

(художественная культура)

План урока Особенности развития художественной культуры России. Направление в литературе. Направление в русской архитектуре. Живопись и скульптура. Развитие и становление русского театра и русской музыки.

План урока

  • Особенности развития художественной культуры России.
  • Направление в литературе.
  • Направление в русской архитектуре.
  • Живопись и скульптура.
  • Развитие и становление русского театра и русской музыки.
Особенности развития художественной культуры России Достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия; Чтение литературных произведений не только в светских салона, но и среди зарождающейся интеллигенции; Нормой «просвещенного» общества становятся спектакли и музыкальные вечера; Коллекционирование книг, картин, фарфора.

Особенности развития художественной культуры России

  • Достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия;
  • Чтение литературных произведений не только в светских салона, но и среди зарождающейся интеллигенции;
  • Нормой «просвещенного» общества становятся спектакли и музыкальные вечера;
  • Коллекционирование книг, картин, фарфора.
Направление в литературе Складывается развитая  система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Новый литературный язык и новая система стихосложения.

Направление в литературе

  • Складывается развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.
  • Новый литературный язык и новая система стихосложения.

Василий Кириллович Тредиаковский  (1703-1768)  Виват Россия! Виват драгая! Виват надежда! Виват благая! Скончу на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Сто языков надобно б было Прославить все то, что в тебе мило!

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768)

Виват Россия! Виват драгая!

Виват надежда! Виват благая!

Скончу на флейте стихи печальны,

Зря на Россию чрез страны дальны:

Сто языков надобно б было

Прославить все то, что в тебе мило!

Александр Петрович Сумароков  (1717 – 1777) Автор первых русских трагедий и комедий. Создал 9 трагедий и 12 комедий, около 400 басен.

Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777)

Автор первых русских трагедий и комедий.

Создал 9 трагедий и 12 комедий,

около 400 басен.

Денис Иванович Фонвизин  (1744-1792)  Гаврила Романович Державин  (1743 – 1816) Д.И. Фонвизин Г.Р.Державин

Денис Иванович Фонвизин (1744-1792) Гаврила Романович Державин (1743 – 1816)

Д.И. Фонвизин

Г.Р.Державин

Николай Михайлович Карамзин  (1766 – 1826) Основатель в литературе жанра - сентиментализм

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826)

Основатель в литературе жанра - сентиментализм

Александр Николаевич Радищев  (1749 – 1802) В своих произведения, в художественной форме, поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества

Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802)

В своих произведения, в художественной форме, поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества

Направление  в русской архитектуре Стремление показать возрастающую мощь Российской империи. Воплощаются национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием.

Направление в русской архитектуре

  • Стремление показать возрастающую мощь Российской империи.
  • Воплощаются национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием.
Варфоломей Варфоломеевич Растрелли  (1700 – 1771) Барокко: Пышность фасадов; Фасады украшены памятными колоннами, расставленными по всему фасаду

Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700 – 1771)

Барокко:

  • Пышность фасадов;
  • Фасады украшены памятными колоннами, расставленными по всему фасаду
Зимний дворец в Петербурге  позднее барокко

Зимний дворец в Петербурге позднее барокко

Большой дворец в Петергофе ( позднее барокко )

Большой дворец в Петергофе ( позднее барокко )

Дворец Строгановых

Дворец Строгановых

Смоленский монастырь Андреевская церковь в  Киеве

Смоленский монастырь Андреевская церковь в Киеве

Екатерининский дворец в Царском селе; ; середина XVIII в. ;  Б.Ф. Растрелли

Екатерининский дворец в Царском селе; ; середина XVIII в. ; Б.Ф. Растрелли

Здание двенадцати коллегий; первая половина XVIII в. Раннее барокко ; Д.Трезини, С.-П.

Здание двенадцати коллегий; первая половина XVIII в. Раннее барокко ; Д.Трезини, С.-П.

Архитектура В царствование Екатерины II на смену барокко пришел новый художественный стиль – классицизм. Художественным идеалом классицизма была античность. Академия наук. Архитектор Дж. Кваренги. 1783–1789 гг. Петербург

Архитектура

В царствование Екатерины II на смену барокко пришел новый художественный стиль – классицизм. Художественным идеалом классицизма была античность.

Академия наук. Архитектор Дж. Кваренги. 1783–1789 гг. Петербург

Отличительные признаки классицизма Преобладание прямых горизонтальных и вертикальных линий  Части зданий симметричны, пропорциональны  Колонны служат не только украшением, они поддерживают перекрытия Академия художеств. Архитекторы А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Вален-Деламот. 1764–1788 гг. Петербург.

Отличительные признаки классицизма

  • Преобладание прямых горизонтальных и вертикальных линий

  • Части зданий симметричны, пропорциональны

  • Колонны служат не только украшением, они поддерживают перекрытия

Академия художеств. Архитекторы А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Вален-Деламот.

1764–1788 гг. Петербург.

Отличительные признаки классицизма Крыши делают пологими  Фасады зданий окрашивают в сдержанные цвета – желтый, кофейный, серый, палевый Дворец в Павловске. Архитектор Ч. Камерон. 1782–1786 гг. Здание Академии наук. Петербург.

Отличительные признаки классицизма

  • Крыши делают пологими

  • Фасады зданий окрашивают в сдержанные цвета – желтый, кофейный, серый, палевый

Дворец в Павловске. Архитектор Ч. Камерон.

1782–1786 гг.

Здание Академии наук. Петербург.

Василий Иванович Баженов  (1738 – 1799) Классицизм: использование античных архитектурных сооружений

Василий Иванович Баженов (1738 – 1799)

Классицизм:

  • использование античных архитектурных сооружений
Московский классицизм Василий Иванович Баженов (1737/1738–1799 гг.) Царицыно. Третий кавалерский корпус. Архитектор В.И. Баженов. 1776–1779 гг. Художник И.Т. Некрасов. 1770-е гг. Фрагмент.

Московский классицизм

Василий Иванович Баженов (1737/1738–1799 гг.)

Царицыно. Третий кавалерский корпус. Архитектор В.И. Баженов. 1776–1779 гг.

Художник И.Т. Некрасов.

1770-е гг. Фрагмент.

Царицыно. Хлебный дом Царицыно. Оперный дом Царицыно. Хлебные ворота

Царицыно. Хлебный дом

Царицыно.

Оперный дом

Царицыно.

Хлебные ворота

Дом Пашкова. Архитектор В.И. Баженов. 1784–1786 гг. Москва

Дом Пашкова. Архитектор В.И. Баженов.

1784–1786 гг. Москва

Михайловский замок

Михайловский замок

Иван Егорович Старов  (1745 – 1808) Троицкий собор Александро –невской лавры   Таврический дворец в Петербурге

Иван Егорович Старов (1745 – 1808)

Троицкий собор

Александро –невской лавры

Таврический дворец в Петербурге

Чарльз Камерон (1730-е – 1812 гг.) Холодные бани. Архитектор Ч. Камерон. 1780–1785 гг. Царское Село Портрет Ч. Камерона. Художник А.О. Орловский. 1809 г

Чарльз Камерон

(1730-е – 1812 гг.)

Холодные бани. Архитектор Ч. Камерон. 1780–1785 гг. Царское Село

Портрет Ч. Камерона. Художник А.О. Орловский. 1809 г

Павильон Агатовые комнаты. Архитектор Ч. Камерон. 1780–1785 гг. Царское Село.

Павильон Агатовые комнаты. Архитектор Ч. Камерон. 1780–1785 гг. Царское Село.

Матвей Федорович Казаков  (1738-1812)  Сенат в Московском Кремле Московский Университет Дом Долгоруких в Москве

Матвей Федорович Казаков (1738-1812)

Сенат в Московском Кремле

Московский Университет Дом Долгоруких в Москве

Здание Сената в Московском Кремле. Архитектор М.Ф. Казаков. 1776–1787 гг. Купольный зал Сената

Здание Сената в Московском Кремле. Архитектор М.Ф. Казаков. 1776–1787 гг.

Купольный зал Сената

Дворец в Царицыно после реставрации начала 2000-х гг.

Дворец в Царицыно

после реставрации начала 2000-х гг.

Джакомо Кваренги (1744–1817 гг.) Зрительный зал Эрмитажного театра Портрет Дж. Кваренги. Художник Дж. Поли. 1810 г.

Джакомо Кваренги

(1744–1817 гг.)

Зрительный зал Эрмитажного театра

Портрет Дж. Кваренги.

Художник Дж. Поли. 1810 г.

Смольный институт Здание Академии наук. Петербург

Смольный институт

Здание Академии наук. Петербург

Живопись и скульптура Расцвет отечественной живописи и скульптуры; Разнообразие жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни; 1757 год – учреждение Академии художеств.

Живопись и скульптура

  • Расцвет отечественной живописи и скульптуры;
  • Разнообразие жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни;
  • 1757 год – учреждение Академии художеств.
Алексей Петрович Антропов  (1716-1795) Архиепископ Кулебяка. Портрет Измайловой. Парадный портрет Петра III .

Алексей Петрович Антропов (1716-1795)

Архиепископ Кулебяка. Портрет Измайловой. Парадный портрет Петра III .

Иван Петрович Аргунов  (1729-1802)  Портрет крестьянки Портрет К.А. Хрипунова. Портрет И.П. Ветошниковой  в русском костюме .

Иван Петрович Аргунов (1729-1802)

Портрет крестьянки Портрет К.А. Хрипунова. Портрет И.П. Ветошниковой

в русском костюме .

Николай Иванович Аргунов  (1771 – 1829)  Портрет Портрет Портрет Т.В.Шлыковой – Гранатовой. Н.П. Шереметьева. П.И. Ковалевой-Жемчуговой.

Николай Иванович Аргунов (1771 – 1829)

Портрет Портрет Портрет

Т.В.Шлыковой – Гранатовой. Н.П. Шереметьева. П.И. Ковалевой-Жемчуговой.

Федор Степанович Рокотов  (1735 – 1808) Портрет А.П. Струйской. Портрет Екатерины II. Портрет Г.Г. Орлова

Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808)

Портрет А.П. Струйской. Портрет Екатерины II. Портрет Г.Г. Орлова

Дмитрий Григорьевич Левицкий  (1735 – 1822) Портрет Н.И.Новикова Портрет П.А.Демидова

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822)

Портрет Н.И.Новикова Портрет П.А.Демидова

Портреты воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Глафиры Ивановны Алымовой Натальи Семеновны Борщовой

Портреты воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц

Глафиры Ивановны Алымовой Натальи Семеновны Борщовой

Владимир Лукич Боровиковский  (1757 – 1825) Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач. Ее глаза – как два обмана, Покрыты мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук…. Н.А. Заболоцкий  Портрет М.И. Лопухиной

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825)

Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач.

Ее глаза – как два обмана,

Покрыты мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук….

Н.А. Заболоцкий

Портрет М.И. Лопухиной

Григорий Иванович Угрюмов  Антон Павлович Лосенко  А.П. Лосенко Г.И. Угрюмов А.П.Лосенко «Владимир перед Рогнедой». Избрание Михаила Федоровича на царство. «Взятие Казани»

Григорий Иванович Угрюмов Антон Павлович Лосенко

А.П. Лосенко Г.И. Угрюмов А.П.Лосенко

«Владимир перед Рогнедой». Избрание Михаила Федоровича на царство. «Взятие Казани»

Михаил Иванович Махаев

Михаил Иванович Махаев

Михаил Шибанов Празднество свадебного сговора Крестьянский обед

Михаил Шибанов

Празднество свадебного сговора Крестьянский обед

Федот Иванович Шубин  (1740- 1805) Екатерина – законодательница Портрет Безбородко

Федот Иванович Шубин (1740- 1805)

Екатерина – законодательница Портрет Безбородко

 Портрет А.М. Голицина Портрет М. Ломоносова

Портрет А.М. Голицина Портрет М. Ломоносова

Э. Фальконе Являлся представителем светского жанра классицизм   «Медный всадник»

Э. Фальконе

Являлся представителем светского жанра классицизм

«Медный всадник»

Развитие и становление русского театра и русской музыки Открытие театров при учебных заведениях; 1756 – учреждение «Русского для представления трагедий и комедий театр»; Крепостные театры; 1779 г. – открытие первых частных театров.

Развитие и становление русского театра и русской музыки

  • Открытие театров при учебных заведениях;
  • 1756 – учреждение «Русского для представления трагедий и комедий театр»;
  • Крепостные театры;
  • 1779 г. – открытие первых частных театров.
Федор Григорьевич Волков  (1729 – 1763) Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова (Ярославль)

Федор Григорьевич Волков (1729 – 1763)

Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова (Ярославль)

Зрительный зал Эрмитажного театра

Зрительный зал Эрмитажного театра

Татьяна Васильевна Шлыкова – Гранатова  Просковья Ивановна Ковалева – Жемчугова

Татьяна Васильевна Шлыкова – Гранатова

Просковья Ивановна Ковалева – Жемчугова

В XVIII формируется русская композиторская школа Е.И. Фомин(1761-1800) Д.С. Бортнянский(1751-1825)

В XVIII формируется русская композиторская школа

Е.И. Фомин(1761-1800) Д.С. Бортнянский(1751-1825)

Итоги развития русской культуры второй половины XVIII века Формирование новых видов искусства – живопись, литература, архитектура; Создание и развитие основ отечественной науки. За короткие сроки Россия становится не только великой военной державой, но и одним из крупнейших культурных государств Европы.

Итоги развития русской культуры второй половины XVIII века

  • Формирование новых видов искусства – живопись, литература, архитектура;
  • Создание и развитие основ отечественной науки.

За короткие сроки Россия становится не только великой военной державой, но и одним из крупнейших культурных государств Европы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!