СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Критическое мышление на уроках Географии" - 11 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Критическое мышление на уроках Географии" - 11 класс»

Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии Учитель географии МБОУ лицея №6 г.Ессентуки Козина Любовь Александровна

Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии

Учитель географии МБОУ лицея №6 г.Ессентуки

Козина Любовь Александровна

РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Разработали программу педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит. Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
  • РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Разработали программу педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит.
  • Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть.
  • Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
Цели технологии РКМЧП Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Развитие аналитического мышления. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Цели технологии РКМЧП

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического мышления.
  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Стадии технологии РКМЧП Стадия(фаза) Функция Вызов Мотивационная (пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов имеющихся знаний) Коммуникационная (обмен мнениями) Осмысление содержания Информационная (получение новой информации) Систематизационная (классификация полученной информации) Мотивационная (сохранение интереса к теме) Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Оценочная (оценка процесса)

Стадии технологии РКМЧП

Стадия(фаза)

Функция

Вызов

  • Мотивационная (пробуждение интереса к теме)
  • Информационная (вызов имеющихся знаний)
  • Коммуникационная (обмен мнениями)

Осмысление содержания

  • Информационная (получение новой информации)
  • Систематизационная (классификация полученной информации)
  • Мотивационная (сохранение интереса к теме)

Рефлексия

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
  • Информационная (приобретение нового знания)
  • Оценочная (оценка процесса)
Организация урока В основе организации учебного процесса - работа учащихся в динамических парах и группах. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Роль учителя – в основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала (модели, рисунки, схемы и т.п.).

Организация урока

  • В основе организации учебного процесса - работа учащихся в динамических парах и группах.
  • Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
  • Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно.
  • Роль учителя – в основном координирующая.
  • Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала (модели, рисунки, схемы и т.п.).
Приемы технологии РКМЧП  на уроках географии Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление.  Тема: «Состав топливно-энергетического комплекса», 9 класс  Состав ТЭК Топливная промышленность Электроэнергетика ГЭС ТЭС Угольная Газовая Нефтяная АЭС Использование нетрадиционных видов энергии Торфяная

Приемы технологии РКМЧП на уроках географии

  • Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление.

Тема: «Состав топливно-энергетического комплекса», 9 класс

Состав ТЭК

Топливная промышленность

Электроэнергетика

ГЭС

ТЭС

Угольная

Газовая

Нефтяная

АЭС

Использование нетрадиционных видов энергии

Торфяная

«Корзина идей, понятий, имен…» - учащиеся выписывают слова и выражения, связанные, по их мнению, с предложенной темой. Прием может использоваться для составления кластера или при подготовке к контрольно-обобщающему уроку. «Чтение с пометками INSERT » – учащиеся знакомятся с текстом делая пометки на полях текста:  v – было известно учащимся ранее  + - новая информация  ? – информация не вполне понятна
  • «Корзина идей, понятий, имен…» - учащиеся выписывают слова и выражения, связанные, по их мнению, с предложенной темой. Прием может использоваться для составления кластера или при подготовке к контрольно-обобщающему уроку.
  • «Чтение с пометками INSERT » – учащиеся знакомятся с текстом делая пометки на полях текста:

v – было известно учащимся ранее

+ - новая информация

? – информация не вполне понятна

«Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей.  Тема: «Природные зоны России» ,8 класс  Знаю Хочу узнать Широтная зональность  Природные зоны Евразии  Высотная поясность Узнал Природные зоны России: их географическое положение, природные особенности Природные зоны России: арктическая пустыня, тундра и лесотундра, лесная зона, лесостепь, степь, полупустыни и пустыни
  • «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей.

Тема: «Природные зоны России» ,8 класс

Знаю

Хочу узнать

Широтная зональность

Природные зоны Евразии

Высотная поясность

Узнал

Природные зоны России: их географическое положение, природные особенности

Природные зоны России: арктическая пустыня, тундра и лесотундра, лесная зона, лесостепь, степь, полупустыни и пустыни

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов  Тема: «Русская равнина» 8 класс «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Где расположена Русская равнина? Какие реки протекают по территории Русской равнины? Что такое «бараньи лбы»? С чем связано широкое распространение болот и озер на северо-западе Русской равнины? Как влияют внешние силы на современный рельеф равнины?
  • Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов

Тема: «Русская равнина» 8 класс

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Где расположена Русская равнина?

Какие реки протекают по территории Русской равнины?

Что такое «бараньи лбы»?

С чем связано широкое распространение болот и озер на северо-западе Русской равнины?

Как влияют внешние силы на современный рельеф равнины?

Взаимоопрос – работа в парах по заданной теме. Синквейн – краткое выражение учебного материала: Существительное (ключевое слово) Урал Два прилагательных (характеризующие данное понятие) Горный, богатый Три глагола (действие понятия) Разделяет, добывает, разрушается Фраза из нескольких слов Опорный край державы, её добытчик и кузнец Слово – резюме Каменный пояс
  • Взаимоопрос – работа в парах по заданной теме.
  • Синквейн – краткое выражение учебного материала:
  • Существительное (ключевое слово) Урал
  • Два прилагательных (характеризующие данное понятие) Горный, богатый
  • Три глагола (действие понятия) Разделяет, добывает, разрушается
  • Фраза из нескольких слов Опорный край державы, её добытчик и кузнец
  • Слово – резюме Каменный пояс
Концептуальная таблица  Тема: «Своеобразие природы Урала», 8 кл. Учебный «мозговой штурм» - работа в группах по плану: создание банка идей, анализ идей, обработка результатов Приполярный Урал Линии сравнения Южный Урал Географ. положение Высочайшие вершины Полезные ископаемые Климат Высотная поясность
  • Концептуальная таблица

Тема: «Своеобразие природы Урала», 8 кл.

  • Учебный «мозговой штурм» - работа в группах по плану: создание банка идей, анализ идей, обработка результатов

Приполярный Урал

Линии сравнения

Южный Урал

  • Географ. положение
  • Высочайшие вершины
  • Полезные ископаемые
  • Климат
  • Высотная поясность
Результаты применения приемов технологии РКМЧП: Овладение навыками поиска , анализа информации Умение формулировать корректные вопросы Самостоятельность учащихся в изучении предмета Интерес к творческой деятельности
  • Результаты применения приемов технологии РКМЧП:
  • Овладение навыками поиска , анализа информации
  • Умение формулировать корректные вопросы
  • Самостоятельность учащихся в изучении предмета
  • Интерес к творческой деятельности
Литература С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке.-М., 2011. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/А.Г. Асмолов.-М., 2011

Литература

  • С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке.-М., 2011.
  • А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/А.Г. Асмолов.-М., 2011


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!