СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация - консультация для родителей "Речевые нарушения и организация коррекционной работы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация - консультация для родителей "Речевые нарушения и организация коррекционной работы"»

Речевые нарушения и организация коррекционной работы Консультация для родителей Составила учитель-логопед Рослякова И.С.

Речевые нарушения и организация коррекционной работы

Консультация для родителей

Составила учитель-логопед Рослякова И.С.

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска.  Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.).   Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей (нарушение нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей). Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми.   Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы как семейная отягощенность речевыми нарушениями.

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей (нарушение нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей). Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы как семейная отягощенность речевыми нарушениями.

  ДИСЛАЛИЯ   это нарушение звукопроизношения, а именно звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться ил просто отсутствовать. Это заключение ставится когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Вместо «шапка» – «сапка», вместо «рак» – «лак», вместо «горы» – «гоы».

ДИСЛАЛИЯ это нарушение звукопроизношения, а именно звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться ил просто отсутствовать. Это заключение ставится когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Вместо «шапка» – «сапка», вместо «рак» – «лак», вместо «горы» – «гоы».

ДИЗАРТРИЯ   возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия , когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Ребенку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону.  При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи: звукопроизношение, голос, речевое дыхание, интонация, и общая мелодика речи.  Также необходимо знать, что дизартрия – не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат комплексно.

ДИЗАРТРИЯ возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия , когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Ребенку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону. При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи: звукопроизношение, голос, речевое дыхание, интонация, и общая мелодика речи. Также необходимо знать, что дизартрия – не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат комплексно.

 ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)    Этот диагноз обычно ставят детям раннего возраста. При ЗРР ребенок вполне нормально, но намного позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин возникновения ЗРР – неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР) Этот диагноз обычно ставят детям раннего возраста. При ЗРР ребенок вполне нормально, но намного позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин возникновения ЗРР – неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФФНР)   нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФНР характеризуется заменами, смешением звуков: вместо «Шуба» произносят «Фуба» или «Суба». Вместо «Шишка» произносят «Сышка», или «Шиска» или «Сиска», или «Фыфка».

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФФНР) нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФНР характеризуется заменами, смешением звуков: вместо «Шуба» произносят «Фуба» или «Суба». Вместо «Шишка» произносят «Сышка», или «Шиска» или «Сиска», или «Фыфка».

 ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)   нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройств у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявление ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройств у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявление ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

  В нашем логопедическом кабинете проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:  - Формирование правильного звукопроизношения;  -Развитие артикуляционного аппарата;  - Совершенствование фонематических процессов, т.е. умение различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию;  - Совершенствование грамматического строя речи;  -Обогащение, активизация словарного запаса речи;  - Развитие мелкой моторики рук;  - Развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;  - Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

В нашем логопедическом кабинете проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям: - Формирование правильного звукопроизношения; -Развитие артикуляционного аппарата; - Совершенствование фонематических процессов, т.е. умение различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию; - Совершенствование грамматического строя речи; -Обогащение, активизация словарного запаса речи; - Развитие мелкой моторики рук; - Развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы; - Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?   Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку больше времени ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:  - не ругать ребенка за неправильную речь;  - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;  - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;  - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;  научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку больше времени ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: - не ругать ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправлять неправильное произношение; - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами; научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

  Особое внимание необходимо уделить выполнению домашних заданий. Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания. Все задания выполняются до конца.   И, конечно, самое главное – родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки.

Особое внимание необходимо уделить выполнению домашних заданий. Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания. Все задания выполняются до конца. И, конечно, самое главное – родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!