СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

(Презентация) Краеведческие чтения г.Смоленска 2019. Тема: "ФОРМА СОНЕТА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.И. РЫЛЕНКОВА"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность работы определяется тем, что исследование творчества Н.И. Рыленкова должно способствовать развитию интереса к культурному наследию смоленского автора, потому что в своих произведениях он осуществлял основную задачу поэта – воспитание человеческих душ.

Цель: выяснить, почему Н.И. Рыленков использовал в своём творчестве форму сонета.

Просмотр содержимого документа
«(Презентация) Краеведческие чтения г.Смоленска 2019. Тема: "ФОРМА СОНЕТА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.И. РЫЛЕНКОВА"»

Литературное наследие Смоленщины  Исследовательская работа на тему :

Литературное наследие Смоленщины

Исследовательская работа на тему : " Форма сонета в творчестве Рыленкова"

Работу выполнила

ученица 9 класса А

МБОУ «СШ №22»

Шустова Екатерина

руководитель

Нескреба О.А

Смоленск 2019

Николай Иванович Рыленков родился 2 (15) февраля 1909 г. в деревне Алексеевка Рославльского уезда Смоленской губернии (ныне Рославльский район Брянской области). С середины 30-х гг. до начала Великой Отечественной войны издано шесть его поэтических сборников. C первых дней войны находился на фронте. Командовал взводом в саперном батальоне, был военным корреспондентом армейской печати. Долгие годы возглавляет Смоленского отделения Союза писателей СССР. За послевоенные годы опубликовано более 30 поэтических и прозаических книг, сборников публицистики, переводов, том очерков, эссе и литературных портретов.

Николай Иванович Рыленков родился 2 (15) февраля 1909 г. в деревне Алексеевка Рославльского уезда Смоленской губернии (ныне Рославльский район Брянской области).

С середины 30-х гг. до начала Великой Отечественной войны издано шесть его поэтических сборников. C первых дней войны находился на фронте. Командовал взводом в саперном батальоне, был военным корреспондентом армейской печати. Долгие годы возглавляет Смоленского отделения Союза писателей СССР. За послевоенные годы опубликовано более 30 поэтических и прозаических книг, сборников публицистики, переводов, том очерков, эссе и литературных портретов.

Цель работы: выяснить, почему Н.И. Рыленков использовал в своём творчестве форму сонета. Актуальность работы определяется тем, что исследование творчества Н.И. Рыленкова должно способствовать развитию интереса к культурному наследию смоленского автора, потому что в своих произведениях он осуществлял основную задачу поэта – воспитание человеческий душ.

Цель работы: выяснить, почему Н.И. Рыленков использовал в своём творчестве форму сонета.

Актуальность работы определяется тем, что исследование творчества Н.И. Рыленкова должно способствовать развитию интереса к культурному наследию смоленского автора, потому что в своих произведениях он осуществлял основную задачу поэта – воспитание человеческий душ.

Термин «сонет» произошел от латинского слова «сонаре», означающего «звучать», «звенеть». Классический сонет имеет очень строгую форму, поэтому его относят к формализованным жанрам, то есть к жанрам, для которых существуют непреложные правила, без следования которым жанр не может существовать. Родиной сонета стала Италия, Сицилия.  В 1292 году вышла первая книга сонетов «Новая жизнь», автором которой был Данте Алигьери . Из Италии сонет позже перешёл во Францию ( Ронсар), в Англию ( У. Шекспир ), в Германию ( И. В. Гете ), в Россию ( В. К. Тредиаковский ).

Термин «сонет» произошел от латинского слова «сонаре», означающего «звучать», «звенеть». Классический сонет имеет очень строгую форму, поэтому его относят к формализованным жанрам, то есть к жанрам, для которых существуют непреложные правила, без следования которым жанр не может существовать.

Родиной сонета стала Италия, Сицилия. В 1292 году вышла первая книга сонетов

«Новая жизнь», автором которой был Данте Алигьери . Из Италии сонет позже перешёл во Францию ( Ронсар), в Англию ( У. Шекспир ), в Германию ( И. В. Гете ), в Россию ( В. К. Тредиаковский ).

Сонет — твёрдая поэтическая форма : стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия- катрена ( на 2 рифмы) и 2 трехстишия- терцета ( на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности или в «итальянской». Первый катрен — какое-то утверждение, представляет тему стихотворения; второй — опровержение этого утверждения или сомнение в его достоверности, развивает положения, намеченные в первом, терцет заключает в себе объяснение указанного противоречия, намечается развязка темы; последний терцет содержит вывод, особенно в заключительной его строке ( название - «сонетный замок»). Основные формы сонета идут в таком порядке : Итальянский Французский Английский Английской форма сонета самая распространённая, эту форму использовали Пушкин, Лермонтов, а также и Рыленков, о творчестве которого я хотела бы рассказать.

Сонет — твёрдая поэтическая форма : стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия- катрена ( на 2 рифмы) и 2 трехстишия- терцета ( на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности или в «итальянской».

Первый катрен — какое-то утверждение, представляет тему стихотворения; второй — опровержение этого утверждения или сомнение в его достоверности, развивает положения, намеченные в первом, терцет заключает в себе объяснение указанного противоречия, намечается развязка темы; последний терцет содержит вывод, особенно в заключительной его строке ( название - «сонетный замок»).

Основные формы сонета идут в таком порядке :

Итальянский Французский Английский

Английской форма сонета самая распространённая, эту форму использовали Пушкин, Лермонтов, а также и Рыленков, о творчестве которого я хотела бы рассказать.

Почему-то принято считать, что наследие Н.И.Рыленкова – это прежде всего пейзажная лирика, стихотворения о неброской, но очень притягательной красоте средней полосы России. В своих произведениях Н.И.Рыленков много размышляет об исторической роли Смоленской земли в судьбе России, о людях, прославивших нашу родину, об экологических проблемах. Так или иначе, на всё, что его окружало и волновало, поэт смотрит глазами человека, любящего свой родной край.

Почему-то принято считать, что наследие Н.И.Рыленкова – это прежде всего пейзажная лирика, стихотворения о неброской, но очень притягательной красоте средней полосы России. В своих произведениях Н.И.Рыленков много размышляет об исторической роли Смоленской земли в судьбе России, о людях, прославивших нашу родину, об экологических проблемах. Так или иначе, на всё, что его окружало и волновало, поэт смотрит глазами человека, любящего свой родной край.

Мне нравится искусство бочара, Когда, в карман не лезущий за слово, Он в зимние большие вечера Скрепляет клёпку обручем дубовым. Врезает дно, храня суровый вид, И говорит: «Сто лет смолить не надо! Посудина, что колокол, гудит». И сердце мастера удаче радо. И снова, как вчера и завчера, Не видя любопытных за плечами, Он тешет клёпку дни и вечера И пригоняет обручи ночами.  Нужны мне глаз и мудрость бочара, Чтоб речь скреплять, как бочку, обручами.

Мне нравится искусство бочара,

Когда, в карман не лезущий за слово,

Он в зимние большие вечера

Скрепляет клёпку обручем дубовым.

Врезает дно, храня суровый вид,

И говорит: «Сто лет смолить не надо!

Посудина, что колокол, гудит».

И сердце мастера удаче радо.

И снова, как вчера и завчера,

Не видя любопытных за плечами,

Он тешет клёпку дни и вечера

И пригоняет обручи ночами.

Нужны мне глаз и мудрость бочара,

Чтоб речь скреплять, как бочку, обручами.

Пока подвластны глина и огонь, Отвес и камень — жить на свете стоит. Холмы надежны. Мастер Федор Конь Сей град на диво временам обстроит. Пусть на Москве трезвонит царь-юрод, Пусть ждет Борис его кончины скорой, Он тут такую крепость возведет, Что станет в бедах родине опорой. Со всей Руси собрав гулящий люд, Не выставлял он ни вина, ни меда. Печет жара, косые ливни льют, Но в общем деле не тяжка невзгода.  Сильней и выше царской власти тут Дерзанье мастера и труд народа.

Пока подвластны глина и огонь,

Отвес и камень — жить на свете стоит.

Холмы надежны. Мастер Федор Конь

Сей град на диво временам обстроит.

Пусть на Москве трезвонит царь-юрод,

Пусть ждет Борис его кончины скорой,

Он тут такую крепость возведет,

Что станет в бедах родине опорой.

Со всей Руси собрав гулящий люд,

Не выставлял он ни вина, ни меда.

Печет жара, косые ливни льют,

Но в общем деле не тяжка невзгода.

Сильней и выше царской власти тут

Дерзанье мастера и труд народа.

Новаторство Рыленкова при работе в жанре сонета Рыленков, используя в своём творчестве трудную, но гармоничную по своей природе форму сонета, наполнил её новым содержанием, обогатил лексически, расширил тематику жанра. Особое внимание Н.И. Рыленков уделяет теме труда, зачастую героями произведений становятся рабочие, люди, которые живут и трудятся на земле .

Новаторство Рыленкова при работе в жанре сонета

Рыленков, используя в своём творчестве трудную, но гармоничную по своей природе форму сонета, наполнил её новым содержанием, обогатил лексически, расширил тематику жанра.

Особое внимание Н.И. Рыленков уделяет теме труда, зачастую героями произведений становятся рабочие, люди, которые живут и трудятся на земле .

Путь хлебороба – не лукавый путь , Земля от века учит жить правдиво. Людскую гордость обманут не диво. А землю невозможно обмануть. Она добра, но ей не жаль ничуть Тех, кто хитрил, трудился нерадиво. Прости, грози – не всколосится нива, Возделанная наспех, как-нибудь. Всё примеряя – так или иначе. Её уроки не забыть в пути. Не верь случайно выпавшей удаче. Не льсти судьбе, но и себе не льсти.  Земля сама твою покажет суть. Путь хлебороба – не лукавый путь.

Путь хлебороба – не лукавый путь ,

Земля от века учит жить правдиво.

Людскую гордость обманут не диво.

А землю невозможно обмануть.

Она добра, но ей не жаль ничуть

Тех, кто хитрил, трудился нерадиво.

Прости, грози – не всколосится нива,

Возделанная наспех, как-нибудь.

Всё примеряя – так или иначе.

Её уроки не забыть в пути.

Не верь случайно выпавшей удаче.

Не льсти судьбе, но и себе не льсти.

Земля сама твою покажет суть.

Путь хлебороба – не лукавый путь.

Ты видел этот памятник? Скала, Тяжёлый меч в руке простертой галла, А там, за выступом – гнездо орла, Что крутизна веков оберегала.  Напрасно ввысь к нему стремится галл, Повиснув над зияющею бездной, Здесь каждого пришельца настигал Закон отмщенья – клюв орла железный!  Россия, Родина моя – скала, Взнесенная над сумрачной долиной, Врагов твоих читая список длинный, Мы слышим взмах широкого крыла.  И славим сыновей твоих дела, Их зоркий глаз и острый клюв орлиный!

Ты видел этот памятник? Скала,

Тяжёлый меч в руке простертой галла,

А там, за выступом – гнездо орла,

Что крутизна веков оберегала.

Напрасно ввысь к нему стремится галл,

Повиснув над зияющею бездной,

Здесь каждого пришельца настигал

Закон отмщенья – клюв орла железный!

Россия, Родина моя – скала,

Взнесенная над сумрачной долиной,

Врагов твоих читая список длинный,

Мы слышим взмах широкого крыла.

И славим сыновей твоих дела,

Их зоркий глаз и острый клюв орлиный!

Щитом Руси ты назван был недаром... Щитом Руси ты назван был недаром, Мой древний город, город молодой. Стоял, готовый к вражеским ударам, Ты над былинной, над живой водой. Потерян счет в столетьях схваткам ярым У стен твоих, где бился ты с бедой. Ты голодом, и мором, и пожаром Опустошался, город мой родной. Я видел сам, как ты вставал из пепла, Как, умываясь потом, молодел, Пред Родиной, что в испытаньях крепла, Не сетуя на трудный свой удел.  Тебе известно больше, чем кому, Как дорог мир народу моему!

Щитом Руси ты назван был недаром...

Щитом Руси ты назван был недаром,

Мой древний город, город молодой.

Стоял, готовый к вражеским ударам,

Ты над былинной, над живой водой.

Потерян счет в столетьях схваткам ярым

У стен твоих, где бился ты с бедой.

Ты голодом, и мором, и пожаром

Опустошался, город мой родной.

Я видел сам, как ты вставал из пепла,

Как, умываясь потом, молодел,

Пред Родиной, что в испытаньях крепла,

Не сетуя на трудный свой удел.

Тебе известно больше, чем кому,

Как дорог мир народу моему!

Кувшин в кургане найденный, и фреска В забытой церкви – всё меня влечёт. Когда гляжу на древний герб Смоленска, Мне никакие тяготы не в счёт.  Я не дивлюсь, что в нём смогли сродниться У перекрёстка грозовых путей И пушка, что таит грома, и птица, О ясном дне поющая на ней.  Живой комочек пуха на металле Напоминает, что из век в век Чем яростнее пушки грохотали, Тем больше жаждал мира человек.  Я тоже пел о мире в годы битв, Как герб родного города велит.

Кувшин в кургане найденный, и фреска

В забытой церкви – всё меня влечёт.

Когда гляжу на древний герб Смоленска,

Мне никакие тяготы не в счёт.

Я не дивлюсь, что в нём смогли сродниться

У перекрёстка грозовых путей

И пушка, что таит грома, и птица,

О ясном дне поющая на ней.

Живой комочек пуха на металле

Напоминает, что из век в век

Чем яростнее пушки грохотали,

Тем больше жаждал мира человек.

Я тоже пел о мире в годы битв,

Как герб родного города велит.

Всю ночь на цыпочках ходили в доме, Лампады жгли. Рожала госпожа. И даже сад в предутренней истоме Стоял, прислушиваясь. чуть дыша.  С зарёй раздался первый крик ребёнка, И в тот же миг в густой тени аллей В ответ ему торжественно и звонко Проснувшийся защёлкал соловей.  И пусть твердят нам, что легенда это. Нам всё равно. Мы сердцем верим ей. На крик ребёнка песней в час рассвета Не мог не отозваться соловей.  Ведь мы-то знаем хорошо о том, Что тот ребёнок - Глинкой стал потом

Всю ночь на цыпочках ходили в доме,

Лампады жгли. Рожала госпожа.

И даже сад в предутренней истоме

Стоял, прислушиваясь. чуть дыша.

С зарёй раздался первый крик ребёнка,

И в тот же миг в густой тени аллей

В ответ ему торжественно и звонко

Проснувшийся защёлкал соловей.

И пусть твердят нам, что легенда это.

Нам всё равно. Мы сердцем верим ей.

На крик ребёнка песней в час рассвета

Не мог не отозваться соловей.

Ведь мы-то знаем хорошо о том,

Что тот ребёнок - Глинкой стал потом

Есть в древнем русском городе Смоленске Уютный старый сад, и в том саду Стоит он у Отчизны на виду, Прислушиваясь к музыке вселенской. Живет в нем русской песни деревенской Простой напев про радость и беду, Мазурки гром с его душой в ладу, Испанской пляски радостные всплески. Недаром он всю жизнь стремился в дали, Везде искал и находил родство. Как много песен нам родными стали, Пройдя сквозь душу щедрую его.  С ним гений наш стоит на пьедестале, Отзывчивости нашей торжество.

Есть в древнем русском городе Смоленске

Уютный старый сад, и в том саду

Стоит он у Отчизны на виду,

Прислушиваясь к музыке вселенской.

Живет в нем русской песни деревенской

Простой напев про радость и беду,

Мазурки гром с его душой в ладу,

Испанской пляски радостные всплески.

Недаром он всю жизнь стремился в дали,

Везде искал и находил родство.

Как много песен нам родными стали,

Пройдя сквозь душу щедрую его.

С ним гений наш стоит на пьедестале,

Отзывчивости нашей торжество.

В Смоленске, на Смядыни, где когда-то Был княжий двор, стоит старинный храм. Я прихожу весной в часы заката К нему, как в гости к древним мастерам. Не зря он слыл, по слову летописца, В полночных странах чудом красоты- Мы и теперь не устаем дивиться, Узнав величья прежнего черты. Не божий дух, суровый и бесплотный, Не лик войны, что снился у костров, Запечатлелся взлет мечты народной В творенье безымянных мастеров... Рожденная в далекие века, Нам та мечта понятна и близка.

В Смоленске, на Смядыни, где когда-то

Был княжий двор, стоит старинный храм.

Я прихожу весной в часы заката

К нему, как в гости к древним мастерам.

Не зря он слыл, по слову летописца,

В полночных странах чудом красоты-

Мы и теперь не устаем дивиться,

Узнав величья прежнего черты.

Не божий дух, суровый и бесплотный,

Не лик войны, что снился у костров,

Запечатлелся взлет мечты народной

В творенье безымянных мастеров...

Рожденная в далекие века,

Нам та мечта понятна и близка.

В нем воздух на истории настоян, Не обошли века его причал. Меня он сам, и труженик и воин, Гражданственности высшей обучал. Великие предвидя испытанья, Он с юностью беседовал моей То языком старинного преданья, То языком легенды наших дней. Припомню те уроки я и снова Пред ним склоняю голову свою. Он дал мне силы выстоять в бою, Сберечь в душе святое, чувство слова.  Я чую родниковую струю, И счастья мне не надобно иного.

В нем воздух на истории настоян,

Не обошли века его причал.

Меня он сам, и труженик и воин,

Гражданственности высшей обучал.

Великие предвидя испытанья,

Он с юностью беседовал моей

То языком старинного преданья,

То языком легенды наших дней.

Припомню те уроки я и снова

Пред ним склоняю голову свою.

Он дал мне силы выстоять в бою,

Сберечь в душе святое, чувство слова.

Я чую родниковую струю,

И счастья мне не надобно иного.

Пшеничный колос вырезать из меди Я мастера соседа попросил. Немногословный в дружеской беседе, Старик старался, не жалея сил.   Он знал, что нужно другу-непоседе, Угадывал, что в сердце я носил, И часто-часто видели соседи, Как на рассвете лампу он гасил.   Через неделю, молчалив и важен, Мне колос из коробочки достал. А колос был, как утро в поле влажен, На нём сиял живой воды кристалл.   Достал, вздохнул, бровями шевеля: «Пусть он всю жизнь зовёт тебя в поля!»

Пшеничный колос вырезать из меди

Я мастера соседа попросил.

Немногословный в дружеской беседе,

Старик старался, не жалея сил.

 

Он знал, что нужно другу-непоседе,

Угадывал, что в сердце я носил,

И часто-часто видели соседи,

Как на рассвете лампу он гасил.

 

Через неделю, молчалив и важен,

Мне колос из коробочки достал.

А колос был, как утро в поле влажен,

На нём сиял живой воды кристалл.

 

Достал, вздохнул, бровями шевеля:

«Пусть он всю жизнь зовёт тебя в поля!»

 Поэзия учит нас мечтать Когда человек мечтает, он словно поднимается ввысь на ковре-самолёте. Он хочет быть правдивым, умным, сильным, храбрым, умелым. Он хочет делать людям добро. Совершать подвиги. Он хочет жить так, чтобы скорей наступила на всех земле счастливая жизнь.

Поэзия учит нас мечтать

Когда человек мечтает, он словно поднимается ввысь на ковре-самолёте. Он хочет быть правдивым, умным, сильным, храбрым, умелым. Он хочет делать людям добро. Совершать подвиги. Он хочет жить так, чтобы скорей наступила на всех земле счастливая жизнь.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!