Речевые нарушения и организация коррекционной работы
Консультация для родителей
Составила учитель-логопед Рослякова И.С.
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей (нарушение нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей). Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы как семейная отягощенность речевыми нарушениями.
ДИСЛАЛИЯ это нарушение звукопроизношения, а именно звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться ил просто отсутствовать. Это заключение ставится когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Вместо «шапка» – «сапка», вместо «рак» – «лак», вместо «горы» – «гоы».
ДИЗАРТРИЯ возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия , когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Ребенку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону. При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи: звукопроизношение, голос, речевое дыхание, интонация, и общая мелодика речи. Также необходимо знать, что дизартрия – не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат комплексно.
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР) Этот диагноз обычно ставят детям раннего возраста. При ЗРР ребенок вполне нормально, но намного позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин возникновения ЗРР – неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФФНР) нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФНР характеризуется заменами, смешением звуков: вместо «Шуба» произносят «Фуба» или «Суба». Вместо «Шишка» произносят «Сышка», или «Шиска» или «Сиска», или «Фыфка».
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройств у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявление ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
В нашем логопедическом кабинете проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям: - Формирование правильного звукопроизношения; -Развитие артикуляционного аппарата; - Совершенствование фонематических процессов, т.е. умение различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию; - Совершенствование грамматического строя речи; -Обогащение, активизация словарного запаса речи; - Развитие мелкой моторики рук; - Развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы; - Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку больше времени ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: - не ругать ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправлять неправильное произношение; - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами; научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
Особое внимание необходимо уделить выполнению домашних заданий. Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания. Все задания выполняются до конца. И, конечно, самое главное – родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ