СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Культура России в начале 20 века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал позволит обощить знания учеников по теме "Культура России в начале 20 века" 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Культура России в начале 20 века"»

Культура России  в конце XIX – начале XX века

Культура России в конце XIX – начале XX века

План работы Духовное состояние общества. Городская и сельская жизнь. Серебряный век в литературе. Живопись. Архитектура. Театр. Кино. Балет.

План работы

  • Духовное состояние общества.
  • Городская и сельская жизнь.
  • Серебряный век в литературе.
  • Живопись. Архитектура.
  • Театр. Кино. Балет.
1. Духовное состояние общества Нарушение гармонии между природой и обществом Переосмысление проблем человечества Стандартизация порождает растерянность

1. Духовное состояние общества

Нарушение гармонии между природой и обществом

Переосмысление проблем человечества

Стандартизация порождает растерянность

В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название серебряного века русской культуры, который начинается “Миром искусства” и заканчивается символизмом. 1. Россия дала миру творческие шедевры в самых различных областях - живописи, литературе, музыке, архитектуре, науке, общественной мысли, философии 2. Однако существовал разрыв между неграмотными народными массами и культурной элитой.

В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название серебряного века русской культуры, который начинается “Миром искусства” и заканчивается символизмом.

1. Россия дала миру творческие шедевры в самых различных областях - живописи, литературе, музыке, архитектуре, науке, общественной мысли, философии

2. Однако существовал разрыв между неграмотными народными массами и культурной элитой.

Особенности: 1. Искусство серебряного века стремится быть только искусством (Искусство золотого века активно вторгалось в общественную жизнь и  политику). 2. Восприятие мира становится более свободным (Личность художника становиться более раскрепощенной, ощущение замкнутости мира начинает ослабевать). 3. Новый тип культуры формируется на основе критицизма :  духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и новых идей. 4. Характерной чертой новой культуры является космологизм — элемент и новой картины мира, и нового ее осмысления. 5. Пессимистические настроения возникают в переходные периоды, крепнет чувство наступления конца мира.

Особенности:

1. Искусство серебряного века стремится быть только искусством (Искусство золотого века активно вторгалось в общественную жизнь и политику).

2. Восприятие мира становится более свободным (Личность художника становиться более раскрепощенной, ощущение замкнутости мира начинает ослабевать).

3. Новый тип культуры формируется на основе критицизма : духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и новых идей.

4. Характерной чертой новой культуры является космологизм — элемент и новой картины мира, и нового ее осмысления.

5. Пессимистические настроения возникают в переходные периоды, крепнет чувство наступления конца мира.

Просвещение Система обучения из трёх ступеней: Начальная  – церковноприходские школы, народные училища; Средняя  – классическая гимназия, реальные и коммерческие училища; Высшая школа  – университеты, институты. Для рабочих действовали воскресные школы, рабочие курсы,   просветительские общества и народные дома. Издательское дело Большое влияние на просвещение оказала периодическая печать –   количество легальных газет увеличилось - со 125 более  1100 ежедневных. Спектр политической ориентации: от крайне правых (черносотенных)   до крайне радикальных (левого толка).

Просвещение

Система обучения из трёх ступеней:

Начальная – церковноприходские школы, народные училища;

Средняя – классическая гимназия, реальные и коммерческие училища;

Высшая школа – университеты, институты.

Для рабочих действовали воскресные школы, рабочие курсы,

просветительские общества и народные дома.

Издательское дело

Большое влияние на просвещение оказала периодическая печать –

количество легальных газет увеличилось - со 125 более

1100 ежедневных.

Спектр политической ориентации: от крайне правых (черносотенных)

до крайне радикальных (левого толка).

Наука Нобелевский лауреат И.И. Мечников – один из основоположников сравнительной патологии и микробиологии Мечников и Луи Пастер

Наука

Нобелевский лауреат И.И. Мечников – один из основоположников сравнительной патологии

и микробиологии

Мечников и Луи Пастер

Наука В.И. Вернадский - один из основателей геохимии и биогеохимии Нобелевский лауреат И.П. Павлов разработал учение об условных рефлексах

Наука

В.И. Вернадский - один из основателей геохимии и биогеохимии

Нобелевский лауреат

И.П. Павлов

разработал учение

об условных

рефлексах

От дирижабля до ракеты – К.Э. Циолковский Проект ракеты Циолковского Модель аэростата Циолковского Аэродинамическая труба Циолковского

От дирижабля до ракеты – К.Э. Циолковский

Проект ракеты Циолковского

Модель аэростата

Циолковского

Аэродинамическая труба Циолковского

Аэроплавание Русский пилот С.И. Уточкин Н.Е. Жуковский ( справа) и его  ученик С.А. Чаплыгин, заложившие основы аэродинамики и создавшие аэродинамическую трубу Удостоверение пилота М.Н. Ефимова

Аэроплавание

Русский пилот

С.И. Уточкин

Н.Е. Жуковский ( справа) и его

ученик С.А. Чаплыгин,

заложившие основы

аэродинамики и создавшие

аэродинамическую трубу

Удостоверение пилота

М.Н. Ефимова

Аэроплавание Актёр Г.Е. Котельников в 1911 г. создал первый авиационный ранцевый парашют

Аэроплавание

Актёр

Г.Е. Котельников

в 1911 г. создал

первый

авиационный

ранцевый

парашют

Аэроплавание Петля Нестерова Прославленный русский летчик П.Н. Нестеров Таранный удар Нестерова Самолет, построенный П.Н. Нестеровым

Аэроплавание

Петля Нестерова

Прославленный

русский летчик

П.Н. Нестеров

Таранный удар

Нестерова

Самолет, построенный П.Н. Нестеровым

Авиаконструктор, ученый, изобретатель, философ И.И. Сикорский Авиастроение Самолеты Сикорского « Русский Витязь » (вверху) и « Илья Муромец » (внизу) Геликоптер И.И. Сикорского Гидросамолет С-5а Сикорского

Авиаконструктор,

ученый,

изобретатель,

философ

И.И. Сикорский

Авиастроение

Самолеты Сикорского « Русский Витязь » (вверху) и « Илья Муромец »

(внизу)

Геликоптер

И.И. Сикорского

Гидросамолет С-5а Сикорского

Изобретения Я.М. Гаккеля Самолет «Гаккель- VII » Я.М. Гаккель Самолет «Гаккель- IX » Тепловоз Щэл 1

Изобретения Я.М. Гаккеля

Самолет

«Гаккель- VII »

Я.М. Гаккель

Самолет «Гаккель- IX »

Тепловоз Щэл 1

Изобретение радио Русский изобретатель радио А.С. Попов Первый грозоотметчик

Изобретение радио

Русский изобретатель

радио А.С. Попов

Первый грозоотметчик

Философия Духовную основу религиозно-философского Ренессанса составило учение В.С. Соловьёва о всеединстве, о конечной победе добра над враждой и распадом. В революции религиозные философы увидели серьезную угрозу будущему России. Они восприняли её как начало национальной катастрофы. В противовес революции они выдвигали идею духовного очищения личности.

Философия

Духовную основу религиозно-философского

Ренессанса составило учение

В.С. Соловьёва о всеединстве,

о конечной победе добра

над враждой и распадом.

В революции религиозные

философы увидели серьезную

угрозу будущему России.

Они восприняли её как начало

национальной катастрофы.

В противовес революции они

выдвигали идею духовного

очищения личности.

Русскую ре лигиозную философию представляли Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков

Русскую ре лигиозную философию

представляли

Н.А. Бердяев, С.Л. Франк,

Л.П. Карсавин

П.А. Флоренский

и С.Н. Булгаков

В.В. Розанов П.Б. Струве С.Н. и Е.Н. Трубецкие

В.В. Розанов

П.Б. Струве

С.Н. и Е.Н. Трубецкие

Для этой эпохи характерна «всеобщая переоценка ценнос тей», противоречивость творчества многих пи сателей, поэтов, пора исканий и сомнений . Очень хорошо отразил эту обстановку Д.С. Мережковский: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами - это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой, многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний»

Для этой эпохи характерна «всеобщая переоценка

ценнос тей», противоречивость творчества многих

пи сателей, поэтов, пора исканий и сомнений .

Очень хорошо отразил эту обстановку

Д.С. Мережковский:

«Наше время должно определить двумя противоположными чертами - это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа.

Мы присутствуем при великой, многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний»

2. Городская и сельская жизнь. Изменение облика городов: Благоустройство городов (асфальтированные улицы, электрическое освещение). Появление доходных домов (многоквартирных для сдачи жилья в наем). Каменные здания вытесняют деревянные. Здания оснащаются водопроводом, канализацией. Появление общественного транспорта. Автобус на Сенатской площади. 1912 Конка на Большом Каменном мосту. 1900-е годы

2. Городская и сельская жизнь.

Изменение облика городов:

  • Благоустройство городов (асфальтированные улицы,

электрическое освещение).

  • Появление доходных домов (многоквартирных для сдачи жилья в наем).
  • Каменные здания вытесняют деревянные.
  • Здания оснащаются водопроводом, канализацией.
  • Появление общественного транспорта.

Автобус на

Сенатской площади. 1912

Конка на Большом

Каменном мосту.

1900-е годы

Изменения в жизни села: Строительство 2-, 3- комнатных изб. Исчез обычай держать в жилом помещении зимой мелкий домашний скот. Использование фабричной посуды. «Железные крыши» вытесняют крыши, покрытые тесом, дранкой. Стены украшают семейными фотографиями, зеркалами.

Изменения в жизни села:

  • Строительство 2-, 3- комнатных изб.
  • Исчез обычай держать в жилом

помещении зимой мелкий домашний

скот.

  • Использование фабричной посуды.
  • «Железные крыши» вытесняют крыши,

покрытые тесом, дранкой.

  • Стены украшают семейными фотографиями,

зеркалами.

3. Серебряный век в литературе Литературные течения  серебряного века символизм футуризм имажинизм акмеизм

3. Серебряный век в литературе

Литературные течения

серебряного века

символизм

футуризм

имажинизм

акмеизм

Появилось новое литературное течение – символизм – направление, объявившее основой искусства символ, а не реалистический художественный образ. То же, что и символика – совокупность каких-либо символов .

Появилось новое

литературное течение – символизм

направление, объявившее основой

искусства символ, а не

реалистический

художественный образ.

То же, что и символика

совокупность

каких-либо символов .

Символисты  (Французское symbolisme от греческого symbolon — знак, символ).   З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, А. А. Блок, С..Соловьёв ,    К.Бальмонт, В.Иванов,  И.Ф.Анненский   К.Бальмонт    А.Белый А.Блок

Символисты (Французское symbolisme от греческого symbolon — знак, символ).

З. Н. Гиппиус,

В. Я. Брюсов,

К. Д. Бальмонт,

Ф. К. Сологуб,

А. А. Блок,

С..Соловьёв ,

К.Бальмонт,

В.Иванов,

И.Ф.Анненский

К.Бальмонт

 

А.Белый

А.Блок

Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами — Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Соловьёв «Милый друг» Соловьёв «Милый друг»

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами —

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий?

  • Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий?

Соловьёв «Милый друг»

  • Соловьёв «Милый друг»
акмеизм (цветущая сила) – возник как реакция на символизм в условиях кризиса буржуазной культуры и выразивший декадентское (упадническое) умонастроение. Объединившиеся в группу «Цех поэтов», возражали против ухода поэзии в «миры иные», в «непознаваемое», декларируя предпочтения реальной, земной жизни и возвращение поэзии к стихии «естества».
  • акмеизм (цветущая сила) – возник как реакция на символизм в условиях кризиса

буржуазной культуры и выразивший

декадентское (упадническое) умонастроение.

Объединившиеся в группу «Цех поэтов»,

возражали против ухода поэзии в «миры иные», в «непознаваемое», декларируя предпочтения реальной, земной жизни и возвращение поэзии к стихии «естества».

    Акмеисты (От греческого akme` — остриё, высшая степень чего-либо, цветущая сила). Н. С. Гумилёв (1886 – 1921) А. А. Ахматова (18889 – 1966) О. Э. Мандельштам (1891 – 1938) Г. В. Иванов (1894 – 1958) В. И. Нарбут (1888 – 1938) О.Мандельштам А.Ахматова

    Акмеисты (От греческого akme` — остриё, высшая степень чего-либо, цветущая сила).

Н. С. Гумилёв (1886 – 1921)

А. А. Ахматова (18889 – 1966)

О. Э. Мандельштам (1891 – 1938)

Г. В. Иванов (1894 – 1958)

В. И. Нарбут (1888 – 1938)

О.Мандельштам

А.Ахматова

Накануне Первой мировой войны в русской  поэзии  зарождаются такие соперничающие между собой течения как: Футуризм  - формалистическое направление, отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль – «искусство будущего», который должен был разрушить все традиции и приёмы старого искусства

Накануне Первой мировой войны в русской поэзии зарождаются такие соперничающие между собой течения как:

  • Футуризм - формалистическое направление, отвергавшее

реализм и пытавшееся создать

новый стиль – «искусство будущего»,

который должен был разрушить все традиции и приёмы

старого искусства

    Футуристы  (От латинского futurum — будущее ).   В.  Хлебников В. В. Маяковский Д. Д. Бурлюк И. Северянин В первом манифесте «Пощечина общественному вкусу» прозвучал призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности».

    Футуристы (От латинского futurum будущее ).

В.  Хлебников

В. В. Маяковский

Д. Д. Бурлюк

И. Северянин

В первом манифесте «Пощечина общественному вкусу» прозвучал призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности».

    Имажинисты  [от французского image — образ] С. А. Есенин А. Б. Мариенгоф В. Г. Шершеневич «Изба старуха челюстью порога  Жует пахучий мякиш тишины» (С. Есенин)  «Черпаками строк не выкачать  Выгребную яму моей души» (Шершеневич).

   Имажинисты [от французского image — образ]

С. А. Есенин

А. Б. Мариенгоф

В. Г. Шершеневич

«Изба старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины»

(С. Есенин)

«Черпаками строк не выкачать Выгребную яму моей души»

(Шершеневич).

3. Живопись. Архитектура Мир искусства  — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890 -х. Под тем же названием выходил журнал , издававшийся с 1898 г. членами группы. Основателями «Мира искусств» стали художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев .

3. Живопись. Архитектура

Мир искусства — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890 -х. Под тем же названием выходил журнал , издававшийся с 1898 г. членами группы.

Основателями «Мира искусств» стали художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев .

« Мирискусники » С.П.  Дяги лев «Спас Нерукотворный и Князья Святые» Троицкая церковь «Заморские гости» Н.К. Рерих

« Мирискусники »

С.П. Дяги лев

«Спас

Нерукотворный

и Князья

Святые»

Троицкая

церковь

«Заморские гости»

Н.К. Рерих

« Мирискусники » И.Я. Билибин Эскиз костюма к Лопе де Вега Суд во время Русской Правды Катя в голубом у ёлки З.Е. Серебрякова «Автопортрет»

« Мирискусники »

И.Я. Билибин

Эскиз костюма

к Лопе де Вега

Суд во время

Русской Правды

Катя в голубом

у ёлки

З.Е. Серебрякова

«Автопортрет»

« Мирискусники » Портрет Ф.И. Шаляпина Русская Венера Б.М. Кустодиев (авт опортрет) А.Н. Бенуа Иллюстрация «Медного всадника» Оформление Итальянской комедии

« Мирискусники »

Портрет

Ф.И. Шаляпина

Русская

Венера

Б.М. Кустодиев

(авт опортрет)

А.Н. Бенуа

Иллюстрация

«Медного всадника»

Оформление

Итальянской комедии

Появляются различные направления   русского авангарда П.П. Кончаловский В.В. Кандинский «Третьяковская галерея» «Сирень»

Появляются различные направления

русского авангарда

П.П. Кончаловский

В.В.

Кандинский

«Третьяковская

галерея»

«Сирень»

Суперматические: Чёрный круг Чёрный квадрат К.С. Малевич На бульваре Скачет красная конница

Суперматические:

Чёрный

круг

Чёрный

квадрат

К.С. Малевич

На бульваре

Скачет красная конница

Художники, входившие в группы «Бубновый валет», «Ослиный хвост», кубоформисты, супремисты экспериментировали в области цвета и формы, используя опыт Поля Сезанна и европейских кубистов Вершиной этого жанра в России явились портреты созданные В.А. Серовым В.А. Серов Девушка, освещённая солнцем Девочка с персиками

Художники, входившие в группы «Бубновый валет», «Ослиный хвост», кубоформисты, супремисты экспериментировали в области цвета и формы, используя опыт Поля Сезанна и европейских кубистов

Вершиной этого жанра в России явились портреты созданные В.А. Серовым

В.А. Серов

Девушка,

освещённая

солнцем

Девочка

с персиками

«Древний ужас» «Эскиз балетного костюма к балету Жар Птица» Л.Бакст

«Древний ужас»

«Эскиз балетного костюма

к балету Жар Птица»

Л.Бакст

Лансере Евгений Евгеньевич   Корабли времен Петра I. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе.

Лансере Евгений Евгеньевич

Корабли времен Петра I.

Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе.

Бенуа Альберт Николаевич Роща

Бенуа Альберт Николаевич

Роща

Врубель Михаил Александрович Демон сидящий Море

Врубель

Михаил

Александрович

Демон сидящий

Море

«Бубновый валет» - первоначально такое название получила выставка художников (декабрь 1910 — январь 1911 ), впоследствии вошедших в одноимённое творческое объединение Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма , так и реализма  XIX века . Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П.Сезанна, а также возврат к приёмам русского лубка и народной игрушки

«Бубновый валет» -

первоначально такое название получила выставка художников (декабрь 1910 — январь 1911 ), впоследствии вошедших в одноимённое творческое объединение

Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма , так и реализма XIX века . Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П.Сезанна, а также возврат к приёмам русского лубка и народной игрушки

Кончаловский Петр Петрович Сухие краски Сирень

Кончаловский Петр Петрович

Сухие краски

Сирень

А. Лентулов Женщина с гитарой Сельский домик

А. Лентулов

Женщина с гитарой

Сельский домик

Приверженцем импрессионизма в русской живописи выступает: К.А. Коровин Paris. Cafe de la Paix Портрет Ф.И. Шаляпина

Приверженцем

импрессионизма в русской

живописи выступает:

К.А. Коровин

Paris. Cafe de la Paix

Портрет Ф.И. Шаляпина

Скульптура Кресло С.Т. Коненкова С.Т. К оненков Пророк Иоганн – Себастьян Бах

Скульптура

Кресло

С.Т. Коненкова

С.Т. К оненков

Пророк

Иоганн – Себастьян Бах

Скульптура Портрет Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны П.П. Трубецкой Портрет Исаака Левитана Памятник Александру III

Скульптура

Портрет

Великой

Княгини

Елизаветы

Фёдоровны

П.П. Трубецкой

Портрет

Исаака

Левитана

Памятник Александру III

Архитектура Начало XX века характеризуется творческим оживлением в архитектуре, появляются различные течения, активизируется творческая борьба между ними. В противовес безжизненному академическому псевдорусскому эклектизму  возникла живая струя романтизма  XX века. Щусев А.В. Здание Казанского вокзала в Москве В начале XX века в русскую архитектуру проникает с Запада влияние стиля  модерн (графичность, декоративность, погоня за асимметрией). В своем чистом виде этот стиль выражает новаторские тенденции западной архитектуры, вызванные появлением новых материалов, новой техники железобетона. Шехтель Ф.О. Особняк З. Г. Морозовой (1898)

Архитектура

Начало XX века характеризуется творческим оживлением в архитектуре, появляются различные течения, активизируется творческая борьба между ними. В противовес безжизненному академическому псевдорусскому эклектизму возникла живая струя романтизма XX века.

Щусев А.В.

Здание Казанского вокзала в Москве

В начале XX века в русскую архитектуру проникает с Запада влияние стиля модерн (графичность, декоративность, погоня за асимметрией). В своем чистом виде этот стиль выражает новаторские тенденции западной архитектуры, вызванные появлением новых материалов, новой техники железобетона.

Шехтель Ф.О.

Особняк З. Г. Морозовой (1898)

Архитектура Особня́к Рябуши́нского — городская усадьба, построенная архитектором Фёдором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского в 1900—1903 годах. Является одним из наиболее репрезентативных примеров раннего модерна в русской архитектуре. С 1965-го в здании располагается музей-квартира Горького.

Архитектура

Особня́к Рябуши́нского — городская усадьба, построенная архитектором Фёдором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского в 1900—1903 годах. Является одним из наиболее репрезентативных примеров раннего модерна в русской архитектуре. С 1965-го в здании располагается музей-квартира Горького.

Киноискусство Первые киносъемки и киносеансы в России прошли уже в 1896 г. Кино развивается первые годы как документальное и постановочное, с игровыми моментами - от видовых сюжетов, феерий до примитивных комедий. Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного»).

Киноискусство

Первые киносъемки и киносеансы в России прошли уже в 1896 г. Кино развивается первые годы как документальное и постановочное, с игровыми моментами - от видовых сюжетов, феерий до примитивных комедий.

Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного»).

Театральные подмостки В 1904 г. В Санкт-Петербурге открылся Городской театр, созданный В.Ф. Комиссаржевской Виднейшие представители русской вокальной школы Л.В. Собинов – партия Ленского А.В. Нежданова

Театральные подмостки

В 1904 г. В Санкт-Петербурге открылся

Городской театр, созданный

В.Ф. Комиссаржевской

Виднейшие представители

русской вокальной школы

Л.В. Собинов –

партия Ленского

А.В. Нежданова

Театр Антон Павлович Чехов читает «Чайку» артистам театра. 1899 г. Здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке , 1900 г.

Театр

Антон Павлович Чехов читает «Чайку» артистам театра. 1899 г.

Здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке , 1900 г.

Яркими представителями  отечественной школы классического танца были: А.П. Павлова «Умирающий лебедь» В.Ф. Нижинский в роли Ваю в балете «Талисман» Мариуса Петипа

Яркими представителями

отечественной школы

классического танца

были:

А.П. Павлова

«Умирающий

лебедь»

В.Ф. Нижинский в роли

Ваю в балете «Талисман»

Мариуса Петипа

К.С.Станиславский А.Чудинова  в роли Екатерины I

К.С.Станиславский

А.Чудинова в роли Екатерины I

К началу XX в. русский балет  занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера  М. И. Петипа . Матильда Адамовна Кржезинская Портрет Дягилева работы  Валентина Серова

К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера

М. И. Петипа .

Матильда Адамовна

Кржезинская

Портрет Дягилева работы

Валентина Серова

В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. И. Стравинский  (1882-1971)

В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник.

И. Стравинский

(1882-1971)

"Петрушка"

А.Павлова.

Умирающий

лебедь

произведения симфонической и камерной музыки А.Н. Скрябин С.В. Рахманинов А.К. Глазунов Р.М. Глиэр

произведения симфонической и камерной музыки

А.Н. Скрябин

С.В. Рахманинов

А.К. Глазунов

Р.М. Глиэр

Официальной датой рождения кино в России считается 15 октября 1908 г. Вышел первый отечественный игровой фильм « Понизовая вольница »

Официальной датой рождения кино в России считается

15 октября 1908 г.

Вышел первый

отечественный

игровой фильм

« Понизовая

вольница »

А.А. Ханжонков создал свою кинофабрику в 1906 г. Кинотеатр Ханжонкова Заставка фильмов производства  ателье Ханжонкова

А.А. Ханжонков создал

свою кинофабрику в 1906 г.

Кинотеатр Ханжонкова

Заставка фильмов производства

ателье Ханжонкова

Звезды русского кино Иван Мозжухин Вера Холодная «Отец Сергий»

Звезды русского кино

Иван Мозжухин

Вера Холодная

«Отец Сергий»

Одним из самых популярных видов спорта была французская борьба Прославленным борцом, атлетом и кумиром молодежи того времени был многократный чемпион мира по французской борьбе среди профессионалов Иван Максимович Поддубный

Одним из самых популярных видов спорта

была французская борьба

Прославленным борцом, атлетом и кумиром молодежи

того времени был многократный чемпион мира

по французской борьбе среди профессионалов

Иван Максимович Поддубный

Фигурное катание стало массовым со времени Петра I , когда он привез из Европы первые коньки. Петербургский фигурист Н.А. Панин-Коломенкин стал первым и единственным в Российской империи Олимпийским чемпионом. Золотую медаль он выиграл в 1908 г. На IV Олимпийских играх в Лондоне. Специальные фигуры

Фигурное катание стало массовым

со времени Петра I , когда он привез

из Европы первые коньки.

Петербургский фигурист Н.А. Панин-Коломенкин

стал первым и единственным в Российской империи Олимпийским чемпионом.

Золотую медаль

он выиграл

в 1908 г. На

IV Олимпийских

играх

в Лондоне.

Специальные фигуры

С древних времен на Руси были известны  шахматы . Основоположником русской шахматной школы стал неоднократ- ный чемпион России и претендент на мировую корону. М.И. Чигорин

С древних времен на Руси

были известны шахматы .

Основоположником

русской

шахматной

школы

стал

неоднократ-

ный

чемпион

России и

претендент

на мировую

корону.

М.И. Чигорин

В конце XIX в. россияне стали играть в футбол , который завезли в Россию английские служащие и работники. Сегодня отмечается 100 лет «футбольной Цусимы». В 1912 г. На V Олимпийских играх сборная потерпела поражение от сборной Финляндии и особенно от команды Германии – 0:16!

В конце XIX в. россияне стали играть в

футбол , который завезли в Россию

английские служащие и работники.

Сегодня отмечается 100 лет

«футбольной Цусимы».

В 1912 г. На V Олимпийских играх

сборная потерпела поражение от

сборной Финляндии и особенно от

команды Германии – 0:16!

Проверим? Что объединяет эти ряды? 1. З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. 2. А.Горский, А.Павлова, М.Кржезинская. 3. Щусев А., Шехтель Ф., Н.Лазарев.

Проверим?

Что объединяет эти ряды?

  • 1. З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок.
  • 2. А.Горский, А.Павлова, М.Кржезинская.
  • 3. Щусев А., Шехтель Ф., Н.Лазарев.
Проверим? 1. Назовите основные литературные течения серебряного века.   2. Перечислите творческие сообщества, объединившие художников рубежа XIX-XX века.

Проверим?

1. Назовите основные литературные течения

серебряного века.

2. Перечислите творческие сообщества, объединившие художников рубежа XIX-XX века.

Проверим? С чем связано название истории русской культуры конца XIX - начала XX в. -серебряный век?

Проверим?

С чем связано название истории русской культуры конца XIX - начала XX в. -серебряный век?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!