Просмотр содержимого документа
«Презентация "Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ЗПР"»
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Выполнила: учитель начальных классов Пономаренко Наталья Викторовна
Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ЗПР
Арт-терапия
- Среди множества коррекционно-развивающих технологий, используемых в работе с обучающимися, воспитанниками с ЗПР, особое внимание заслуживает направление арт-терапия.
- Слово арт-терапия сейчас встречается часто и знакомо многим, но не все знают, что именно скрывается за этим красивым названием. Лечение искусством (art — искусство, therapy — лечение) берет на вооружение самые разнообразные виды творческой деятельности человека, с целью оказания помощи ему в решении психологических проблем. Арт-терапия соединяет в себе различные области знания — медицину, психологию, культурологию, педагогику, и др. Её основой выступает художественная практика, Язык искусства — красок, линий, форм и образов — говорит нам о том, что зачастую очень сложно выразить при помощи слов. В ходе занятий арт-терапии обучаемые, воспитанники вовлекаются в изобразительную деятельность, имеющую огромную целительную силу.
Пескотерапия
- Пескотерапия (sand-play) — игра с песком — важный способ развития ребёнка. Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете. Играя с песком, дети развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость. В песочных играх можно развивать мотивацию речевого общения; формировать первичные произносительные умения и навыки; пополнять словарь; формировать связную речь; обучать чтению, письму.
Коррекционно-образовательная цель — развитие связной речи, лексико-грамматических представлений; помощь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; развитие графомоторных навыков.
Общие рекомендации
- 1. Игры в песочнице проводят с подгруппой или индивидуально.
- 2. До занятия и после занятия моют руки.
- 3. Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-разминки.
- 4. Во время работы с песком следует соблюдать определённые правила.
- 5. Не обязательно придерживаться жёсткой структуры занятия, возможно также продление по времени игры в песке, если это стабилизирует психофизическое состояние детей.
- 6. Взрослый должен внимательно следить за реакцией детей во время работы с песком. В случае появления у детей негативного отношения или усталости игру-занятие следует ненавязчиво завершить.
- 7. Педагог вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребёнок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на чётком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребёнка.
- 8. Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определённая музыка или звук, песочные часы и т. д.).
- 9. Детям не показывают сразу весь набор игрушек, они должны освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук и инструментов.
- 10. В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются через игрушку-посредника (Песочная Фея, Хозяйка песочницы, Королева песочного мира и т.п.).
- 11. Педагог (воспитатель, психолог) выполняет роль внимательного зрителя. Позиция педагога — это «активное присутствие, ярядом». Ребёнку предлагают проблемную ситуацию, с которой ему предстоит справиться самостоятельно. Взрослый направляет рассуждения ребёнка, обращает внимание на наиболее значимые моменты.
Виды игр
- Адаптационные игры , помогающие адаптироваться к новым условиям пребывания детей в саду, усвоить нормы и правила поведения и общения в группе. Игры: «Прятки», «Отпечатки», «Тучки», «Угостим друга», «Дом для друга», «Дорожки к домикам друзей», «Найди игрушку».
- Обучающие игры , обеспечивающие процесс обучения чтению, письму, счёту, грамоте. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребёнок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь и словарный запас. Игры: «Угадай, какая цифра, буква», «Найди нужное количество», «Пекарня», «Угадай по описанию», «Ищи по инструкции».
- Познавательные игры , с помощью которых мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям. Игры: «Путешествие», «Загадки», «Песочная арифметика».
- Графомоторные игры , направленные на развитие координации движения и графомоторных навыков, восприятие пространства и двуручных движений.
- Логопедические игры , помогающие устранить дефекты и несформированность речи. Игры для совершенствование лексических и грамматических средств языка и навыков связной речи: «Чего не стало», «Подбери слово», «Зверюшки на дорожках», «Дорисуй картинку». На развитие фонематического слуха и восприятия :«Два города», «Кто в городе живёт?» и др.
Изотерапия
Изотерапия - письмо и рисование кистями и красками разных размеров, ладошками, пальцами рук, маркерами. Рисование осуществляется либо по образцу, либо по подложке самостоятельно. В процессе изобразительной деятельности идет воздействии света 12 цветов в зависимости от психоэмоционального и соматического состояния ребенка.
Очень эффективны упражнения с использованием изотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта.
Основная цель - помочь освободить от агрессии, нервозности, психологической зажатости, ревности, фобий, неуравновешенности — стабилизировать психическое и эмоциональное состояние.
- Использование данной технологии позволяет помочь ребёнку самому справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию, укрепить соматическое здоровье. В системе различных направлений арт-терапии изотерапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в процессе изобразительной деятельности, используемой в целях коррекции лиц с различными эмоциональными и психическими расстройствами. Данную технологию можно использовать как для организации внеурочной деятельности детей с ЗПР и нарушением интеллекта, так и в урочной деятельности.
- Часто для детей с ОВЗ изотерапия становится единственным способом выразить себя и собственные проблемы. Она их эмоционально разгружает, позволяет им освободиться от отрицательных эмоций и агрессии. Помогает психологу (психотерапевту) понять ребёнка, вывести его на контакт. Как показывает практика, использование данного направления в работе с такими детками всегда приводит исключительно к положительным результатам.
- В изотерапии используются самые разные упражнения. Их можно выполнять как под руководством опытного психолога, так и просто родителей, воспитателей, педагогов. Взрослые могут применять их самостоятельно для оценки и коррекции собственного психоэмоционального состояния.
- Марание
- Малышам предлагается рисовать ладошками, ножками, кулачками, пальчиками. Данное упражнение снимает запреты, позволяет ребёнку чувствовать себя свободным. Он раскрепощается и может незаметно для самого себя осмелиться на действия, которые в обычной жизни не совершает.
- Монотипия
- Нарисовать на стекле любой образ с помощью акварельных красок. Не дав им высохнуть, приложить к стеклу лист бумаги, прижать. Дорисовать полученный отпечаток. Дать ему название. Придумать про него историю.
- Пластилиновая аппликация
- Пластилин разминается в руках до тёплого и мягкого состояния. Раскатывается по листу плотного картона в виде рисунка. Украшается бисером, крупинками, зёрнами, макаронами методом их вдавливания в пластилин.
- Рисование историй
- Взрослый задаёт какую-либо тему (максимально обобщённую, чтобы она не сильно ограничивала свободу творчества ребёнка) для рисунка. После окончания работы необходимо описать изображённое.
- Каракули
- Упражнение, похожее на предыдущее, но более целенаправленное. Может применяться в изотерапии для взрослых. Предлагается без всякой задумки поводить карандашом по бумаге. Затем вглядеться в получившийся рисунок и попытаться увидеть в нём очертания какого-либо образа, а далее дорисовать его «до ума» красками.
- Кляксография
- Применяется в арт-терапии для гиперактивных и раздражительных детей. На бумагу наносится крупная капля краски. Её нужно раздувать в разных направлениях, чтобы добиться какого-то более чёткого очертания.
- Изотерапия для подростков имеет свои специфические черты, так как целенаправленно даже на занятиях с психологом их трудно сподвигнуть на то, чтобы они что-то нарисовали (стесняются, боятся показать своё подсознательное, сделать что-то не так и другие причины). Поэтому здесь от специалиста требуется применение совершенно другой схемы работы:
- с помощью родителей выяснить интересы подростка в живописи (это могут быть современные направления: граффити, стрит-арт, 3D-рисунки, фотореализм, фэнтези, боди-арт, мейл-арт, нет-арт);
- изучить его работы в данном направлении;
- выявить закономерности в технике рисования и создаваемых образах;
- проводить с ним беседы об интересующем его течении;
- после того, как контакт будет налажен, попросить что-нибудь нарисовать в данном направлении.
- После этого уже можно постепенно собирать портфолио и вести целенаправленную работу по выявлению и коррекции имеющихся проблем психологического характера.
- Процесс и результат рисования анализируется по следующим параметрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображенных на рисунке, и преобладающие цветовые тона. Например, темные цвета могут быть отголоском внутренних проблем человека. Яркие краски выражают творческое начало, позитивное эмоциональное состояние; преобладание пастельных тонов свидетельствует о чувствительности человека. Цвета, их расположение, игра красок - это свой особый, индивидуальный язык, здесь нет никаких установленных правил, это скорее рисунок души, отражающий ее состояние, поэтому чем светлее, ярче, «веселее» рисунок, тем светлее душа, тем чище «человеческое начало» в человеке, и наоборот. Изобразительная арт-терапия включает в себя изотворчество, дополнительное рисование, свободное, коммуникативное и совместное рисование. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группе.
Источники
- https://ponervam.ru/
- Ибрагимова, Г. Г. Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития / Г. Г. Ибрагимова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 748-751. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20185/ (дата обращения: 24.04.2020).
- https:// ds05.infourok.ru/uploads/ex/017b/000d6efa-d6b03216/hello_html_m4b07c702.jpg
- https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/02/05/peskoterapia_v_rabote_s_doshkolnikami_s_m_startseva.pdf